Решение по делу № 33а-1584/2020 от 24.01.2020

Судья – Панченко Л.В.                      Дело № 33а-1584/2020 А-21а

                                    24RS-0017-01-2019-002982-74

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 июня 2020 года Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего – Мирончика И.С.,

судей – Корниенко А.Н., Данцевой Т.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смирновой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Данцевой Т.Н.

административное дело по административному иску ФИО1 к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва о признании действий незаконными, возложении обязанности,

по апелляционной жалобе представителя ФИО1 – Пак К.Н.

на решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 22 октября 2019 года, которым постановлено:

«Административные исковые требования ФИО1 к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва о признании незаконным ответа от <дата> на заявление ФИО1 от <дата>, наложении обязанности повторно рассмотреть данное заявление - оставить без удовлетворения в полном объеме».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва (далее – МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, Управление) о признании незаконным ответа от <дата> , возложении обязанности, устранить допущенные нарушения.

В обоснование своих требований сослалась на то, что является многодетной матерью и согласно п. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ имеет право на однократное бесплатное получение без торгов в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для одной из следующих целей, по своему выбору: ведение садоводства, огородничества, дачного строительства, животноводства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства. 21 мая 2019 года она предоставила в Управление заявление о бесплатном предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах земельного участка с кадастровым номером . Однако в удовлетворении ее просьбы было отказано на том основании, что уполномоченными органами по предоставлению многодетным гражданам земельных участков являются органы государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органы местного самоуправления. Кроме того, для федеральных органов власти в соответствии с Постановлением Правительства РФ «Об обеспечении жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности» от 3 апреля 2008 года № 234 установлен запрет на согласование сделок, связанных с распоряжением земельными участками из состава федеральной собственности, находящимися в границах населенных пунктов. Полагает отказ является необоснованным, поскольку указанный нормативный правовой акт не применим к рассматриваемым правоотношениям, так как она обращалась за предоставлением земельного участка в собственность, а не просила согласовать сделку, такое согласование требуется при передаче надела в аренду или в субаренду. Кроме того, Управление, установив, что рассмотрение поступившего заявления не относится к его компетенции, в нарушение п. 1 ст. 29.7 Закона Красноярского края «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» от 4 декабря 2008 года № 7-2542 не направил заявление и приложенные к нему документы в пятнадцатидневный срок в орган, уполномоченный на распоряжение спорным земельным участком.

Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Пак К.Н., действующая в интересах ФИО1 на основании доверенности, ставит вопрос об отмене данного судебного акта как незаконного, принятого с нарушением норм материального права.

От представителя МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва – ФИО6 поступили возражения на апелляционную жалобу, согласно которым доводы, изложенные в указанном документе, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и подлежат отклонению.

Участники процесса, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела судом апелляционной инстанции (уведомления о вручении заказной корреспонденции в материалах дела) не явились, причины неявки не сообщили, с ходатайствами об отложении судебного разбирательства не обращались, ФИО1 и ее доверенное лицо ФИО7, а также представитель Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска – ФИО8 представили заявления о проведении судебного заседания в их отсутствие. С учетом положений ст. 150 КАС РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело без участия названных лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене оспариваемого судебного акта.

Выводы суда в решении подробно мотивированы, полностью соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, их которых видно, что ФИО1, являющая многодетной матерью, желая реализовать право на однократное бесплатное получение без торгов в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности с целью осуществления индивидуального жилищного строительства, 21 мая 2019 года обратилась с соответствующим заявлением в МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва. В качестве испрашиваемого обозначен земельный участок площадью 1065 кв.м. в границах земельного участка с кадастровым номером , находящегося в собственности Российской Федерации и имеющего почтовый адрес ориентира: <адрес>, 1 км. западнее Плодово-ягодной станции.

Согласно ответу от 4 июня 2019 года за подписью руководителя Управления ФИО1 в удовлетворении требований было отказано. Поводом для принятия данного документа явилось то, что: во-первых, указанное Территориальное управление не наделено полномочиями на выделение земельных наделов многодетным гражданам, решение подобных вопросов отнесено к ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления; а во-вторых, Постановлением Правительства Российской Федерации «Об обеспечении жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности» от 3 апреля 2008 года № 234 для федеральных органов исполнительной власти до 1 января 2021 года установлен запрет на согласование сделок, связанных с распоряжением земельными участками из состава федеральной собственности, расположенными в границах населенных пунктов.

Суд первой инстанции, дав надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам и правильно применив нормы материального права, регулирующие спорное правоотношение, пришел к обоснованному выводу, что оснований для признания указанного решения МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва незаконным не имеется.

ФИО1 в рамках аргументации своей позиции как в рамках административного искового заявления, так и в апелляционной жалобе, указывает на то, предъявленные ею требования относятся к компетенции Управления, а если последнее полагает, что решение названного вопроса относится к сфере действия другого органа, ему надлежало передать ее обращение для разрешения в соответствующее учреждение в порядке п. 1 ст. 29.7 Закона Красноярского края «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае».

Однако данные доводы являются несостоятельными ввиду следующего.

Подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

Если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанных в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 ЗК РФ, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемые этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 39.19 ЗК РФ).

Во исполнение названного положения в Красноярском крае был принят Закон «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» от 4 декабря 2008 года № 7-2542.

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 14 данного нормативного правового акта право на одно-кратное бесплатное получение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют следующие собственники расположенных на данных земельных участках жилых домов граждане Российской Федерации, имеющие и воспитывающие трех и более детей. Многодетные граждане, имеющие место жительства на территории Красноярского края, имеют право на однократное бесплатное получение без торгов в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для одной из следующих целей по своему выбору: ведение садоводства, огородничества, животноводства (за исключением территории Красноярской агломерации), индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства.

В силу ч. 1 ст. 29.1 Закона Красноярского края «О регулировании земельных от-ношений в Красноярском крае» многодетные граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения садоводства, огородничества, животноводства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение соответствующими земельными участками. При поступлении от многодетных граждан заявлений о предоставлении земельных участков в собственность бесплатно с приложением указанных в пункте 3 статьи 29.1 настоящего Закона документов, подтверждающих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, уполномоченный на распоряжение соответствующими земельными участками, формирует очередь на предоставление земельного участка.

В соответствии с определением, предложенным в ст. 16 ЗК РФ, государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.

Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью), а субъекты Российской Федерации - земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 9 и ч. 2 ст. 10 ЗК РФ).

Исходя из системного толкования указанных положений Земельного кодекса Российской Федерации и ранее приведенных норм следует, что предоставление многодетным гражданам в безвозмездном порядке земельных участков может быть реализовано лишь за счет земель, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления или принадлежащих им. Обеспечение указанной категории граждан земельными участков из состава земель, находящихся в федеральной собственности, не предусмотрено.

Предложенное понимание в полной мере соотносится с требованиями Методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утвержденными Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 сентября 2013 года № 372. Согласно п.п. 16, 18, 19 данного акта при установлении порядка предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков необходимо принять во внимание, что в соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. В случае отсутствия в границах субъекта Российской Федерации (муниципального образования) земельных участков, находящихся в государственной собственности субъекта Российской Федерации или в муниципальной собственности, которые соответствуют критериям отбора земельных участков, рекомендуется руководствоваться положениями п. 5 ст. ЗК РФ, допускающего в целях их предоставления гражданам бесплатно в соответствии со ст. 28 ЗК РФ без-возмездную передачу:

-земельных участков, находящихся в федеральной собственности или в собственности субъекта Российской Федерации, в муниципальную собственность;

- земельных участков, находящихся в муниципальной собственности одного муниципального образования, в муниципальную собственность другого муниципального образования.

Также в соответствии с требованиями Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства» от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства органам государственной власти субъектов Российской Федерации могут быть предоставлены земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми на трехлетний срок переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации на основании решения межведомственного коллегиального органа (таковым является Правительственная комиссия по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации) в порядке, установленном настоящим Законом.

Согласно п. 5.8 Постановления Правительства Российской Федерации «О федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» от 5 июня 2008 года № 432, к компетенции Федерального агентства по управлению государственным имуществом относится контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности.

Более подробное изложение функциональных обязанностей административного ответчика содержится в Положении о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 16 декабря 2016 года. Анализ содержащихся в данном нормативном правовом акте положений позволяет сделать вывод, что бесплатное предоставление земельных участков без торгов многодетным гражданам из состава земель из состава федеральной собственности к полномочиям Управления не относится.

Подлежит отклонению и довод апелляционной жалобы, что административный ответчик при принятии решения по заявлению ФИО1 должен был руководствоваться п. 1 ст. 29.7 Закона Красноярского края «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае», поскольку действие норм данного Закона не распространяется на федеральные органы исполнительной власти, к числу которых относится и Управление. Последнее осуществляет свою деятельность в соответствии с федеральным законодательством, актами Правительства Российской Федерации и ведомственными актами.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 22 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФИО1 – Пак К.Н.- без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33а-1584/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Круглова Алена Владимировна
Ответчики
Межрегиональное территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Красноярскому крае
Другие
Департамент муниципального имущества и земельных отношений
Агенство по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю
Администрация г. Красноярск
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Данцева Татьяна Николаевна
Дело на сайте суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
05.02.2020Судебное заседание
02.03.2020Судебное заседание
23.03.2020Судебное заседание
06.05.2020Судебное заседание
25.05.2020Судебное заседание
17.06.2020Судебное заседание
23.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.06.2020Передано в экспедицию
17.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее