Судья – Панченко Л.В. Дело № 33а-1584/2020 А-21а
24RS-0017-01-2019-002982-74
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 июня 2020 года Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего – Мирончика И.С.,
судей – Корниенко А.Н., Данцевой Т.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смирновой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Данцевой Т.Н.
административное дело по административному иску ФИО1 к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва о признании действий незаконными, возложении обязанности,
по апелляционной жалобе представителя ФИО1 – Пак К.Н.
на решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 22 октября 2019 года, которым постановлено:
«Административные исковые требования ФИО1 к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва о признании незаконным ответа от <дата> № на заявление ФИО1 от <дата>, наложении обязанности повторно рассмотреть данное заявление - оставить без удовлетворения в полном объеме».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва (далее – МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, Управление) о признании незаконным ответа от <дата> №, возложении обязанности, устранить допущенные нарушения.
В обоснование своих требований сослалась на то, что является многодетной матерью и согласно п. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ имеет право на однократное бесплатное получение без торгов в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для одной из следующих целей, по своему выбору: ведение садоводства, огородничества, дачного строительства, животноводства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства. 21 мая 2019 года она предоставила в Управление заявление о бесплатном предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах земельного участка с кадастровым номером №. Однако в удовлетворении ее просьбы было отказано на том основании, что уполномоченными органами по предоставлению многодетным гражданам земельных участков являются органы государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органы местного самоуправления. Кроме того, для федеральных органов власти в соответствии с Постановлением Правительства РФ «Об обеспечении жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности» от 3 апреля 2008 года № 234 установлен запрет на согласование сделок, связанных с распоряжением земельными участками из состава федеральной собственности, находящимися в границах населенных пунктов. Полагает отказ является необоснованным, поскольку указанный нормативный правовой акт не применим к рассматриваемым правоотношениям, так как она обращалась за предоставлением земельного участка в собственность, а не просила согласовать сделку, такое согласование требуется при передаче надела в аренду или в субаренду. Кроме того, Управление, установив, что рассмотрение поступившего заявления не относится к его компетенции, в нарушение п. 1 ст. 29.7 Закона Красноярского края «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» от 4 декабря 2008 года № 7-2542 не направил заявление и приложенные к нему документы в пятнадцатидневный срок в орган, уполномоченный на распоряжение спорным земельным участком.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Пак К.Н., действующая в интересах ФИО1 на основании доверенности, ставит вопрос об отмене данного судебного акта как незаконного, принятого с нарушением норм материального права.
От представителя МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва – ФИО6 поступили возражения на апелляционную жалобу, согласно которым доводы, изложенные в указанном документе, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и подлежат отклонению.
Участники процесса, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела судом апелляционной инстанции (уведомления о вручении заказной корреспонденции в материалах дела) не явились, причины неявки не сообщили, с ходатайствами об отложении судебного разбирательства не обращались, ФИО1 и ее доверенное лицо ФИО7, а также представитель Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска – ФИО8 представили заявления о проведении судебного заседания в их отсутствие. С учетом положений ст. 150 КАС РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело без участия названных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене оспариваемого судебного акта.
Выводы суда в решении подробно мотивированы, полностью соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, их которых видно, что ФИО1, являющая многодетной матерью, желая реализовать право на однократное бесплатное получение без торгов в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности с целью осуществления индивидуального жилищного строительства, 21 мая 2019 года обратилась с соответствующим заявлением в МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва. В качестве испрашиваемого обозначен земельный участок площадью 1065 кв.м. в границах земельного участка с кадастровым номером №, находящегося в собственности Российской Федерации и имеющего почтовый адрес ориентира: <адрес>, 1 км. западнее Плодово-ягодной станции.
Согласно ответу от 4 июня 2019 года за подписью руководителя Управления ФИО1 в удовлетворении требований было отказано. Поводом для принятия данного документа явилось то, что: во-первых, указанное Территориальное управление не наделено полномочиями на выделение земельных наделов многодетным гражданам, решение подобных вопросов отнесено к ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления; а во-вторых, Постановлением Правительства Российской Федерации «Об обеспечении жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности» от 3 апреля 2008 года № 234 для федеральных органов исполнительной власти до 1 января 2021 года установлен запрет на согласование сделок, связанных с распоряжением земельными участками из состава федеральной собственности, расположенными в границах населенных пунктов.
Суд первой инстанции, дав надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам и правильно применив нормы материального права, регулирующие спорное правоотношение, пришел к обоснованному выводу, что оснований для признания указанного решения МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва незаконным не имеется.
ФИО1 в рамках аргументации своей позиции как в рамках административного искового заявления, так и в апелляционной жалобе, указывает на то, предъявленные ею требования относятся к компетенции Управления, а если последнее полагает, что решение названного вопроса относится к сфере действия другого органа, ему надлежало передать ее обращение для разрешения в соответствующее учреждение в порядке п. 1 ст. 29.7 Закона Красноярского края «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае».
Однако данные доводы являются несостоятельными ввиду следующего.
Подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
Если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанных в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 ЗК РФ, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемые этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 39.19 ЗК РФ).
Во исполнение названного положения в Красноярском крае был принят Закон «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» от 4 декабря 2008 года № 7-2542.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 14 данного нормативного правового акта право на одно-кратное бесплатное получение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют следующие собственники расположенных на данных земельных участках жилых домов граждане Российской Федерации, имеющие и воспитывающие трех и более детей. Многодетные граждане, имеющие место жительства на территории Красноярского края, имеют право на однократное бесплатное получение без торгов в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для одной из следующих целей по своему выбору: ведение садоводства, огородничества, животноводства (за исключением территории Красноярской агломерации), индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства.
В силу ч. 1 ст. 29.1 Закона Красноярского края «О регулировании земельных от-ношений в Красноярском крае» многодетные граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения садоводства, огородничества, животноводства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение соответствующими земельными участками. При поступлении от многодетных граждан заявлений о предоставлении земельных участков в собственность бесплатно с приложением указанных в пункте 3 статьи 29.1 настоящего Закона документов, подтверждающих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, уполномоченный на распоряжение соответствующими земельными участками, формирует очередь на предоставление земельного участка.
В соответствии с определением, предложенным в ст. 16 ЗК РФ, государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью), а субъекты Российской Федерации - земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 9 и ч. 2 ст. 10 ЗК РФ).
Исходя из системного толкования указанных положений Земельного кодекса Российской Федерации и ранее приведенных норм следует, что предоставление многодетным гражданам в безвозмездном порядке земельных участков может быть реализовано лишь за счет земель, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления или принадлежащих им. Обеспечение указанной категории граждан земельными участков из состава земель, находящихся в федеральной собственности, не предусмотрено.
Предложенное понимание в полной мере соотносится с требованиями Методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утвержденными Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 сентября 2013 года № 372. Согласно п.п. 16, 18, 19 данного акта при установлении порядка предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков необходимо принять во внимание, что в соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. В случае отсутствия в границах субъекта Российской Федерации (муниципального образования) земельных участков, находящихся в государственной собственности субъекта Российской Федерации или в муниципальной собственности, которые соответствуют критериям отбора земельных участков, рекомендуется руководствоваться положениями п. 5 ст. ЗК РФ, допускающего в целях их предоставления гражданам бесплатно в соответствии со ст. 28 ЗК РФ без-возмездную передачу:
-земельных участков, находящихся в федеральной собственности или в собственности субъекта Российской Федерации, в муниципальную собственность;
- земельных участков, находящихся в муниципальной собственности одного муниципального образования, в муниципальную собственность другого муниципального образования.
Также в соответствии с требованиями Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства» от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства органам государственной власти субъектов Российской Федерации могут быть предоставлены земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми на трехлетний срок переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации на основании решения межведомственного коллегиального органа (таковым является Правительственная комиссия по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации) в порядке, установленном настоящим Законом.
Согласно п. 5.8 Постановления Правительства Российской Федерации «О федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» от 5 июня 2008 года № 432, к компетенции Федерального агентства по управлению государственным имуществом относится контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Более подробное изложение функциональных обязанностей административного ответчика содержится в Положении о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 16 декабря 2016 года. Анализ содержащихся в данном нормативном правовом акте положений позволяет сделать вывод, что бесплатное предоставление земельных участков без торгов многодетным гражданам из состава земель из состава федеральной собственности к полномочиям Управления не относится.
Подлежит отклонению и довод апелляционной жалобы, что административный ответчик при принятии решения по заявлению ФИО1 должен был руководствоваться п. 1 ст. 29.7 Закона Красноярского края «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае», поскольку действие норм данного Закона не распространяется на федеральные органы исполнительной власти, к числу которых относится и Управление. Последнее осуществляет свою деятельность в соответствии с федеральным законодательством, актами Правительства Российской Федерации и ведомственными актами.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 22 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФИО1 – Пак К.Н.- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: