дело № 2а-4454/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
15 ноября 2021 года город Челябинск
Советский районный суд г. Челябинска в составе председательствующего судьи Андреева И.С., при секретаре Гордиевских Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Прокурора Металлургического района г. Челябинска в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконными действий об установлении сроков расселения дома,
установил:
Прокурор Металлургического района г. Челябинска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Советский районный суд г. Челябинска с административным исковым заявлением с учетом уточнения, о признании незаконными действий об установлении сроков расселения многоквартирного дома по <адрес>.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в результате проведенной проверки выявлены нарушения требований законодательства при реализации органом местного самоуправления полномочий по установлению сроков расселения многоквартирного дома <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора Металлургического района г. Челябинска Ефанов М.Н. просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме. В судебном заседании подтвердил, что в настоящее время в многоквартирном доме, признанном ветхо-аварийным, нарушена система теплоснабжения, состояние дома представляет угрозу для проживающих в нем людей, а также для окружающих. Просил установить разумный срок расселения дома, который составляет по общему правилу один год.
Представитель административных ответчиков Администрации г. Челябинска, Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска Шкилонцева Д.Е. просила отказать в удовлетворении требований на основании представленного отзыва.
Заинтересованные лица Долгополова Елена Георгиевна, Рявкина Людмила Степановна, Новинькова Людмила Константиновна, Хомяков Андрей Николаевич, Светличная Татьяна Юлиусовна, Изоитка Надежда Александровна, Оськина Ирина Васильевна в судебном заседании поддержали исковые требования. На вопросы участников процесса поясняли, что дом находится в аварийном состоянии, проживать в нем не возможно, аварийные службы его не обслуживают.
Заинтересованные лица Тюлькин Сергей Евгеньевич, Рявкин Василий Валерьевич, Рявкин Алексей Валерьевич, Хомяков Дмитрий Андреевич, Хомякова Юлия Андреевна, Сироткин Артемий Михайлович, Солий Елена Андреевна, Светличный Евгений Валерьевич в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без своего участия.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, а также дополнительные доказательства, представленные сторонами в судебное заседание, приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях.
В соответствии п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии п. 6 ч.1 ст. 16 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2020) 2 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.03.2021) к вопросам местного значения относится: обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно положениям п.8 ч.1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции;
В соответствии с распоряжением Администрации города Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ года № многоквартирный дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Мероприятия по расселению данного дома запланировано осуществить в ДД.ММ.ГГГГ году в порядке, установленном решением Челябинской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ года №. Многоквартирный дом включен в реестр аварийного жилищного фонда города Челябинска (общая площадь 428,8 кв.м., 8 квартир). В настоящее время сложилась негативная ситуация для проживания в указанном жилом доме граждан.
Согласно выписке из реестра муниципального имущества города Челябинска по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года многоквартирный дом по адресу: <адрес> в том числе квартиры № в нем, включен в реестр муниципального имущества города Челябинска.
На основании договоров социального найма жилого помещения в квартирах № проживают: Долгополова Е.Г. (квартира №№), Новинькова JI.K. (квартира №№), Тюлькин С.Е. (квартира №№
Квартиры №№ № принадлежат на праве собственности следующим гражданам: Рявкиной JI.C., Рявкину В.В., Рявкину А.В. (квартира №№); Хомякову А.Н., Хомяковой Ю.А., Хомякову ДА. (квартира №№); Сироткину А.М., Солий Е,А. (квартира №№).
По инициативе собственника помещения №4 в данном жилом доме в период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. проведено общее собрание собственников помещений в форме очно-заочного голосования, оформленное протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ г.
В голосовании принимал участие Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска в лице Шавловой С.Е., голосуя по муниципальному имуществу.
Согласно решению от ДД.ММ.ГГГГ г. Шавлова С.Е. проголосовала за выбор способа управления многоквартирным домом - непосредственное управление. Однако, воздержалась от заключения договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме с предложенной организацией - ООО «Ремжилзаказчик - ЖЭУ №4».
При подсчете голосов принято решение: выбрать способ управления многоквартирным домом - непосредственное управление (вопрос №2 в повестке общего собрания), по вопросу заключения договора по содержанию общего имущества (вопрос №3 в повестке общего собрания) решение не принято.
Решением Главного управления «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» № № от ДД.ММ.ГГГГ г. о внесении изменений в реестр лицензий Челябинской области многоквартирный дом по адресу: <адрес>, исключен из реестра лицензий за ООО «Ремжилзаказчик - ЖЭУ №4 «Восточный» с ДД.ММ.ГГГГ г.
Таким образом, имея большую часть голосов при принятии решения на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, и самоустранившись от выбора обслуживающей организации, должностными лицами Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска допущено нарушение жилищных прав граждан, проживающих в данном жилом доме, в том числе предоставленному им по договорам социального найма.
В настоящее время общее имущество в жилом доме никем не обслуживается.
Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ г., составленному совместно с представителем прокуратуры района, государственным инспектором Главного управления «Государственная жилищная инспекция Челябинской области», МУП «ЧКТС» в жилых помещения квартиры № в многоквартирном доме <адрес> зафиксированы пониженные параметры температуры воздуха: +13гр.С. во всех жилых комнатах.
Таким образом, проживание в настоящее время граждан в указанном жилом многоквартирном доме создает угрозу для их жизни и здоровья.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ч.10 ст. 32 Жилищного Кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.
В соответствии с п. 49 Положения «О признании помещения жилым, помещением жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года №47 к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
Дальнейшая эксплуатация жилого дома опасна для жизни и здоровья проживающих граждан, так как в любое время существует вероятность обрушения аварийных конструкций.
Система теплоснабжения жилого дома не обеспечивает соблюдение санитарно-эпидемиологических требований, температура в жилых помещениях, в том числе в кв. № указанного дома в зимний период не превышает 13 С, что создает реальную угрозу жизни и здоровью проживающих. Дом является газифицированным, конструктивные элементы здания имеют массовые дефекты и повреждения, которые образовались в результате естественного износа и отсутствия своевременной замены элементов.
Поскольку дальнейшая эксплуатация дома <адрес> и проживание в нем граждан создает реальную угрозу для их жизни и здоровья, а также для жизни и здоровья иных лиц, распоряжение Администрации города Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ года № в части срока расселения нарушает права граждан на благоприятную среду проживания, срок отселения указанный в постановлении не может быть признан разумным. Установление такого длительного срока для снова многоквартирного дома, не отвечающего принципу разумности, а также срока расселения из него жителей, влечет дальнейшую эксплуатацию данного дома, состояние которого грозит обрушением и может повлечь причинение вреда их жизни и здоровью.
Как следует из статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) должностного лица незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов административного истца.
При этом решение вопроса о признании незаконным соответствующего решения, действия (бездействия) имеет своей целью именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что, признавая решение незаконным, судом принимается решение о возложении обязанности на административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
По смыслу приведенной нормы закона, при принятии решения по настоящему делу, обязательны два элемента: признание незаконным действия (бездействия) административного ответчика и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования Прокурора Металлургического района г. Челябинска в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконными действий об установлении сроков расселения дома подлежат удовлетворению частично.
В настоящем судебном заседании не установлено обстоятельств, которые могли свидетельствовать о незаконности действий Администрации г. Челябинска по признанию многоквартирного дома по адресу: <адрес> ветхо-аварийным, поскольку предусмотренная законодательством процедура была соблюдена, орган местного самоуправления действовал в пределах своих полномочий, но срок расселения, определенный в распоряжении подлежит изменению, с учетом позиции прокурора до ДД.ММ.ГГГГ года, обстоятельств, которые были установлены при проведении прокурорской проверки.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-178 КАС РФ, суд
решил:
Исковые требования Прокурора Металлургического района г. Челябинска в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконными действий об установлении сроков расселения дома удовлетворить частично.
Возложить на Администрацию г. Челябинска обязанность установить срок расселения дома №<адрес> до ДД.ММ.ГГГГ года.
Решение может быть обжаловано в административную коллегию судей Челябинского областного суда через Советский районный суд г. Челябинска в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме.
Председательствующий И.С. Андреев