Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации № дела 2-1595/15
27 июля 2015 года г Белая Калитва
Белокалитвинский городской суд Ростовской области в составе:
Председательствующего судьи Ташлыковой Л.Т.
С участием помощника Белокалитвинского городского прокурора Коротенко Н.В.., с участием представителя Администрации Синегорского сельского поселения Суржиковой Т.А., с участием представителя Управления федеральной службы судебных приставов по Ростовской области и Белокалитвинского отдела УФССП по РО Базовой Н.И., с участием 3лица Борцова А.И.
При секретаре Игнатовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Синегорского сельского поселения к Управлению федеральной службы судебных приставов по Ростовской области, Белокалитвинскому отделу УФССП по РО об освобождении от исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя, 3-лица: Белокалитвинский городской прокурор, Борцов А.И.
установил:
Администрация Синегорского сельского поселения обратилась в суд с исковым заявлением об освобождении от исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Белокалитвинского отдела УФССП по РО от 31.03. 2015 года до в размере 50000 рублей (по исполнительному производству №
В обоснование заявленных требований Администрация указала на то, что 2.03. 2015 года определением Ростовского областного суда отменено решение Белокалитвинского городского суда от 1.12. 2014 года и вынесено новое решение в соответствии с которым, на администрацию Синегорского сельского поселения возложена обязанность по предоставлению во внеочередном порядке Борцову А.И. благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям общей площадью не менее <данные изъяты> В связи с не поступлением в установленном порядке денежных средств на приобретение жилого помещения для 3-лица Борцова А.И. Администрация Синегорского поселения обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения. Определением Белокалитвинского городского суда от 27.04.2015 года в удовлетворении заявления об отсрочке было отказано.
Судебным приставом-исполнителем Базовой Н.И. было вынесено постановление от 31.03. 2015 года о взыскании исполнительского сбора в сумме 50000 рублей по указанному исполнительному производству. Истец полагает, что вины должника в несвоевременном исполнении решения суда нет, исходя из следующего:
Приобретение жилых помещений в муниципальную собственность возможно на основании ФЗ РФ от 5.04. 2013 года № 44 «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В соответствии со сроками, установленными указанным законом при условии выделения денежных средств на жилое помещение, минимальный срок от размещения заказа / публикация извещения и аукционной документации / до подписания контракта составит около двух месяцев, срок государственной регистрации права собственности на жилое помещение составляет 10 дней. То есть, в случае своевременного выделения денежных средств в установленном порядке у администрации не имеется реальной возможности исполнить решение суда в 5-дневный срок.
Расселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Синегорского сельского поселения производится путем реализации Областной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в 2013-2017 годах», утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 18.04. 2013 года № 196 и муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в 2013-2017 годах, утвержденной постановлением Администрации Синегорского сельского поселения от 13. 05.2013 года, принятых во исполнении ФЗ РФ от 21.07. 2007 года № 185 «О фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства». Финансирование указанных программ производится за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ /90%/,, при софинансировании областного бюджета / 9,4 %/ и местного бюджета / 0,6%/. Поскольку финансирование в установленном указанными законами порядком не произведено у истца не имелось реальной возможности исполнить решение суда в 5-дневный срок.
В судебном заседании помощник Белокалитвинского городского прокурора Коротенко Н.В. полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению, поскольку истцом не представлены доказательства невозможности исполнения решения суда объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями.
Администрация Синегорского сельского поселения Суржикова Н.А. поддержала доводы, изложенные в иске, пояснив, что требование пристава исполнить решение о предоставлении жилья в пятидневный срок не исполнимо по указанным в заявлении основаниям, при этом просила учесть принятые администрацией меры к своевременному исполнению судебного решения. Администрацией Синегорского сельского поселения проведена работа по оформлению в муниципальную собственность выморочного жилого фонда, зарегистрированные в собственность истца выморочные квартиры реализуются другим переселенцам по указанной программе.
Судебный пристав-исполнитель Белокалитвинского отдела по доверенности от УФССП России по Ростовской области Базовая Н.И. исковые требования не признала, пояснила суду, что ее действия обоснованы требованиями ст. 112 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве», она полагает их законными.
3- лицо Борцов А.И. не возражает в удовлетворении заявления Администрации Синегорского сельского поселения.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему :
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаев исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Порядок наложения взыскания в виде исполнительского сбора на должника в случае неисполнения требований исполнительного документа в установленные сроки предусмотрен положениями статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ.
В силу части 1 статьи 6 Федерального закона "Об исполнительном производстве", законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
Положениями части 1 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
В соответствии с частью 3 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Согласно пункту 13 части 1 статьи 64 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор.
Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
Из материалов дела следует, что определением Ростовского областного суда от 2.03. 2015 года отменено решение Белокалитвинского городского суда от 1.12. 2014 года и вынесено новое решение в соответствии с которым, на администрацию Синегорского сельского поселения возложена обязанность по предоставлению во внеочередном порядке Борцову А.И. благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям общей площадью не менее <данные изъяты> Определением Белокалитвинского городского суда от 27.04. 2015 года заявление истца о предоставлении отсрочки исполнения решения оставлено без удовлетворения.
Судебным приставом-исполнителем Белокалитвинского отдела УФССП по РО 10.04. 2015 года было вынесено постановление о взыскании с администрации Синегорского сельского поселения исполнительского сбора в размере 50000 рублей по указанному исполнительному производству.
Оценивая доводы администрации об отсутствии вины в неисполнении в установленный срок исполнительного документа, суд учитывает, что бюджет Синегорского сельского поселения дотационный, доходная часть бюджета состоит из субвенций, направленных из федерального и областного бюджетов, имеющих целевое назначение. Для разрешения вопроса расселения граждан из аварийного жилищного фонда необходимо финансирование из федерального и областного бюджетов согласно указанной областной адресной программы, на момент возбуждения исполнительного производства и вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора денежные средства на приобретение жилого помещения истцу не поступили.
В настоящее время в отношении администрации Синегорского сельского поселение вынесено 17 постановлений о взыскании исполнительского сбора в размере на общую сумму 850000 рублей, что представляет собой серьезную нагрузку на бюджет сельского поселения. Направление бюджетных средств на исполнение судебных решений за счет сокращения бюджетных ассигнований, предусмотренных на покрытие других бюджетных обязательств муниципального образования, создает угрозу сбалансированности бюджета.
Оценив указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о возможности освобождения Синегорского сельского поселения от уплаты исполнительского сбора.
При этом, суд первой инстанции учитывает, что администрация поселения предприняла все зависящие от нее меры для заключения договора купли-продажи жилого помещения и исполнении решения суда указанного выше, при этом обстоятельства, препятствовавшие осуществлению исполнения в установленный срок, в сложившемся положении и в рамках действующего законодательства не могли быть устранены действиями администрации Синегорского сельского поселения.
Так, должник действовал добросовестно, обратился с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения, поставил в известность о данных действиях судебного пристава – исполнителя, предпринял меры для выявления и приобретения в собственность муниципального образования выморочных квартир.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении № 13-11 от 30.07.2001 года, установленный размер взыскания исполнительского сбора (семь процентов от взыскиваемой суммы) представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу части 1 статьи 34, частей 1 - 3 статьи 35 и части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации недопустимо.
Анализ действующего законодательства Российской Федерации, включая нормы Федерального закона "Об исполнительном производстве", свидетельствует о том, что исполнительский сбор должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л :
Освободить Администрацию Синегорского сельского поселения от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству от 31.03. 2015 года № –ИП.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд в месячный срок со дня принятия решения в окончательной форме 28 июля 2015 года.
Судья Ташлыкова Л.Т.