Дело № 2а-104/2021 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Поселок Глушково «27» апреля 2021 года.
Глушковский районный суд Курской области в составе:
председательствующего судьи Родионовой Л.А., при секретаре Буденной Н.А.,
с участием административного истца прокурора Глушковского района Курской области Лащинина И.В.,
представителя административного ответчика Администрации МО «Карыжский сельсовет» Глушковского района Курской области Бганцевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному заявлению прокурора Глушковского района Курской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Карыжский сельсовет» Глушковского района Курской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности принять меры к организации освещения автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории с. Карыж Глушковского района Курской области в темное время суток,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Глушковского района Курской области обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «Карыжский сельсовет» Глушковского района Курской области, в котором просит признать незаконным бездействие, выразившееся в не принятии мер к организации освещения автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории с. Карыж Глушковского района Курской области в темное время суток, обязать в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры к организации освещения автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории с.Карыж Глушковского района Курской области в темное время суток в соответствии со СНиП 23-05-95, указав, что прокуратурой Глушковского района, на основании поступившего обращения ФИО3, проведена проверка исполнения Администрацией Карыжского сельсовета Глушковского района Курской области законодательства в сфере электроэнергетики, организации благоустройства территории поселений, законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой выявлены нарушения требований законодательства в указанной сфере, установлено, что Администрацией Карыжского сельсовета Глушковского района Курской области с АО «АтомЭнергоСбыт» ДД.ММ.ГГГГ. заключен, в том числе, в целях использования электрической энергии для освещения территории муниципального образования, контракт энергоснабжения №. Вместе с тем, в нарушение требований п. 19 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; п. 11.9 Правил благоустройства территории муниципального образования «Карыжский сельсовет» Глушковского района Курской области, утвержденных Решением Собрания депутатов Карыжского сельсовета Глушковского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ 0№, СНиП 23-05-95 Администрацией Карыжского сельсовета Глушковского района не организовано освещение территории с. Карыж Глушковского района Курской области в темное время суток. Отсутствие освещения автомобильных дорог общего пользования местного значения и территории поселка ставит под угрозу безопасность неопределенного круга лиц, безопасность дорожного движения в темное время суток, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания, создает угрозу неприкосновенности граждан, предпосылки для совершения противоправных действий, не исключающих совершение террористических актов.
В судебном заседании административный истец прокурор Глушковского района Курской области Лащинин И.В. поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика администрации МО «Карыжский сельсовет» Глушковского района Курской области Бганцева М.А. в судебном заседании требования прокурора признала и не возражала против их удовлетворения.
Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ защита нарушенных прав и свобод граждан осуществляется в судебном порядке.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе, обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных, интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим, уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
В соответствии со ст. 132 Конституции РФ, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения, кроме прочего, относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится, в том числе осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям, установлены «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденные Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст. (далее - ГОСТ Р 50597-2017).Требования настоящего стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Согласно п. 6.9.1, п. 6.9.4 ГОСТ Р 50597-2017, средняя освещенность на дорожном покрытии, равномерность освещенности и коэффициент периферийного освещения дорог должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ 33176. Горизонтальная освещенность покрытия проезжей части улиц и ее равномерность должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ Р 52766.
Стационарное электрическое освещение не должно иметь дефектов, указанных в таблице Б.8 приложения Б. Дефекты устраняют в сроки, приведенные в таблице 6.8.
Срок устранения неработающих светильников, на автомобильных дорогах III-IV категории – не более 5 суток. Срок устранения отказов в работе наружных осветительных установок, для всех категорий дорог и групп улиц – не более 1 суток.
Согласно п. 19 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
В силу требований ч. 1 и ч. 2 ст. 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования.
Правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать, в том числе, вопросы организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 07.11.2016 № 777/пр, утвержден Свод правил СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение». Актуализированная редакция СНиП 23-05-95 (далее - СНиП 23-05-95),
Согласно данным таблицы 7.11 СНиП 23-05-95, нормируемые показатели освещения улиц и дорог сельских поселений не могут быть менее 2 лк.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на обеспечении и защите основных прав и свобод человека и гражданина, законности, приоритете защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритете мер предупреждения терроризма, минимизации и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.
Согласно ч. 3, ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Глушковского района Курской области на основании обращения ФИО3, было принято ДД.ММ.ГГГГ. решение о проведении проверки исполнения Администрацией МО «Карыжский сельсовет» Глушковского района Курской области законодательства в сфере электроэнергетики, организации благоустройства территории поселений, законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено, что Администрацией Карыжского сельсовета Глушковского района Курской области с АО «АтомЭнергоСбыт» ДД.ММ.ГГГГ. заключен, в том числе, в целях использования электрической энергии для освещения территории муниципального образования, контракт энергоснабжения №. Вместе с тем, в нарушение требований п. 19 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; п. 11.9 Правил благоустройства территории муниципального образования «Карыжский сельсовет» Глушковского района Курской области, утвержденных Решением Собрания депутатов Карыжского сельсовета Глушковского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ 0№, СНиП 23-05-95 Администрацией Карыжского сельсовета Глушковского района не организовано освещение территории с. Карыж Глушковского района Курской области в темное время суток.
Согласно п. 9 ст. 3 Устава муниципального образования «Карыжский сельсовет» Глушковского района к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, утверждение правил благоустройства территории Карыжского сельсовета Глушковского района, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории Карыжского сельсовета Глушковского района в соответствии с указанными правилами.
В силу ст. 33 Устава муниципального образования «Карыжский сельсовет» Глушковского района Администрация Карыжского сельсовета Глушковского района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления и наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения в интересах населения Карыжского сельсовета.
Решением Собрания депутатов Карыжского сельсовета Глушковского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования «Карыжский сельсовет» Глушковского района Курской области.
В соответствии с п. 11.9 Правил, улицы, дороги, площади, набережные, мосты, бульвары и пешеходные аллеи, общественные и рекреационные территории, территории жилых кварталов, жилых домов, территории промышленных и коммунальных организаций, а также арки входов, дорожные знаки и указатели, элементы информации о населенных пунктах освещаются в темное время суток по расписанию, утвержденному администрацией муниципального образования. Обязанность по освещению данных объектов возлагается на их собственников или уполномоченных собственником лиц.
Освещение территории муниципального образования осуществляется энергоснабжающими организациями по договорам с физическими и юридическими лицами, независимо от их организационно-правовых форм, являющимся собственниками отведенных им в установленном порядке земельных участков.
Строительство, эксплуатацию, текущий и капитальный ремонт сетей наружного освещения улиц осуществляется специализированными организациями по договорам с администрацией муниципального образования.
Таким образом, организация освещения улиц является обязанностью органа местного самоуправления, направленной на обеспечение безопасности жителей, а также дорожного движения и профилактики совершения правонарушений.
Данные обстоятельства подтверждены решением прокурора Глушковского района Курской области Лащинина И.В. о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ. №, актами проверки от ДД.ММ.ГГГГ., от ДД.ММ.ГГГГ., объяснением Главы МО «Карыжский сельсовет» Бганцевой М.А. от ДД.ММ.ГГГГ., копиями свидетельств о постановке на учет юрлица в налоговом органе, о внесении записи в ЕГРЮЛ, Выпиской из ЕГРЮЛ, копией Устава МО «Карыжский сельсовет» Глушковского района Курской области, Правилами благоустройства территории МО «Карыжский сельсовет» Глушковского района, утвержденными решением Собрания депутатов Карыжского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ. №, копией контракта энергоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ. с приложениями, справкой от ДД.ММ.ГГГГ. помощника прокурора Глушковского района ФИО8. о результатах проверки.
Оценивая все обстоятельства по делу, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление прокурора Глушковского района является обоснованным и подлежит удовлетворению в полном объеме, так как бездействие администрации МО «Карыжский сельсовет» Глушковского района Курской области, выразившееся в не принятии мер к организации освещения автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории с. Карыж Глушковского района Курской области в темное время суток в соответствии со СНиП 23-05-95, ставит под угрозу безопасность неопределенного круга лиц, безопасность дорожного движения в темное время суток, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания, создает угрозу неприкосновенности граждан, предпосылки для совершения противоправных действий, не исключающих совершение террористических актов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227-228 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ 23-05-95.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░.░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ 23-05-95.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░░░░░░░░░ ░.░.