Дело № 2-260/2024
УИД: 33RS0016-01-2024-000339-59
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 ноября 2024 года
Селивановский районный суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Вороновой И.А.,
при секретаре Шубенкиной Н.В.,
с участием заместителя прокурора Селивановского района Борисенко Д.А.,
истца Каримовой А.А.,
представителя ответчика администрации Селивановского района Владимирской области Русаковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в пос. Красная Горбатка Селивановского района Владимирской области дело по иску прокурора Селивановского района Владимирской области в интересах Каримовой ФИО14, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 к администрации Селивановского района Владимирской области о возложении обязанности по обеспечению земельного участка объектами инженерной инфраструктуры,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Селивановского района Владимирской области обратился в суд с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, в интересах ФИО7, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 к администрации Селивановского района Владимирской области о возложении обязанности в течение года с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1759 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, район <адрес>, объектами инженерной инфраструктуры (газоснабжением, электроснабжением).
В обоснование заявленных требований указал, что в результате проведенной прокуратурой проверки установлен факт нарушения администрацией Селивановского района требований земельного законодательства при бесплатном предоставлении многодетной семье земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1759 кв.м., расположенного по вышеуказанному адресу. На предоставленном истцам в общую долевую собственность земельном участке для индивидуального жилищного строительства отсутствуют инженерные коммуникации: сети газоснабжения и электроснабжения, тем самым не обеспечивается возможность ведения строительства и беспрепятственного подключения возводимого жилого дома к инженерно-техническим сетям и получению соответствующих услуг надлежащего качества и объема, необходимых для нормальной жизнедеятельности. Считал, что отсутствие инженерной инфраструктуры нарушает право истцов на защиту и государственную поддержку семьи, материнства и детства.
Определением Селивановского районного суда Владимирской области от 11.11.2024г. принят отказ прокурора Селивановского района Владимирской области в интересах ФИО7, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 от иска к администрации Селивановского района в части заявленных требований о возложении обязанности в течение года с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить спорный земельный участок водоотведением.
Представитель прокуратуры Селивановского района Борисенко Д.А. в судебном заседании поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в уточненном исковом заявлении, и просила их удовлетворить.
Истец ФИО7, действуя в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, в судебном заседании поддержала исковые требования.
Представитель ответчика администрации Селивановского района Русакова М.А. возражала по заявленным требованиям, не оспаривая, что обеспечение выделенного многодетной семье земельного участка соответствующей инфраструктурой является обязанностью муниципального образования, считала, что администрация предпринимает меры для выполнения этой обязанности.
Представители третьих лиц АО «Газпром газораспределение Владимир», МУП «Водоканал» ЖКХ Селивановского района, Филиал ПАО Россети Центр и Приволжье Владимирэнерго, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении не ходатайствовали.
Выслушав участников процесса, исследовав и оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Россию социальным государством (ч. 1 ст. 7), обязывает к осуществлению в Российской Федерации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (ч. 2 ст. 7), а также исходит из необходимости предоставления государственной защиты семьи, права которой составляют неотъемлемую часть конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации (ч. 1 ст. 38, ст. 64).
Задача государства по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем была обозначена в Указе Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг». Пунктом 2 данного Указа постановлено Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Согласно подп. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
Во Владимирской области указанные вопросы регламентированы Законом Владимирской области от 25.02.2015 №10-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Владимирской области» (далее - Закон Владимирской области №10-ОЗ).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 2 Закона Владимирской области №10-ОЗ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам Российской Федерации в собственность бесплатно осуществляется однократно в случае предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства из земель населенных пунктов по месту жительства гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, установленным ст. 51 Жилищного кодекса РФ, независимо от их имущественного положения, постоянно проживающим на территории Владимирской области не менее трех лет и имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих с ними, и (или) в возрасте до 23 лет, при условии обучения детей, достигших возраста 18 лет, в общеобразовательных организациях, в профессиональных образовательных организациях или образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения.
В силу ст. 3 названного Закона субъекта предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в случаях, установленных ст. 2 настоящего Закона, в собственность бесплатно однократно осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Владимирской области (далее - орган местного самоуправления), обладающими правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции (часть 1).
Решение о предоставлении земельного участка принимается органами местного самоуправления в отношении земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет (часть 3).
Формирование земельных участков, предназначенных для предоставления в соответствии с настоящей статьей, осуществляется в соответствии с документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, землеустроительной документацией (часть 4).
Перечни сформированных земельных участков утверждаются органами местного самоуправления, уполномоченными на распоряжение земельными участками, и размещаются на официальных сайтах органов местного самоуправления (часть 5).
Граждане, обладающие правом на предоставление земельных участков, обращаются в орган местного самоуправления по месту своего жительства, с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно по форме, установленной органами местного самоуправления (часть 6, в редакции, действовавшей на момент предоставление земельного участка семье Каримовых).
Решение о предоставлении земельного участка принимается органами местного самоуправления в течение 30 дней со дня регистрации заявления, за исключением случаев, установленных частью 12 настоящей статьи (часть 11).
При отсутствии сформированных земельных участков на дату регистрации заявления либо в случае, когда количество заявлений превышает количество сформированных земельных участков, решение о предоставлении земельного участка принимается в течение 30 дней после формирования земельного участка. Формирование земельных участков осуществляется органами местного самоуправления в срок, не превышающий 6 месяцев со дня регистрации заявления (часть 12).
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 09.09.2013 №372 утверждены Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, что говорит о том, что земельный участок предоставляется при наличии транспортной доступности, обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры, экологической обстановки, имея в виду отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов (в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.), других критериев, обусловленных целями предоставления земельных участков многодетным семьям.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 4); дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5).
Из анализа норм вышеизложенного федерального законодательства следует, что льготный порядок предоставления земельных участков многодетным семьям не предполагает произвольного формирования перечня земельных участков, предоставляемых в соответствии с законом в собственность граждан бесплатно, что согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 09.11.2017 №2516-О «По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В частности, Конституционный суд указал, что если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как потенциально находящихся в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, то в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем, чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
В судебном заседании установлено, что согласно выписки из протокола заседания жилищной комиссии при администрации МО СП Новлянское ФИО1 района от 06.10.2015г., многодетная семья Каримовых признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии Законом Владимирской области №-ОЗ (л.д. 9-10).
Постановлением администрации муниципального образования сельское поселение Новлянское Селивановского района от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО11 (после перемены фамилии и имени – Каримовой А.А.) ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, как многодетной семье, в общую долевую собственность бесплатно предоставлен земельный участок для индивидуального жилищного строительства с кадастровым номером №, площадью 1759 кв.м., категории земель - земли населенных пунктов, расположенный по адресу: <адрес>, район <адрес> (л.д. 57-58).
Данный земельный участок был предоставлен семье из числа земельных участков на территории Селивановского района, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность гражданам, нуждающимся в жилых помещениях и имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет, перечень которых утвержден постановлением администрации Селивановского района Владимирской области в соответствии с требованиями ст. 3 Закона Владимирской области №-ОЗ (л.д. 184-185).
Согласно выписке из ЕГРН, за Каримовой А.А. (Незнамовой В.А.) и ее несовершеннолетними детьми ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 Управлением Росреестра по Владимирской области зарегистрировано право собственности на вышеуказанный земельный участок (по 1/6 доли за каждым) (л.д. 85-94).
Из материалов дела усматривается, что с момента предоставления семье Каримовых вышеуказанного земельного участка (30.06.2016г.) до момента обращения прокурора Селивановского района в суд (27.06.2024г.) прошло восемь лет, между тем обязанность публичного органа по обеспечению земельного участка необходимой инженерной инфраструктурой (газоснабжением и электроснабжением), от наличия которой во многом зависит реальная возможность пользования вновь возведенным жилым объектом, не выполнена, что свидетельствует о непринятии в течение разумного срока администрацией Селивановского района Владимирской области должных мер для обеспечения данного земельного участка необходимыми объектами инженерной инфраструктуры.
При таких обстоятельствах административный иск прокурора Селивановского района подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░15, ░░░2, ░░░3, ░░░4, ░░░5, ░░░6 ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░ 1759 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░