Решение по делу № 2-1745/2024 от 03.07.2024

дело N 2-1745/2024

56RS0026-01-2024-002487-76

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Орск                                                                                  23 августа 2024 года

Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе председательствующего судьи Студенова С.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Каченовой Н.В.,

с участием заместителя прокурора Октябрьского района г. Орска Оренбургской области Толстошеева Ивана Сергеевича,

представителя третьего лица - государственного автономного учреждения социального обслуживания населения Оренбургской области "Комплексный центр социального обслуживания населения" в городе Орске – Семко Валерии Леонидовны,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Октябрьского района г. Орска Оренбургской области, действующего в интересах Лебедянцевой Полины Васильевны, к Министерству социального развития Оренбургской области, Правительству Оренбургской области, государственному автономному учреждению социального обслуживания населения Оренбургской области "Комплексный центр социального обслуживания населения" в г. Орске, администрации города Орска об установлении факта проживания, о признании права на единовременную материальную помощь, в связи с чрезвычайной ситуацией,

установил:

прокурор Октябрьского района г. Орска Оренбургской области в интересах Лебедянцевой П.В. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству социального развития Оренбургской области, Правительству Оренбургской области, администрации г. Орска об установлении факта проживания, о признании права на единовременную материальную помощь, в связи с чрезвычайной ситуацией.

Исковые требования мотивированы тем, что в апреле 2024 года на территории Оренбургской области произошла чрезвычайная ситуация, вызванная прохождением весеннего паводка.

Лебедянцева П.В. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>.

В результате наводнения (паводка) жилой дом, в котором проживала Лебедянцева П.В. попал в зону чрезвычайной ситуации, в связи с чем в указанном доме отсутствовало центральное водоснабжение.

С целью оказания социальной поддержки Лебедянцева П.В. обратилась с заявлением об оказании единовременной материальной помощи в Министерство социального развития Оренбургской области.

Однако в назначении единовременной материальной помощи ей было отказано, поскольку не был установлен факт проживания в жилом помещении по <адрес>.

Ссылаясь на то, что Лебедянцева П.В. имеет право на единовременную материальную помощь, прокурор с учетом уточнения исковых требований просил суд:

установить факт постоянного проживания Лебедянцевой П.В. в жилом помещении, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации, по адресу:                <адрес>,

признать незаконным отказ Лебедянцевой П.В. в получении единовременной материальной помощи гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и у которых в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации нарушены условия жизнедеятельности;

признать за Лебедянцевой П.В. право на получение единовременной материальной помощи гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и у которых в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации нарушены условия жизнедеятельности, в размере 20 000 руб.;

обязать Министерство социального развития Оренбургской области начислить и выплатить Лебедянцевой П.В. единовременную материальную помощь гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и у которых в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации нарушены условия жизнедеятельности, в размере 20 000 руб.;

на основании статей 204, 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратить решение суда к немедленному исполнению.

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве в качестве соответчика привлечено ГАУСО "КЦСОН" в г. Орске, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - комиссия по установлению фактов проживания граждан в жилых помещениях, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации и утраты имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера на территории муниципального образования "Город Орск".

В судебном заседании заместитель прокурора Октябрьского района            г. Орска Оренбургской области Толстошеев И.С. заявленные требования поддержал.

Представитель ГАУСО "КЦСОН" в г. Орске Семко В.Л. разрешение спора оставила на усмотрение суда.

Иные участники процесса в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, об отложении слушания по делу не просили, об уважительности причине неявки не сообщили, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

До начала судебного разбирательства от Министерства социального развития Оренбургской области поступили письменные возражения, в котором представитель просит отказать в удовлетворении заявленных требований и рассмотреть настоящее дело без их участия.

Заслушав пояснения сторон, исследовав имеющиеся доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в исковом заявлении, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации в силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ).

Пунктом "л" части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

Указом Губернатора Оренбургской области от 4 апреля 2024 года            N 103-ук "О введении на территории Оренбургской области режима чрезвычайной ситуации регионального характера" с 4 апреля 2024 года на территории области введен режим чрезвычайной ситуации.

С 7 апреля 2024 года чрезвычайная ситуация на территории Оренбургской области отнесена к чрезвычайной ситуации федерального характера.

В целях оказания социальной помощи гражданам, пострадавшим в период паводка, постановлением Правительства Оренбургской области от 31 января 2023 года N 85-пп утверждено Положение об оказании единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее – Положение).

В соответствии с пунктом 1 Положения финансовая помощь гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайных ситуаций (далее – финансовая помощь) оказывается гражданам в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального, регионального и межмуниципального характера.

Согласно пункту 3 Положения право на получение финансовой помощи имеют граждане Российской Федерации, а также постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане (на основе принципа взаимности в соответствии с международными договорами Российской Федерации) и лица без гражданства, проживающие на дату введения режима чрезвычайной ситуации в жилых помещениях, расположенных на территории Оренбургской области и попавших в зону чрезвычайной ситуации (далее - граждане), полностью или частично утратившие находящееся в указанных жилых помещениях имущество первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации.

В силу пункта 6 Положения, единовременная материальная помощь гражданину оказывается из расчета:

20 000 руб. на человека – при установлении факта нарушения условий жизнедеятельности гражданина, обусловленного невозможностью проживания в жилом помещении, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации, по причине повреждения или частичного разрушения в результате чрезвычайной ситуации хотя бы одного из конструктивных элементов жилого здания (жилого помещения);

10 000 руб. – в иных случаях установления факта нарушения условий жизнедеятельности гражданина при чрезвычайной ситуации, проживающего в жилом доме, находящемся в границах зоны чрезвычайной ситуации.

Размер единовременной материальной помощи определяется на дату принятия решения об оказании единовременной материальной помощи.

Из пункта 15 Положения следует, что министерство социального развития Оренбургской области в течение 6 рабочих дней со дня регистрации заявления об оказании финансовой помощи рассматривает поступившие заявление и документы и принимает решение об оказании финансовой помощи либо отказе в оказании финансовой помощи, за исключением случая приостановления рассмотрения заявления по основанию, предусмотренному пунктом 15-1 настоящего Положения.

Согласно пункту 16 Положения основанием для отказа в оказании финансовой помощи, в том числе, является не подтверждение факта проживания заявителя в жилом помещении, указанном в заявлении об оказании финансовой помощи.

Постановлением администрации города Орска Оренбургской области от 4 апреля 2024 года N 1075-п утверждена комиссия по установлению фактов проживания граждан в жилых помещениях, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, нарушения условий их жизнедеятельности и утраты имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера на территории муниципального образования "Город Орск" (далее – Комиссия).

В соответствии с пунктом 2.1 указанного постановления, факт проживания граждан от 14 лет и старше в жилых помещениях, находящихся в зоне ЧС, устанавливается заключением комиссии на основании следующих критериев: гражданин зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, которое попало в зону ЧС, при введении режима ЧС для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС.

При рассмотрении дела судом установлено, что Лебедянцева П.В. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>.

В результате наводнения (паводка), произошедшего в апреле              2024 года, жилой дом, в котором проживала Лебедянцева П.В. попал в зону чрезвычайной ситуации, в связи с чем в указанном доме отсутствовало водоснабжение.

Указом Губернатора Оренбургской области от 4 апреля 2024 года             N 103-ук определены границы зоны чрезвычайной ситуации, в том числе ул. Васнецова.

Пунктом 8 части 1 статьи 7 Закона Оренбургской области от                        28 февраля 2022 года N 235/90-VI1-O3 "О регулировании отдельных вопросов в области защиты населения и территорий Оренбургской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", к полномочиям Правительства Оренбургской области в области защиты населения и территорий Оренбургской области от чрезвычайных ситуаций относится, в том числе, принятие решений об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

В соответствии с абзацем 7 пункта 13 Положения о Министерстве социального развития Оренбургской области, утвержденного Указом Губернатора Оренбургской области от 9 сентября 2010 года N 183-ук, Министерство в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет социальные выплаты, предусмотренные нормативными правовыми актами Оренбургской области.

С целью оказания социальной поддержки Лебедянцева П.В. обратилась в Министерство социального развития Оренбургской области с заявлением об оказании единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Данное заявление было направлено 8 апреля 2024 года через Единый портал государственных услуг, в котором истец указала адрес своего места жительства: <адрес>.

В удовлетворении заявления о назначении выплаты единовременной материальной помощи было отказано в связи с неустановлением факта нарушения условий жизнедеятельности в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации хотя бы по одному из критериев.

Ранее Лебедянцева П.В. пояснила, что жилое помещение <адрес> принадлежит ей на праве собственности, однако в данной квартире она не проживает.

Факт проживания Лебедянцевой П.В. по адресу: <адрес> подтвердили допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО8, ФИО9

9 мая 2024 года Лебедянцева П.В. повторно обратилась с заявлением об оказании единовременной материальной помощи, указав адрес места жительства: <адрес>.

Однако в удовлетворении заявления о назначении выплаты единовременной материальной помощи было отказано без указания причин отказа.

Согласно справке администрации Ленинского района г. Орска от             2 августа 2024 года жилой дом по ул. Васнецова, д. 12 находился в зоне эвакуации в пределах зону ЧС при прохождении паводка в апреле             2024 года.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая          2007 года N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" к чрезвычайной ситуации федерального характера отнесена ситуация, в результате которой на территории, где сложилась чрезвычайная ситуация, нарушены условия жизнедеятельности людей, количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 1,2 млрд. рублей.

Понятие чрезвычайной ситуации дано пунктом 2.1.1 утвержденного и введенного в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 сентября 2016 года N 1111-ст Национального Стандарта "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения" ГОСТ Р 22.0.02-2016.

Согласно данному пункту чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Пунктом 2 Порядка установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт, утвержденного приказом МЧС России от 30 декабря 2011 года N 795, установлено, что под фактом нарушения условий жизнедеятельности понимается наличие либо отсутствие ситуации, которая возникла в результате аварии на опасном объекте и при которой на определенной территории невозможно проживание людей в связи с гибелью или повреждением имущества, угрозой их жизни или здоровью.

Согласно пункт 3 Порядка от 30 декабря 2011 года N 795 факт нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте устанавливается исходя из следующих критериев: невозможность проживания потерпевшего в жилых помещениях (местах проживания) (подпункт "а").

Условия жизнедеятельности при аварии на опасном объекте считаются нарушенными, если выявлено нарушение условий хотя бы по одному из критериев, указанных в пункте 3 Порядка от 30 декабря          2011 года N 795, при этом прекращение нарушения условий жизнедеятельности по указанным критериям означает окончание фактического периода нарушения таких условий (пункт 4).

Невозможность осуществления транспортного сообщения между территорией проживания потерпевшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены; прекращение электроснабжения (водоснабжения, теплоснабжения) жилого здания (помещения) более суток, в соответствии с пунктом 5 Порядка от                    30 декабря 2011 года N 795 отнесено к показателям состояния жилого помещения, характеризующим возможность или невозможность проживания в нем.

Пунктом 5 Порядка от 30 декабря 2011 года N 795 предусмотрено, что критерий невозможности проживания потерпевшего в жилых помещениях (местах проживания) оценивается по следующим показателям состояния жилого помещения, характеризующим возможность или невозможность проживания в нем: а) степень повреждения здания (помещения); б) состояние теплоснабжения здания (помещения); в) состояние водоснабжения здания (помещения); г) состояние электроснабжения здания (помещения).

Невозможность проживания потерпевшего в жилых помещениях (местах проживания) констатируется, если в результате аварии на опасном объекте более суток прекращено водоснабжение жилого здания (помещения), осуществляемое до аварии на опасном объекте.

Невозможность проживания потерпевшего в жилых помещениях (местах проживания) констатируется, если в результате аварии на опасном объекте более суток прекращено электроснабжение жилого здания (помещения), осуществляемое до аварии на опасном объекте.

Из объяснений Лебедянцевой П.В., свидетелей следует, что в результате попадания многоквартирного жилого дома по ул. Васнецова в зону эвакуации были отключены теплоснабжение, водоснабжение и электроснабжение.

Указанные критерии прямо предусмотрены действующим законодательством в качестве критерия нарушения условий жизнедеятельности при чрезвычайной ситуации, в результате которых невозможно проживать в жилом помещении (пункт 3 Порядка от                  30 декабря 2011 года N 795).

В данной связи и поскольку на момент введения на территории Оренбургской области режима чрезвычайной ситуации Лебедянцева П.В. постоянно проживала по адресу: <адрес>, где в период чрезвычайной ситуации более суток отсутствовало электроснабжение, водоснабжение, суд полагает установленным, что истец пострадала от чрезвычайной ситуации, что повлекло нарушение условий ее жизнедеятельности, обусловленного невозможностью проживания в жилом помещении.

Доводы ответной стороны о недоказанности факта повреждения или частичного разрушения в результате чрезвычайной ситуации хотя бы одного из конструктивных элементов жилого здания, подлежат отклонению.

Право на получение единовременной материальной помощи в размере 20 000 руб. связана не столько с повреждением конструктивных элементов жилого помещении, а с фактом невозможностью проживания в жилом здании, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации.

Нахождение многоквартирного дома по ул. Васнецова, д. 12 в зоне эвакуации привело к тому, что в жилом помещении были отключены коммунальные ресурсы, что и обусловило невозможность проживания в жилом доме.

В свою очередь единовременная материальная помощь в размере 10 000 руб. связана с проживанием в жилом доме, находящемся в границах зоны чрезвычайной ситуации, то есть в случае при нарушении условий жизнедеятельности (в данном случае отсутствии водоснабжения в г. Орске на протяжении более недели), которое возможности проживания в жилом помещении не исключает.

В связи с тем, что факт нарушения условий жизнедеятельности истца обусловленный невозможностью проживания в жилом помещении, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации, установлен, суд приходит к выводу, что Лебедянцева П.В. имеет право на получение единовременной материальной помощи в размере 20 000 руб.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требования истца в части требований к Министерству социального развития Оренбургской области.

В удовлетворении исковых требований к администрации г. Орска, Правительству Оренбургской области, ГАУСО "КСЦОН " в г. Орске суд считает необходимым истцу отказать как заявленные к ненадлежащим ответчикам.

В соответствии со статьей 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

С учетом характера заявления, введенного на территории Оренбургской области режим чрезвычайной ситуации, суд полагает возможным обратить решение к немедленному исполнению.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования прокурора Октябрьского района г. Орска Оренбургской области, действующего в интересах Лебедянцевой Полины Васильевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, СНИЛС , к Министерству социального развития Оренбургской области, Правительству Оренбургской области, администрации города Орска об установлении факта проживания, о признании права на единовременную материальную помощь, в связи с чрезвычайной ситуацией – удовлетворить.

Установить факт проживания Лебедянцевой Полины Васильевны по адресу: <адрес>.

Признать незаконным отказ Лебедянцевой Полине Васильевне в получении единовременной материальной помощи гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и у которых в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации нарушены условия жизнедеятельности;

Признать за Лебедянцевой Полиной Васильевной право на получение единовременной материальной помощи гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и у которых в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации нарушены условия жизнедеятельности, в размере 20 000 руб.

Взыскать с Министерства социального развития Оренбургской области в пользу Лебедянцевой Полины Васильевне единовременную материальную помощь гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и у которых в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации нарушены условия жизнедеятельности, в размере 20 000 руб.

В удовлетворении исковых требований к Правительству Оренбургской области, государственному автономному учреждению социального обслуживания населения Оренбургской области "Комплексный центр социального обслуживания населения" в г. Орске, администрации города Орска – отказать.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение суда может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято 23 августа 2024 года.

Председательствующий (подпись)                                            С.В. Студенов

2-1745/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Лебедянцева Полина Васильевна
Прокурор Октябрьского района г. Орска
Ответчики
ГАУ "КЦСОН г.Орска"
Правительство Оренбургской области
Министерство социального развития Оренбургской области
Администрация г. Орска
Другие
Комиссия по установлению фактов проживания граждан в ж/п при ЧС
Суд
Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области
Судья
Студенов С.В.
Дело на сайте суда
oktyabrskyorsk.orb.sudrf.ru
03.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.07.2024Передача материалов судье
08.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.07.2024Судебное заседание
23.08.2024Судебное заседание
23.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.09.2024Дело оформлено
23.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее