Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 апреля 2022 года село Донское
Труновский районный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Щербина А.В.,
при секретаре Ельцовой Е.В.,
с участием помощника прокурора <адрес> ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к МКОУ СОШ № <адрес>, Администрации Труновского муниципального округа <адрес> о понуждении к совершению действий,
установил:
прокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился к МКОУ СОШ № <адрес>, администрации Труновского муниципального округа <адрес> просил обязать ответчика Администрацию Труновского муниципального округа <адрес> в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить МКОУ СОШ № <адрес> финансированием создание резервов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций; обязать ответчика МКОУ СОШ № <адрес> создать резерв материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций в течение 2 месяцев со дня поступления финансирования.
Свои требования прокурор мотивировал тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения образовательными учреждениями Труновского муниципального округа законодательства о гражданской обороне и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В результате проверки установлено, что образовательной организацией не определены и не созданы резервы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок создания, использования и восполнения данных резервов, их номенклатура и объем, контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением образовательным учреждением не установлен. Соответствующие нормативные акты образовательным учреждением не разработаны.
Определить круг лиц, постоянно или временно пребывающих в образовательном учреждении, не представляется возможным.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика внесено представление об устранении выявленных нарушений закона, которое рассмотрено и удовлетворено, однако должных мер к их устранению в полном объеме не принято.
Невыполнение образовательной организацией требований законодательства свидетельствует о непринятии мер к обеспечению надлежащих условий для предупреждения возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, их ликвидации, что создает угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних обучающихся и работников школы.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО2, просила удовлетворить требования прокурора по основаниям, изложенным в иске. Считает, что выявленные нарушения создают угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних обучающихся и работников школы.
Представитель ответчика МКОУ СОШ № <адрес> извещенная надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представила заявление, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования признала в полном объеме
Представитель ответчика Администрации Труновского муниципального округа <адрес> в судебное заседание также не явилась, представила заявление, согласно которого исковые требования прокурора признаёт, просила судебное заседание провести в ее отсутствие.
Суд, выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее – Закона № 28-ФЗ) организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий о гражданской обороне; проводят мероприятия о поддержании своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
В соответствии с п.п. а, б, ж ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Закон № 68-ФЗ) организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения о чрезвычайных ситуациях; планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечения жизнедеятельности работников организации в чрезвычайной ситуации; создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
На основании ч. 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательной организации.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционирует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
В целях определения порядка организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Согласно п. п. 2, 3 указанного Положения единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
На каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи и оповещения органов управления и сил единой системы, системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и системы информирования населения о чрезвычайных ситуациях (п. 6 Положения).
В силу п. 20 указанного Положения для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций. Порядок создания, использования и восполнения резервов, финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, а также организациями. Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающим их органом.
К компетенции образовательных организаций относится создание необходимых условий для охраны здоровья обучающихся и работников; создание безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п. 9 ч. 1, ч. 2 ст. 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", образовательная организация осуществляет профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Судом установлено, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения образовательными учреждениями Труновского муниципального округа законодательства о гражданской обороне и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характер.
В результате проверки установлено, что образовательной организацией не определены и не созданы резервы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок создания, использования и восполнения данных резервов, их номенклатура и объем, контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением образовательным учреждением не установлен. Соответствующие нормативные акты образовательным учреждением не разработаны.
Невыполнение образовательной организацией требований свидетельствует о непринятии мер к обеспечению надлежащих условий для предупреждения возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, их ликвидации, что создает угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних обучающихся и работников школы.
На момент рассмотрения дела, у суда отсутствуют сведения об устранении выявленных нарушений.
Учредителем образовательного учреждения является Труновский муниципальный округ <адрес>. От имени собственника полномочия по управлению и распоряжению имуществом школы осуществляет администрация Труновского муниципального округа <адрес>. При этом, учитывая, что финансовое обеспечение учреждения осуществляется исключительно за счет средств бюджета Труновского муниципального округа <адрес> и на основании бюджетной сметы, с учетом требования ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.02.21998 № 28-ФЗ "О гражданской обороне", п. п. "а", "б", "ж" ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", а также наличие у образовательного учреждения обязанности по обеспечению надлежащих условий для предупреждения возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, и их ликвидации, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований.
В силу ч. 1 ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ответчик вправе признать иск.
В соответствии с ч. 2 ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В судебное заседание представители ответчиков МКОУ СОШ № <адрес>, администрации Труновского муниципального округа <адрес> представили заявления, согласно которым признают иск.
Суд находит возможным принять признание представителями ответчиков иска, поскольку признание иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, а потому исковое заявление прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Из содержания вышеприведенной нормы следует, что установленный судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса сторон.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к МКОУ СОШ № <адрес>, Администрации Труновского муниципального округа <адрес> о понуждении к совершению действий, удовлетворить.
Обязать администрацию Труновского муниципального округа <адрес> обеспечить МКОУ СОШ № <адрес> финансированием создание резервов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать ответчика МКОУ СОШ № <адрес> создать резерв материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций в течение 2 месяцев со дня поступления финансирования.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Труновский районный суд в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 20 апреля 2022 года.
Судья А.В. Щербин