УИД № 14RS0010-01-2024-000235-97
Дело №2-166/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Вилюйск 04 июня 2024 года
Вилюйский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Даниловой А.М., при помощнике судьи Николаевой С.С., с участием представителя истца – старшего помощника прокурора Вилюйского района Аргунова Т.С., представителя третьего лица Корякина М.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Вилюйского района Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Вилюйская гимназия им. И.Л. Кондакова» о возложении обязанности установить информирующие тактильные таблички,
установил:
Прокурор Вилюйского района Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ответчику о возложении обязанности установить информирующие тактильные таблички. В обоснование иска указано, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения образовательными учреждениями Вилюйского района законодательства о социальной защите инвалидов, а также защите прав несовершеннолетних. По результатам проверки установлено, что в школе отсутствуют информирующие тактильные таблички для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, в универсальные кабины уборных и блоки общественных уборных, рядом с устройствами вызова помощи. Данное требование законодательства не обусловлено наличием или отсутствием на определенной территории инвалидов, нуждающихся в обеспечении доступа к объектам социальной инфраструктуры, в связи с чем, подлежит исполнению безусловном порядке. Просит возложить на ответчика обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения.
В судебном заседании представитель истца – старший помощник прокурора Аргунов Т.С. требования поддержал, просил удовлетворить.
Представители ответчика образовательного учреждения, извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, суду представлены копии договоров об изготовлении рекламно-сувенирной продукции от 22 декабря 2022 года, с техническим заданием на изготовление табличек.
Представитель третьего лица администрации Вилюйского района Корякин М.Р. в судебном заседании с требованиями прокурора согласился, представил суду выписку из нормативного правового акта о бюджете субъекта Российской Федерации, согласно которому на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов общеобразовательному учреждению выделены бюджетные ассигнования на финансирование муниципального задания.
Суд, заслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, приходит к следующему.
На основании ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, в случаях, если основанием являются защита нарушенных или оспариваемых социальных прав; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.
Конституция Российской Федерации провозглашает, что в стране обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Правительство Российской Федерации обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни (статьи 7, 43, 114 Конституции).
Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, определяется Федеральным законом от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №181-ФЗ).
Согласно ст.2 Федерального закона №181-ФЗ социальная защита инвалидов – это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации, поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения, в т.ч. условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной инфраструктуры, входа в такие объекты и выхода из них; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации.
При этом к объектам социальной инфраструктуры отнесены здания, сооружения, их комплексы и входящие в их состав помещения учреждений общего образования, воспитания.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций (ст.ст.14, 15, 19 Федерального закона №181-ФЗ).
Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, регулируются Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Так, в силу ст.79 Федерального закона №273-ФЗ получение образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, в которых создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 №1309 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи. В п.4 Порядка указано, что руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, в т.ч. оказание инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий.
В соответствии с п.6.5.9 Свода правил 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема: перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения; перед входами в универсальные кабины уборных и блоки общественных уборных (6.3.6); рядом с устройствами вызова помощи, в том числе в универсальных и доступных кабинах.
Согласно п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья, относятся к вопросам местного значения муниципального района.
Судом установлено, что прокуратурой Вилюйского района проведена проверка соблюдения образовательными учреждениями законодательства о социальной защите инвалидов, а также защите прав несовершеннолетних, по результатам которой выявлено, что в школе отсутствуют информирующие тактильные таблички для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения, в универсальные кабины уборных и блоки общественных уборных, рядом с устройствами вызова помощи, в том числе в универсальных и доступных кабинах.
По выявленным обстоятельствам директору школы прокурором района внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства.
Между тем, как следует из материалов дела, в настоящее время в МБОУ «Вилюйская гимназия» отсутствуют информирующие тактильные таблички, что подтверждается письмами Вилюйского улусного управления образования №88/24 от 30 января 2024 года, №209/24 от 27 февраля 2024 года, №433/24 от 07 мая 2024 года.
При этом из представленных суду копий договоров от 22 декабря 2022 года следует, что образовательное учреждение заключило договор на изготовление рекламно-сувенирной продукции (рамочный) в виде табличек с дизайнерскими услугами, что не относится к информирующим тактильным табличкам для слабовидящих.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ учредителем образовательного учреждения является администрация МР «Вилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия), на которую приведенными выше требованиями закона и нормативно-правовыми актами возложена обязанность по организации предоставления общедоступного и бесплатного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных учреждениях, в т.ч. в части создания и обеспечения доступности условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в пределах своих полномочий.
Из представленной суду выписки из нормативного правового акта о бюджете субъекта Российской Федерации следует, что общеобразовательному учреждению на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов выделены бюджетные ассигнования на финансирование муниципального задания в сумме <*****>.
Таким образом, в целях восстановления конституционных прав и законных интересов несовершеннолетних детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов, которые обучаются или планируют обучаться в образовательном учреждении, для создания им специальных условий для получения образования, улучшения качества их жизни, суд приходит к выводу о возложении на образовательное учреждение обязанности установить информирующие тактильные таблички перед входами во внутренние помещения. Срок для исполнения решения суда, с учетом разумности и достаточности, необходимо определить в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
При таких обстоятельствах требования прокурора суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Вилюйского района Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Возложить на МБОУ «Вилюйская гимназия им. И.Л. Кондакова» обязанность в течение 01 (одного) года со дня вступления решения суда в законную силу установить информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля, в соответствии с п.6.5.9 Свода правил 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) через Вилюйский районный суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня изготовления в мотивированном виде.
Судья А.М. Данилова
Решение в мотивированном виде изготовлено 05 июня 2024 года.