Дело №2-2525/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 июня 2022 года город Орел
Советский районный суд города Орла в составе:
председательствующего судьи Щербиной И.С.,
при секретаре Трусовой К.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску и.о.прокурора Орловского района Орловской области в интересах Андреевой Н.Н., Андреева О.С. к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Орловской области, Департаменту образования Орловской области о предоставлении жилого помещения,
установил:
и.о.прокурора Орловского района Орловской области в интересах Андреевой Н.Н., Андреева О.С. обратился в суд с иском к Правительству Орловской области о предоставлении жилого помещения. В обоснование заявленных требований указал, что по результатам прокурорской проверки по обращению Андреевой Н.Н. выявлены нарушения жилищных прав заявителя и членов ее семьи. Установлено, что семья Андреевой Н.Н. зарегистрирована в многоквартирном жилом доме по адресу: <...>. Распоряжением Правительства Орловской области от ДД.ММ.ГГ №*** указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Распоряжением Правительства Орловской области от ДД.ММ.ГГ №*** срок переселения граждан из указанного многоквартирного дома продлен до ДД.ММ.ГГ По причине аварийного состояния, проживание в указанном доме невозможно. В связи с чем, просит суд обязать Правительство Орловской области предоставить Андреевой Н.Н. и Андрееву О.С. по договору социального найма благоустроенное, отвечающие санитарным нормам и техническим требованиям, жилое помещение общей площадью не менее 54,3 кв.м, в течение 2-х месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Департамент государственного имущества и земельных отношений Орловской области, Департамент образования Орловской области, из числа соответчиков исключено Правительство Орловской области, и привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, также привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент финансов Орловской области.
При рассмотрении дела истец требования уточнил, просит суд обязать Департамент государственного имущества и земельных отношений Орловской области осуществить мероприятия по приобретению в собственность Орловской области жилых помещений для их предоставления Андреевой Н.Н., Андрееву О.С. в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, обязать Департамент образования Орловской области в течение одного месяца после приобретения жилых помещений предоставить Андреевой Н.Н., Андрееву О.С. по договору социального найма жилое помещение равнозначное по площади, ранее занимаемому жилому помещению отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 54,3 кв.м.
В судебном заседании представитель истца прокуратуры Орловского района Орловской области Мерцалова Т.И., истец Андреева Н.Н. требования поддержали по основаниям, изложенным в иске, с учетом уточненных требований.
Представитель ответчика Департамента государственного имущества и земельных отношений Орловской области по доверенности Киреева Д.Н. исковые требования не признала по доводам, указанным в возражениях на иск. Просила отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку Департаментом предпринимаются все меры для приобретения жилых помещений для семьи Андреевых.
Представители третьих лиц Правительства Орловской области по доверенности Титова И.Н., третьего лица Департамента финансов Орловской области по доверенности Бойко М.Г. поддержали позицию, изложенную ответчиком.
Истец Андреев О.С., представитель ответчика Департамента образования Орловской области, надлежаще извещенные о рассмотрении дела, в суд не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Орловского района Орловской области по поручению прокуратуры Орловской области проведена проверка по обращению Андреевой Н.Н., по результатам которой выявлены нарушения жилищных прав ее и сына Андреева О.С.
В ходе проверки было установлено, что ДД.ММ.ГГ произошло обрушение крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>
Истцы Андреева Н.Н. и Андреев О.С. зарегистрированы по указанному адресу в <...>. Квартира имеет площадь <данные изъяты> кв.м., что подтверждается техническим паспортом жилого помещения.
Распоряжением Правительства Орловской области от ДД.ММ.ГГ №*** указанный многоквартирный дом закреплен на праве оперативного управления за <данные изъяты>
Решением Орловского районного суда Орловской области от ДД.ММ.ГГ признано наличие фактически сложившихся правоотношений по социальному найму между <данные изъяты> и Андреевой Н.Н., Андреевым О.С.
Распоряжением Правительства Орловской области от ДД.ММ.ГГ №*** (далее – Распоряжение №***) многоквартирный дом по адресу: <...> признан аварийным и подлежащим сносу.
Основанием для этого явилось заключение <данные изъяты> ДД.ММ.ГГ №***, согласно которому выявлены следующие дефекты: <данные изъяты>
Распоряжением №*** предписано: Департаменту образования Орловской области в срок до ДД.ММ.ГГ произвести сбор данных о нанимателях жилых помещений многоквартирного дома, обеспечить определение потребности в жилых помещениях, которые необходимо предоставить гражданам, переселяемым из многоквартирного дома (в том числе с учетом количественных показателей в части площади жилых помещений и количества жилых комнат), а также в денежных средствах на приобретение таких жилых помещений (пункт 2).
Департаменту государственного имущества и земельных отношений Орловской области осуществить мероприятия по приобретению в собственность Орловской области жилых помещений для предоставления гражданам, переселяемым из многоквартирного дома, в срок не позднее ДД.ММ.ГГ (пункт 3).
Департаменту образования Орловской области в течение 3 месяцев со дня приобретения жилых помещений в соответствии с пунктом 3 Распоряжения организовать переселение граждан из многоквартирного дома, предоставив им жилые помещения по договорам социального найма в соответствии с действующим законодательством (пункт 4).
Контроль за исполнением распоряжения возложен на первого заместителя Председателя Правительства Орловской области и заместителя Председателя Правительства Орловской области.
Распоряжением Правительства Орловской области от ДД.ММ.ГГ №*** срок переселения граждан из указанного многоквартирного дома продлен до ДД.ММ.ГГ
По сведениям <данные изъяты> за истцами Андреевой Н.Н., Андреевым О.С. недвижимое имущество не зарегистрировано.
Согласно пункту 6 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации непригодными для проживания, многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ №*** (далее – Положение).
В соответствии с абзацем 2 пункта 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
В силу статьи 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
На основании части 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
В силу части 2 статьи 2 Закона Орловской области от 08 ноября 2006 г. № 633-ОЗ «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Орловской области по договорам социального найма» гражданам, проживающим в жилищном фонде Орловской области, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции, жилые помещения предоставляются вне очереди.
Согласно частям 1, 3 статьи 3 указанного Закона Орловской области жилые помещения предоставляются Правительством Орловской области; заключение договоров социального найма в жилищном фонде Орловской области осуществляется органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Орловской области.
Как разъяснено в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Однако если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома, срока отселения граждан из аварийного жилья, в том числе и срока реализации целевых программ по жилью, и суд в таком случае может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Установив, что аварийное состояние многоквартирного жилого дома угрожает жизни и здоровью истцов, проживание в нем невозможно, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для предоставления Андреевой Н.Н. и членам ее семьи иного жилого помещения.
Тот факт, что срок для отселения граждан еще не истек, а понуждение к совершению действий свидетельствует о вмешательстве в деятельность органов государственной власти, не может служит основанием для отказа в удовлетворении иска.
Разрешение настоящего спора сводится, по сути, к установлению баланса между правами и законными интересами граждан и принципом самостоятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.Статьей 20 Конституции Российской Федерации провозглашено, что каждый имеет право на жизнь. Согласно пункту 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье принадлежат гражданину от рождения, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГ произошло обрушение жилого дома, аварийным данный дом признан Распоряжением №*** от ДД.ММ.ГГ, в дальнейшем срок переселения граждан установлен до ДД.ММ.ГГ Проведение мероприятий по переселению граждан спустя 2 года после признания дома аварийным, с учетом степени его износа, по мнению суда, способно привести к дальнейшему обрушению дома, гибели людей и иным неблагоприятным последствиям. В связи с этим, создание предпосылок к причинению вреда жизни и здоровью проживающих в доме граждан, недопустимо. Рассматривая требования к ответчикам по делу, суд исходит из следующего. Согласно части 1 статьи 1 Закона Орловской области от ДД.ММ.ГГ №*** «О Правительстве и системе органов исполнительной государственной власти Орловской области» в систему исполнительных органов государственной власти Орловской области входят Правительство Орловской области и органы исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области. Правительство Орловской области является органом, возглавляющим систему исполнительной власти в Орловской области и осуществляющим руководство органами исполнительной государственной власти Орловской области (часть 2 статьи 3 Закона Орловской области от ДД.ММ.ГГ №***). В соответствии со статьей 5 Закона Орловской области от ДД.ММ.ГГ №*** к исполнительным органам государственной власти специальной компетенции Орловской области относятся: Администрация Губернатора и Правительства Орловской области, департаменты Орловской области, главные управления Орловской области и управления Орловской области (часть 1). Исполнительные органы государственной власти специальной компетенции Орловской области обладают правами юридического лица, имеют собственную гербовую печать, штампы и бланки со своим наименованием и самостоятельно осуществляют хозяйственную деятельность, необходимую для реализации собственных полномочий, в соответствии с предусмотренным бюджетным финансированием (часть 2 статьи Закона Орловской области от ДД.ММ.ГГ №***). Исполнительные органы государственной власти специальной компетенции Орловской области действуют по принципу единоначалия. Руководители исполнительных органов государственной власти специальной компетенции Орловской области несут персональную ответственность за реализацию полномочий, возложенных на эти органы (часть 3 статьи 5 Закона Орловской области от ДД.ММ.ГГ №***). Департаменты Орловской области осуществляют функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции в установленных сферах деятельности (абз. 3 части 4 статьи 5 Закона Орловской области от ДД.ММ.ГГ №***). Исполнительные органы государственной власти специальной компетенции Орловской области в рамках своей компетенции, в том числе, участвуют в обеспечении исполнения на территории области указов и распоряжений Губернатора Орловской области, постановлений и распоряжений Правительства Орловской области в подведомственной сфере государственного управления, осуществляют подготовку проектов нормативных правовых актов в сфере своей деятельности; по поручению Правительства Орловской области реализуют переданные Российской Федерацией полномочия (пункты 1, 9 статьи 43 Закона Орловской области от ДД.ММ.ГГ №*** «О Правительстве и системе органов исполнительной государственной власти Орловской области»). Правовые основы деятельности Департамента государственного имущества и земельных отношений Орловской области закреплены в Положении о Департаменте государственного имущества и земельных отношений Орловской области, утвержденном Постановлением Правительства Орловской области от ДД.ММ.ГГ №***. Согласно данному Положению: - Департамент государственного имущества и земельных отношений Орловской области (далее - Департамент) является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции в сфере государственного имущества, земельных отношений (далее - подведомственная сфера деятельности) (пункт 1); - в своей деятельности руководствуется, в том числе, указами и распоряжениями Губернатора Орловской области; - осуществляет мероприятия по контролю за использованием областной собственности (пункт 5.12). Правовые основы деятельности Департамента образования Орловской области закреплены в Положении о Департаменте образования Орловской области, утвержденном Постановление Правительства Орловской области от ДД.ММ.ГГ №***. Согласно данному Положению: - Департамент образования Орловской области (далее - Департамент) является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сферах образования, защиты прав несовершеннолетних. - Департамент в своей деятельности руководствуется, в том числе, постановлениями и распоряжениями Правительства Орловской области. Как усматривается из содержания вышеприведенных нормативных актов, Правительство Орловской области возглавляет систему исполнительной власти и осуществляет руководство органами исполнительной власти Орловской области. При этом непосредственно разработка и внедрение региональной политики в различных сферах общественной жизни, осуществление правоприменительной деятельности, возлагается на органы исполнительной власти специальной компетенции. Согласно указанным Положениям, Департамент государственного имущества и земельных отношений Орловской области является органом специальной компетенции в сфере государственного имущества и земельных отношений, Департамент образования Орловской области – в сфере образования. Соответственно, издав распоряжение от ДД.ММ.ГГ №*** Правительство Орловской области исполнило возложенные на него обязанности в части определения дальнейшей судьбы многоквартирного <...> Орловского района Орловской области, признав его аварийным и подлежащим сносу, а также возложив проведение дальнейших мероприятий на Департамент государственного имущества и земельных отношений Орловской области и Департамент образования Орловской области, согласно компетенции данных органов. С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что надлежащими ответчиками по данному спору будут являться Департамент государственного имущества и земельных отношений Орловской области, Департамент образования Орловской области. Устанавливая сроки, в которые необходимо ответчикам исполнить решение суда, суд исходит из следующего.
В силу частей 1,2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В суде первой инстанции представитель ответчика Департамента государственного имущества и земельных отношений по доверенности Киреева Д.Н., поясняла, что закупка жилых помещений для Андреевых может быть проведена только с соблюдением процедуры, установленной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ №*** «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что требует значительных временных затрат. В подтверждение этого обстоятельства ответчиком представлены сведения о несостоявшихся аукционах.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
В силу части 1 статьи 196 данного кодекса при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. №23 «О судебном решении» разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (пункт 2).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3).
Исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств (пункт 11).
Возлагая на Департамент государственного имущества и земельных отношений Орловской области и Департамент образования Орловской области обязанности по закупке жилых помещений и их предоставлению Андреевым суд учитывает, что установление срока, о котором заявлялось истцом в судебном заседании при уточнении исковых требований, для исполнения решения суда будет соответствовать вышеприведенным положениям закона и не будет нарушать права и законные интересы Андреевой Н.Н., Андреева О.С., поскольку как установлено в суде и не оспаривалось сторонами, указанный многоквартирный дом является нежилым.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении уточненных исковых требований и.о.прокурора Орловского района Орловской области в интересах Андреевой Н.Н., Андреева О.С. к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Орловской области, Департаменту образования Орловской области о предоставлении жилого помещения, и обязании Департамента государственного имущества и земельных отношений Орловской области осуществить мероприятия по приобретению в собственность Орловской области жилых помещений для их предоставления Андреевой Н.Н., Андрееву О.С. в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, в свою очередь Департамент образования Орловской области в течение одного месяца после приобретения жилых помещений предоставить Андреевой Н.Н., Андрееву О.С. по договору социального найма жилое помещение равнозначное по площади, ранее занимаемому жилому помещению отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 54,3 кв.м.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования и.о.прокурора Орловского района Орловской области в интересах Андреевой Н.Н., Андреева О.С. к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Орловской области, Департаменту образования Орловской области о предоставлении жилого помещения – удовлетворить.
Обязать Департамент государственного имущества и земельных отношений Орловской области осуществить мероприятия по приобретению в собственность Орловской области жилых помещений для их предоставления Андреевой Н.Н., Андрееву О.С. в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Обязать Департамент образования Орловской области в течение одного месяца после приобретения жилых помещений предоставить Андреевой Н.Н., Андрееву О.С. по договору социального найма жилое помещение равнозначное по площади, ранее занимаемому жилому помещению отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 54,3 кв.м.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Советский районный суд г.Орла в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения, с которым стороны могут ознакомиться 27 июня 2022 года.
Председательствующий: И.С. Щербина