мотивированное решение
изготовлено 06.06.2016г
Дело № 2-664/16
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(мотивированное)
30 мая 2016 года Ростовский районный суд ярославской области в составе председательствующего судьи Отрывина С.А.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Ростове
гражданское дело по иску <данные изъяты> межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения <адрес> и МУ «<данные изъяты> об обязании оборудовать искусственные неровности, установить дорожные знаки, ограждения перильного типа, обустроить тротуар, устранить выбоины на проезжей части, занижение обочины в районе МОУ СОШ <данные изъяты>
УСТАНОВИЛ:
В результате проведенной <данные изъяты> межрайонной прокуратурой <данные изъяты> области проверки в области обеспечения безопасности дорожного движения, затрагивающих права и законные интересы несовершеннолетних, было установлено, что на автодорогах местного значения городского поседения ростов, в районе образовательного учреждения МОУ СОШ №, расположенного на <адрес>: в нарушение п. 6.2 ГОСТ Р 52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения» отсутствует искусственная неровность у пешеходных переходов по <адрес> в зоне действия знаков 1.23 «Дети»; в нарушение п. 5.1.17 ГОСТ Р 52289-2004 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», по <адрес> дорожные знаки 1.23 «Дет» установлены без щитов со светоотражающей флуоресцентной пленкой; в нарушение п. 44. ГОСТ Р 50597-93 «автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, п. 8 ГОСТ Р 52289-2004 отсутствуют ограждения перильного типа у пешеходных переходов, расположенных на участках улиц, проходящих вдоль образовательной организации, на перекрестке улиц <адрес>; в нарушение пп. 4.5.1, 4.5.2 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие технические требования», пп. 11.5, 11.22 СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселения. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» отсутствуют обустроенные тротуары на участке <адрес> нарушение пп. 3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 имеются выбоины на участке по <адрес>; в нарушение п. 6.2.2 ГОСТ Р 52289-2004 отсутствует горизонтальная дорожная разметка на участке по <адрес>; в нарушение п. 3.2.1 ГОСТ Р 50597-93 имеется занижение обочины относительно уровня покрытия проезжей части на участке по <адрес> от <адрес>
Ростовский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения <данные изъяты> об обязании устранить выявленные нарушения.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО3 настаивала на удовлетворении заявленных требований, по доводам изложенным в уточненном исковом заявлении.
Представитель ответчиков – администрации городского поселения <данные изъяты>», действующая по доверенности ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленного иска, в части обязании оборудовать ограждения перильного типа. В удовлетворении остальной части требований не возражала.
Представитель третьего лица – <данные изъяты> – ФИО5, в судебном заседании заявленные прокурором требования поддержал.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявленное подлежащим удовлетворению частично.
В соответствии с пунктами 5 и 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии со ст. 13 ФЗ от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, под которой понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
В соответствии с Правилами благоустройства и санитарного содержания территории городского поселения Ростов, утвержденными Решением Муниципального совета городского поселения Ростов от 01 ноября 2012 года № 424, благоустройство – комплекс мероприятий по инженерной подготовке и обеспечению безопасности, озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, и направленных на улучшение санитарного и эстетического состояния территории поселения, повышение комфортности условий проживания для жителей поселения.
Постановлением администрации городского поселения <данные изъяты> № 503 от 25 октября 2011 года, создано МУ «<данные изъяты>». В соответствии с п. 2.2. Устава, одним из основных целей деятельности которого, является благоустройство территории, дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в границах городского поселения <данные изъяты>
При этом в соответствии с п. 8.2 Правил, текущий и капитальный ремонт, содержание, строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования, мостов, тротуаров и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, осуществляются специализированными организациями по договорам с администрацией городского поселения <данные изъяты>
Судом установлено, что МУ «<данные изъяты>» к таким специализированным организациям, не относится, является только заказчиком на выполнение работ, при проведении электронного аукциона.
Соответственно суд считает, что МУП «<данные изъяты>» является ненадлежащим ответчиком.
В соответствии со ст. 1 ФЗ РФ от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Статья 5 ФЗ «О безопасности дорожного движения» определяет, что обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством осуществления деятельности по организации дорожного движения.
На основании ч. 1 ст. 22 этого Федерального закона деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.
Часть 1 ст. 21 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» предписывает органам местного самоуправления осуществлять мероприятия по организации дорожного движения как комплекса организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах, в целях повышения его безопасности и пропускной способности.
С учетом приведенных положений законов довод ответчика, повторяющийся в апелляционной жалобе, о том, что требования предъявлены к ненадлежащему лицу, является несостоятельным.
В силу ч. 2 ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Судом установлено что по адресу: <адрес> распложена детская учебная организация <данные изъяты>
Исходя из сообщения ГИБДД ДД.ММ.ГГГГ на <адрес>, совершен наезд на несовершеннолетнего пешехода 2008 года рождения.
Соответственно обязанность по благоустройству автодороги по <адрес>, и перекрестков с <адрес>, лежит на администрации городского поселения Ростов.
Судом установлено, что в нарушение п. 6.2 ГОСТ Р 52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения» отсутствует искусственная неровность у пешеходных переходов по <адрес> в зоне действия знаков 1.23 «Дети»; в нарушение п. 5.1.17 ГОСТ Р 52289-2004 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», по <адрес> дорожные знаки 1.23 «Дети» установлены без щитов со светоотражающей флуоресцентной пленкой; в нарушение пп. 4.5.1, 4.5.2 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие технические требования», пп. 11.5, 11.22 СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселения. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» отсутствуют обустроенные тротуары на участке <адрес> от <адрес> до <адрес>; в нарушение пп. 3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 имеются выбоины на участке по <адрес> от <адрес> до <адрес>; в нарушение п. 6.2.2 ГОСТ Р 52289-2004 отсутствует горизонтальная дорожная разметка на участке по <адрес> от <адрес> до <адрес>; в нарушение п. 3.2.1 ГОСТ Р 50597-93 имеется занижение обочины относительно уровня покрытия проезжей части на участке по <адрес> от <адрес> до <адрес>.
Анализируя установленные по делу конкретные обстоятельства дела, представленные доказательства, суд считает, что отсутствие тротуара, искусственных неровностей, дорожных знаков 1.23 «Дети» со светоотражающей флуоресцентной пленкой, создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, вынуждая пешеходов двигаться по проезжей части.
Как следует из положений абзаца 5 пункта 5.1.17 ГОСТ Р 52289-2004 на щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета применяют знаки 1.22, 1.23, 5.19.1 и 5.19.2.
ГОСТ Р 52289-2004 является национальным стандартом и не имеет статуса нормативного правового акта, поскольку утверждается по иной процедуре и применяется на добровольной основе.
С учетом требований ч. 1 ст. 46 Федерального закона «О техническом регулировании» и Постановления Государственного Комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 30.01.2004 № 4 «О национальных стандартах Российской Федерации», поскольку в настоящее время ни один из технических регламентов не принят, правомерно применение указанного ГОСТа, при этом его применение осуществляется в добровольном порядке, за исключением обязательных требований, обеспечивающих достижение целей законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, в частности, защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
Поскольку требования пункта 5.1.17 ГОСТ Р 52289-2004 направлены на обеспечение безопасности дорожного движения в целях охраны жизни и здоровья граждан и применяются при установке дорожных знаков 1.23, 5.19.1 и 5.19.2, то размещение таких дорожных знаков на щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета в соответствии с данным ГОСТом носит для ответчика обязательный характер.
При этом требований об обязании ответчика оборудовать ограждения перильного типа у пешеходных переходов, расположенных на участках улиц, проходящих вдоль образовательной организации, на перекрестке улиц <адрес> <адрес>. Удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств, утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 № 120-ст у всех регулируемых наземных пешеходных переходов и нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дорог или улиц, проходящих вдоль детских учреждений, с обеих сторон дороги или улицы на протяжении не менее 50 м в каждую сторону от наземного пешеходного перехода применяют ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа.
Пунктом 4.5.1.9 ФИО7 52766-2007. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования, утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ №-ст, установлено, что в населенных пунктах городского типа вдоль тротуара устраивают пешеходные ограждения или сплошную посадку кустарника, отделяющего пешеходов от проезжей части.
Исходя из заявленных требований, ограждения перильного типа должны быть установлены в районе пешеходных переходов на перекрестке улиц <адрес>.
Данные участки не расположены вдоль детского учреждения – МОУ СОШ №. Требований об обязании установить ограждения перильного типа и пешеходного перехода, непосредственно вдоль детского учреждения, не заявлено.
При этом исходя из дислокации указанных перекрестков, по <адрес>, тротуар отделен от проезжей части кустарниковым насаждением и системой ливневых стоков. По <адрес> тротуар отделен от проезжей части газоном с насаждением кустарника и деревьев.
Исходя из анализа норм ГОСТ 52289-2004 и Правил дорожного движения, суд считает, что обязанность обеспечить безопасность граждан в зонах повышенной опасности, распространяется именно на такие места, где разрешается движение граждан, то есть, в данном случае, в специально отведенных местах перехода автодороги.
Соответственно в местах, не предусмотренных для перехода автодороги гражданами, оснований для установки ограждений, не имеется.
Таким образом, поскольку обязанность надлежащего содержания пешеходных тротуаров, и автодорог в <адрес> лежит на администрации городского поселения <данные изъяты>, на данный орган местного самоуправления должна быть возложена обязанность оборудовать искусственную неровность у пешеходных переходов по <адрес> на перекрестке с <адрес> в зоне действия знаков 1.23 «Дети» в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения»; установить в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» по <адрес> дорожные знаки 1.23 «Дети» с щитами со светоотражающей флуоресцентной пленкой; в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие технические требования», пп. 11.5, 11.22 СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселения. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» обустроить тротуар на правой стороне <адрес>, при движении со стороны <адрес>; в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 устранить выбоины на <адрес> до <адрес>; в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004 нанести горизонтальную дорожную разметку на участке по <адрес> от <адрес>; в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 устранить занижение обочины относительно уровня покрытия проезжей части на <адрес> от <адрес> до <адрес>.
В удовлетворении остальной части иска, должно быть отказано.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 14 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 12 Закона «О безопасности дорожного движения, ст.ст. 45, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить заявленное требование частично:
Обязать администрацию городского поселения <адрес>: оборудовать искусственную неровность у пешеходных переходов по <адрес> на перекрестке с <адрес> в зоне действия знаков 1.23 «Дети» в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения»; установить в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» по <адрес> дорожные знаки 1.23 «Дети» с щитами со светоотражающей флуоресцентной пленкой; в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие технические требования», пп. 11.5, 11.22 СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселения. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» обустроить тротуар на правой стороне <адрес>, при движении со стороны <адрес>; в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 устранить выбоины на <адрес> до <адрес>; в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004 нанести горизонтальную дорожную разметку на участке по <адрес> от <адрес>; в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 устранить занижение обочины относительно уровня покрытия проезжей части на <адрес> от <адрес> до <адрес>.
В удовлетворении остальной части иска – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Ростовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: С.А. Отрывин