УИД: 66OS0000-01-2021-000576-27
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург |
23 ноября 2021 года |
Номер производства 3а-589/2021 |
Резолютивная часть решения объявлена 23 ноября 2021 года.
Мотивированное решение изготовлено 06 декабря 2021 года.
Свердловский областной суд в составе
судьи Полевщиковой С.Н.,
при ведении протокола помощника судьи Шестаковой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного производства № 3а-589/2021
по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Статус-М» (ИНН 6662122026)
к административным ответчикам – Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, ГБУ Свердловской области «Центр государственной кадастровой оценки»
с участием заинтересованных лиц - ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Уральскому федеральному округу, Администрации города Екатеринбурга, акционерного общества «Свердловский научно-исследовательский институт химического машиностроения»,
об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <№>
установил:
открытое акционерное общество «Статус-М» (далее – административный истец), являясь собственником земельного участка с кадастровым номером <№>, арендатором земельного участка с кадастровым номером <№>, обратилось в Свердловский областной суд с административным исковым заявлением об установлении по состоянию на 01 января 2020 года кадастровой стоимости спорных земельных участков в размере их рыночной стоимости.
В подтверждение заявленных требований административным истцом представлен отчет об оценке № 2137-07-2020-Г/66-1 от 04 марта 2021 года, составленный оценщиком ...
Представителем Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области Биишевой А.О., представителем ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Уральскому федеральному округу Мелобинской М.А. в письменных возражениях правовая оценка представленного административным истцом отчета оставлена на усмотрение суда.
Представитель Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области Никитин А.А., представитель Администрации города Екатеринбурга Шалыгина А.А. в письменных возражениях высказали сомнения в объективности и обоснованности Отчета, и, как следствие - в достоверности определения рыночной стоимости земельных участков.
Определением суда от 07 сентября 2021 года производство по административному делу было приостановлено в связи с назначением судебной экспертизы, проведение которой было поручено эксперту ...
Согласно заключению эксперта от 06 октября 2021 года по состоянию на 01 января 2020 года:
-рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> составляет 19570303 руб.
-рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> составляет 145165620 руб.
Лица, участвующие в деле, - административный истец, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, ГБУ Свердловской области «Центр государственной кадастровой оценки», ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Уральскому федеральному округу, Администрация города Екатеринбурга, акционерное общество «Свердловский научно-исследовательский институт химического машиностроения», - в судебное заседание представителей не направили, извещены о времени и месте проведения судебного разбирательства надлежащим образом.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Уральскому федеральному округу в отзывах просят рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Протокольным определением от 23 ноября 2021 года суд возобновил производство по административному делу.
Исследовав и оценив имеющиеся в административном деле письменные доказательства, а также заключение эксперта, суд приходит к следующим выводам.
Из положений части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Производство по данным административным делам осуществляется на основании главы 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и с учётом особенностей установленных названной главой.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Как предусмотрено пунктами 1 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Существует два способа установления кадастровой стоимости земельного участка: либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путём установления рыночной стоимости, определённой индивидуально для объекта недвижимости.
Определение рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение её в кадастр в качестве кадастровой стоимости направлено на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учёта уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определениях от 01 марта 2011 года № 280-О-О, от 23 октября 2014 года № 2343-О это не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель.
Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, регулирует Федеральный закон от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».
Кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (часть 2 статьи 3 Федерального закона).
В статье 22 этого же Федерального закона предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определённой на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусмотрено установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость (часть 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судом установлено, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером <№>, площадью 2809 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – административные и офисные здания.
Также административный истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером <№>, площадью 40101 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – под существующие здания и сооружения научных исследований и разработок.
По результатам государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Свердловской области Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 08 октября 2020 года № 3333 по состоянию на 1 января 2020 года утверждена кадастровая стоимость в отношении:
- земельного участка с кадастровым номером <№> в размере 40379796,35 руб.
- земельного участка с кадастровым номером <№> в размере 226909102,44 руб.
Сведения о кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 07 декабря 2020 года и 30 ноября 2020 года, соответственно.
Оспаривая кадастровую стоимость, административный истец представил в суд Отчет, выполненный оценщиком ...
В соответствии с Отчетом по состоянию на 01 января 2020 года рыночная стоимость определена оценщиком для земельного участка
-с кадастровым номером <№> в размере 19416 000 руб.
-с кадастровым номером <№> в размере 142528 000 руб.
При возникновении вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при её проведении (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).
Удовлетворив заявленное ходатайство, по рассматриваемому делу определением суда назначена и проведена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости земельных участков.
Согласно заключению эксперта от 06 октября 2021 года по состоянию на 01 января 2020 года:
-рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> составляет 19570303 руб.
-рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> составляет 145165620 руб.
У суда отсутствуют достаточные основания сомневаться в правильности выводов проведённой экспертизы; экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупреждённым об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых земельных участков не является произвольным, а содержит результаты исследования сегмента рынка, анализ иных факторов, влияющих на стоимость объектов оценки, при соблюдении принципов федеральных стандартов оценки.
При этом, определение рыночной стоимости с использованием сравнительного подхода является мотивированным и корректным; с допустимым и надлежащим выбором объектов-аналогов, а также последующим использованием факторов, которые наиболее полно описывают отличия объектов оценки от объектов-аналогов; и последовательным проведением корректировок по элементам сравнения.
Полученное заключение мотивировано, выводы ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами, не содержит очевидных противоречий, отвечает требованиям относимости, допустимости, достоверности.
Оценив представленное заключение судебной экспертизы по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что оно соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки.
Принимая во внимание, что иных доказательств, которые опровергли бы эту рыночную стоимость земельных участков, административными ответчиками и заинтересованными лицами в суд не представлено, суд соглашается с результатом, изложенным в экспертном заключении.
Следовательно, при рассмотрении административного дела установлено и нашло своё подтверждение, что по состоянию на 01 января 2020 года
-рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> составляла 19570 303 руб.,
-рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> составляла 145165 620 руб.
Именно в таком размере, удовлетворяя требования, и следует установить кадастровую стоимость спорных земельных участков.
С заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <№> административный истец обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Свердловской области 19 апреля 2021 года.
С заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <№> административный истец обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Свердловской области 07 апреля 2021 года.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░-░», ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01 ░░░░░░ 2020 ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░
-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <№> ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 19570 303 (░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░) ░░░.
-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <№> ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 145165620 (░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░) ░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <№>, ░░░░░░░ 19 ░░░░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <№>, ░░░░░░░ 07 ░░░░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░