Дело № 3а-202/2021
УИД № 18OS0000-01-2021-000134-31
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 мая 2021 года г. Ижевск
Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
судьи Малкова К.Ю.,
при секретаре судебного заседания Прозоровой К.В.,
с участием прокурора Бузанаковой Е.Б.,
представителя административного истца С.А.Ю., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (срок действия три года),
представителя административного ответчика Правительства Удмуртской Республики М.И.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (срок действия по ДД.ММ.ГГГГ),
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению К.А.В. к Правительству Удмуртской Республики о признании нормативных правовых актов недействующими в части,
УСТАНОВИЛ:
К.А.В. обратился в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими с момента принятия:
пункт <данные изъяты> Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29 ноября 2018 года № 507 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год»;
пункт <данные изъяты> Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 12 ноября 2019 года № 522 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год»;
пункт <данные изъяты> Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 октября 2020 года № 528 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год».
Административное исковое заявление мотивировано тем, что административный истец является собственником объекта недвижимости – помещения, назначение: нежилое помещение, общей площадью 137,2 кв. м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес> ключ, <адрес>. Данный объект недвижимости включен в утвержденные указанными постановлениями Правительства Удмуртской Республики Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год, 2020 год и 2021 год соответственно. Вместе с тем, данное нежилое помещение расположено в многоквартирном жилом доме. Вид разрешенного использования земельного участка размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения не предусматривает. Считает, что постановления Правительства Удмуртской Республики, утвердившие указанные Перечни, в оспариваемых частях противоречат требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушают его права как налогоплательщика налога на имущество, поскольку отсутствуют доказательства, позволяющие отнести принадлежащий ему объект недвижимости к административно-деловому центру, торговому центру, либо к нежилому помещению, предназначенному для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо подтверждающие его фактическое использование в названных целях.
В судебном заседании представитель административного истца С.А.Ю. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в административном иске, просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика М.И.А. по существу заявленных требований возражала. Вместе с тем, суду пояснила, что фактическое обследование указанного нежилого помещения на момент включения его в оспариваемые перечни не проводилось. Основанием включения указанного объекта в перечни явилось то, что согласно технической документации, представленной БТИ, ряд нежилых помещений, примыкающих непосредственно к помещению истца, имеют назначение «торговый зал».
В судебное заседание административный истец К.А.В. не явился, в материалах дела имеются сведения о его надлежащем извещении о времени и месте судебного заседания. В соответствии с частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил дело рассмотреть по существу в его отсутствие, признав явку не обязательной.
Выслушав доводы лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, суд приходит к следующему.
Правительством Удмуртской Республики принято 29 ноября 2018 года постановление № 507 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год» (далее по тексту – Постановление № 507), текст которого 29 ноября 2018 года опубликован на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www. udmurt.ru.
04 декабря 2018 года Постановление № 507 зарегистрировано в Управлении Минюста России по Удмуртской Республики за № RU18000201801271.
Пунктом 1 указанного постановления утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год (далее по тексту – Перечень на 2019 год). Пункт 1 вступает в силу с 01 января 2019 года (пункт 3 Постановления № 507).
В пункт <данные изъяты> Перечня включен объект недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, <адрес> ключ, <адрес>.
В настоящее время Постановление № 507 действует в редакциях постановлений Правительства Удмуртской Республики от 01 марта 2019 года № 72, от 16 апреля 2019 года № 149, от 30 июля 2019 года № 323, от 22 октября 2019 года № 477, от 05 декабря 2019 года № 564, от 27 апреля 2020 года № 149, от 22 июля 2020 года № 330, от 09 ноября 2020 года № 541, от 28 января 2021 года № 31, от 25 марта 2021 года № 153, с изменениями, внесенными решениями Верховного Суда Удмуртской Республики от 26 февраля 2019 года № 3а-64/2019, от 16 апреля 2019 года № 3а-137/2019, от 23 мая 2019 года № 3а-165/2019, от 18 июня 2019 года № 3а-190/2019, от 05 июля 2019 года № 3а-213/2019, от 22 августа 2019 года № 3а-261/2019, от 17 октября 2019 года № 3а-318/2019, от 17 декабря 2019 года № 3а-380/2019, от 19 декабря 2019 года № 3а-389/2019, от 07 февраля 2020 года № 3а-428/2019 (3а-69/2020), от 13 февраля 2020 года № 3а-91/2020, от 18 февраля 2020 года № 3а-47/2020, от 05 марта 2020 года № 3а-84/2020, от 10 марта 2020 года № 3а-44/2020, от 29 мая 2020 года № 3а-176/2020, от 30 июня 2020 года № 3а-222/2020, от 10 июля 2020 года № 3а-181/2020, от 10 ноября 2020 года № 3а-375/2020, от 24 ноября 2020 года № 3а-324/2020, от 18 февраля 2021 года № 3а-89/2021, от 19 февраля 2021 года № 3а-41/221, от 26 февраля 2021 года № 3а-94/2021, которыми в Перечень на 2019 год внесены изменения, не касающиеся оспариваемого административным истцом пункта <данные изъяты>.
Правительством Удмуртской Республики принято 12 ноября 2019 года постановление № 522 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год» (далее по тексту – Постановление № 522), текст которого 12 ноября 2019 года опубликован на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www.udmurt.ru и ДД.ММ.ГГГГ на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
15 ноября 2019 года Постановление №522 зарегистрировано в Управлении Минюста России по Удмуртской Республике за №RU18000201901194.
Пунктом 1 указанного постановления утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее по тексту – Перечень на 2020 год). Пункт 1 вступает в силу с 01 января 2020 года (пункт 3 Постановления № 522).
В пункт 725 Перечня включен объект недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, <адрес> ключ, <адрес>.
В настоящее время Постановление № 522 действует в редакциях постановлений Правительства Удмуртской Республики от 28 декабря 2019 года № 616, от 27 апреля 2020 года № 149, от 27 мая 2020 года № 226, от 22 июля 2020 года № 330, от 08 сентября 2020 года № 414, от 09 ноября 2020 года № 541, от 04 декабря 2020 года № 594, от 28 января 2021 года №31, от 25 марта 2021 года № 153, с изменениями, внесенными решениями Верховного Суда Удмуртской Республики от 17 декабря 2019 года № 3а-380/2019, от 21 мая 2020 года № 3а-167/2020, от 30 июня 2020 года № 3а-222/2020, от 10 июля 2020 года № 3а-181/2020, от 11 сентября 2020 года № 3а-264/2020, от 24 ноября 2020 года № 3а-324/2020, от 26 ноября 2020 года № 3а-309/2020, от 01 декабря 2020 года № 3а-331/2020, от 09 февраля 2021 года № 3а-98/2021, от 18 февраля 2021 года № 3а-89/2021, от 04 марта 2021 года № 3а-115/2021, которыми в Перечень на 2020 год внесены изменения, не касающиеся оспариваемого административным истцом пункта <данные изъяты>.
Правительством Удмуртской Республики принято 30 октября 2020 года постановление № 528 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год» (далее по тексту – Постановление № 528), текст которого 06 ноября 2020 года опубликован на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www. udmurt.ru и 07 ноября 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
12 ноября 2020 года Постановление №528 зарегистрировано в Управлении Минюста России по Удмуртской Республике за №RU18000202001110.
Пунктом 1 указанного постановления утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (далее по тексту – Перечень на 2021 год). Пункт 1 вступает в силу с 01 января 2021 года (пункт 3 Постановления № 528).
В пункт <данные изъяты> Перечня включен объект недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, <адрес> ключ, <адрес>.
В настоящее время Постановление № 528 действует в редакциях постановлений Правительства Удмуртской Республики от 24 декабря 2020 года № 626, от 25 марта 2021 года № 153, с изменениями, внесенными решениями Верховного суда Удмуртской Республики от 04 марта 2021 года N 3а-115/2021, от 30 марта 2021 года N 3а-134/2021, которыми в Перечень на 2021 год внесены изменения, не касающиеся оспариваемого административным истцом пункта <данные изъяты>.
Проверяя порядок принятия нормативных правовых актов в оспариваемой части, суд нарушений не установил.
Согласно пункта «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Положениями Налогового кодекса Российской Федерации установлен на территории Российской Федерации среди прочих налог на имущество физических лиц (глава 32 части 1 Налогового кодекса РФ).
В соответствии со статьей 1 Закона Удмуртской Республики от 18 ноября 2014 года № 63-РЗ «Об установлении единой даты начала применения на территории Удмуртской Республики порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» на территории Удмуртской Республики с 1 января 2015 года применяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Согласно статье 1 Закона Удмуртской Республики от 13 декабря 2016 года № 84-РЗ «О Правительстве Удмуртской Республики», Правительство Удмуртской Республики осуществляет исполнительную власть Удмуртской Республики и является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики. Правительство Удмуртской Республики является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Удмуртской Республике.
Правительство Удмуртской Республики в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, Конституцией Удмуртской Республики, настоящим Законом, другими законами Удмуртской Республики, актами Главы Удмуртской Республики издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Удмуртской Республики. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Удмуртской Республики (статья 13).
Суд приходит к выводу о том, что нормативные правовые акты приняты в пределах компетенции Правительства Удмуртской Республики, с соблюдением формы, процедуры принятия, официального опубликования и вступления в силу.
На момент рассмотрения настоящего административного дела, нормативные правовые акты вступили в силу, являются действующими, административное исковое заявление подано суд в период действия данных нормативных правовых актов.
Как следует из материалов административного дела, К.А.В. является собственником вышеуказанного объекта недвижимости, следовательно, с учетом положений статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации, является плательщиком налога на имущество физических лиц и субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемыми нормативными правовыми актами.
При таких обстоятельствах, К.А.В., полагающий, что пункт <данные изъяты> Перечня на 2019 год, пункт <данные изъяты> Перечня на 2020 год, пункт <данные изъяты> Перечня на 2021 год не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также нарушают его права и законные интересы, на основании части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением, которое подлежит рассмотрению по существу.
Проверяя существо оспариваемых административным истцом положений нормативных правовых актов и, исходя из положений части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу об их не соответствии нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Объектами обложения налогом на имущество физических лиц являются, в том числе здания, строения, сооружения и помещения, расположенные в пределах муниципального образования (подпункт 6 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 1.1 Закона Удмуртской Республики о налоге на имущество организаций в УР налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества применяется к объектам недвижимости, включённым в Перечень, который утверждён в соответствии с требованиями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункта 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество физических лиц в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 во взаимосвязи с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база по налогу определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Административно-деловым центром в силу пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом) в силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из положений пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 5 названной статьи в ее целях фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что здание, строение, помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если оно обладает признаками административно-делового или торгового центра или фактически используется и предназначенным для данных целей, либо расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
В ходе рассмотрения дела установлено, что фактическое обследование путем посещения и осмотра спорного объекта недвижимости в соответствии с требованиями Положения о порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 14 июля 2014 года № 270 на момент включения его в Перечни Министерством имущественных отношений Удмуртской Республики не проводилось.
Оспаривая пункт <данные изъяты> Перечня на 2019 год, пункт <данные изъяты> Перечня на 2020 год, пункт <данные изъяты> Перечня на 2021 год, административный истец исходит из того, что исходя из документации на спорный объект недвижимости и его фактического использования условия для включения его в Перечни, установленные статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 1.1 Закона УР №-РЗ «О налоге на имущество организаций» отсутствовали.
В обоснование своих доводов административным истцом в материалы дела представлены: технический паспорт здания (строения) по <адрес> ключ № (лит. А); технический паспорт на принадлежащее истцу нежилое помещение по адресу: <адрес> ключ, №; выписки из ЕГРН на помещение и земельный участок.
Из экспликации к поэтажному плану (технический паспорт по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ) следует, что объект недвижимости, принадлежащий административному истцу, состоит из следующих помещений:
Литер А, первый этаж:
основная площадью 16,0 кв.м.;
основная - 37,5 кв.м;
коридор – 20,5 кв.м;
основная – 40,3 кв.м;
тамбур – 3,5 кв.м;
основная – 15,1 кв.м;
вспомогательная – 2,5 кв.м;
75. вспомогательная – 1,8 кв.м.
Итого: общая площадь 137,2 кв.м., торговые помещения отсутствуют.
Таким образом, общая площадь принадлежащего истцу нежилого помещения на первом этаже многоквартирного жилого дома по <адрес> ключ, <адрес> составляет 137,2 кв.м.
В технической документации (экспликации к поэтажному плану) не имеется сведений о наличии в нежилом объекте помещений, которые имеют назначение «торговое», что не отвечает критериям торгового центра, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, в материалах дела отсутствуют сведения о том, что в нежилом помещении имеются торговые помещения.
Нежилое помещение с кадастровым номером <данные изъяты> расположено на первом этаже многоквартирного жилого дома по адресу: Удмуртская Республика, <адрес> ключ, <адрес>. Многоквартирный жилой дом, в котором размещен спорный объект недвижимости, расположен на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для объектов жилой застройки, площадь – 9 252 кв.м.
В связи с этим, судом учитывается вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, который не предполагает использование расположенного на нем спорного объекта недвижимости в целях коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов.
Таким образом, доказательств того, что спорный объект в информационных системах Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Удмуртской Республике и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике был обозначен как административно-деловой центр, торговый центр, а также то, что нежилое помещение предназначено для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания или его наименование содержало указание на признаки таких объектов, в материалы дела не представлено.
Оценив представленные в материалы настоящего административного дела доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что отнести спорное помещение к объектам недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется из их кадастровой стоимости, не позволяет ни вид разрешенного использования земельного участка, ни сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, ни техническая документация, ни фактическое использование спорного объекта, следовательно, он не подлежал включению в Перечни на 2019 год, 2020 год и 2021 год.
Доводы административного истца об отсутствии оснований для включения спорного объекта недвижимости в оспариваемые Перечни со стороны административного ответчика не опровергнуты.
Доказательств наличия правовых оснований для включения спорного объекта в Перечни на 2019 год, 2020 год и 2021 год, административным ответчиком, обязанным в силу части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказывать обстоятельства соответствия оспариваемых нормативных правовых актов или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суду не представлено и в материалах настоящего административного дела не имеется.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что пункт <данные изъяты> Перечня на 2019 год, пункт <данные изъяты> Перечня на 2020 год, пункт <данные изъяты> Перечня на 2021 год не соответствуют нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу - статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также нарушают права и законные интересы административного истца в той мере, в которой указанное обстоятельство влечет увеличение налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, исчисляемой, ввиду включения в Перечни, исходя из кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.
Учитывая изложенное, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Исходя из смысла правовых положений части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт может быть признан недействующим как со дня его принятия, так и с иного указанного судом времени. Исключение составляют лишь нормативные правовые акты, которые в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации могут быть проверены в процедуре конституционного судопроизводства. Такие акты признаются судом недействующими с момента вступления решения в законную силу, что полностью соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации №1-П от 27 января 2004 года.
Определяя момент, с которого оспариваемые пункты нормативных правовых актов подлежат признанию не действующими, суд, исходя из положений статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации о сроках уплаты налога на имущество физических лиц, а также из того, что оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия, приходит к выводу о том, что восстановление нарушенных прав и законных интересов административного истца, должно быть достигнуто путем признания их недействующими с момента принятия.
В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивную часть решения подлежит включению указание о возложении на Правительство Удмуртской Республики обязанности опубликовать сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В силу статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации установлен размер государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, об оспаривании нормативных правовых актов, который для физических лиц составляет 300 рублей.
Поскольку административным истцом оспаривалось три самостоятельных нормативных правовых акта, постольку им обосновано была уплачена государственная пошлина в размере 900 рублей (300*3).
Поэтому при удовлетворении требований административного истца, в его пользу с административного ответчика, подлежит взысканию государственная пошлина, фактически уплаченная при подаче административного искового заявления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление К.А.В. к Правительству Удмуртской Республики о признании нормативных правовых актов недействующими в части удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия пункт <данные изъяты> Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29 ноября 2018 года № 507 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год».
Признать недействующим со дня принятия пункт <данные изъяты> Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 12 ноября 2019 года № 522 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год».
Признать недействующим со дня принятия пункт <данные изъяты> Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 октября 2020 года № 528 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год».
Обязать Правительство Удмуртской Республики опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (http://www.udmurt.ru) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Правительства Удмуртской Республики в пользу К.А.В. судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 900 рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в апелляционную инстанцию – Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции (город Нижний Новгород) через Верховный Суд Удмуртской Республики путем подачи апелляционной жалобы.
Решение в окончательной форме принято судом 01 июня 2021 года.
Судья К. Ю. Малков
Копия верна:
Судья К. Ю. Малков