Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2531/2022 ~ М-1983/2022 от 08.06.2022

Дело № 2-2531/2022

УИД 24RS0002-01-2022-002945-63

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 декабря 2022 года                                                                  г.Ачинск, Красноярского края,

                                                                                                      ул. Назарова, 28Б,

Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Кончаковой М.Г., при секретаре Шороховой С.Е., с участием помощника Ачинского городского прокурора Слепуха Д.А., действующему по поручению прокурора Большеулуйского района,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Большемуртинского района в интересах неопределенного круга лиц к Воробьеву Роману Владимировичу о возложении обязанности приостановить рубку лесных насаждений, разработать и согласовать проект культур технической мелиорации, произвести очистку от порубочных остатков,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Большемуртинского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Воробьеву Р.В. о возложении обязанности приостановить рубку лесных насаждений, разработать и согласовать проект культур технической мелиорации, произвести очистку от порубочных остатков.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка по обращению и.о. руководителя КГБУ «Большемуртинское лесничество» по факту нарушения Воробьевым Р.В. на земельном участке с кадастровым номером 24:08:0703001:955 требований земельного, природоохранного законодательства. Установлено, что на указанном земельном участке, относящимся к землям сельскохозяйственного назначения Воробьевым Р.В. осуществляется рубка лесных насаждений. При обследовании земельного участка участковым лесничим КГБУ «Большемуртинское лесничество» составлен акт от 25.04.2022 о захламлении земельного участка порубочными остатками, отсутствии на участке минерализованной полосы, отделяющей земли сельскохозяйственного назначения от земель лесного фонда. Также отсутствуют документы по мелиорации (проект мелиорации) земельного участка. В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 21.09.2020 № 1509 «Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения» леса, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения, подлежат освоению с соблюдением целевого назначения таких земель. Согласно п. 18 указанного постановления, лица использующие леса, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения, и правообладатели обязаны соблюдать правила ухода за лесами. Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 07 октября 2020 года № 1614 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах» предусмотрено, что настоящие Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах и при пребывании граждан в лесах, а также являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами. В соответствии с п. 26 Постановления Правительства РФ № 1614 при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков. В нарушение требований вышеуказанного законодательства на земельном участке с кадастровым номером 24:08:0703001:955 допущено захламление порубочными остатками, порубочные остатки непосредственно прилегают к лесному массиву. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 10.01.1996 № 4-ФЗ «О мелиорации земель» в зависимости от характера мелиоративных мероприятий различают следующие типы мелиорации земель: гидромелиорация, агролесомелиорация, культуртехническая мелиорация, химическая мелиорация. Согласно ст. 8 указанного Федерального закона культуртехническая мелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий по коренному улучшению земель В соответствии со ст. 25 Федерального закона № 4-ФЗ мелиорация земель проводится на основе проектов, разработанных в соответствии с технико-экономическими обоснованиями и учитывающих строительные, экологические, санитарные и иные нормы и правила. Порядок разработки, согласования и утверждения проектов мелиорации земель устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию. Из п. 1 Приказа Министерства сельского хозяйства РФ от 15.05.2019 № 255 «Об утверждении Порядка разработки, согласования и утверждения проектов мелиорации земель» следует, что настоящий Порядок устанавливает правила разработки, согласования и утверждения проектов мелиорации земель (далее - проекты мелиорации), осуществляемой в целях повышения продуктивности и устойчивости земледелия, обеспечения гарантированного производства сельскохозяйственной продукции на основе сохранения и повышения плодородия земель, а также создания необходимых условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых и малопродуктивных земель и формирования рациональной структуры земельных угодий. Согласно п. 2 порядка проекты мелиорации должны быть разработаны, согласованы и утверждены до начала проведения мелиоративных мероприятий.

Просит возложить обязанность на Воробьева Р.В. приостановить рубку лесных насаждений на земельном участке с кадастровым номером до разработки и согласования проекта культуртехнической мелиорации; разработать и согласовать проект культуртехнической мелиорации в отношении земельного участка с кадастровым номером в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу; произвести очистку от порубочных остатков на земельном участке с кадастровым номером в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу путем утилизации на специализированный полигон (л.д. 3-6).

Определениями суда от 01.08.2022, от 21.09.2022, от 13.10.2022 к участию в дело в качестве третьих лиц привлечены Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю, Министерство сельского хозяйства и торговли Красноярского края, Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края, Министерство лесного хозяйства Красноярского края, Министерство природных ресурсов и экологии РФ (л.д. 86, 107, 122).

Представитель истца помощник Ачинского городского прокурора Слепуха Д.А. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниями, изложенным в иске.

Ответчик Воробьев Р.В. в судебное заседание не явился извещался надлежащим образом (л.д. 167), об отложении слушания дела не просил. Ранее в судебных заседаниях против заявленных требований возражал, пояснил, что у него в собственности имеется земельный участок, в феврале 2022 года он начал проводить работу по рубке лесных насаждений, об этом он уведомил Правительство РФ и все службы. В марте 2022 года пришли сотрудники полиции и изъяли у него дорогостоящие пилы, в связи с чем он не может произвести очистку земельного участка от порубочных остатков. Также пояснил, что проект мелиорации он не делал, так как это не предусмотрено законодательством. Считает, что ему не нужно делать проект мелиорации, поскольку он заготавливал только древесину.

Представители третьих лиц КГБУ «Большемуртинское лесничество», Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю, Министерство сельского хозяйства и торговли Красноярского края, Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края, Министерство лесного хозяйства Красноярского края, Министерство природных ресурсов и экологии РФ в судебное заседание не явились, извещены путем размещения информации о движении дела на официальном сайте суда (л.д. 168), поскольку надлежащим образом были извещены о дате и времени первого судебного заседания (л.д. 73, 81, 87, 93, 101, 108, 117, 118, 123, 134).

В представленном отзыве на исковое заявление представитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю Мальцева Е.А. поддержала заявленные требования, указала, что 15.02.2022 от Воробьева Р.В. в адрес Управления поступило уведомление об использовании лесов, расположенных на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , принадлежащим ему на праве собственности, в соответствии с п. 1, 6, 14 ч. 1 ст. 25 Лесного кодекса РФ (заготовка древесины; ведение сельского хозяйства; создание и эксплуатация объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры). Также указала, что земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 25 Га имеет категорию земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, форма собственности – частная, поставлен на кадастровый учет 31.01.2022. Согласно картографическим данным земельный участок представляет собой естественный целостный массив, на котором ведение сельскохозяйственного производства (использование по целевому назначению) невозможно, заселенность участка составляет 100%, вовлечение в с/х оборот такого земельного участка нецелесообразно. В связи с вступившими в силу    изменениями     (Постановление Правительства РФ от 08.06.2022 № 1043 «О внесении изменений в положение об особенностях использования охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения») правообладатели земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, на которых расположены леса, направившие до дня вступления в силу постановления уведомления об использовании лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, обязаны направить в территориальные органы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору заявления об использовании земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, на которых расположены леса, в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, в соответствии с п. 7 Положения об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения» (с прилагаемыми документами на земельный участок и материалами фото- и видеофиксации на нем лесных насаждений), в течение одного года со дня вступления в силу настоящего постановления. Заявления об использовании земельного участка в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения от Воробьева Р.В. до настоящего времени в Управление Россельхознадзора по Красноярскому краю на рассмотрение не поступало. Просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления (л.д. 90-91).

Согласно представленным пояснениям на исковое заявление представитель Минприроды России – Матвиенко О.С. указала, что особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, в том числе расположенных на землях сельскохозяйственного назначения регламентируются Лесным кодексом РФ, а также Положением об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, утвержденным постановлением правительства РФ от 21.09.2020 № 1509, при этом вопросы содержания мелиоративных защитных лесных насаждений, выделяемых в составе земель сельскохозяйственного назначения, регулируются Федеральным законом от 10.01.1996 № 4-ФЗ «О мелиорации земель», Правилами содержания мелиоративных насаждений и особенностей проведения мероприятий по их сохранению, утвержденными приказом Минсельхоза России от 30.06.2020 № 367, а также Правилами ухода за лесами, утвержденными приказом Минприроды России от 30.07.2020 № 534. Также отметила, что лицу, осуществляющему рубку лесных насаждений на земельном участке, расположенном на землях сельскохозяйственного назначения, необходимо осуществить мероприятия по охране лесов от пожаров, в том числе по очистке своего участка от порубочных остатков, в соответствии с Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 № 161, а также Правилами противопожарного режима в РФ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479. Обратила внимание на то, что вопросы в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию к компетенции Минприроды России не относится. Просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Минприроды России (л.д. 157-158).

Согласно представленным пояснениям на исковое заявление представитель Министерства сельского хозяйства и торговли Красноярского края – Авсиевич Л.А. указала, что министерство в соответствии с Положенеим о министерстве, утвержденном постановлением Правительства края от 27.08.2008 № 57-п не наделено полномочиями по согласованию проектов мелиорации земель, в том числе культуртехнической мелиорации. Порядок разработки, согласования и утверждения проектов мелиорации земель утвержден приказом министерства сельского хозяйства РФ от 15.05.2019 № 255, п. 7 которого установлено, что согласование проектов мелиорации осуществляется организациями, находящимися в ведении Министерства сельского хозяйства РФ. органом, уполномоченным на территории края на согласование проектов мелиорации земель, в том числе проектов культуртехнической мелиорации, является ФГБУ «Управление «Красноярскмелиоводхоз». Просит рассмотреть дело в отсутствие представителя министерства (л.д. 172, 181-182).

Выслушав представителя истца помощника Ачинского городского прокурора Слепуху Д.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

На основании ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно ст.ст. 77, 78 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.

В силу п. 1 ст. 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Под мелиорацией земель согласно ст. 2 Федерального закона от 10 января 1996 года № 4-ФЗ «О мелиорации земель» понимается коренное улучшение земель путем проведения гидротехнических, культуртехнических, химических, противоэрозионных, агролесомелиоративных, агротехнических и других мелиоративных мероприятий.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О мелиорации земель» культуртехническая мелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий по коренному улучшению земель. Этот тип мелиорации земель подразделяется, в том числе, на вид мелиорации земель: расчистка мелиорируемых земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней и мха.

Статьей 25 Федерального закона «О мелиорации земель» предусмотрено, что мелиорация земель проводится на основе проектов, разработанных в соответствии с технико-экономическими обоснованиями и учитывающих строительные, экологические, санитарные и иные стандарты, нормы и правила.

Порядок разработки, согласования и утверждения проектов мелиорации земель устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию.

Таким образом, проведение мероприятий по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации является обязанностью собственника земельного участка сельскохозяйственного назначения, расчистка земель сельскохозяйственного назначения от древесной и травянистой растительности, кочек, пней и мха относится к культуртехнической мелиорации и должна производиться в рамках проектов по мелиорации.

Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2008 года № 450 утверждено Положение о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, согласно п. 5.2.13 которого Министерство сельского хозяйства Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает правила и нормы в области мелиорации земель.

Приказом Минсельхоза России от 15 мая 2019 года № 255 утвержден Порядок разработки, согласования и утверждения проектов мелиорации земель, зарегистрированный в Минюсте России 03 октября 2019 года за № 56119, (далее – Порядок), пунктом 1 которого предусмотрено, что настоящий Порядок устанавливает правила разработки, согласования и утверждения проектов мелиорации земель (далее – проекты мелиорации), осуществляемой в целях повышения продуктивности и устойчивости земледелия, обеспечения гарантированного производства сельскохозяйственной продукции на основе сохранения и повышения плодородия земель, а также создания необходимых условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых и малопродуктивных земель и формирования рациональной структуры земельных угодий.

В соответствии с п.п. 2, 7 Порядка проекты мелиорации должны быть разработаны, согласованы и утверждены до начала проведения мелиоративных мероприятий.

Согласование проектов мелиорации осуществляется организациями, находящимися в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее - уполномоченные организации).

По сообщению Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю уполномоченной организацией на согласование проектов мелиорации в отношении земельных участков, расположенных в Красноярском крае, является ФГБУ «Красноярскмелиоводхоз».

Судом установлено и следует из материалов дела, что собственником земельного участка, расположенного по адресу: Красноярский край, Большемуртинский район, на расстоянии 3,4 км на юго-восток от с. Раздольное, площадью 250 415 кв.м, кадастровый номер , является Воробьев Р.В., что подтверждается выпиской из ЕГРН Земельный участок относится к категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования – сельскохозяйственное производство (л.д. 34-42, 139-140)..

Письмом от 28 апреля 2022 года, адресованным прокурору Большемуртинского района и.о. руководителя КГБУ «Большемуртинское лесничество» сообщил, что на земельном участке с кадастровым номером 24:08:0703001:955, произведена рубка деревьев породы сосна, выявлены факты грубых нарушений правил пожарной безопасности при заготовке древесины, и учитывая введение особого противопожарного режима на территории района, просил провести проверку собственника данных земель на предмет законности его действий и привлечь к ответственности за нарушение правил противопожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима. К письму приложен акт осмотра лесных участков в кв. 18 выд. 4, 35 ЗСХАО «Таловское» от 25 апреля 2022 года лесничего Большемуртинского сельского участкового лесничества Тирикова П.К. и мастера леса Войткевича П.В., фототаблица (л.д. 9-24).

Указанным актом лесничим и мастером леса установлено, что земли сельскохозяйственного назначения, площадь 25 га непосредственно примыкают к землям лесного фонда в кв. 18 выд. 4, 35, в зимний период неустановленными лицами производилась валка леса на землях сельскохозяйственного назначения; минерализованная полоса отделяющая земли с/х назначения от лесного фонда отсутствует, земли с/х назначения захламлены порубочными остатками; в выделе 35 произведена выборочная незаконная рубка деревьев породы сосна.

На основании обращения и.о. руководителя КГБУ «Большемуртинское лесничество» прокуратурой района проведена проверка, по результатам которой установлено, что на спорном земельном участке, относящемся к землям сельскохозяйственного назначения Воробьевым Р.В. осуществляется рубка лесных назначений в отсутствие документов по мелиорации, кроме того, данный земельный участок захламлен порубочными остатками.

Согласно п. 7 Положения об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2020 года № 1509 (в ред. действ. до 08 июня 2022 года) правообладатель в течение 2 лет со дня вступления в силу данного постановления или со дня регистрации права на соответствующий земельный участок вправе направить уведомление об использовании лесов, расположенных на таком земельном участке, с указанием вида или видов использования лесов с учетом положений п. 4 настоящего Положения в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на обеспечение государственного управления агропромышленным комплексом субъекта Российской Федерации, а также в Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии. В случае направления такого уведомления наличие на 50 и более процентах площади земельного участка зарастания древесно-кустарниковой растительностью не является признаком неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации.

11 февраля 2022 года Воробьев Р.В. уведомил Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору Красноярского края, Управление Росреестра по Красноярскому краю, Министерство сельского хозяйства и торговли Красноярского края, начальника отдела полиции МО МВД России «Казачинский» об использовании лесов, расположенных на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , принадлежащим ему на праве собственности, в соответствии с п.п. 1, 6, 14 ч. 1 ст. 25 Лесного кодекса РФ (заготовка древесины; ведение сельского хозяйства; создание и эксплуатация объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры) (л.д. 25, 161-164).

Согласно представленной информации ФГБУ «Управление «Красноярскмелиоводхоз» от 21 ноября 2022 года Воробьев Р.В. не предоставлял на согласование проект культуртехнической мелиорации в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:08:0703001:955, расположенного по адресу: Красноярский край, Большемуртинский район, на расстоянии 3,4 км на юго-восток от с. Раздольное (л.д. 152).

Из представленного ответа на судебный запрос от 07 декабря 2022 года директор КГБУ «Большемуртинское лесничество» сообщил, что в настоящее время рубка лесных насаждений на земельном участке с кадастровым номером , расположенным по адресу: Красноярский край, Большемуртинский район, на расстоянии 3,4 км на юго-восток от с. Раздольное не производится, поскольку интересовавшая собственника древесина (породы сосна) вырублена полностью. Очистка земельного участка от порубочных остатков не произведена (л.д. 178).

Таким образом, судом установлено, что ответчик Воробьев Р.В. использует земельный участок сельскохозяйственного назначения без проекта культуртехнической мелиорации.

Вместе с тем, освоение залесенных земель осуществляется в соответствии с «Ведомственными строительными нормами. Нормы и правила производства культуртехнических работ» 33-2.3.01-83 (утверждены Минводхозом СССР 25 ноября 1983 года, Минсельхозом СССР 09 декабря 1983 года и Госкомсельхозтехникой СССР 01 декабря 1983 года).

Приложением 2 к ВСН 33-2.3.01-83 предусмотрено, что при мелиорации таких лесов насчитывается несколько этапов, выполняемых в установленной последовательности. Этапы 1-2 предусматривают выпиловку леса, трелевку и разделку деревьев, этапы 3-5 – корчевка пней и деревьев; валка (корчевка) мелколесья и леса; срезка кустарника, мелколесья и т.д. Затем производится сгребание в кучи, просушка и сжигание.

Однако как следует из материалов дела, кроме как выпиловки (рубки) интересующих пород деревьев ничего из перечисленного ответчиком не производилось.

Положениями ст. 56 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что при нарушении требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности такая деятельность может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Аналогичные разъяснения даны в п.п. 25, 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 года № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде».

Защита и охрана земель сельскохозяйственного назначения ввиду их национального значения, сохранение и улучшение их плодородия (вне зависимости от вида собственности) является одним из приоритетных принципов государственного земельного регулирования, находится в сфере регулирования федерального законодательства, а значит, относится к публичным интересам.

Поскольку работы по расчистке земельного участка от многолетних лесных насаждений осуществлялось ответчиком без проекта мелиорации земель, разработанного в соответствии с технико-экономическими обоснованиями, учитывающего экологические, санитарные нормы и правила, с нарушением установленного законом порядка, без принятия мер по охране водных объектов, земель, почв, лесов и иной растительности, животных и других организмов, а также предупреждению другого негативного воздействия на окружающую среду, что приводит к уничтожению естественных мест обитания животных, произрастания растений, создает угрозу причинения вреда другим компонентам окружающей среды и микроорганизмам, чем нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду, создается угроза нарушения прав и законных интересов Российской Федерации, требование прокурора разработать и согласовать проект культуртехнической мелиорации в отношении спорного земельного участка является обоснованным.

Доводы ответчика о том, что проект культуртехнической мелиорации в данном случае не нужен, поскольку он занимается только заготовкой древесины не могут быть приняты во внимание в виду того, что спорный земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, более того, ответчик в соответствии с Положением об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2020 года № 1509 уведомил Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору Красноярского края, Управление Росреестра по Красноярскому краю об использовании лесов на спорном земельном участке, в том числе для ведения сельского хозяйства.

Учитывая, что рубка лесных насаждений на земельном участке с кадастровым номером , расположенным по адресу: Красноярский край, Большемуртинский район, на расстоянии 3,4 км на юго-восток от с. Раздольное не производится, поскольку интересовавшая собственника древесина (породы сосна) вырублена полностью, требования прокурора о приостановлении рубки лесных насаждений на указанном земельном участке до разработки и согласования проекта культуртехнической мелиорации удовлетворению не подлежат.

В соответствии с ч. 2 ст. 11 Лесного кодекса Российской Федерации граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами.

В соответствии с п. 26 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2020 года № 1614 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах» (далее - Правила пожарной безопасности), при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.

Поскольку в ходе судебного разбирательства установлен факт захламления спорного земельного участка порубочными остатками суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора о возложении на Воробьева Р.В. обязанности по проведению очистки от порубочных остатков земельного участка с кадастровым номером путем утилизации на специализированный полигон.

Вопреки доводам Воробьева Р.В. изъятие у него сотрудниками полиции дорогостоящих инструментов (пил) не является основанием для освобождения ответчика от обязанности по проведению мероприятий по ликвидации захламления земельного участка.

Поскольку судом выносится решение, обязывающее ответчика совершить определенные действия, суд по правилам ст. 206 ГПК РФ устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, таким образом, принимая во внимание характер работ, погодно-климатические условия, суд полагает возможным установить ответчику срок для разработки и согласования проекта культуртехнической мелиорации и проведения очистки земельного участка от порубочных остатков в течение 3 месяцев со дня вступления в силу судебного решения.

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ прокурор освобожден от уплаты госпошлины при подаче иска в суд, в связи с чем, с ответчика Воробьева Р.В. подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования города Ачинска в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Большемуртинского района удовлетворить частично.

Возложить на Воробьева Романа Владимировича (паспорт <данные изъяты>) обязанности:

- разработать и согласовать проект культуртехнической мелиорации в отношении земельного участка с кадастровым номером , местоположением: Красноярский край, Большемуртинский    район, на расстоянии 3,4 км на юго-восток от с. Раздольное в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу судебного решения;

- произвести очистку от порубочных остатков земельного участка с кадастровым номером местоположением: Красноярский край, Большемуртинский район, на расстоянии 3,4 км на юго-восток от с. Раздольное путем утилизации на специализированный полигон в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу судебного решения.

В удовлетворении остальной части исковых требований, отказать.

Взыскать с Воробьева Романа Владимировича в доход местного бюджета муниципального образования г. Ачинска госпошлину в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы через Ачинский городской суд Красноярского края.

Судья                                          М.Г. Кончакова

Мотивированное решение составлено 12 января 2023 года.

2-2531/2022 ~ М-1983/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокуратура Большемуртинского района
Ответчики
Воробьев Роман Владимирович
Другие
Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю
Министерство сельского хозяйства и торговли Красноярского края
Министерство лесного хозяйства Красноярского края
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края
Суд
Ачинский городской суд Красноярского края
Судья
Кончакова Мария Григорьевна
Дело на сайте суда
achinsk--krk.sudrf.ru
08.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.06.2022Передача материалов судье
15.06.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.07.2022Подготовка дела (собеседование)
07.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.08.2022Судебное заседание
21.09.2022Судебное заседание
13.10.2022Судебное заседание
14.11.2022Судебное заседание
06.12.2022Судебное заседание
13.12.2022Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
28.12.2022Судебное заседание
30.12.2022Судебное заседание
12.01.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.04.2024Дело оформлено
23.04.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее