Решение от 11.01.2024 по делу № 2-394/2024 (2-4203/2023;) от 15.11.2023

                        24RS0002-01-2023-004893-55

№2-394/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 января 2024 года Ачинский городской суд Красноярского края

в составе:

председательствующего судьи Панченко Н.В.,

при секретаре Истоминой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации к Трифоновой Алене Евгеньевне о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг, пени,

УСТАНОВИЛ:

ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГБУ «ЦЖКУ») обратилось в суд с иском к Трифоновой А.Е. о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг, пеней, мотивируя свои требования тем, что Трифонова А.Е. проживает в жилом помещении по адресу: Красноярский край, Ачинский район, <адрес>, <адрес> на основании договора найма служебного помещения от 12.01.2010 г. Жилой <адрес> в д. Карловка был передан в управление ФГБУ «ЦЖКУ», созданному приказом Министра обороны РФ от 13.09.2017 г. №3-УЖФ-1 для содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры, предоставления коммунальных услуг нанимателям жилых помещений по договорам найма. Стоимость коммунальных услуг, реализуемых заявителем, определена исходя из тарифов, установленных нормативными правовыми актами компетентных органов, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, которые являются публичными, то есть обязательными для неопределенного круга потребителей кредитора. Согласно ст. 678 ГК РФ, ст.ст. 67, 155 ЖК РФ плата за коммунальные услуги должна вноситься потребителем ежемесячно, не позднее 10 числа месяца, следующего за расчетным. Ответчик Трифонова А.Е., потребляя вышеуказанные коммунальные услуги, уклоняется от исполнения возложенных на нее обязанностей по своевременной и полной их оплате. Задолженность ответчика по оплате коммунальных услуг за период с 01.01.2022 г. по 30.11.2022 г. составляет 49 459,08руб., за ненадлежащее исполнение обязательств по оплате коммунальных услуг ответчику по состоянию на 31.10.2023 г. начислены пени в сумме 60 542, 07 руб., в связи с чем, указанные суммы учреждение просит взыскать с ответчика (л.д.3-4).

В судебное заседание представитель истца ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, извещенный о дате и времени рассмотрения дела судебным извещением (л.д.65), кроме того, в соответствии со ст. 113.1 ГПК РФ информация о времени и месте судебного заседания по гражданскому делу является общедоступной и была заблаговременно размещена на официальном интернет-сайте Ачинского городского суда Красноярского края achinsk.krk@sudrf.ru (раздел «Судебное делопроизводство», подраздел «Производство по гражданским и административным делам»), не явился. В исковом заявлении представитель Шмань Е.В., действующая на основании доверенности №1 от 09.01.2023 г. (л.д.52), просила рассмотреть дело в отсутствие их представителя (л.д.4 оборот).

Ответчик Трифонова А.Е., извещенная о рассмотрении дела судом, о дате и времени судебного заседания надлежащим образом судебным извещением, телефонограммой (л.д.65,104), в зал суда не явилась, в представленном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие (л.д.116), в заявлении указала, что размер задолженности и пени является завышенным.

Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ подлежащими частичному удовлетворению в следующем объеме и по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения. К пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 настоящего Кодекса, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 настоящего Кодекса, если иное не установлено другими федеральными законами.

Согласно ч. 3 ст. 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан, в том числе, своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Статьями 153, 154 ЖК РФ определено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. В силу части 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает, в том числе у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии со ст. 155 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

Пунктами 6,7 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N 354, установлено, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия). Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.

В силу ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 № 155 создано ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ, основной целью деятельности которого определено содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации (л.д. 43-44).

Жилое помещение по адресу: Красноярский край, Ачинский район, , <адрес>, на основании приказа директора департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации № 1140 от 12.04.2017 г. закреплено на праве оперативного управления за федеральным государственным бюджетным учреждением «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (л.д. 41-42).

Жилое помещение по адресу: Ачинский район, <адрес>, <адрес>, расположенное в доме Министерства Обороны, было предоставлено Трифоновой А.Е. и ее супругу Трифонову Л.А., в связи с трудовыми отношениями Трифоновой А.Е.

На имя Трифоновой А.Е. открыт финансово-лицевой счет (л.д. 32).

В акте о фактическом проживании граждан в спорном жилом помещении от 01.03.2022 г. было установлено о том, что в жилом помещении на момент осмотра квартиры фактически проживает только Трифонова А.Е. (л.д.33).

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, их права и обязанности, закреплены в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила).

В соответствии с п. 4 вышеуказанных Правил к видам коммунальных услуг, в том числе отнесено - холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление.

Пункт 6 Правил допускает предоставление коммунальных услуг как на основании письменного договора с исполнителем, так и путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия). При совершении потребителем конклюдентных действий согласно пункту 7 Правил договор считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами.

Согласно выписке из лицевого счета и квитанциям, за период с 01.02.2022 г. по 01.11.2022г. начислена плата за коммунальные услуги, предоставленные ответчику, в размере 49 459, 08 руб. (л.д.13).

Из материалов дела также следует, что определением мирового судьи судебного участка № 3 в г. Ачинске и Ачинском районе от 06.06.2023 г. по заявлению Трифоновой А.Е. судебный приказ №2-1731/4/23 от 12.04.2023г. о взыскании с должника Трифоновой А.Е. задолженности по оплате коммунальных услуг в сумме 54 406, 69 руб., а также расходов по оплате государственной пошлины 916,10 руб. в пользу ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» был отменен (л.д. 66).

Из ответа ОСП по г. Ачинску, Ачинскому и Большеулуйскому районам следует, что судебный приказ № 2-1731/4/23 от 12.04.2023 г. о взыскании с Трифоновой А.Е. в пользу ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ, задолженности по оплате коммунальных услуг в сумме 54 406, 69 руб. находился на принудительном исполнении (л.д.67). В ходе совершения исполнительных действий СПИ принудительно не взыскивались и не перечислялись денежные средства в пользу взыскателя. 14.06.2023 г. в ОСП по г. Ачинску, Ачинскому и Большеулуйскому районам в связи с поступлением определения об отмене судебного приказа судебным приставом-исполнителем исполнительное производство в отношении должника Трифоновой А.Е. прекращено (л.д.68).

Сведений об оплате спорной задолженности в полном объеме ответчиком не представлено, расчет задолженности не оспорен.

Также ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ также заявлено требование о взыскании с Трифоновой А.Е. пени по состоянию на 31.10.2023 г. в размере 60 542, 07 руб. (л.д.13).

В силу ч. 14 ст. 155 ЖК РФ, лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной сто тридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.

Поскольку наниматель Трифонова А.Е. своевременно не вносила плату за жилое помещение, она, в соответствии со ст. 155 ЖК РФ, обязана уплатить пени за несвоевременное внесение платы за оказанные услуги.

При этом судом учитываются следующие положения законодательства.

Согласно п.1 ст. 9.1 ФЗ от 26.10.2002 года № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) для обеспечения стабильности экономики Правительство Российской Федерации вправе в исключительных случаях ввести на определенный срок мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами. Правительству Российской Федерации предоставлено право определить категории лиц, подпадающих под действие моратория.

Такой мораторий введен Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 г. № 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами", в соответствии с п. 1 данного Постановления мораторий введен на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей. Исключения перечислены в п. 2 Постановления, ответчик в их число не входит.

Пунктом 3 Постановления Правительства N 497 предусмотрено, что настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования (01.04.2022 г) и действует в течение 6 месяцев.

В силу подпункта 2 пункта 3 статьи 9.1 Закона о банкротстве на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, наступают последствия, предусмотренные абзацами пятым и седьмым - десятым пункта 1 статьи 63 названного закона, то есть не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.

Как разъяснено в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 г. № 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 27-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, неустойка (статья 330 Гражданского кодекса Российской Федерации), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве). В частности, это означает, что не подлежит удовлетворению предъявленное в общеисковом порядке заявление кредитора о взыскании с такого лица финансовых санкций, начисленных за период действия моратория. Лицо, на которое распространяется действие моратория, вправе заявить возражения об освобождении от уплаты неустойки (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве) и в том случае, если в суд не подавалось заявление о его банкротстве.

Из перечисленных выше требований закона и актов его толкования следует, что с даты введения моратория (01 апреля 2022 года) на 6 месяцев прекращается начисление неустоек за неисполнение или ненадлежащее исполнение должником денежных обязательств и обязательных платежей по требованиям, возникшим до введения моратория. За период действия моратория на возбуждение дел о банкротстве неустойка, предусмотренная жилищным законодательством не взыскивается с физических лиц, на которых распространяется действие этого моратория.

При этом истцом при расчете пени, не приняты положения Постановления Правительства №497 от 28.03.2022 г. "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами", начислялись ответчику пени и с 01 апреля 2022 г. по 01 октября 2022 г.

Также из расчета усматривается, что пени начислена на всю сумму задолженности по оплате коммунальных услуг, а не на задолженность, возникшую в спорный период с 01.02.2022 г. по 30.11.2022 г.

Согласно расчету ФГБУ «ЦЖКУ» на 31.10.2023 года ответчику начислены пени в общем размере 60 542,07 руб. (л.д.14-30).

Ответчиком Трифоновой А.Е. при рассмотрении дела заявлено ходатайство о снижении суммы неустойки, в связи с трудным материальным положением.

В силу ст. 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание ходатайство ответчика, исходя из права суда применить ст. 333 ГК РФ, суд определяет подлежащую ко взысканию пени с ответчика Трифоновой А.Е. в сумме 5 000 руб.

Поскольку судом установлено, что ответчиком обязательства по оплате коммунальных услуг не исполняются надлежащим образом, что повлекло образование задолженности, суд считает требование ФГБУ «ЦЖКУ» к Трифоновой А.Е. о взыскании пени в соответствии со ст. 155 ЖК РФ за заявленный истцом период задолженности с 01.02.2022 г. по 30.11.2022 г. в определенном судом размере 5 000 руб. подлежащим удовлетворению.

Таким образом, исходя из совокупности установленных по делу обстоятельств и требований закона, суд считает необходимым исковые требования ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ удовлетворить частично, взыскать в пользу учреждения с Трифоновой А.Е. задолженность по оплате коммунальных услуг в сумме 49 459,08 руб., пени в сумме 5 000 руб., в остальной части иска отказать.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика в соответствующий бюджет, в связи с чем, с Трифоновой А.Е. в соответствии с правилами ч.1 ст.333.19 НК РФ подлежит взысканию госпошлина в доход бюджета муниципального образования г. Ачинск пропорционально удовлетворенным требованиям в размере 1 833,77 руб.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                        Р Е Ш И Л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 01.02.2022 ░. ░░ 30.11.2022 ░. ░ ░░░░░ 49 459,08 ░░░., ░░░░ ░ ░░░░░ 5 000 ░░░., ░░░░░ 54 459 (░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░░ 08 ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 1 833 (░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░) ░░░░░ 77 ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░                                                               ░.░. ░░░░░░░░

2-394/2024 (2-4203/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России
Ответчики
Трифонова Алена Евгеньевна
Суд
Ачинский городской суд Красноярского края
Судья
Панченко Наталья Владимировна
Дело на сайте суда
achinsk.krk.sudrf.ru
15.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.11.2023Передача материалов судье
20.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.12.2023Подготовка дела (собеседование)
25.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.01.2024Судебное заседание
18.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее