Дело №2-649/2024
УИД 13RS0017-01-2024-001132-67
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с. Лямбирь 24 декабря 2024 г.
Лямбирский районный суд Республики Мордовия в составе судьи Меркуловой А.В.,
при секретаре судебного заседания Шаминой А.С.,
с участием в деле:
истца Родькиной Анастасии Викторовны,
ответчика - Администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Родькиной Анастасии Викторовны к администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером <номер> по цене, равной кадастровой стоимости земельного участка на дату подачи в орган местного самоуправления заявления о предоставлении такой муниципальной услуги,
установил:
Родькина А.В. обратилась в суд с вышеназванным иском к Администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, в обоснование требований указав, что 30 декабря 2022 г. она обратилась в администрацию Лямбирского муниципального района Республики Мордовия с заявлением о расторжении заключенного с ней 4 мая 2022 г. договора аренды № 33 земельного участка с кадастровым номером <номер> и предоставлении указанного земельного участка ей в собственность за плату.
Письмом от 6 февраля 2023 г. № 84 администрацией района ей отказано в удовлетворении ее заявления по тем основаниям, что в соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей и федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких участках.
Решением Лямбирcкого районного суда Республики Мордовия от 18 мая 2023 г. признан незаконным отказ администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия от 6 февраля 2023 г. № 84 на заявление Родькиной Анастасии Викторовны в расторжении договора аренды № 33 от 4 мая 2022 г. земельного участка с кадастровым номером <номер> и предоставлении его в собственность за плату.
На администрацию Лямбирского муниципального района Республики Мордовия возложена обязанность в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Родькиной Анастасии Викторовны о расторжении договора аренды № 33 от 4 мая 2022 г. земельного участка с кадастровым номером <номер> в с.Лямбирь Лямбирского района Республики Мордовия и предоставлении его в собственность за плату.
Рассмотрев указанное заявление, администрация Лямбирского муниципального района предоставила договор купли-продажи земельного участка № 36, подписанный Главой администрации Лямбирского муниципального района Головым Ю.А., в п. 2.1 которого была установлена цена - 77 933 руб.
С указанной ценой она не согласна, считает, что установление такой цены в договоре противоречит требованиям действующего законодательства, в связи с чем действия администрации Лямбирского муниципального района, выразившиеся в заключении договора купли-продажи земельного участка по цене, не соответствующей закону, являются незаконными.
Кадастровая стоимость испрашиваемого земельного участка на момент ее обращения от 30 декабря 2022 г. составляла 8983 руб., следовательно, цена находящегося в государственной собственности земельного участка составляет 8983 руб.
В этой связи считает, что у администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия возникла обязанность заключить с ней договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером <номер> с момента обращения с соответствующим заявлением за выкупную цену в размере 8983 руб., а не 77 933 руб.
Просит обязать ответчика в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу заключить с Родькиной А.В. договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером <номер> за выкупную цену в размере 8983 рубля (л.д. 1-2).
В судебное заседание истец Родькина А.В. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещались своевременно и надлежащим образом, представила суду заявление, в котором просила рассмотреть дело без своего участия.
В судебное заседание представитель ответчика - администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался своевременно и надлежащим образом.
Участники процесса, помимо направления извещений о времени и месте рассмотрения дела, извещались также и путем размещения информации по делу на официальном сайте Лямбирского районного суда Республики Мордовия в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: lyambirsky.mor@sudrf.ru в соответствии с требованиями части 7 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах и на основании положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела по существу в отсутствие указанных лиц.
В соответствии с частью первой статьи 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
С учетом изложенного, суд считает возможным на основании части 1 статьи 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Суд, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.
Согласно частям 1, 3 статьи 36 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
В силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, в том числе право собственности, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим кодексом, законом или добровольно принятым обязательством (абзац 2 пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
4 мая 2022 г. на основании постановления администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия от 29 апреля 2022 г. № 432 между администрацией Лямбирского муниципального района Республики Мордовия и истицей заключен договор аренды земельного участка площадью 1300 кв.м. с кадастровым номером <номер>, расположенный по адресу: Республика Мордовия, Лямбирский район, с. Лямбирь, с видом разрешенного использования «ведение огородничества» сроком с 4 мая 2022 г. по 4 мая 2025 г.
30 декабря 2022 г. Родькина А.В. обратилась в администрацию Лямбирского муниципального района Республики Мордовия с заявлением о расторжении заключенного с ней договора аренды земельного участка от 4 мая 2022 г. и предоставлении земельного участка в собственность за плату.
Письмом от 6 февраля 2023 г. № 84 Родькиной А.В. отказано в расторжении договора аренды земельного участка № 33 от 04 мая 2022 г. и предоставлении последней его в собственность за плату. В письме указано, что в соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. В ходе изучения материалов администрацией района было установлено, что зарегистрированный объект капитального строительства на вышеуказанном земельном участке отсутствует. Администрацией указано, что после постройки и регистрации объекта истец может повторно обратиться с указанным заявлением в администрацию района.
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как следует из части 1, пункта 6 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Из анализа указанных выше положений закона следует, что предоставление права на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, гражданину, имеющему в собственности строение, здание, сооружение, вызвано необходимостью обслуживания и использования этих строений по назначению.
Положения статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации о праве собственников зданий строений, сооружений на приобретение в собственность земельных участков под указанными объектами подлежат применению с учетом общих положений земельного законодательства, обязывающих собственника осуществлять использование земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения заявления уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю; в решении должны быть указаны все основания отказа.
В соответствии со статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (пункт 1), если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (пункт 14).
Таким образом, из анализа указанных норм следует, что возникновение исключительного права на приобретение земельного участка зависит от достижения той цели, для которой он предоставлялся лицу.
Как следует из статьи 3 Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации» огородный земельный участок – земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения хозяйственных построек, не являющихся объектами недвижимости, предназначенных для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур».
Судом установлено, что предоставленный в аренду земельный участок с кадастровым номером <номер> используется Родькиной А.В. по его целевому назначению для огородничества, что по виду разрешенного использования не предполагает возведения на нем капитальных строений и сооружений, предоставляя право размещения на них только хозяйственных построек, не являющихся объектами недвижимости, предназначенных для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур.
Кроме того, согласно пп. «а» пункта 1 постановления Правительства РФ от 09 апреля 2022 г. № 629 «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 г.» допускается наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, продажа без проведения торгов земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, отдыха (рекреации), производственной деятельности, нужд промышленности и предоставленных в аренду, при условии отсутствия у уполномоченного органа, предусмотренного статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.
Решением Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 18 мая 2023 г. по административному делу по административному иску Родькиной Анастасии Викторовны к администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным отказа № 84 от 6 февраля 2023 г. в расторжении договора аренды земельного участка и предоставлении его в собственность за плату, возложении обязанности рассмотреть заявление о расторжении договора аренды земельного участка и предоставлении его в собственность за плату постановлено:
признать незаконным отказ администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия от 6 февраля 2023 г. № 84 на заявление Родькиной Анастасии Викторовны в расторжении договора аренды № 33 от 4 мая 2022 г. земельного участка с кадастровым номером <номер> и предоставлении его в собственность за плату.
Обязать администрацию Лямбирского муниципального района Республики Мордовия в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Родькиной Анастасии Викторовны о расторжении договора аренды № 33 от 4 мая 2022 г. земельного участка с кадастровым номером <номер> в с. Лямбирь Лямбирского района Республики Мордовия и предоставлении его в собственность за плату.
Постановлением администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия № 639 от 1 августа 2023 г. постановлено расторгнуть договор аренды № 33 от 4 июля 2022 г. на земельный участок из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: Республика Мордовия, Лямбирский район, с. Лямбирь, общей площадью 1300 кв.м. с кадастровым номером <номер> с видом разрешенного использования «для ведения огородничества», заключенный между администрацией Лямбирского муниципального района Республики Мордовия и Родькиной А.В.; предоставить Родькиной А.В. в собственность за плату земельный участок, расположенный по адресу: Республика Мордовия, Лямбирский район, с. Лямбирь, общей площадью 1300 кв.м. с кадастровым номером <номер> с видом разрешенного использования «для ведения огородничества» с кадастровой стоимостью 77 933 руб. 97 коп.
Администрация Лямбирского муниципального района Республики Мордовия направила в адрес заявителя проект договора купли-продажи земельного участка от 3 августа 2023 г. по цене, равной кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 25 июля 2023 г. - 77 933 руб. 97 коп.
В возражениях на исковое заявление, представитель ответчика - Администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия ссылается на то, что выкупная цена земельного участка, заявленного на приобретение в собственность, определена исходя из кадастровой стоимости, установленной на день заключения договора купли-продажи, и рассчитана правильно на основе кадастровой стоимости земельного участка, определенной на основании данных государственного кадастра недвижимости по состоянию на 3 августа 2023 г. Данный довод судом отклоняется ввиду следующего.
В силу пунктов 2, 3 статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном: Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности. При заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом.
Согласно пункту 3 статьи 18 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» в случае, если при оказании государственной или муниципальной услуги, результатом которой является заключение договора аренды, договора купли-продажи или соглашения об установлении сервитута в отношении находящегося в государственной или муниципальной собственности объекта недвижимости либо принятие решения об установлении публичного сервитута в отношении находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка (если в соответствии с законом для установления публичного сервитута не требуется заключение соглашения), размер платы или цена, за исключением цены предмета торгов, проводимых в целях заключения указанных договоров, определяется исходя из величины кадастровой стоимости объекта недвижимости, находящегося в государственной или муниципальной собственности, применяется кадастровая стоимость этого объекта недвижимости, действующая по состоянию на дату подачи в уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления заявления (ходатайства) о предоставлении такой государственной или муниципальной услуги, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 18 вышеуказанного закона для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости, в зависимости от оснований их определения применяются с 1 января года, в котором в бюджетное учреждение подано заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, на основании которого принято решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, но не ранее даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет и не ранее даты начала применения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
Таким образом, в силу вышеуказанных норм права при оказании муниципальной услуги, результатом которой является заключение договора купли-продажи земельного участка, его цена определяется исходя из величины его кадастровой стоимости, действующей по состоянию на дату подачи в уполномоченный орган местного самоуправления заявления (ходатайства) о предоставлении такой муниципальной услуги. При этом кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется с 1 января года, в котором в бюджетное учреждение подано заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Из выписки из ЕГРН по состоянию на 15 ноября 2024 г. на земельный участок с кадастровым номером <номер> общей площадью 1300 кв.м., категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешенного использования ведение огородничества, кадастровая стоимость земельного участка составляет 77 933 рубля 97 копеек.
Истец обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность 30 декабря 2022 г.
На момент подачи заявления Родькиной А.В. 30 декабря 2022 г., как и на момент рассмотрения указанного заявления ответчиком, кадастровая стоимость указанного земельного участка составляла 8983 рубля, следовательно, она подлежала применению при заключении договора купли-продажи.
Таким образом требования истца Родькиной А.В. о возложении обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером <номер> по цене, равной кадастровой стоимости земельного участка на дату подачи в орган местного самоуправления заявления о предоставлении такой муниципальной услуги, являются законными и подлежат удовлетворению.
Согласно статье 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о возложении на ответчика обязанности в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу заключить с Родькиной А.В. договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером <номер> за выкупную цену в размере 8983 рубля.
В силу части первой статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 указанного кодекса.
Согласно статье 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Исковое заявление Родькиной А.В. оплачено государственной пошлиной в размере 4000 рублей, что подтверждается чеком по операции от 11 ноября 2024 г. (л.д. 3).
В этой связи, истцу подлежат возмещению понесенные им расходы по уплате государственной пошлины в размере 4000 рублей, поскольку уплаченная истцом государственная пошлина в указанном размере соответствует размеру государственной пошлины, предусмотренному статьей 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, она подлежит возмещению путем взыскания ее с ответчика Администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Родькиной Анастасии Викторовны к администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером <номер> по цене, равной кадастровой стоимости земельного участка на дату подачи в орган местного самоуправления заявления о предоставлении такой муниципальной услуги, удовлетворить.
Обязать Администрацию Лямбирского муниципального района Республики Мордовия (ИНН 1315048992, ОГРН 1021301063630) заключить с Родькиной Анастасией Викторовной, <дата> года рождения, уроженки <адрес> (<данные изъяты>) договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером <номер>, площадью 1300 кв. м, расположенного по адресу: Республика Мордовия, Лямбирский район, с. Лямбирь, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: ведение огородничества, по выкупной цене 8983 рубля, равной кадастровой стоимости по состоянию на 30 декабря 2022 г.
Взыскать с Администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия в пользу Родькиной Анастасии Викторовны государственную пошлину в размере 4000 (четыре тысячи) рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия через Лямбирский районный суд Республики Мордовия в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия через Лямбирский районный суд Республики Мордовия в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья А.В. Меркулова
Мотивированное заочное решение суда составлено 28 декабря 2024 г.
Судья А.В. Меркулова