Решение по делу № 33АПа-256/2020 от 23.12.2019

УИД 28RS0002-02-2019-001672-95

Дело № 33АПа-256/2020 (№ 33АПа-5605/2019)             Судья первой инстанции:

Докладчик Ситникова Е.В.                                            Михалевич Т.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 января 2020 года                                                  город Благовещенск

Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда в составе:

председательствующего Ситниковой Е.В.,

судей Никитина В.Г., Бушманова А.П.,

при секретаре Бухтеевой И.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора города Белогорска Амурской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации города Белогорска Амурской области о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования города Белогорск по непринятию мер по проведению оценки уязвимости и категорированию объекта транспортной инфраструктуры – моста, расположенного в створе улиц Северная – Авиационная г. Белогорск Амурской области по апелляционной жалобе административного ответчика администрации города Белогорск Амурской области на решение Белогорского городского суда Амурской области от 11 октября 2019 года, которым постановлено:

административный иск и.о. прокурора г. Белогорска к администрации г. Белогорска о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования города Белогорска по непринятию мер по проведению оценки уязвимости и категорированию объекта транспортной инфраструктуры - моста, расположенного в створе улиц Северная – Авиационная, г. Белогорск Амурской области – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования города Белогорска Амурской области по непринятию мер по проведению оценки уязвимости и категорированию объекта транспортного инфраструктуры – моста, расположенного в створе улиц Северная – Авиационная г.Белогорска Амурской области (путепровод с кадастровым номером 28:02:000000:7053).

Обязать Администрацию муниципального образования города Белогорска Амурской области направить в компетентный орган заявление о проведении категорирования объекта транспортной инфраструктуры - моста, расположенного в створе улиц Северная – Авиационная г.Белогорска Амурской области (путепровод с кадастровым номером 28:02:000000:7053), в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Заслушав дело по докладу судьи Ситниковой Е.В., пояснения прокурора отдела прокуратуры Амурской области Дегтяренко А.А., представителя административного ответчика администрации города Белогорска Амурской области Антаренко Е.П., представителя заинтересованного лица ОАО «Российские железные дороги» Новосельской Е.В., судебная коллегия

установила:

    И.о. прокурора г. Белогорска Амурской области обратился в суд с указанным административным иском к администрации г. Белогорска Амурской области, в обоснование требований указав, что в результате проведенной прокуратурой г. Белогорска Амурской области проверки исполнения органом местного самоуправления законодательства о транспортной безопасности было установлено, что на территории муниципального образования г. Белогорск Амурской области между ул. Северная и ул. Авиационная над железнодорожными путями расположен объект транспортной инфраструктуры – автомобильный мост (путепровод) с кадастровым номером 28:02:000000:7053, принадлежащий муниципальному образованию г. Белогорск Амурской области на праве собственности. В отношении указанного объекта транспортной инфраструктуры не проводятся мероприятия по обеспечению транспортной безопасности, поскольку субъект транспортной инфраструктуры – администрация г. Белогорска Амурской области не инициирует процедуру категорирования и оценки уязвимости муниципальных объектов транспортной инфраструктуры, что свидетельствует о нарушении требований Федерального закона «О транспортной безопасности», создает потенциальную опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий на мосту (путепроводе), предназначенном для передвижения автомобильного и иного транспорта, несчастных случаев, подвергает риску безопасность граждан, снижает эффективность мероприятий, направленных на профилактику терроризма. Просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования города Белогорск Амурской области по непринятию мер по проведению оценки уязвимости и категорированию объекта транспортной инфраструктуры – моста, расположенного в створе улиц Северная - Авиационная, г. Белогорск, Амурская область, (путепровод) с кадастровым <номер>; возложить на администрацию муниципального образования города Белогорск Амурской области в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обязанность по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры путем направления в компетентный орган – Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта Российской Федерации заявления о проведении категорирования моста, расположенного в створе улиц Северная – Авиационная г. Белогорск, Амурская область (путепровод, с кадастровым <номер>).

    Определением Белогорского городского суда Амурской области от 16 сентября 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены МКУ «Комитет имущественных отношений Администрации города Белогорск», МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Белогорск», федеральное дорожное агентство Министерства транспорта Российской Федерации, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, ОАО «Российские железные дороги».

В судебном заседании представитель административного истца на заявленных требованиях настаивал.

Представитель административного ответчика администрации г. Белогорска в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, представила отзыв, в котором полагала администрацию г. Белогорска ненадлежащим ответчиком, поскольку осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог города, организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа возложено на МКУ «Управление ЖКХ Администрации города Белогорска»; что обязанность по проведению категорирования объектов транспортной инфраструктуры возложена на компетентные органы государственной власти, а не на субъекты транспортной инфраструктуры, при этом у последних отсутствует обязанность по обращению в компетентные органы с запросом (требованием) о проведении категорирования, либо получении их результатов.

Представитель заинтересованного лица ОАО «РЖД» в судебном заседании поддержал доводы искового заявления, о чем представил письменный отзыв на административный иск.

Представители заинтересованных лиц – МКУ «Комитет имущественных отношений Администрации города Белогорск», МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Белогорск», Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации, Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались своевременно и надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.

В письменном отзыве представитель МКУ «Комитет имущественных отношений Администрации города Белогорск» оставил рассмотрение административного иска на усмотрение суда.

    С учетом части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел дело при состоявшейся явке.

Белогорским городским судом Амурской области 11 октября 2019 года постановлено указанное решение.

В апелляционной жалобе представитель административного ответчика администрации г. Белогорск Амурской области ставит вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований. Настаивает на том, что администрация г. Белогорска не является надлежащим ответчиком по настоящему спору, таковым должно выступать МКУ «Управление ЖКХ Администрации г. Белогорск». Проведение категорирования объектов транспортной инфраструктуры, полагает, является обязанностью компетентных органов государственной власти, не требующей инициирования ее субъектом транспортной инфраструктуры.

В письменных возражениях на доводы жалобы помощник прокурора г. Белогорска Амурской области просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика администрации города Белогорска Амурской области Антаренко Е.П. поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции отменить.

Прокурор отдела прокуратуры Амурской области Дегтяренко А.А. просила решение Белогорского городского суда Амурской области от 11 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представитель заинтересованного лица ОАО «Российские железные дороги» Новосельская Е.В. полагает решение суда законным и обоснованным.

Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещались о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Судебная коллегия на основании положений статьи 150 и части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотрела апелляционную жалобу при указанной явке.

Проверив материалы административного дела, выслушав лиц, участвующих в судебном заседании суда апелляционной инстанции, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на них, судебная коллегия приходит к следующему.

Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Как установлено судом и следует из материалов дела, в собственности муниципального образования г. Белогорск Амурской области находится объект транспортной инфраструктуры – мост (путепровод) по ул. Северная – Авиационная г. Белогорск.

По результатам проведенной прокуратурой г. Белогорска Амурской области проверки исполнения администрацией муниципального образования г. Белогорск Амурской области требований законодательства о транспортной безопасности установлено, что администрацией города Белогорска каких-либо мер, направленных на проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и действий, свидетельствующих о категорировании моста (путепровода) не предпринято.

По факту выявленного нарушения прокурором г. Белогорска Амурской области 24 мая 2019 года в адрес главы муниципального образования г. Белогорск внесено представление об устранении выявленных нарушений.

В соответствии с ответом и.о. главы муниципального образования г. Белогорск от 28 июня 2019 года работы по проведению процедур, направленных на категорирование в отношении объекта транспортной инфраструктуры – моста, расположенного в створе улиц Северная-Авиационная г. Белогорска, а также процедур, направленных на оценку его уязвимости, в соответствии с требования Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», будут предложены в бюджет 2019 года и выполнены при наличии лимитов бюджетных обязательств, доведенных до МКУ «Управление ЖКХ Администрации г. Белогорск», в установленном порядке.

В связи с указанными обстоятельствами и.о. прокурора г. Белогорска Амурской области обратился в суд.

Основанием для удовлетворения заявленных требований послужил вывод суда о том, что муниципальное образование г. Белогорск является собственником объекта транспортной инфраструктуры (моста), при этом, вопреки требованиям закона, необходимых мероприятий по обеспечению транспортной безопасности административный ответчик не проводит, что ставит под угрозу безопасность неопределенного круга лиц.

Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции соглашается, так как они соответствуют материалам дела и основаны на правильном применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

Статья 9 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» регламентирует деятельность по планированию и реализации мер по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

В пунктах 5, 6, 9, 10 статьи 1 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» установлено, что объект транспортной инфраструктуры представляет собой технологический комплекс, включающий в себя, в том числе мосты; субъекты транспортной инфраструктуры – юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств – определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства; транспортная безопасность – это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

Частью 1 статьи 4 вышеуказанного Закона установлено, что обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Статьей 6 Закона предусмотрено обязательное категорирование объектов транспортной инфраструктуры, то есть отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий. При этом категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.

Процедура категорирования состоит из ряда последовательных этапов, а именно: утверждение Порядка установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (такой порядок утвержден приказом Минтранса России от 21 февраля 2011 года № 62); утверждение количества категорий и количественных показателей критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; утверждение Порядка ведения Реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (такой порядок утвержден приказом Минтранса России от 29 января 2010 года № 22); собственно категорирование объектов и ведение Реестра.

Таким образом, в соответствии с Федеральным законом от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» и приказами Минтранса России все функции по категорированию объектов возложены на соответствующие органы государственной власти, в настоящее время таковым является Федеральное дорожное агентство (Росавтодор).

Полномочие по установлению порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств федеральный законодатель согласно части 1 статьи 5 указанного закона делегировал федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта. Такой Порядок утвержден приказом Минтранса России от 12 апреля 2010 года № 87 и предусматривает, что оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями, а транспортных средств – специализированными организациями либо субъектами транспортной инфраструктуры; результаты проведенной оценки оформляются в виде документа с графическими планами-схемами и направляются в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности для рассмотрения и принятия решения об утверждении (пункты 4, 6 Порядка).

В свою очередь на субъекты транспортной инфраструктуры возложены обязанности по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, по обязательному соблюдению требований по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (статьи 4, 8 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»).

Такие требования, в частности применительно к предмету настоящего спора, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2016 года № 924 и обязывают субъекты транспортной инфраструктуры (подпункты 4 – 7 пункта 6 Требований):

представлять в Федеральное дорожное агентство полные и достоверные сведения о субъекте транспортной инфраструктуры и об объекте транспортной инфраструктуры для категорирования и ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предусмотренного статьей 6 Федерального закона «О транспортной безопасности», а также полную и достоверную информацию о количественных показателях критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры, установленных Министерством транспорта Российской Федерации;

обеспечивать проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и представление ее результатов на утверждение в Федеральное дорожное агентство в установленном порядке в течение 3 месяцев со дня размещения на официальном сайте Федерального дорожного агентства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о присвоении категории объекту транспортной инфраструктуры, которое сопровождается соответствующим уведомлением субъекта транспортной инфраструктуры по электронной почте и в письменной форме;

представлять на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры в Федеральное дорожное агентство план объекта транспортной инфраструктуры в течение 3 месяцев с даты утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры;

реализовать план объекта транспортной инфраструктуры поэтапно, не позднее 2 лет со дня присвоения категории объекту транспортной инфраструктуры.

В силу пунктом 4 части 2 статьи 12 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны предоставлять в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности полную и достоверную информацию для проведения категорирования, предусмотренного статьей 6 Федерального закона.

Таким образом, в силу приведенных норм обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, в том числе принятие мер по их категорированию путем предоставления необходимых сведений в Росавтодор возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, к которому в данном случае относится администрация г. Белогорска Амурской области, как собственник объекта транспортной инфраструктуры, подлежащего категорированию.

Позиция административного ответчика об отсутствии необходимости инициирования категорирования объектов транспортной инфраструктуры субъектом транспортной инфраструктуры не состоятельна, опровергается вышеприведенными нормами.

Ссылка подателя жалобы на осуществление полномочий в области дорожной деятельности на территории муниципального образования г. Белогорск МКУ «Управление ЖКХ Администрации г. Белогорск» признается судебной коллегией не состоятельной, так как доказательств того, что спорный объект – автомобильный мост (путепровод) с кадастровым <номер>, расположенный в створе улиц Северная – Авиационная г. Белогорска Амурской области, передан во владение и пользование на каком-либо вещном праве указанному учреждению, что наделяет его статусом субъекта транспортной инфраструктуры, в материалы дела не представлено.

Поскольку администрация г. Белогорска Амурской области в нарушение закона необходимые сведения об объекте транспортной инфраструктуры, о субъекте транспортной инфраструктуры в Федеральное дорожное агентство с целью проведения категорирования автомобильного моста не обращалась, что создает угрозу причинения вреда в будущем, подвергает риску безопасность граждан, то суд правомерно удовлетворил исковые требования прокурора.

Судебная коллегия не усматривает оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для отмены или изменения решения суда первой инстанции в апелляционном порядке.

Руководствуясь статьями 307 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Белогорского городского суда Амурской области от 11 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Белогорска Амурской области – без удовлетворения

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и в течение шести месяцев может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090, Приморский край, город Владивосток, улица Светланская, 54) через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи

УИД 28RS0002-02-2019-001672-95

Дело № 33АПа-256/2020 (№ 33АПа-5605/2019)             Судья первой инстанции:

Докладчик Ситникова Е.В.                                            Михалевич Т.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 января 2020 года                                                  город Благовещенск

Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда в составе:

председательствующего Ситниковой Е.В.,

судей Никитина В.Г., Бушманова А.П.,

при секретаре Бухтеевой И.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора города Белогорска Амурской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации города Белогорска Амурской области о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования города Белогорск по непринятию мер по проведению оценки уязвимости и категорированию объекта транспортной инфраструктуры – моста, расположенного в створе улиц Северная – Авиационная г. Белогорск Амурской области по апелляционной жалобе административного ответчика администрации города Белогорск Амурской области на решение Белогорского городского суда Амурской области от 11 октября 2019 года, которым постановлено:

административный иск и.о. прокурора г. Белогорска к администрации г. Белогорска о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования города Белогорска по непринятию мер по проведению оценки уязвимости и категорированию объекта транспортной инфраструктуры - моста, расположенного в створе улиц Северная – Авиационная, г. Белогорск Амурской области – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования города Белогорска Амурской области по непринятию мер по проведению оценки уязвимости и категорированию объекта транспортного инфраструктуры – моста, расположенного в створе улиц Северная – Авиационная г.Белогорска Амурской области (путепровод с кадастровым номером 28:02:000000:7053).

Обязать Администрацию муниципального образования города Белогорска Амурской области направить в компетентный орган заявление о проведении категорирования объекта транспортной инфраструктуры - моста, расположенного в створе улиц Северная – Авиационная г.Белогорска Амурской области (путепровод с кадастровым номером 28:02:000000:7053), в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Заслушав дело по докладу судьи Ситниковой Е.В., пояснения прокурора отдела прокуратуры Амурской области Дегтяренко А.А., представителя административного ответчика администрации города Белогорска Амурской области Антаренко Е.П., представителя заинтересованного лица ОАО «Российские железные дороги» Новосельской Е.В., судебная коллегия

установила:

    И.о. прокурора г. Белогорска Амурской области обратился в суд с указанным административным иском к администрации г. Белогорска Амурской области, в обоснование требований указав, что в результате проведенной прокуратурой г. Белогорска Амурской области проверки исполнения органом местного самоуправления законодательства о транспортной безопасности было установлено, что на территории муниципального образования г. Белогорск Амурской области между ул. Северная и ул. Авиационная над железнодорожными путями расположен объект транспортной инфраструктуры – автомобильный мост (путепровод) с кадастровым номером 28:02:000000:7053, принадлежащий муниципальному образованию г. Белогорск Амурской области на праве собственности. В отношении указанного объекта транспортной инфраструктуры не проводятся мероприятия по обеспечению транспортной безопасности, поскольку субъект транспортной инфраструктуры – администрация г. Белогорска Амурской области не инициирует процедуру категорирования и оценки уязвимости муниципальных объектов транспортной инфраструктуры, что свидетельствует о нарушении требований Федерального закона «О транспортной безопасности», создает потенциальную опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий на мосту (путепроводе), предназначенном для передвижения автомобильного и иного транспорта, несчастных случаев, подвергает риску безопасность граждан, снижает эффективность мероприятий, направленных на профилактику терроризма. Просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования города Белогорск Амурской области по непринятию мер по проведению оценки уязвимости и категорированию объекта транспортной инфраструктуры – моста, расположенного в створе улиц Северная - Авиационная, г. Белогорск, Амурская область, (путепровод) с кадастровым <номер>; возложить на администрацию муниципального образования города Белогорск Амурской области в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обязанность по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры путем направления в компетентный орган – Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта Российской Федерации заявления о проведении категорирования моста, расположенного в створе улиц Северная – Авиационная г. Белогорск, Амурская область (путепровод, с кадастровым <номер>).

    Определением Белогорского городского суда Амурской области от 16 сентября 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены МКУ «Комитет имущественных отношений Администрации города Белогорск», МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Белогорск», федеральное дорожное агентство Министерства транспорта Российской Федерации, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, ОАО «Российские железные дороги».

В судебном заседании представитель административного истца на заявленных требованиях настаивал.

Представитель административного ответчика администрации г. Белогорска в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, представила отзыв, в котором полагала администрацию г. Белогорска ненадлежащим ответчиком, поскольку осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог города, организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа возложено на МКУ «Управление ЖКХ Администрации города Белогорска»; что обязанность по проведению категорирования объектов транспортной инфраструктуры возложена на компетентные органы государственной власти, а не на субъекты транспортной инфраструктуры, при этом у последних отсутствует обязанность по обращению в компетентные органы с запросом (требованием) о проведении категорирования, либо получении их результатов.

Представитель заинтересованного лица ОАО «РЖД» в судебном заседании поддержал доводы искового заявления, о чем представил письменный отзыв на административный иск.

Представители заинтересованных лиц – МКУ «Комитет имущественных отношений Администрации города Белогорск», МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Белогорск», Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации, Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались своевременно и надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.

В письменном отзыве представитель МКУ «Комитет имущественных отношений Администрации города Белогорск» оставил рассмотрение административного иска на усмотрение суда.

    С учетом части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел дело при состоявшейся явке.

Белогорским городским судом Амурской области 11 октября 2019 года постановлено указанное решение.

В апелляционной жалобе представитель административного ответчика администрации г. Белогорск Амурской области ставит вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований. Настаивает на том, что администрация г. Белогорска не является надлежащим ответчиком по настоящему спору, таковым должно выступать МКУ «Управление ЖКХ Администрации г. Белогорск». Проведение категорирования объектов транспортной инфраструктуры, полагает, является обязанностью компетентных органов государственной власти, не требующей инициирования ее субъектом транспортной инфраструктуры.

В письменных возражениях на доводы жалобы помощник прокурора г. Белогорска Амурской области просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика администрации города Белогорска Амурской области Антаренко Е.П. поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции отменить.

Прокурор отдела прокуратуры Амурской области Дегтяренко А.А. просила решение Белогорского городского суда Амурской области от 11 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представитель заинтересованного лица ОАО «Российские железные дороги» Новосельская Е.В. полагает решение суда законным и обоснованным.

Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещались о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Судебная коллегия на основании положений статьи 150 и части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотрела апелляционную жалобу при указанной явке.

Проверив материалы административного дела, выслушав лиц, участвующих в судебном заседании суда апелляционной инстанции, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на них, судебная коллегия приходит к следующему.

Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Как установлено судом и следует из материалов дела, в собственности муниципального образования г. Белогорск Амурской области находится объект транспортной инфраструктуры – мост (путепровод) по ул. Северная – Авиационная г. Белогорск.

По результатам проведенной прокуратурой г. Белогорска Амурской области проверки исполнения администрацией муниципального образования г. Белогорск Амурской области требований законодательства о транспортной безопасности установлено, что администрацией города Белогорска каких-либо мер, направленных на проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и действий, свидетельствующих о категорировании моста (путепровода) не предпринято.

По факту выявленного нарушения прокурором г. Белогорска Амурской области 24 мая 2019 года в адрес главы муниципального образования г. Белогорск внесено представление об устранении выявленных нарушений.

В соответствии с ответом и.о. главы муниципального образования г. Белогорск от 28 июня 2019 года работы по проведению процедур, направленных на категорирование в отношении объекта транспортной инфраструктуры – моста, расположенного в створе улиц Северная-Авиационная г. Белогорска, а также процедур, направленных на оценку его уязвимости, в соответствии с требования Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», будут предложены в бюджет 2019 года и выполнены при наличии лимитов бюджетных обязательств, доведенных до МКУ «Управление ЖКХ Администрации г. Белогорск», в установленном порядке.

В связи с указанными обстоятельствами и.о. прокурора г. Белогорска Амурской области обратился в суд.

Основанием для удовлетворения заявленных требований послужил вывод суда о том, что муниципальное образование г. Белогорск является собственником объекта транспортной инфраструктуры (моста), при этом, вопреки требованиям закона, необходимых мероприятий по обеспечению транспортной безопасности административный ответчик не проводит, что ставит под угрозу безопасность неопределенного круга лиц.

Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции соглашается, так как они соответствуют материалам дела и основаны на правильном применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

Статья 9 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» регламентирует деятельность по планированию и реализации мер по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

В пунктах 5, 6, 9, 10 статьи 1 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» установлено, что объект транспортной инфраструктуры представляет собой технологический комплекс, включающий в себя, в том числе мосты; субъекты транспортной инфраструктуры – юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств – определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства; транспортная безопасность – это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

Частью 1 статьи 4 вышеуказанного Закона установлено, что обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Статьей 6 Закона предусмотрено обязательное категорирование объектов транспортной инфраструктуры, то есть отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий. При этом категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.

Процедура категорирования состоит из ряда последовательных этапов, а именно: утверждение Порядка установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (такой порядок утвержден приказом Минтранса России от 21 февраля 2011 года № 62); утверждение количества категорий и количественных показателей критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; утверждение Порядка ведения Реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (такой порядок утвержден приказом Минтранса России от 29 января 2010 года № 22); собственно категорирование объектов и ведение Реестра.

Таким образом, в соответствии с Федеральным законом от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» и приказами Минтранса России все функции по категорированию объектов возложены на соответствующие органы государственной власти, в настоящее время таковым является Федеральное дорожное агентство (Росавтодор).

Полномочие по установлению порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств федеральный законодатель согласно части 1 статьи 5 указанного закона делегировал федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта. Такой Порядок утвержден приказом Минтранса России от 12 апреля 2010 года № 87 и предусматривает, что оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями, а транспортных средств – специализированными организациями либо субъектами транспортной инфраструктуры; результаты проведенной оценки оформляются в виде документа с графическими планами-схемами и направляются в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности для рассмотрения и принятия решения об утверждении (пункты 4, 6 Порядка).

В свою очередь на субъекты транспортной инфраструктуры возложены обязанности по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, по обязательному соблюдению требований по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (статьи 4, 8 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»).

Такие требования, в частности применительно к предмету настоящего спора, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2016 года № 924 и обязывают субъекты транспортной инфраструктуры (подпункты 4 – 7 пункта 6 Требований):

представлять в Федеральное дорожное агентство полные и достоверные сведения о субъекте транспортной инфраструктуры и об объекте транспортной инфраструктуры для категорирования и ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предусмотренного статьей 6 Федерального закона «О транспортной безопасности», а также полную и достоверную информацию о количественных показателях критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры, установленных Министерством транспорта Российской Федерации;

обеспечивать проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и представление ее результатов на утверждение в Федеральное дорожное агентство в установленном порядке в течение 3 месяцев со дня размещения на официальном сайте Федерального дорожного агентства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о присвоении категории объекту транспортной инфраструктуры, которое сопровождается соответствующим уведомлением субъекта транспортной инфраструктуры по электронной почте и в письменной форме;

представлять на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры в Федеральное дорожное агентство план объекта транспортной инфраструктуры в течение 3 месяцев с даты утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры;

реализовать план объекта транспортной инфраструктуры поэтапно, не позднее 2 лет со дня присвоения категории объекту транспортной инфраструктуры.

В силу пунктом 4 части 2 статьи 12 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны предоставлять в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности полную и достоверную информацию для проведения категорирования, предусмотренного статьей 6 Федерального закона.

Таким образом, в силу приведенных норм обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, в том числе принятие мер по их категорированию путем предоставления необходимых сведений в Росавтодор возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, к которому в данном случае относится администрация г. Белогорска Амурской области, как собственник объекта транспортной инфраструктуры, подлежащего категорированию.

Позиция административного ответчика об отсутствии необходимости инициирования категорирования объектов транспортной инфраструктуры субъектом транспортной инфраструктуры не состоятельна, опровергается вышеприведенными нормами.

Ссылка подателя жалобы на осуществление полномочий в области дорожной деятельности на территории муниципального образования г. Белогорск МКУ «Управление ЖКХ Администрации г. Белогорск» признается судебной коллегией не состоятельной, так как доказательств того, что спорный объект – автомобильный мост (путепровод) с кадастровым <номер>, расположенный в створе улиц Северная – Авиационная г. Белогорска Амурской области, передан во владение и пользование на каком-либо вещном праве указанному учреждению, что наделяет его статусом субъекта транспортной инфраструктуры, в материалы дела не представлено.

Поскольку администрация г. Белогорска Амурской области в нарушение закона необходимые сведения об объекте транспортной инфраструктуры, о субъекте транспортной инфраструктуры в Федеральное дорожное агентство с целью проведения категорирования автомобильного моста не обращалась, что создает угрозу причинения вреда в будущем, подвергает риску безопасность граждан, то суд правомерно удовлетворил исковые требования прокурора.

Судебная коллегия не усматривает оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для отмены или изменения решения суда первой инстанции в апелляционном порядке.

Руководствуясь статьями 307 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Белогорского городского суда Амурской области от 11 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Белогорска Амурской области – без удовлетворения

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и в течение шести месяцев может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090, Приморский край, город Владивосток, улица Светланская, 54) через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи

1версия для печати

33АПа-256/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
И.о. прокурора города Белогорска
Ответчики
Администрация г. Белогорска
Другие
МКУ Комитет имущественных отношений Администрации города Белогорск
Муниципальное казённое учреждение Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Белогорск
Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта Российской Федерации
ОАО Российские железные дороги
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество)
Суд
Амурский областной суд
Судья
Ситникова Елена Вячеславовна
Дело на сайте суда
oblsud.amr.sudrf.ru
24.12.2019[Адм.] Передача дела судье
21.01.2020[Адм.] Судебное заседание
15.05.2020Передача дела судье
15.05.2020Судебное заседание
15.05.2020Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее