Дело № 2-690/2024
Поступило в суд: 27.11.2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 октября 2024 года г. Бердск
Бердский городской суд Новосибирской области в составе председательствующего судьи Зюковой О.А.,
при секретаре Телепиной Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бирюкова В. В. к администрации города Бердска о взыскании выкупной стоимости аварийного помещения,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился с иском к администрации города Бердска о взыскании выкупной стоимости <адрес> в размере 5791387 рублей, в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу. В обоснование иска указано, что постановлением № 541 от 26.02.2021 года принято решение о признании жилого <адрес> аварийным и подлежащим сносу. Администрация г. Бердска постановлением № 2185 от 02.06.2022 года изъяла объект недвижимости для муниципальных нужд. Требованием о сносе дома от 28.04.2021 года за подписью заместителя администрации г. Бердска № 2791/05/01-18 установлен месячный срок о сносе дома. 08.06.2022 года МКУ УЖКХ направлено уведомление № 104-22-1 о сносе дома. Истец является собственником <адрес> данном доме. 20.11.2023 года произведена оценка выкупной стоимости квартиры. Просит взыскать с ответчика выкупную стоимость квартиры в размере 5791387 рублей (л.д.1-2).
В ходе рассмотрения дела представитель истца Ковалевская Н.И. настаивала на взыскании с ответчика выкупной стоимости, определенную по результатам оценки ИП Ковалева Р.А. (л.д.18).
Представитель ответчика - администрации города Бердска Новосибирской области в судебное заседание не явился, извещен.
Выслушав представителя истца, исследовав представленные по делу доказательства в их совокупности и дав им оценку, суд приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истцу принадлежит <адрес> (л.д.7).
26.02.2021 года администрацией города Бердска принято постановление №541 «О признании многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу». 28.04.2021 года в адрес истца направлено требование о сносе жилого дома в срок 6 месяцев в связи с признанием многоквартирного <адрес> аварийным и подлежащим сносу.
02.06.2022 года администрацией города Бердска принято постановление об изъятии для муниципальных нужд земельного участка площадью 2981 кв.м. с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, а также расположенных на нем объектов недвижимости, указанных в приложении к настоящему постановлению, в том числе <адрес>.
Согласно части 1 ст. 32 ЖК РФ, жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения (ч.6 ст. 32 ЖК РФ).
Частью 7 ст. 32 ЖК РФ установлено, что при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным частью 7 статьи 32 ЖК РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт (Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014).
В силу части 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Из содержания положений ст. 32 ЖК РФ и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012 г., утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2012, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение, не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.
Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения (подпункт "и" пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14).
Аналогичная правовая позиция Верховного Суда Российской Федерации изложена и в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014, и предусматривает, что в случае если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, то есть путем выкупа изымаемого жилого помещения.
Как следует из вышеприведенных нормативных правовых положений, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Соглашение по вопросу размера выкупной цены за изымаемое жилое помещение сторонами не достигнуто.
При подготовке дела к судебному разбирательству, стороной ответчика заявлено о несогласии с заявленным истцом размером выкупной стоимости, в связи с чем, по ходатайству стороны ответчика назначалась судебная экспертиза. По заключению судебной экспертизы, проведенной ООО «Главное Управление Судебной Экспертизы», выкупная стоимость квартиры, по адресу: <адрес>26, изымаемой для муниципальных нужд, с учетом положений ч. 7 ст. 32 ЖК РФ значительно выше результатов оценки ИП Ковалева Р.А. (л.д.106).
Однако, учитывая процессуальную позицию стороны истца, которая просит взыскать с ответчика выкупную стоимость по результатам оценщика ИП Ковалева Р.А., суд полагает возможным принять в качестве доказательства указанные результаты оценки, поскольку отчет об оценке (л.д.18) содержит выводы на поставленные вопросы, которые являются полными, ясными. Итоговый результат исследования является достаточным для установления юридически значимых для дела обстоятельств. Каких-либо обстоятельств, объективно опровергающих заключение оценщика, а также вызывающих сомнение в обоснованности выводов, суду не представлено.
При таких данных, с учетом установленных обстоятельств и представленных доказательств, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований, взыскании выкупной стоимости жилого помещения в общем размере 5 791 387 рублей.
Определением суда от 15.01.2024 года расходы за производство экспертизы возложены на ответчика - администрацию г. Бердска, однако не были оплачены.
На основании ст.98, 103 ГПК РФ указанные расходы в размере 36 000 рублей подлежат взысканию с администрации города Бердска в пользу ООО «Главное Управление Судебной Экспертизы».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Бирюкова В. В. удовлетворить.
Взыскать с администрации города Бердска в пользу Бирюкова В. В. выкупную стоимость за жилое помещение – <адрес> в общем размере 5791387 рублей, с прекращением права собственности Бирюкова В.В. на вышеуказанный объект недвижимости.
Взыскать с администрации города Бердска в пользу ООО «Главное Управление Судебной Экспертизы» расходы на производство экспертизы в размере 36 000 рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья /подпись/ О.А.Зюкова
Полный текст решения изготовлен 02.11.2024 г.