Решение от 11.05.2016 по делу № 2-823/2016 (2-10019/2015;) от 23.12.2015

Дело № 2-823-16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 мая 2016 года Центральный районный суд г.Читы в составе:

председательствующего судьи Калашниковой Т.А.,

при секретаре ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации муниципального района «Каларский район» к Министерству территориального развития Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о взыскании субсидии,

У с т а н о в и л :

Администрация муниципального района «Каларский район» обратилась в суд с иском к Министерству территориального развития Забайкальского края ссылаясь на следующее. Федеральной целевой программой "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 №1050, была предусмотрена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей». На региональном уровне также была утверждена Постановлением Правительства Забайкальского края от 29.12.2011 №520 краевая долгосрочная целевая программа "Жилище (2012 - 2015 годы)", в которой была предусмотрена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей». Законом Забайкальского края от 26.12.2012 №776-ЗЗК "О бюджете Забайкальского края на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов, в 2013 году бюджету муниципального района «Каларский район» была предусмотрена субсидия из бюджета края в сумме <данные изъяты> на предоставление социальных выплат молодым семьям для приобретения жилья или строительства индивидуального жилого дома. На основании вышеизложенного, между Министерством территориального развития Забайкальского края и администрацией муниципального района «Каларский район» 12 сентября 2013 года было заключено Соглашение № МС-220/2013 о реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» краевой долгосрочной целевой программы "Жилище 2012 - 2015 годы" за счет средств федерального, краевого бюджетов и бюджета муниципального района «Каларский район», предусмотренных на эти цели в 2013 году. В рамках заключенного Соглашения Министерство обязалось перечислить в доходную часть бюджета муниципального района «Каларский район» средства краевого и федерального бюджетов, предусмотренные на софинансирование мероприятий подпрограммы, в сумме <данные изъяты>, в том числе: <данные изъяты> - за счет средств федерального бюджета, <данные изъяты> - за счет средств краевого бюджета (п. 2.1.1). Администрация, в свою очередь, обязалась предусмотреть в бюджете муниципального района «Каларский район» средства на софинансирование мероприятий подпрограммы в сумме не менее <данные изъяты> (п. 2.2.1). В рамках реализации федеральной, краевой программ и подписанного Соглашения:    в адрес бюджета муниципального района «Каларский район» перечислены средства из федерального бюджета в размере <данные изъяты>; решением Совета муниципального района «Каларский район» «О бюджете муниципального района «Каларский район» на 2013 год» от 20.12.2012 г. № 53 было предусмотрено расходное обязательство на реализацию подпрограммы в размере <данные изъяты>; совместно с Министерством был сформирован список молодых семей претендентов на получение социальных выплат в 2013 году (11 претендентов). На этапе возникновения необходимости предоставления социальных выплат (2013-2014г.) соответствующим претендентам обязательство Министерства по софинансированию из краевого бюджета было не исполнено. Для исполнения подпрограммы необходимо было компенсировать недофинансированность из краевого бюджета в 2013 году теми лимитами, которые были выделены на эту подпрограмму в 2014 г. Указанные действия были согласованы Министерством и вследствие этого возникла недофинансированность при исполнении подпрограммы в 2014 г. и в 2015 г. Необходимо отметить, что из 11 молодых семей-претендентов на получение социальных выплат на территории Каларского района в 2013г., только 9 смогли их получить; реальным источником финансирования выступили федеральный бюджет (средства в размере <данные изъяты>) и районный бюджет (средства в размере <данные изъяты>). В настоящее время средства краевого бюджета, предназначенные для софинансирования социальных выплат в 2013 г. в размере <данные изъяты> так и не поступили в адрес бюджета муниципального района «Каларский район». По факту неисполнения обязательств по Соглашению, Администрация обращалась в Министерство. В своем ответе на данные письма, Министерство указывает на невозможность изыскания источников для исполнения своих обязательств по Соглашению ввиду острой недостаточности бюджетных ассигнований. Однако бюджетное обязательство по выплате субсидии не может быть прекращено в одностороннем порядке со ссылкой на отсутствие бюджетного финансирования (или на превышение расходов над доходами бюджета в соответствующем финансовом году). Не может быть также прекращено уже возникшее расходное бюджетное обязательство принятием впоследствии нормативного акта, отменяющего действие ранее принятого нормативного акта, в соответствии с которым возникло расходное обязательство. Просит взыскать с Министерства территориального развития Забайкальского края неперечисленную субсидию в размере <данные изъяты> в рамках исполнения Соглашения № МС-220/2013 о реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» краевой долгосрочной целевой программы "Жилище (2012 - 2015 годы)" за счет средств федерального, краевого бюджетов и бюджета муниципального района «Каларский район», предусмотренных на эти цели в 2013 году.

Определением от 24 февраля 2016г. в качестве соответчика привлечено Министерство финансов Забайкальского края.(л.д._____).

Представитель истца администрации муниципального района «Каларский район» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в суд направил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие. (л.д._____)

Представитель ответчика Министерства Территориального развития Забайкальского края ФИО2, действующая на основании доверенности исковые требования не признала в полном объеме, просила в удовлетворении требований отказать, представив письменный отзыв на исковое заявление(л.д.______).

Представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в суд направил отзыв на исковое заявление.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Между Министерством территориального развития Забайкальского края и администрацией муниципального района «Каларский район» ДД.ММ.ГГГГ было заключено Соглашение № МС-220/2013 о реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» краевой долгосрочной целевой программы "Жилище 2012 - 2015 годы" за счет средств федерального, краевого бюджетов и бюджета муниципального района «Каларский район», предусмотренных на эти цели в 2013 году. Согласно указанному Соглашению Министерство территориально развития Забайкальского края обязалось перечислить в доходную часть бюджета муниципального района «Каларский район» средства краевого и федерального бюджетов, предусмотренные на софинансирование мероприятий подпрограммы, в сумме <данные изъяты>, в том числе: <данные изъяты> - за счет средств федерального бюджета, <данные изъяты> - за счет средств краевого бюджета (п. 2.1.1). Администрация, в свою очередь, обязалась предусмотреть в бюджете муниципального района «Каларский район» средства на софинансирование мероприятий подпрограммы в сумме не менее <данные изъяты> (п. 2.2.1). В рамках реализации федеральной, краевой программ и подписанного Соглашения: в адрес бюджета муниципального района «Каларский район» перечислены средства из федерального бюджета в размере <данные изъяты>; решением Совета муниципального района «Каларский район» «О бюджете муниципального района «Каларский район» на 2013 год» от 20.12.2012 г. № 53 было предусмотрено расходное обязательство на реализацию подпрограммы в размере <данные изъяты>; совместно с Министерством был сформирован список молодых семей претендентов на получение социальных выплат в 2013 году (11 претендентов).

Министерством территориального развития Забайкальского края(далее Министерство) Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы, включающая в себя подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей». С учетом изменений, внесенных в указанное постановление срок реализации федеральной целевой программы «Жилище» продлен на 2015 - 2020 годы.

Реализация мероприятий подпрограммы на территории края осуществляется должна осуществляться Министерством в строгом соответствии с требованиями, установленными подпрограммой.

Пунктом 1 постановления Правительства Забайкальского края от 03 сентября 2013 года № 374 «О распределении средств субсидии бюджетам муниципальных образований на предоставление социальных выплат молодым семьям для приобретения (строительства) жилья» были распределены средства субсидии бюджетам муниципальных образований на предоставление социальных выплат молодым семьям для приобретения (строительства) жилья, в том числе средства федерального бюджета после поступления их в краевой бюджет в 2013 году в форме субсидий, а также средства краевого бюджета, предусмотренные на 2013 год в форме субсидий (копия прилагается).

Пунктом 2 постановления Министерству финансов Забайкальского края было поручено перечислить Министерству средства федерального бюджета, после поступления их в краевой бюджет и средства краевого бюджета, предусмотренные на реализацию мероприятий подпрограммы.

Пунктом 3 постановления было поручено Министерству направить субсидии бюджетам муниципальных образований на предоставление социальных выплат молодым семьям для приобретения (строительства) жилья, согласно приложению к постановлению.

В соответствии с постановлением Министерством с муниципальными образованиями были заключены Соглашения о перечислении средств субсидии в размере, указанном в приложении к постановлению.

Так, в соответствии с Соглашением от 12 сентября 2013 года № МС-220/2013, заключенным между Министерством и администрацией муниципального района «Каларский район» на 2013 год на софинансирование мероприятий подпрограммы было предусмотрено субсидий в сумме <данные изъяты>, в том числе: <данные изъяты> - за счет средств федерального бюджета, <данные изъяты> - за счет средств краевого бюджета.

В соответствии с постановлением, Министерством финансов Забайкальского края средства федерального бюджета были перечислены Министерству в полном объеме. В свою очередь, Министерство перечислило администрации муниципального района «Каларский район» в полном объеме средства федерального бюджета, предусмотренные Соглашением.

Министерство финансов Забайкальского края, являясь финансовым органом субъекта РФ, организует исполнение утверждённого бюджета Забайкальского края, в рамках действующего бюджетного законодательства.

Согласно статье 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств наделён полномочиями в части обеспечения результативности, адресности и целевого использования бюджетных средств в соответствии с утверждёнными ему бюджетными ассигнованиями.

В соответствии с Законом Забайкальского края от 26.12.2012 №776-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» на предоставление социальных выплат молодым семьям для приобретения жилья или строительства индивидуального жилого дома на 2013 год всего по краю предусмотрено <данные изъяты>, из них <данные изъяты> - средства федерального бюджета, <данные изъяты> - краевой бюджет.

Бюджет Забайкальского края 2013г. не являлся программным.

Финансирование из бюджета края осуществлялось не в разрезе государственных программ Забайкальского края, а в соответствии с предусмотренными в бюджете мероприятиями по заявкам главного распорядителя бюджетных средств. Последующее финансирование конкретных мероприятий осуществляет Министерство территориального развития Забайкальского края (ГРБС).

Согласно пояснения представителя Минфина Забайкальского края, в соответствии с действующим бюджетным законодательством, заявки на финансирование Министерства территориального развития Забайкальского края, направляемые им в Министерство финансов Забайкальского края, имеют установленную унифицированную форму, содержат только заявленную к финансированию сумму с указанием кода бюджетной классификации, который соответствует коду, предусмотренному в законе о краевом бюджете для Министерства территориального развития Забайкальского края.

Таким образом, финансирование главных распорядителей бюджетных средств (в данном деле Министерства территориального развития Забайкальского края) не является персонифицированным. Действующим законодательством не предусмотрена для финансового органа края возможность финансирования субсидий конкретному муниципальному образованию, равно как и не предусмотрена возможность выделения средств краевого бюджета Министерству территориального развития Забайкальского края для конкретного муниципального образования или физического лица.

Принятие решения о выделении средств субсидии, и последующее ее непосредственное предоставление является полномочием, предусмотренным указанными выше нормами права, Министерства территориального развития Забайкальского края.

Истцом заявлено о взыскании субсидии недополученной в 2013году.

Статьями 5, 6, 12, 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года; бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году; финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря; операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря; бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объёмы финансирования текущего финансового года прекращают своё действие 31 декабря текущего года.

Таким образом, действующее законодательство не предусматривает понятия «кредиторской задолженности бюджета прошлых лет».

Бюджет 2013г. исполнен. Бюджетные ассигнования 2013г. прекратили своё действие 31 декабря 2013 года.

Возможность взыскания в текущем 2016году суммы субсидии из бюджета края недополученной в 2013году не предусмотрена действующим законодательством.

Вместе с тем, статьёй 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрены бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, где среди прочего:

- обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств;

- ведение реестра расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований;

- осуществление планирования соответствующих расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований;

- составление, утверждение и ведение бюджетной росписи, распределение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и исполнение соответствующей части бюджета;

- внесение предложений по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств;

- внесение предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи.

Иные участники бюджетного процесса: Губернатор Забайкальского края, Правительство Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края и пр., не обладают полномочиями главного распорядителя бюджетных средств и не вправе принимать решение главного распорядителя бюджетных средств.

Возможность перечисления средств Министерством финансов Забайкальского края из бюджета края главным распорядителям бюджетных средств иным образом, чем на те цели и в тех объёмах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены бюджетом края на 2013 год не предусмотрена действующим законодательством.

Главные распорядители средств бюджета Забайкальского края, в рамках полномочий, предусмотренных ст. 158 БК РФ имеют возможность исполнить принятое ими и не исполненное в прошлые периоды (2013г.) расходное обязательство за счёт и в пределах финансирования текущего финансового года.

При формировании бюджета края, распределение доведённых предельных объёмов бюджетных ассигнований осуществляется главным распорядителем бюджетных средств края - Министерством территориального развития Забайкальского края. Министерство территориального развития Забайкальского края принимает решение о внесении предложений по включению тех или иных мероприятий в расходную часть бюджета, а также распределяет объёмы средств, в рамках предельных объёмов, необходимых для реализации предложенных им мероприятий.

Согласно Закону Забайкальского края от 30.10.2015 №1234-ЗЗК «Об особенностях составления и утверждения проекта бюджета Забайкальского края и проекта бюджета территориального государственного внебюджетного фонда обязательного медицинского страхования на 2016 год» при формировании бюджета Забайкальского края на 2016 год Министерство финансов Забайкальского края направляет главным распорядителям бюджетных средств Забайкальского края проектировки предельных объемов бюджетных ассигнований в целом по государственным программам и непрограммным направлениям деятельности.

Главные распорядители бюджетных средств Забайкальского края распределяют планируемые предельные объемы бюджетных ассигнований по мероприятиям государственных программ и непрограммным направлениям деятельности исходя из приоритетности расходования средств бюджета Забайкальского края.

Таким образом, Министерство территориального развития Забайкальского края, исполняя полномочия главного распорядителя бюджетных средств, должно было в порядке приоритетности распределить бюджетные назначения текущего года с учетом принятого, учтенного и неисполненного обязательства прошлых лет.

Распоряжением Правительства Забайкальского края от 22.10.2013г. №585-р введён при исполнении бюджета Забайкальского края приоритетный порядок финансирования первоочередных расходов бюджета края (далее - Распоряжение о приоритетном финансировании), предписано главным распорядителям средств бюджета края и Министерству финансов Забайкальского края приостановить до 01.01.2014г. перераспределение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств.

В силу положений Распоряжения о приоритетном финансировании, субсидии на выплаты молодым семьям для приобретения жилья не отнесены к первоочередным расходам бюджета края.

Согласно статье 9 Закона Забайкальского края от 05.10.2009 №226-ЗЗК «О Правительстве Забайкальского края» правовые акты, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Забайкальского края. Постановления и распоряжения Правительства Забайкальского края обязательны к исполнению на территории Забайкальского края. Распоряжения Правительства Забайкальского края вступают в силу со дня их принятия или в порядке, определённом самим распоряжением.

Таким образом, обязательства, по предоставлению в 2013 году субсидии на выплаты молодым семьям для приобретения жилья, вытекающие из Соглашения от 12.09.2013г. № МС-220/2013, прекращены на основании акта государственного органа.

В соответствии со статьёй 417 Гражданского кодекса Российской Федерации, если в результате издания акта государственного органа исполнение обязательства становится невозможным полностью или частично, обязательство прекращается полностью или в соответствующей части. Стороны, понесшие в результате этого убытки, вправе требовать их возмещения в соответствии со статьями 13 и 16 настоящего Кодекса.

В силу положений статей 13 и 16 ГК РФ ненормативный акт государственного органа, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы, могут быть признаны судом недействительными.

В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.

Убытки, причинённые гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Общими основаниями ответственности за причинение вреда являются противоправность поведения нарушителя, причинная связь между таким поведением и наступившим вредом, а также вина причинителя вреда (статья 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Противоправность поведения нарушителя при наступлении гражданско-правовой ответственности, предусмотренной статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, выражается в незаконности актов, действий или бездействия органов публичной власти. Субъектами данной ответственности являются органы государственной власти или местного самоуправления, исполняющие свои властные публичные обязанности и выступающие от имени соответствующих публично-правовых образований, которые возмещают внедоговорной вред за счет казны.

Таким образом, в предмет доказывания по делу о взыскании убытков входит установление совокупности указанных обстоятельств и размер убытков.

Доказательств оспаривания истцом Распоряжения о приоритетном финансировании в материалы дела не представлено.

    Постановлением Правительства Забайкальского края №85 от 25.02.2014г. «О признании утратившими силу некоторых правовых актов Правительства Забайкальского края в связи с исключением из бюджетного кодекса РФ правовых оснований для формирования долгосрочных целевых программ» (в ред. Постановления Правительства Забайкальского края от 14.04.2015 № 164), в соответствии со статьей 44 Устава Забайкальского края, в связи с исключением из Бюджетного кодекса Российской Федерации правовых оснований для формирования долгосрочных целевых программ, в целях приведения правовой базы Забайкальского края в соответствие с действующим законодательством Правительство Забайкальского края постановляет, признаны утратившими силу, в том числе: постановление Правительства Забайкальского края от 13 ноября 2012 года № 488 «О внесении изменений в подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей» краевой долгосрочной целевой программы «Жилище (2012 - 2015 годы)», утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 29 декабря 2011 года № 520»;

постановление Правительства Забайкальского края от 18 декабря 2012 года № 552 «О внесении изменения в постановление Правительства Забайкальского края от 13 ноября 2012 года №488 «О внесении изменений в подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей» краевой долгосрочной целевой программы «Жилище (2012 - 2015 годы)», утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 29 декабря 2011 года № 520»;

постановление Правительства Забайкальского края от 19 февраля 2013 года № 81 «О внесении изменений в подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей» краевой долгосрочной целевой программы «Жилище (2012 - 2015 годы)», утвержденную постановлением Правительства Забайкальского края от 29 декабря 2011 года № 520».

К тому же, истцом не представлены доказательства, что молодыми семьями были приобретены квартиры, документы представлены в администрацию района для оплаты, и они остались не оплаченными, таким образом отсутствуют доказательства неисполнения обязательств истцом по вине Министерства.

    При данных обстоятельствах, у суда не имеется оснований для удовлетворения требований истца.

    Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░.

░░░░░:             ░.░. ░░░░░░░░░░░

░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 20 ░░░ 2016 ░░░░.

2-823/2016 (2-10019/2015;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Администрация МР "Каларский район"
Ответчики
Министерство территориального развития Забайкальского края
Суд
Центральный районный суд г. Чита
Дело на сайте суда
centr.cht.sudrf.ru
23.12.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.12.2015Передача материалов судье
25.12.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.12.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.12.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.02.2016Судебное заседание
11.05.2016Судебное заседание
20.05.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.06.2016Дело оформлено
21.06.2016Дело передано в архив
21.06.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.05.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее