Дело № 2а - 20/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 января 2018 года город Юрьев-Польский
Юрьев-Польский районный суд Владимирской области в составе
председательствующего судьи Забавновой О.М.,
при секретаре Телиной А.В.,
с участием
административного истца, прокурора Араповой М.И.,
представителя административного ответчика Анисимова С.Б.,
представителя заинтересованного лица Прокофьевой И.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Юрьев-Польском дело по административному исковому заявлению прокурора Юрьев-Польского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Небыловское Юрьев-Польского района о признании бездействия администрации незаконным, об обязании администрации МО Небыловское в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда установить на местности границы земельных участков, занятых кладбищами, поставить данные участки на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности на указанные земельные участки, занятые кладбищами,
установил:
прокурор Юрьев-Польского района, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации МО Небыловское Юрьев-Польского района с учетом уточнений о признании незаконным бездействия администрации МО Небыловское Юрьев-Польского района по не установлению на местности границ земельных участков, занятых кладбищами по адресам: с. Небылое, Баскаки, Звенцово, Слуда, Андреевское, Горяиново, Косагово, Лыково, Чеково, Павловское, Железово, Невежино, Абабурово, Котлучино, Федоровское, Рябинки, Богородское, Мукино, Леднево, Никульское, Шихобалово, Богдановское, Красное Заречье, Пречистая Гора, Симизино, Ельцы, Карельская Слобода, об обязании администрации МО Небыловское Юрьев-Польского района в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда установить на местности границы земельных участков, занятых кладбищами по адресам: с. Небылое, Баскаки, Звенцово, Слуда, Андреевское, Горяиново, Косагово, Лыково, Чеково, Павловское, Железово, Невежино, Абабурово, Котлучино, Федоровское, Рябинки, Богородское, Мукино, Леднево, Никульское, Шихобалово, Богдановское, Красное Заречье, Пречистая Гора, Симизино, Ельцы, Карельская Слобода, поставить данные участки на государственный кадастровый учет и зарегистрировать право собственности на указанные земельные участки, занятые кладбищами.
Уточнения приняты к производству суда.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства, а также законодательства о погребении и похоронном деле, в ходе которой установлено, что на территории МО Небыловское Юрьев-Польского района расположено 26 действующих общественных кладбищ и 2 закрытых общественных кладбища.
Вместе с тем, в нарушение вышеназванных норм действующего законодательства административным ответчиком не предпринято мер к установлению границ земельных участков под кладбищами, на кадастровый учёт они не поставлены, правоустанавливающие документы на них не оформлены.
По фактам выявленных нарушений 19.10.2017 прокурором Юрьев- Польского района главе администрации МО Небыловское внесено представление, по результатам рассмотрения которого административным ответчиком не принято мер по надлежащему определению границ земельных участков, используемых под кладбища и постановке их на кадастровый учёт.
Не приведение территории кладбищ в соответствие с нормами действующего земельного законодательства, их кадастрового учета и регистрации в установленном законом порядке, приводит к обезличиванию территории кладбищ, отсутствию их на учете, а при осуществлении захоронений умерших - возможно нарушение санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную среду.
В судебном заседании помощник прокурора Арапова М.И. уточненные административные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика администрации МО Небыловское Юрьев-Польского района Владимирской области Анисимов С.Б. административные исковые требования прокурора не признал, указав, что исполнение решения суда в случае его удовлетворения невозможно.
Полагал, что поскольку захоронения на кладбищах продолжают осуществляться, фактов отказа не было, содержание кладбищ осуществляется в соответствие с требованиями и нормами, претензий со стороны санитарно-эпидемиологических служб по содержанию кладбищ не было, уборка мусора производится, то функционирование кладбищ без оформления права собственности на занятые ими земельные участки не нарушают права неопределенного круга лиц.
Относительно уточненного прокурором срока в один год существенных и обоснованных возражений не заявили.
Представитель заинтересованного лица Администрации МО Юрьев-Польский район Владимирской области Прокофьева И.В. возразила против удовлетворения административных исковых требований прокурора, указав, что в случае удовлетворения административных исковых требований данное решение будет не исполнимо, так как будут затронуты интересы иных лиц.
Заинтересованное лицо Росреестр по Юрьев-Польскому району, надлежащим образом извещенное о дате и месте рассмотрения дела, в суд представителя не направило.
Изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» определено, что местами погребения являются отведённые в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших, крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
Согласно ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. На общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с п. 5 ст. 16 вышеприведенного Закона.
Предоставление земельного участка для размещения места погребения, как следует из ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утверждённой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учётом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределённо долгий срок существования места погребения.
Санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» (СанПиН 2.1.2882-11), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 № 84, устанавливают гигиенические требования к содержанию кладбищ.
Согласно ст. 6 Земельного кодекса РФ объектом земельных отношений является земельный участок.
Удостоверение границ земельного участка осуществляется путём реализации процедуры определения границ земельного участка, установления его границ на местности, согласования и утверждения его границ в соответствии с Федеральным законом от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве».
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации. Правила установления на местности границ объектов землеустройства утверждены Постановлением Правительства РФ от 20.08.2009 № 688.
Согласно Федеральному закону от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» кадастровые работы выполняются в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, частей земельных участков, зданий, сооружений, помещений, а также иных объектов недвижимости, подлежащих в соответствии с федеральным законом кадастровому учету.
На основании ст. 70 Земельного кодекса РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии с ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Из пункта 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, указанных в пункте 6 настоящей статьи.
Прокурор обратился в суд в соответствии со ст. 39 КАС РФ, основываясь на положениях ч. 1 ст. 218 КАС РФ.
В данном случае обращение прокурора в суд является способом защиты прав граждан, неопределенного круга лиц, на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со статьями 2 и 45 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита его прав и свобод - обязанностью государства.
Как установлено судом по настоящему делу, прокуратурой проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства, а также законодательства о погребении и похоронном деле, в ходе которой установлено, что на территории МО Небыловское сельское поселение расположено 26 действующих общественных кладбищ (с. Небылое, д. Баскаки, д. Афинеево, д.Звенцово, д.Мукино, д.Слуда, с. Андреевское, с.Горяиново, с.Косагово, с.Лыково, с.Чеково, с.Павловское, д.Железово, д.Невежино, с. Абабурово, с.Котлучино, с.Федоровское, д.Рябинки, с.Богородское, с.Леднево, с.Никульское, с.Шихобалово, с.Богдановское, с.Красное Заречье, с.Пречистая Гора, с.Симизино) и 2 закрытых общественных кладбища (с.Ельцы, с.Карельская Слобода). В нарушение вышеназванных норм действующего законодательства административным ответчиком не предпринято мер к определению границ земельных участков, занятых кладбищами, на кадастровый учёт участки не поставлены, правоустанавливающие документы на земельные участки под кладбищами отсутствуют.
ДД.ММ.ГГГГ за № прокуратурой главе администрации Небыловское выдано предписание об устранении указанных нарушений и необходимости сообщения прокурору о принятых мерах. Предписание получено, однако не исполнено.
В ответ на предписание администрацией прокурору указано, что нарушений действующего законодательства не имеется.
Указанные обстоятельства не оспариваются и представителем административного ответчика.
Срок, предусмотренный ст. 219 КАС РФ истцом соблюден, что не оспорено. Предписание оформлено 19.10.2017, ответ администрацией на предписание дан 07.11.2017, иск подан 21.11.2017.
В соответствии с п. 15 ст. 6 Устава муниципального образования Небыловское к вопросам местного значения МО Небыловское относится, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронений.
Решением совета народных депутатов МО Небыловское от 24.08.2006 № 50 утверждено Положение о порядке оказания ритуальных услуг и содержания кладбищ на территории населенных пунктов МО Небыловское.
Решением совета народных депутатов МО Небыловское № 51 от 24.08.2006 утверждены Правила содержания муниципальных мест захоронения в населенных пунктах МО Небыловское.
Решением совета народных депутатов МО Небыловское от 10.09.2008 № 67 внесены изменения в Правила. Указано, что финансирование на содержание и уборку кладбищ в населенных пунктах МО Небыловское осуществляется в пределах средств бюджета МО Небыловское, выделенных на эти цели.
Исходя из пунктов 4 и 5 ст. 16 Федерального закона № 8-ФЗ предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления.
Земельные участки, занимаемые общественными кладбищами, не являются разграниченными в силу закона.
Администрацией муниципального образования Небыловское должных мер к оформлению в муниципальную собственность земельных участков, занятых общественными кладбищами, в том числе мер к проведению в отношении указанных земельных участков землеустроительных и кадастровых работ, не принимается.
Согласно выпискам из ЕГРН земельные участки под кладбищами с кадастровыми №, площадью 18000 кв.м, адрес: Юрьев-Польский район, с.Андреевское (Небыловское м/о), №, площадью 3500 кв.м, адрес: Юрьев-Польский район, с.Шихобалово постановлены на кадастровый учет, однако границы данных земельных участков не установлены и на кадастровый учет не поставлены, что не оспорено.
На кадастровом учете согласно выписке из ЕГРН значится земельный участок, вид разрешенного использования - под кладбище, кадастровый №, адрес: установлен относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир очистные сооружения, участок находится примерно в 300 м от ориентира по направлению на юго-восток, почтовый адрес ориентира: Юрьев-Польский район, с.Небылое, площадь участка 20 000 кв.м. На кадастровом учете также значится схема, чертеж, план данного земельного участка. Однако, в с.Небылое имеется 2 кладбища как указано в документах административного ответчика (л.д.28-29), что не оспорено.
Остальные земельные участки не поставлены на кадастровый учет.
Не принятие мер к определению границ земельных участков, занятых под кладбищами, не приведение территории кладбищ в соответствие с нормами действующего земельного законодательства, кадастрового учета и их регистрации в установленном законом порядке со стороны административного ответчика приводит к обезличиванию территории общественных кладбищ.
Отсутствие определенных границ земельных участков, занятых кладбищами, препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местами погребений, что в свою очередь может вызвать нарушение санитарных и экологических норм и правил, и как следствие, возникновение чрезвычайных ситуаций в виде загрязнения окружающей среды и неблагоприятного воздействия на здоровье человека.
Суд исходит из того, что места захоронения относятся к опасным объектам и требуют соблюдения целого ряда обязательных норм, в том числе выдерживание необходимого расстояния от жилых секторов населенных пунктов, а также расчет оказываемых нагрузок на окружающую среду и иные требования.
Следуя указанным нормам права и в соответствии с Уставом МО Небыловское, Решениями совета народных депутатов МО Небыловское Юрьев-Польского района, Положением о порядке оказания ритуальных услуг и содержания кладбищ на территории населенных пунктов МО Небыловское, Правилами содержания и эксплуатации муниципальных мест захоронений в населенных пунктах МО Небыловское, суд приходит к выводу о том, что возражения представителя администрации муниципального образования Небыловское по предъявленному административному иску являются несостоятельными, а требования Юрьев-Польского прокурора - обоснованы и подлежат удовлетворению. Выявленные прокурором нарушения приводят к обезличиванию территории кладбищ, отсутствие их на кадастровом учете при осуществлении захоронений умерших может привести к нарушению санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную среду.
По мнению суда, установление границ земельных участков под кладбищами, постановка их на кадастровый учет и оформление правоустанавливающих документов приведет к упорядочению, регламентированию деятельности администрации в указанной сфере, облегчит работу контролирующих органов, и главное - указанные действия направлены на соблюдение закона, санитарных правил и обеспечение прав неограниченного круга лиц на благоприятную среду.
Доводы ответчика и аналогичные доводы заинтересованного лица администрации МО Юрьев-Польский район отклоняются судом как несостоятельные.
Предоставленные административным ответчиком судебные акты арбитражного суда Владимирской области по делу № А11-8061/20152 от 12.04.2013, А11-9505/2012 от 09.04.2013, 02.04.2013 не могут являться обоснованием доводов ответчика. Обстоятельства, установленные данными судебными актами, регламентируемые нормами КоАП РФ, судебные акты, не имеют преюдициального значения для рассматриваемого спора.
Административным ответчиком совместно с заинтересованным лицом администрацией МО Юрьев-Польский район схематично, ориентировочно на выписках из Правил землепользования и застройки, публичной карте, отображены территории земельных участков, занятых кладбищами. Вместе с тем, убедительных доказательств того, что расположение данных земельных участков, занятых кладбищами на территории МО Небыловское указано ими верно, не представлено. Границы земельных участков не установлены, координаты не определены.
Выписки из ЕГРН по земельным участкам, как полагают административный ответчик и заинтересованное лицо - администрация МО Юрьев-Польский район, являющимися смежными с земельными участками, занятыми под кладбищами, не могут безусловно свидетельствовать ни о нахождении земельных участков под кладбищами на землях сельхозназначения и/или в собственности частных лиц, ни о предполагаемых спорах указанных собственников по границам земельных участков, ни о невозможности исполнения решения суда и т.д. Ссылки на иное разрешенное использование земельных участков, занятых кладбищами, что, по мнению администраций, делает невозможным формирование участков в границах, основаны на предположениях и не основано на законе. Кроме того, это не свидетельствует о невозможности исполнения решения суда, а вероятно может увеличить срок совершения указанных действий.
Указание административного ответчика об отсутствии норм права обязывающих администрацию совершить обозначенные прокурором в иске действия, основано на ошибочном толковании норм права. Суд, в том числе, исходит из отсутствия в законе запрета совершать указанные действия, а необходимость их совершения связывает с компетенцией МО Небыловское по оспариваемому вопросу и по исполнению обязанностей по соблюдению соответствующих этических, санитарных и экологических требований в рамках действующего законодательства с целью обеспечения прав неограниченного круга лиц на благоприятную среду.
В связи с этим, их доводы отклоняются как несостоятельные.
Иных доводов, способных опровергнуть аргументы административного истца и выводы о необходимости удовлетворения требований прокурора, не приведено. Всем доводам и возражениям по административным исковым требованиям дана оценка, они отклоняются.
В силу ст. 187 КАС РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении суда срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Из содержания приведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса сторон.
Представитель административного ответчика аргументированных возражений относительно указанного в административном иске срока не представил.
С учетом конкретных обстоятельств, установленных по настоящему делу, принимая во внимание доводы представителя административного ответчика, заинтересованных лиц, а также то, что мероприятия, связанные с проведением действий, установленных земельным законодательством по отводу, межеванию и постановке на кадастровый учет земельных участков требуют финансирования и времени для оформления документов, суд полагает возможным определить срок исполнения обязательств ответчиком - в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Данный срок суд считает разумным и достаточным для исполнения требований ответчиком с учетом действий и сроков, которые зависят, в том числе, от иных лиц.
Доводов о невозможности исполнения решения в установленные судом сроки, не заявлено. Ссылки административного ответчика и администрации района о невозможности исполнения решения суда в случае его удовлетворения, не подтверждаются какими-либо допустимыми доказательствами, носят предположительный характер.
Кроме того, суд считает необходимым указать, что ответчик не лишен возможности обратиться в суд, вынесший решение, с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда при наличии необходимости и объективных причин.
Разрешая в порядке ст. 114 КАС РФ вопрос о возмещении судебных расходов, понесенных судом в связи с рассмотрением административного дела, суд принимает во внимание, что согласно подп. 19 п.1 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Руководствуясь статьями 180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
административный иск прокурора Юрьев - Польского района удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации МО Небыловское Юрьев-Польского района по не установлению на местности границ земельных участков, занятых кладбищами по адресам: с. Небылое, Баскаки, Звенцово, Слуда, Андреевское, Горяиново, Косагово, Лыково, Чеково, Павловское, Железово, Невежино, Абабурово, Котлучино, Федоровское, Рябинки, Богородское, Мукино, Леднево, Никульское, Шихобалово, Богдановское, Красное Заречье, Пречистая Гора, Симизино, Ельцы, Карельская Слобода.
Обязать администрацию МО Небыловское Юрьев-Польского района в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда установить на местности границы земельных участков, занятых кладбищами по адресам: с. Небылое, Баскаки, Звенцово, Слуда, Андреевское, Горяиново, Косагово, Лыково, Чеково, Павловское, Железово, Невежино, Абабурово, Котлучино, Федоровское, Рябинки, Богородское, Мукино, Леднево, Никульское, Шихобалово, Богдановское, Красное Заречье, Пречистая Гора, Симизино, Ельцы, Карельская Слобода, поставить данные участки на государственный кадастровый учет и зарегистрировать право собственности на указанные земельные участки, занятые кладбищами.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Юрьев-Польский районный суд Владимирской области в течение месяца.
Мотивированное решение изготовлено 16.01.2018.
Судья подпись О.М.Забавнова