Судья Коваль А.А. 30.01.2019 г.
Дело № 33-891/19
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Пьянкова Д.А.,
судей Симоновой Т.В., Фомина В.И.,
при секретаре Араслановой О.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми 30 января 2019 года дело по апелляционной жалобе Садовской Ирины Николаевны, Садовского Александра Петровича, Садовского Евгения Петровича на решение Кизеловского городского суда Пермского края от 23.11.2018 г., которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Садовской Ирины Николаевны, Садовского Александра Петровича и Садовского Евгения Петровича к Администрации Кизеловского муниципального района о включении Садовской Ирины Николаевны. Садовского Александра Петровича, Садовского Евгения Петровича в список граждан, проживающих в жилье, ставшим в результате ведения горных работ непригодным для проживания, о предоставлении Садовской Ирине Николаевне. Садовскому Александру Петровичу, Садовскому Евгению Петровичу социальной выплаты для приобретения благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным нормам и техническим требованиям для переселения семьи, состоящей из трех человек: Садовской Ирины Николаевны, Садовского Александра Петровича, Садовского Евгения Петровича, в избранном ими для постоянного проживания населенном пункте на территории субъектов РФ, за пределами города Кизела, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности, о признании незаконным исключение Садовской Ирины Николаевны. Садовского Александра Петровича, Садовского Евгения Петровича из списков граждан на приобретение жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах ОАО «Кизелуголь» непригодным для проживания по критериям безопасности по адресу: ****, и восстановлении в данных списках с момента незаконного исключения с 13.04.2018 года, отказать».
Заслушав доклад судьи Симоновой Т.В., объяснения истца Садовской И.Н., представителя истцов Садовского А.П., Садовского Е.П. – Ждановой Л.В., действующей на основании доверенностей, проверив дело, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Садовская И.Н., Садовский А.П., Садовский Е.П. обратились в суд с иском к администрации Кизеловского муниципального района (с учетом поданных в порядке ст. 39 ГПК РФ уточненных исковых требований) о включении истцов в список граждан, проживающих в жилье, ставшим в результате ведения горных работ непригодным для проживания, предоставлении истцам социальной выплаты для приобретения благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным нормам и техническим требованиям для переселения семьи, состоящей из трех человек, в избранном ими для постоянного проживания населенном пункте на территории субъектов РФ, за пределами города Кизела, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности, а также признании незаконным исключение истцов из списков граждан на приобретение жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах ОАО «Кизелуголь» непригодным для проживания по критериям безопасности по адресу: **** и восстановлении в данных списках с момента незаконного исключения с 13.04.2018 года. В обоснование требований указали, что с 27.01.2006 года зарегистрированы и проживают по адресу: ****. Собственником квартиры является Садовская И.Н., которой жилое помещение перешло по праву собственности в порядке наследования после смерти матери П. в 2014 году. Заключением Уральского филиала ОАО «ВНИМИ», дом по адресу: г.Кизел, ул.****, признан непригодным для проживания в результате ведения горных работ. Иного жилья истцы не имеют. Кроме того, в 2012 году администрацией Кизеловского муниципального района их семья была включена в список граждан, проживающих в жилье, ставшим в результате ведения горных работ непригодным для проживания. Однако при подготовке дела к рассмотрению им стало и известно, что ответчик 13.04.2018 года исключил их семью из указанного списка, что противоречит пункту 8 Постановления Правительства РФ от 13 июля 2005 за № 428. Поэтому просят признать незаконным их исключение из списков граждан на приобретение жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах ОАО «Кизелуголь» непригодным для проживания по критериям безопасности по адресу: Пермский край, г.Кизел, пос.**** и восстановить в данных списках с момента незаконного исключения с 13.04.2018 года.
В судебном заседании истец Садовская И.Н., ее представитель, а также представитель Садовских А.П., Е.П. в одном лице, исковые требования поддержали по доводам искового заявления.
Представитель администрации Кизеловского муниципального района в судебном заседании исковые требования не признала.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчика, Министерства финансов Российской Федерации, в судебном заседании с иском также не согласился.
Истцы Садовский А.П. и Садовский Е.П., а также представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчика, Министерства энергетики РФ в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе истцы просят решение суда отменить, в обоснование доводов указывают, что по смыслу действующего законодательства, регулирующего возникшие спорные правоотношения, предоставление социальных выплат возможно при наличии совокупности условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемости граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, т.е. не обеспеченных иным жильем. Вместе с тем, исходя из содержания Постановления Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 «О порядке предоставления межбюджетных трансферов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков», Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», для включения в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте, необходимо признание специализированной научно-исследовательской организацией жилого дома непригодным для проживания и подлежащим сносу по причине подработки горными работами ликвидированной шахты, постоянное проживание в доме, отсутствие иного жилья. Из смысла Правил предоставления межбюджетных трансферов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 № 428, следует, что предусмотренные Правилами социальные выплаты адресованы тем лицам, которые не имеют возможности разрешить свои жилищные проблемы без государственной помощи. При этом социальные выплаты предоставляются собственнику жилого помещения и (или) членам его семьи. Изложенные в указанном Постановлении нормы являются специальными по отношению к гражданам, проживающим на момент ликвидации угольных предприятий и зарегистрированных в жилых помещениях, которые пришли в негодность из-за воздействия горных работ. Считает, что несмотря на то, что право на включение в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда должно возникнуть на момент ликвидации шахты, возможность его реализации в данном случае возникла только после проведения соответствующего заключения ОАО «ВНИМИ», т.е. 28.12.2009. Между тем позднее признание дома аварийным является следствием недобросовестного исполнения контролирующим органом своей обязанности по выявлению ветхого жилья на момент ликвидации шахты. При надлежащем исполнении данной обязанности дом по ул.**** в г.Кизел был бы снесен и проживание истцов в условиях аварийного технического состояния спорного жилого помещения было бы исключено. Со ссылками на положения п. 2.1.2.2 параграфа 2.12 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением «ГУРШ» при Минэнерго России от 01.11.2001 № 308, п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 полагает, что представлено достаточно доказательств, что они проживали в жилом помещении по адресу: г.Кизел, пос.Шахта, ул.**** как члены одной семьи, которые имели право пользования данным жилым помещением, не признаны утратившим право в отношении него до настоящего времени. При этом, учитывая, что право у проживающих в данном доме на переселение не возникло и не могло возникнуть на момент ликвидации шахты, оно подлежит реализации в отношении лиц, проживающих в доме на момент вынесения заключения о непригодности дома для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ шахтой «Северная». Таким образом, поскольку в материалах дела имеется совокупность доказательств, подтверждающих их право на получение мер социальной поддержки, действия ответчика по исключению их из списков граждан на получение социальной субсидии 13.04.2018, является незаконным. Также считают, что судом не было учтено, что изменения, внесенные в Постановление Правительства РФ от 28.09.2016 № 976 и действующие с 08.10.2016 в данном случае применены быть не могут, обратное означало бы лишение социальной помощи государства граждан, обстоятельства подработки жилых домов которых, нашли свое подтверждение после даты ликвидации предприятия угольной промышленности и на момент такой ликвидации не были известны. Кроме того, жилое помещение по адресу: г.Кизел, ул.**** было предоставлено истцам в 2000 году, до принятия постановлений Правительства РФ от 24.12.2004 № 840, от 13.07.2005 № 428, а договор с Садовской И.Н. о предоставлении выплаты не заключался.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов апелляционной жалобы, не усматривает оснований для его отмены.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что приказом ОАО «Кизелуголь» № ** от 17.04.1998 года на основании решения Совета директоров от 28.03.1998 г. №**, шахта «Северная» ликвидирована.
Проектом ликвидации шахты «Северная» ОАО «Кизелуголь» в списках под № ** по адресу ул.****, значились: Садовская Ирина Николаевна, С., Садовский Александр и Садовский Евгений (л.д.34 оборот) – К. (35-37).
Из пояснений представителя Администрации Кизеловского муниципального района, данных в судебном заседании суда первой инстанции следовало, что в 2000 году указанные лица были исключены из указанного списка, в связи с получением С. социальной выплаты, и переселением Садовской И.Н. и её детей, Садовского А.П. и Садовского Е.П., из квартиры по адресу: г.Кизел, ул.****, в квартиру, по адресу: г.Кизел, ул. ****, на основании решения администрации г.Кизела.
Данное обстоятельство не оспаривалось Садовской И.Н., подтверждается сведениями о регистрации истцов (л.д.14), а также имеющейся на 28 листе гражданского дела №**/2009 г. копией ордера.
Протоколом № ** заседания наблюдательного совета при администрации Кизеловского муниципального района Пермского края от 06.06.2012 г. в список по шахте «Северная» за № ** по ТЭО, ул.****, были включены П., Садовская Ирина Николаевна, Садовский Александр Петрович и Садовский Евгений Петрович (л.д.40 оборот).
Протоколом № ** заседания наблюдательного совета при администрации Кизеловского муниципального района Пермского края от 14.03.2018 г. П., Садовская Ирина Николаевна, Садовский Александр Петрович и Садовский Евгений Петрович, исключены из списка по шахте «Северная» (л.д.88 оборот). Основанием для исключения П. из списков указано – смерть 13.05.2014, в отношении Садовской И.Н., Садовского Е.П., Садовского А.П. – решение Кизеловского городского суда от 04.08.2009.
Принимая решение, суд со ссылками на положения Постановления Правительства РФ от 24.12.2004 № 840 «О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования», Правил предоставления межбюджетных трансферов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 за № 428, исходя из обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств, пришел к выводу об отсутствии совокупности оснований, изложенных в п. 8 Правил, свидетельствующих о наличии у истцов права на включение их в списки лиц на предоставление социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья взамен жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности. Также судом было установлено, что жилищные условия истцов в 2000 году, в период их включения с соответствующие списки лиц, имеющих право на получение социальной субсидии в связи с изложенными выше нормативными актами, были улучшены путем переселения их из непригодного жилья в пригодное, которым в последующем истцы распорядились по своему усмотрению. Соответственно, с учетом последнего обстоятельства, а именно в связи с тем, что истцы после ликвидации шахты «Северная» были обеспечены благоустроенным жилым помещением, оснований для признания их нуждающимися в социальной защите государством в форме получения социальной выплаты для приобретения жилья переселяемым гражданам из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, суд не усмотрел. Следовательно, последующее исключение истцов, не обладающих соответствующим правом на получение социальной гарантии в 2018 году, из соответствующих списков, согласно выводам суда не может рассматриваться с позиции незаконности.
Судебная коллегия с выводами суда соглашается, поскольку они основаны на верном применении норм материального права, обстоятельствах рассматриваемого дела и представленных каждой стороной доказательствах, и полагает, что оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2004 N 840 утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности (далее по тексту - Перечень).
Пунктом 8 указанного Перечня, утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков. В число мероприятий включено, в том числе: снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 N 428 утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков (далее по тексту - Правила).
В соответствии с п. п. 5, 8 Правил, межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий, в том числе: снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.
Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Изложенные в Постановлении Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 N 428 нормы являются специальными по отношению к гражданам, проживающим на момент ликвидации угольных предприятий и зарегистрированным в жилых помещениях, которые пришли в негодность из-за воздействия горных работ.
Согласно пункту 2.12.2 параграфа 2.12 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденного Приказом Министерства энергетики РФ от 01.11.2001 N 308, переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты.
Таким образом, для включения в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте, необходимо наличие следующих условий: признание жилого дома непригодным для проживания и подлежащим сносу по причине подработки горными работами ликвидируемой шахты; наличие права на данное жилое помещение на дату принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности; и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, то есть отсутствие иного жилья.
В результате анализа приведенных выше правовых норм, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что меры социальной помощи из федерального бюджета носят целевой характер, являются одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, проживающим до настоящего времени в ветхом жилье, сохраняющим в нем регистрацию по месту жительства и не имеющим другого жилого помещения, при этом совокупность данных обстоятельств, должна иметь место на дату принятия решения о ликвидации шахты.
Вместе с тем, решение о ликвидации шахты «Северная», как уже указывалось выше, принято 17.04.1998.
На момент ликвидации шахты истцы состояли на регистрационном учете по адресу: г.Кизел, ул.****, данное жилое помещение в установленном порядке было признано ветхим в результате ведения горных работ. Истцы состояли в списке лиц, имеющих право на получение социальной субсидии в связи с указанными выше нормативными актами. При этом, в 2000 году согласились на получение меры социальной поддержки в виде переселения в иное благоустроенное жилое помещение, предоставленное им на условиях договора социального найма, которое в последующем истцами было приватизировано и отчуждено. Т.е. жилым помещением по адресу: г.Кизел, ул.**** истцы распорядились по своему усмотрению.
Судебная коллегия также учитывает, что решением Кизеловского городского суда Пермского края от 04.08.2009 в удовлетворении иска Садовской И.Н. к администрации Кизеловского муниципального района о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья было отказано. Решение вступило в законную силу. Основанием для отказа в предоставлении истцу мер социальной поддержки, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2004 N 840, Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 N 428 явилось то обстоятельство, что на момент решения вопроса о предоставлении истцу социальной выплаты, она уже снялась с регистрационного учета по адресу ветхого жилья по ул.**** в г.Кизеле, проживала в благоустроенном жилье, соответственно, право на социальную поддержку, установленную нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, утратила.
В материалах настоящего дела имеются сведения о том, что с 27.01.2006 Садовская И.Н., Садовский Е.П., Садовский А.П. имеют регистрацию по адресу: г.Кизел, ул.****. Данное жилое помещение с 26.11.2014 находится в собственности Садовский И.Н..
Материалами дела подтверждено, что заключением Уральского филиала ОАО «ВНИМИ» от 28.12.2009 жилой дом по адресу: г.Кизел, ул.**** расположен над горными выработками и подвержен влиянию горных работ и испытал деформации более допустимых показателей деформации, определенных согласно «Правил охраны сооружений и природных объектов от вредного влияния подземных горных разработок на угольных месторождениях. 1998», в результате чего здание пришло в негодность для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.
Заключением от 20.08.2010 Межведомственной комиссии при администрации Шахтинского сельского поселения по признанию жилых домов непригодными для постоянного проживания, дом № ** по ул.**** в г.Кизеле приняла заключение о признании жилого дома № ** по ул.**** непригодным для проживания по основаниям, указанным в Постановлении Правительства РФ № 47 от 28.01.2006.
Между тем, руководствуясь вышеприведенными нормами, принимая во внимание, что ни на момент принятия решения о ликвидации шахты «Северная», ни на момент составления Списка домов и граждан, проживающих в расположенных на подработанной шахтой территории, ставших в результате ведения горных работ не пригодным для проживания по критериям безопасности, ни на момент ликвидации указанной шахты истцы в доме по ул.**** в г.Кизеле не были зарегистрированы и никакими правами на жилое помещение в нем не обладали, оснований для признания за истцами права на социальную выплату и включение их в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, в рассматриваемом случае не имеется.
Учитывая, что основания для уточнения списков, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, перечисленные в п. 8 Постановления Правительства РФ от 13.07.2005 N 428, являются исчерпывающим, довод апелляционной жалобы истцов о том, что списки подлежат уточнению в связи с признанием жилых домов аварийными в результате ведения горных работ после ликвидации шахты, и их незаконно исключили из таких списков в 2018 году, не может служить основанием к отмене принятого по делу решения суда, как основанный на неверном толковании норм материального права самими заявителями.
При этом, правильное установление судом обстоятельства того, что признание непригодным для проживания жилого помещения, находящегося в собственности истца, не является основанием для признания за истцами права на требуемую социальную выплату, не исключает вместе с тем, реализацию Садовскими жилищных прав иным, предусмотренным жилищным законодательством, способом.
По сути, в апелляционной жалобе не приведено обстоятельств, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение при вынесении судебного акта, или могли бы повлиять на обоснованность и законность обжалуемого решения, либо опровергнуть выводы суда первой инстанции.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, а, соответственно, во внимание приняты быть не могут.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованных в судебном заседании доказательств по правилам ст. 67 ГПК РФ, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.
Каких-либо нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу ч. 4 ст. 330 ГПК РФ безусловными основаниями для отмены решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Апелляционную жалобу Садовской Ирины Николаевны, Садовского Александра Петровича, Садовского Евгения Петровича на решение Кизеловского городского суда Пермского края от 23.11.2018 – оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: