Арбитражный суд Тамбовской области
392020, г. Тамбов, ул. Пензенская, д. 67/12
http://tambov.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Тамбов
"20" июня 2011г. Дело №А64-3181/2011
Резолютивная часть решения объявлена 14 июня 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 20 июня 2011 года.
Арбитражный суд Тамбовской области в составе судьи М.А. Плахотникова
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.Л. Корчагиной
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Бочарова Серея Васильевича
к Инспекции ФНС России г. Тамбову
об отмене постановления № 13 от 31.01.2011г. по делу об административном правонарушении
при участии в заседании:
от заявителя – Бочаров С.В. – предприниматель, паспорт серии 68 10 № 631569, выдан 18.12.2010г. отделом УФМС России по Тамбовской области в Октябрьском районе;
от заинтересованного лица – Ульева О.В. – ведущий специалист-эксперт, доверенность № 05-24/16 от 31.12.2010г.
установил:
Индивидуальный предприниматель Бочаров Сергей Васильевич (далее – ИП Бочаров С.В., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Инспекции ФНС России по г. Тамбову (далее – налоговый орган, инспекция) о признании незаконным и отмене постановления № 13 от 31.01.2011г. по делу об административном правонарушении.
Заявитель требования поддержал.
Инспекция против требований заявителя возражала по мотивам, изложенным в отзыве на заявление.
Рассмотрев материалы дела, суд установил:
Бочаров С.В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (свидетельство от 27.06.2007г.)
25.01.2011г. в регистрирующий орган, инспекцию ФНС России по г. Тамбову, от индивидуального предпринимателя Бочарова Сергея Васильевича поступило заявление по форме № Р24001 о внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, а именно: об изменении сведений о данных документа, удостоверяющего личность гражданина РФ на территории РФ. Из представленных сведений следует, что 18.12.2010г. Бочаров С.В. произвел замену паспорта при этом, не сообщил в установленный законом трехдневный срок данные нового паспорта в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с п. 2 и п. 5 ст. 5 Закона Российской Федерации от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» индивидуальный предприниматель в течение трех дней с момента изменения паспортных данных, обязан сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего жительства.
Необходимые данные предпринимателем в налоговый орган были представлены 25.01.2011г., в результате чего, по мнению инспекции, был нарушен п. 5 ст. 5 Закона Российской Федерации от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
По данному нарушению 25.01.2011г. в присутствии ИП Бочарова С.В. был составлен протокол № 8 об административном правонарушении.
Указанный протокол составлен в соответствии с требованиями КоАП РФ в присутствии предпринимателя, которому были разъяснены права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, вручена копия протокола, сообщено, что рассмотрение протокола состоится в ИФНС России по г.Тамбову 31.01.2011г. в 08 час. 30 мин. по адресу:, г. Тамбов, ул. Пролетарская, д.252/2, о чем свидетельствует его подпись в протоколе.
31.01.2011г., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении начальником Инспекции ФНС России по г. Тамбову в отношении предпринимателя было вынесено постановление № 13 по делу об административном правонарушении. Указанным постановлением предприниматель был привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ, в виде наложения штрафа в размере 5000 рублей.
Предприниматель с вынесенным постановлением не согласился, обратился в суд с заявлением об уменьшении штрафа по постановлению об административном правонарушении №13.
Налоговый орган с требованием заявителя не согласился, считает, что постановление по делу об административном правонарушении вынесено законно и обоснованно, основания для его отмены отсутствуют.
В соответствии со ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно части 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как по основаниям и в порядке, установленном Законом.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрации при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также при ведении государственного реестра индивидуальных предпринимателей регулирует Федеральный закон от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
В соответствии со ст. 1 названного Закона под государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей понимается акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственные реестры сведений о приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пунктам 5.3. и 5.5.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004г. № 506 Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы осуществляют государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и ведут в установленном порядке Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).
В ЕГРИП содержатся сведения об индивидуальном предпринимателе, в том числе и данные основного документа, удостоверяющего личность гражданина РФ на территории РФ, что следует из п.п. «е» п. 2 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
В соответствии с п. 1 Положения о паспорте гражданина РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997г. № 828, основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории РФ, является паспорт гражданина РФ.
В соответствии с п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» индивидуальный предприниматель в течение трех дней с момента изменения указанных в пункте 2 названной статьи сведений, в том числе данных основного документа, удостоверяющего личность гражданина РФ на территории РФ, за исключением сведений, указанных в подпунктах "м" - "р", обязан сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения и жительства.
Пункт 1 ст. 25 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» устанавливает, что за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Частью 3 статьи 14.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление, или несвоевременное предоставление, или предоставление недостоверных сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию, в случае, если такое предоставление предусмотрено законом.
Как следует из материалов дела, ИП Бочаров С.В. паспорт гражданина РФ 18.12.2011г., следовательно, последним сроком подачи заявления о внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе являлось 22.12.2011г. В установленный законом срок заявление подано не было.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ИП Бочаров С.В. совершил административное правонарушение по ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ, выразившееся в нарушении требований п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», согласно которым индивидуальный предприниматель в течение трех дней с момента изменения паспортных данных, обязан сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего жительства.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Статьей 26.1 КоАП РФ установлено, что виновность лица в совершении административного правонарушения включена в перечень обстоятельств, подлежащих выявлению по делу об административном правонарушении.
Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ (п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ № 10 от 02.06.2004г.).
Рассмотрев материалы дела, суд пришел к выводу, что бездействие предпринимателя образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст.14.25 КоАП РФ. Суд признает доказанным факт совершения им административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 3 ст.14.25 КоАП РФ, и вину предпринимателя в его совершении.
Судом проверено соблюдение административным органом порядка привлечения индивидуального предпринимателя к административной ответственности. При этом суд установил, что процедура привлечения индивидуального предпринимателя к административной ответственности не нарушена.
Дело об административном правонарушении рассмотрено налоговым органом в сроки, установленные ст. 4.5 КоАП РФ.
Согласно ст. 23.61 КоАП РФ руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, его заместители, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.25 настоящего Кодекса, каковым является налоговый орган в силу Постановления Правительства РФ от 30.09.2004г. № 506 «Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе».
Как следует из материалов дела, постановление № 13 по делу об административном правонарушении от 31.01.2011г. вынесено начальником Инспекции ФНС России по г.Тамбову, в силу чего, оспариваемое постановление вынесено уполномоченным лицом.
Постановлением № 13 по делу об административном правонарушении от 31.01.2011г. индивидуальный предприниматель привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 5000 руб.
Судом установлено, что в силу ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Как следует из оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении, правонарушение совершено предпринимателем впервые.
Налоговым органом не принят во внимание также тот факт, что индивидуальный предприниматель обратился Инспекцию с заявлением об изменении данных добровольно.
В соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются раскаяние лица, совершившего административное правонарушение; добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении; предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда; совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение административного правонарушения несовершеннолетним; совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.
Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов РФ об административных правонарушениях.
Суд признал наличие у предпринимателя смягчающих административную ответственность обстоятельств, таких как совершение правонарушения впервые, раскаяние лица, совершившего правонарушение.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что налоговым органом при вынесении постановления по делу об административном правонарушении в полной мере не были учтены обстоятельства смягчающие административную ответственность.
Как разъяснено в п. 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в ч.ч. 2 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ.
Суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры административной ответственности и руководствуясь ч. 2 ст. 211 АПК РФ, принимает решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания. В данном случае в резолютивной части решения указывается мера ответственности, назначенная судом с учетом названных обстоятельств.
Необходимо иметь в виду, что постановление административного органа может быть признано незаконным и изменено и в случае, когда арбитражным судом на основании ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ будут признаны смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Суд может признать эти обстоятельства в качестве смягчающих независимо от того, ходатайствовал ли заявитель об их учете на стадии рассмотрения дела административным органом.
Учитывая изложенное выше, принимая во внимание смягчающие вину предпринимателя обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что назначенное наказание несоразмерно последствиям совершенного правонарушения, в связи с чем, постановление налогового органа об административном правонарушении №13от 31.01.2011г. является незаконным и подлежащим отмене в части назначенного наказания в виде штрафа в сумме 5000 руб. Суд считает необходимым изменить административное наказание по оспариваемому постановлению, назначив Бочарову С.В. административное наказание по ч. 3 ст. 14.25 КоАП Российской Федерации в виде предупреждения.
В остальной части постановление № 13 по делу об административном правонарушении от 31.01.2011г., вынесенное Инспекцией ФНС России по г. Тамбову в отношении индивидуального предпринимателя Бочарова С.В. является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 167, 168, 169, 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Требования индивидуального предпринимателя Бочарова Сергея Васильевича, проживающего: г. Тамбов, ул. Советская, д. 176/12, кв. 14, удовлетворить в части.
Признать постановление № 13 по делу об административном правонарушении от 31.01.2011г., вынесенное Инспекцией ФНС России по г. Тамбову в отношении индивидуального предпринимателя Бочарова Сергея Васильевича, незаконным и отменить его в части назначения наказания в виде административного штрафа в сумме 5000 рублей.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Привлечь индивидуального предпринимателя Бочарова Сергея Васильевича (03.12.1975 г.р., место рождения: с.Митрополье Бондарского района Тамбовской области, проживающего по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Советская, д.176/12 кв. 14) к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ в виде предупреждения.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Воронеж, ул.Платонова, 8) через Арбитражный суд Тамбовской области.