Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 ноября 2021 года г. Нижнеудинск
Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе председательствующего Мархеева А.М.,
при секретаре судебного заседания Савкиной Д.Г.,
с участием помощника Нижнеудинского межрайонного прокурора Колдуновой Т.И.,
административного истца ФИО3 – посредством видео-конференц-связи,
представителя административного ответчика Отдела МВД России по Нижнеудинскому району Карпекиной С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1424/2021 по административному иску ФИО3 к Отделу МВД России по Нижнеудинскому району, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО3 обратилась в суд с административным иском к Отделу МВД России по Нижнеудинскому району, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании в ее пользу компенсации морального вреда, причиненного ненадлежащими условиями содержания под стражей в изоляторе временного содержания (далее ИВС) ОМВД России по Нижнеудинскому району.
В обоснование заявленных требований ФИО3 указала, что на протяжении более одного года она содержалась в ИВС ОМВД России по Нижнеудинскому району в ненадлежащих условиях, где нарушены санитарно-эпидемиологические нормы, размер камер не соответствуют установленной норме, отсутствует душ и вентиляция. Туалеты в камерах типа «чаша генуя» с маленькой перегородкой, в связи с чем справлять нужду приходится на виду у сокамерников и камеры видеонаблюдения, кроме того из туалета постоянно исходит неприятный запах и вползают черви, которые расползаются по всей камере. В ИВС отсутствует дворик для прогулок, из-за чего она была лишена возможности дышать свежим воздухом. Пищу выдают один раз в сутки и не всегда пригодную для употребления, при этом салаты и свежие овощи не выдают вообще. Данные условия содержания в ИВС являются пыточными и жестокими, унижающими человеческое достоинство. Считает, что из-за всего этого ей был причинен значительный моральный и психологический ущерб. Просит взыскать с ответчика компенсацию в размере 30000 руб. за 1 сутки, проведенные в ИВС ОМВД России по Нижнеудинскому району.
Определением судьи от 30.09.2021 к участию в административном деле в качестве административного соответчика привлечено Министерство внутренних дел Российской Федерации.
Протокольным определением суда от 27.10.2021 к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица привлечено ГУ МВД России по Иркутской области.
В судебном заседании ФИО3 настаивала на удовлетворении иска, доводы, изложенные в административном иске, подтвердила в полном объеме. Кроме того, пояснила, что 13.05.2021 в ИВС ей не была оказана надлежащая медицинская помощь. На территории ИВС имеется служебная собака, которая гуляет под окнами камер, в связи с чем из окон исходит неприятный запах. Также просила о допросе в судебном заседании в качестве свидетелей сокамерников, которые могут подтвердить ее доводы о ненадлежащих условиях содержания в ИВС ОМВД России по Нижнеудинскому району.
Представитель ОМВД России по Нижнеудинскому району Карпекина С.В., действующая на основании доверенности от 28.01.2021, административный иск не признала и поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях.
Прокурор, участвующий в деле, просила в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме, поскольку каких-либо нарушений условий содержания Гордеевой Ю.В. в ИВС г. Нижнеудинска не установлено.
Представитель Министерства внутренних дел Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, представил письменные возражения и заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представители Министерства финансов Российской Федерации, ГУ МВД России по Иркутской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела был извещены надлежащим образом, о причине неявки не сообщили.
Поскольку неявка сторон не препятствует рассмотрению дела, в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав стороны, прокурора Колдунову Т.И., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В силу статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статьи 21 Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
Статья 53 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В силу пунктов 2 и 2.1 части 2 статьи 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решения, действий (бездействий) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, порядок производства, порядок производства по которым предусмотрен главой 22 названного кодекса, а также административные дела о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Поскольку требование административного истца о взыскании компенсации морального вреда является производным от основных требований публично-правового характера, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства.
Условия и порядок содержания в изоляторах регулируются Федеральным законом от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее – Федеральный закон № 103-ФЗ) и конкретизированы в Правилах внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденные Приказом МВД России от 22.11.2005 № 950.
Согласно статье 4 Федерального закона № 103-ФЗ содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (далее подозреваемые и обвиняемые).
В местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Согласно статье 15 Федерального закона № 103-ФЗ обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
Как следует из статьи 23 Федерального закона № 103-ФЗ, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, в частности: предоставляется индивидуальное спальное место; выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы; камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием; выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки, а также настольные игры. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
Согласно пунктам 42, 43, 45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД России от 22.11.2005 № 950, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом.
Указанными Правилами внутреннего распорядка устанавливается порядок приема и размещения подозреваемых и обвиняемых по камерам; материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых; привлечения подозреваемых и обвиняемых к труду; медико-санитарного обеспечения подозреваемых и обвиняемых; проведения ежедневных прогулок подозреваемых и обвиняемых.
Кроме того, Правилами внутреннего распорядка устанавливаются правила поведения подозреваемых и обвиняемых в местах содержания под стражей, перечень и количество продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах и приобретать по безналичному расчету, а также перечень услуг, оказываемых подозреваемым и обвиняемым за установленную плату.
Из пунктов 45, 47, 48 вышеуказанных Правил следует, что камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией; тазами для гигиенических целей и стирки одежды.
Не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе.
При отсутствии в камере системы подачи горячей водопроводной воды горячая вода (температурой не более +50°С), а также кипяченая вода для питья выдаются ежедневно с учетом потребности.
Как следует из материалов дела и установлено судом, изолятор временного содержания расположен в здании Отдела МВД России по Нижнеудинскому району по адресу: <адрес обезличен>. В помещении <данные изъяты> камер, лимит наполнения – 21 человек: камера номер обезличен площадью <данные изъяты> кв.м. – двухместная, камера номер обезличен площадью <данные изъяты> кв.м. – трехместная, камера номер обезличен площадью <данные изъяты> кв.м. – двухместная, камера номер обезличен площадью <данные изъяты> кв.м. – трехместная, камера номер обезличен площадью <данные изъяты> кв.м. – трехместная, камера номер обезличен площадью <данные изъяты> кв.м. – пятиместная, камера номер обезличен площадью <данные изъяты> кв.м. – трехместная.
ФИО3, дата обезличена г.р., обвиняемая в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 228.1 УК РФ, содержалась в ИВС ОМВД России по Нижнеудинскому району в периоды с дата обезличена по дата обезличена, с дата обезличена по дата обезличена, с дата обезличена по дата обезличена, с дата обезличена по дата обезличена, с дата обезличена по дата обезличена, с дата обезличена по дата обезличена, с дата обезличена по дата обезличена, с дата обезличена по дата обезличена, с дата обезличена по дата обезличена, с дата обезличена по дата обезличена, с дата обезличена по дата обезличена, с дата обезличена по дата обезличена.
ФИО3 содержалась в ИВС ОМВД России по Нижнеудинскому району в вышеуказанный период камерах номер обезличен.
Из материалов дела также установлено, что все камеры ИВС ОМВД России по Нижнеудинскому району, в том числе камеры номер обезличен 3, оборудованы: зарешеченными окнами; приточно-вытяжной вентиляцией и видеокамерой, которые расположены над входной дверью; слева при входе расположена кнопка вызова дежурного; индивидуальные спальные места в виде двухъярусных нар, а в камере номер обезличен дополнительно одноместная кровать; раковинами; туалетами с унитазами типа «чаша Генуя», туалеты оборудованы перегородками, с дверцами, открывающимися наружу, высота перегородок 1 метр от пола; навесной полкой над умывальным местом; тазом для гигиенических целей и стирки одежды; урной для мусора; скамейкой; вешалкой для верхней одежды; радиодинамиком; столом на расстоянии 2 метров от санузла; стены оштукатурены и покрашены в белый цвет; в камерах централизованное холодное водоснабжение, канализация, электроснабжение, центральное отопление, температура воздуха +22-23 градуса по Цельсию. Имеется водонагреватель фирмы «Атмор» объемом 50 литров и горячая вода температурой не более 50 градусов по Цельсию, кипяченная вода для питья выдаются ежедневно с учетом потребности без каких-либо ограничений. Ежедневно подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются трехразовым горячим питанием, постельными принадлежностями. Посуда и столовые приборы выдаются на время приема пищи в полном объеме. Для общего пользования в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них лиц камеры обеспечены: мылом хозяйственным, бумагой для гигиенических целей. В каждой камере имеются предметы для уборки камеры, уборочный инвентарь для поддержания чистоты в камере.
Размер окон в ИВС ОМВД России по Нижнеудинскому району соответствует требованиям, установленными п. п. 412, 413 Наставления по служебной деятельности ИВС, утвержденного приказом МВД России от 7 марта 2006 г. N 140-дсп. Согласно указанному приказу со стороны камер оконные стекла защищаются металлической решеткой, обеспечивающей проникновение света. Также в каждой из камер имеются электрические лампочки. В камерах имелось дневное и искусственное освещение, в целях безопасности и членовредительства со стороны лиц, содержащихся в ИВС, электрические лампы защищены металлическими решетками, не препятствующими проникновению света.
В связи с отсутствием горячего водоснабжения и содержанием лиц в ИВС ОМВД России по Нижнеудинскому району менее 10 суток, отсутствует душевая кабина.
Прогулки не проводятся по объективным причинам, поскольку отсутствует прогулочный двор, который не был предусмотрен при строительстве здания ИВС 1953 года постройки.
В коридоре ИВС установлена переносная бактерицидная установка, периодически не реже одного раза в неделю, а иногда и чаще проводится дезинфекция камер.
Указанные обстоятельства подтверждаются техническим паспортом, актами комиссионного обследования ИВС ОМВД России по Нижнеудинскому району в 2020-2021 гг.; фотографиями камер номер обезличен ИВС ОМВД России по Нижнеудинскому району; государственными контрактами на осуществление услуг по обеспечению ежедневным трехразовым горячим питанием лиц, содержащихся в ИВС, от 26.11.2019, дополнительными соглашениями к ним от дата обезличена, дата обезличена, дата обезличена; заявками в столовую на питание, меню-раскладками продуктов; журналом санитарного состояния ИВС ОМВД России по Нижнеудинскому району; журналом первичного осмотра и регистрации оказания медицинской помощи лицам, поступающим в ИВС; камерными карточками ФИО3; карточками количественно-суммового учета материальных ценностей.
Из актов комиссионного обследования камер номер обезличен ИВС ОМВД России по Нижнеудинскому району в 2020 году следует, что замечания имелись в части радиодинамика, требовалось его подключение и в части отсутствия горячего водоснабжения. В 2021 году замечание в части радиодинамиков было устранено. При этом требования необходимой приватности в месте расположения санузла соблюдены, естественное освещение имеется и соответствует санитарным нормам. Иных замечаний по состоянию камер не имелось.
Кроме того, допрошенный в качестве свидетеля в судебном заседании начальник ИВС ОМВД России по Нижнеудинскому району ФИО7 суду пояснил, что нарушений лимита лиц, подлежащих содержанию в камерах ИВС, не допускается. В ИВС отсутствует душевая кабина и прогулочный дворик, так они не были предусмотрены при строительстве здания. При этом горячая вода выдается обвиняемым и подозреваемым по требованию без ограничения, в ИВС имеется водонагреватель. Все лица, содержащиеся в ИВС, обеспечиваются трехразовым питанием, на время приема пищи выдаются приборы и посуда. Заявки на питание составляются ежедневно с учетом количества лиц, содержащихся в ИВС. В камере имеется искусственное и естественное освещение через окно. Вентиляция находится в исправном состоянии. Лицам, содержащимся в ИВС, выдается инвентарь для поддержания чистоты в камере. Периодически по мере необходимости в отсутствие лиц, содержащихся в ИВС, проводится дезинфекция камер. Каких-либо червей в камерах не имеется, сотрудники ИВС ежедневно проверяют камеры. На территории ИВС имеется служебная собака, наличие которой является обязательным.
Оснований не доверять показаниям указанного свидетеля у суда не имеется. Кроме того, показания свидетеля подтверждаются письменными материалами дела.
Доводы ФИО3 об отсутствии трехразового питания не нашли своего подтверждения и опровергаются представленными государственными контрактами на оказание услуг по обеспечению горячим трехразовым питанием лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, арестованных за совершение административных арестованных содержащихся в изоляторе временного содержания, а также лиц, содержащихся в ИВС ОМВД России по Нижнеудинскому району, заявками в столовую на питание, меню-раскладками продуктов ИП <данные изъяты> с которым заключен государственный контракт.
Из представленных ОМВД России по Нижнеудинскому району документов следует, что лица, содержащиеся в изоляторе временного содержания, обеспечивались ежедневным горячим питанием по нормам суточного довольствия.
Из журналов медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС, следует, что в ИВС проводились плановые камерные обходы, при необходимости оказывалась медицинская помощь, имелся набор медикаментов для оказания первой до врачебной помощи, в иных случаях вызывалась скорая медицинская помощь.
ФИО3 при плановых осмотрах жалоб на состояние здоровья не высказывала, дважды обращалась за медицинской помощью дата обезличена и дата обезличена, о чем свидетельствуют отметки в журналах. При обращении с жалобами ФИО3 осматривалась фельдшером и ей оказывалась необходимая медицинская помощь. При этом дата обезличена признаков какого-либо заболевания у ФИО3 установлено не было.
Доводы административного истца о несоответствии размера камер установленной норме не нашли своего подтверждения, поскольку из материалов дело следует, что площадь камер в ИВС, в том числе тех, где содержалась ФИО3 составляет не менее 4 кв.м. на человека, что соответствует положениям ст. 23 Федерального закона N 103-ФЗ.
Доводы о нарушении санитарно-эпидемиологических норм, наличии червей в камерах ИВС, отсутствии вентиляции не нашли своего подтверждения и опровергаются как актами комиссионного обследования камер номер обезличен, номер обезличен ИВС ОМВД России по Нижнеудинскому району в 2020-2021 гг., так и показаниями свидетеля ФИО9
Доводы об отсутствии душевой кабины и прогулочного дворика в ИВС ОМВД России по Нижнеудинскому району не свидетельствуют о безусловном нарушении прав административного истца, поскольку ИВС является временным местом содержания лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. При этом их отсутствие вызвано объективными причинами, связанными с конструктивными особенностями здания. Как усматривается из материалов дела, содержание ФИО3 в ИВС ОМВД России по Нижнеудинскому району в рассматриваемый период не превышало десяти суток подряд, следовательно, нарушения прав административного истца на соблюдение гигиенических требований не установлено.
Доводы о необходимости допроса в судебном заседании сокамерников ФИО11, суд находит несостоятельными, поскольку указанные лица не лишены возможности обратиться в суд с самостоятельными требованиями, более того, имеющейся в материалах дела совокупности доказательств является достаточной для разрешения административного дела по существу.
Что касается доводов административного истца о неприятном запахе, исходящем от служебной собаки, то они не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии с требованиями п. 4.10 Приказа МВД России от 25.07.2011 № 876 «Об утверждении специальных технических требований по инженерно-технической укрепленности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел» при использовании для охраны служебных собак пространство между основным ограждением (фасадом здания изолятора временного содержания) и ограждением запретной зоны используется в качестве постов для служебных собак.
Представитель МВД России в своих возражениях ссылается на пропуск административным истцом срока обращения в суд, поскольку в иске указано, что права административного истца нарушаются на протяжении одного года, из чего можно сделать вывод, что о нарушении своих прав ФИО3 узнала в момент ее заключения под стражу в 2019 году, при этом ст. 219 КАС РФ установлен трехмесячный срок на обращение в суд.
Данное заявление о пропуске административным истцом срока обращения в суд находит необоснованным.
Статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1).
Исходя из пункта 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47, проверяя соблюдение предусмотренного частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации трехмесячного срока для обращения в суд, судам необходимо исходить из того, что нарушение условий содержания лишенных свободы лиц может носить длящийся характер, следовательно, административное исковое заявление о признании незаконными бездействия органа или учреждения, должностного лица, связанного с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, может быть подано в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности.
Принимая во внимание, что административный истец ФИО3 обратилась в суд настоящим иском в июне 2021 года, при этом в ИВС ОМВД России по Нижнеудинскому району она содержалась, в том числе и августе 2021 года, то срок обращения в суд административным истцом не пропущен.
Согласно ст. 151 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ), если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.
Из указанного следует, что общими условиями для компенсации морального вреда, причиненного противоправными действиями (бездействием) государственных органов либо должностных лиц этих органов, являются наличие факта противоправности их действия (бездействия), наличие вреда и его размер, а также наличие причинно-следственной связи между действиями причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями.
Кроме того, обязательным условием для наступления ответственности, за исключением случаев, указанных в законе, является наличие вины причинителя вреда.
Ссылаясь на нарушение своих прав, установленных указанными федеральным законодательством, ненадлежащими условиями содержания, административный истец не привела доказательства своим доводам. Ею не представлены доказательства вины должностных лиц ИВС в нарушении ее прав, претерпевания физических и нравственных страданий, не представил доказательства наличия причинно-следственной связи между наступлением вреда, виновными действиями должностных лиц и нахождением его в условиях, не отвечающих установленным санитарным нормам.
Доводы административного истца о нарушении ее прав ответчиками ненадлежащими условиями содержания под стражей в ИВС ОМВД России по Нижнеудинскому району объективно ничем не подтверждены.
При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие в деле иных доказательств обоснованности предъявленного иска, суд приходит к выводу, что факт причинения административному истцу ФИО3 вреда, заявленными ею ответчиками, не подтвержден, причинно-следственная связь между предполагаемыми незаконными действиями должностных лиц ИВС ОМВД России по Нижнеудинскому району и моральным вредом, на который ссылается административный истец, отсутствует, в связи с чем правовых оснований для удовлетворения иска не имеется, а заявленные ФИО3 требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
отказать в удовлетворении административного иска ФИО3 к Отделу МВД России по Нижнеудинскому району, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Иркутского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Нижнеудинский городской суд.
Председательствующий А.М. Мархеев
Решение в окончательной форме изготовлено 25 ноября 2021 года.