РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 сентября 2024 года г.Плавск Тульская область
Плавский межрайонный суд Тульской области в составе:
председательствующего судьи Орловой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Овчуховой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Плавского межрайонного суда Тульской области гражданское дело №2-968/2024 по исковому заявлению прокурора Плавского района Тульской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению муниципального образования Плавский район «Центр образования № 1» об обязании установить запирающие устройства (детские замки безопасности) на окна,
установил:
прокурор Плавского района Тульской области обратился в суд в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц с иском к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению муниципального образования Плавский район «Центр образования № 1» (далее по тексту – МБОУ МО Плавский район «Центр образования №1») об обязании установить запирающие устройства (детские замки безопасности) на окна, обеспечивающие блокировку поворотного (распашного) открывания створок, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Исковые требования обоснованы тем, что прокуратурой Плавского района Тульской области проведена проверка исполнения законодательства об охране жизни и здоровья граждан в МБОУ МО Плавский район «Центр образования №1», в ходе которой установлено, что в нарушение требований ГОСТ 23166-2021 и Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в МБОУ МО Плавский район «Центр образования №1» (здание школы) не установлены запирающие устройства (детские замки безопасности) на окна, обеспечивающие блокировку поворотного (распашного) открывания створок, и не обеспечен демонтаж ручек на окнах, во избежание распашного их открытия. Обращение в суд с указанным иском обусловлено тем, что выявленные нарушения в помещении образовательного учреждения, являющегося объектом массового пребывания людей, в том числе детей, представляют собой угрозу для жизни и здоровья людей, круг лиц, которых определить невозможно. Таким образом, в МБОУ МО Плавский район «Центр образования №1» не выполняются требования действующего законодательства, что нарушает права и законные интересы граждан на охрану жизни и здоровья.
В судебное заседание прокурор Плавского района Тульской области не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, о причинах неявки суд не уведомил.
В судебное заседание представитель ответчика МБОУ МО Плавский район «Центр образования №1» не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, о причинах неявки суд не уведомил.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив письменные материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Кроме того, в силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении N 4-П от 14 февраля 2002 года, прокурор, обращаясь с заявлением в суд в интересах другого лица, действует как должностное лицо прокуратуры Российской Федерации и не является субъектом спорных материальных правоотношений, но в качестве лица, участвующего в деле, он пользуется соответствующими процессуальными правами.
По делам по заявлениям, поданным в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем данного круга физических лиц в силу закона.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Плавского района тульской области 19.02.2024 произведена проверка исполнения законодательства об охране жизни и здоровья граждан в МБОУ МО Плавский район «Центр образования №1», в результате которой выявлены следующие нарушения, а именно: отсутствие запирающих устройств (детские замки безопасности) на окнах, обеспечивающие блокировку поворотного (распашного) открывания створок, и не обеспечен демонтаж ручек на окнах, во избежание распашного их открытия.
В адрес директора МБОУ МО Плавский район «Центр образования №1» Степочкиной О.С. вынесено предписание об устранении выявленных нарушений № 7-02-24 от 20.02.2024, которое рассмотрено и удовлетворено.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются, в том числе и на принципе приоритета жизни и здоровья человека.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно п.п. 1, 5, 8, 9 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя:
обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно ч. 2 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организация охраны здоровья
обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19.05.2021 №398-ст введен ГОСТ 23166-2021 «Международный стандарт. Конструкции оконные и балконные светопрозрачные ограждающие. Общие технические условия» с 01.11.2021. (далее-ГОСТ 23166-2021).
Настоящий стандарт распространяется на оконные и балконные блоки различного функционального назначения и устанавливает общие требования к их изготовлению и применению.
Согласно п.6.3.1 ГОСТ 23166-2021 «Обеспечение безопасности детей при эксплуатации оконных блоков в жилых и общественных зданиях» для обеспечения безопасности детей, находящихся в помещении без присмотра взрослых, необходимо соблюдать следующие требования:
- применять откидно-поворотный способ открывания, предусматривающий вначале откидывание створки при повороте ручки и последующий перевод створки в распашное положение с помощью ручки через возврат створки в начальное (закрытое) положение;
применять детские замки безопасности, обеспечивающие блокировку распашного открывания створки, но позволяющее ей функционировать в откидном положении;
детские замки безопасности следует выбирать с учетом рекомендаций производителей замков в зависимости от конструкции оконного блока и самого замка с обязательным выполнением функции блокировки распашного открывания;
детский замок безопасности должен предусматривать запирание как на ключ (то есть иметь механизм запирания), так и с помощью специального ключа (ручки) без применения замочного механизма.
Из акта проверки от 18.06.2024, проведенной старшим помощником прокурора Плавского района Наумовой С.С., следует, что выявленные по результатам проверки 19.02.2024 недостатки не устранены.
Доказательств обратного, суду не представлено.
Таким образом, при установленных выше данных, оценив все представленные суду доказательства в их совокупности во взаимосвязи с приведенными выше нормами действующего законодательства, суд приходит к выводу, что нарушение МБОУ МО Плавский район «Центр образования №1» в сфере охраны жизни и здоровья граждан нарушает действующее законодательство, а также нарушает права и законные интересы граждан, в том числе детей, на охрану жизни и здоровья. Судом достоверно установлено, что ответственным лицом за соблюдение пожарной безопасности является ответчик, что им и не оспаривалось представителем в судебном заседании.
На основании изложенного, суд находит исковое заявление обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению.
В силу подпунктов 9, 19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ по настоящему гражданскому делу не может быть взыскана государственная пошлина за подачу иска с какой-либо из сторон, поскольку стороны по спорным правоотношениям освобождены от ее уплаты, как в качестве истца, так и ответчика.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Плавского района Тульской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению муниципального образования Плавский район «Центр образования № 1» об обязании установить запирающие устройства (детские замки безопасности) на окна удовлетворить.
Обязать в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования Плавский район «Центр образования № 1» установить запирающие устройства (детские замки безопасности) на окна, обеспечивающие блокировку поворотного (распашного) открывания створок.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Плавский межрайонный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда.
Председательствующий Орлова Е.В.