Решение по делу № 2-166/2024 от 17.05.2024

УИД № 14RS0010-01-2024-000235-97

Дело №2-166/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Вилюйск                                          04 июня 2024 года

    Вилюйский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Даниловой А.М., при помощнике судьи Николаевой С.С., с участием представителя истца – старшего помощника прокурора Вилюйского района Аргунова Т.С., представителя третьего лица Корякина М.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Вилюйского района Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Вилюйская гимназия им. И.Л. Кондакова» о возложении обязанности установить информирующие тактильные таблички,

    установил:

Прокурор Вилюйского района Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ответчику о возложении обязанности установить информирующие тактильные таблички. В обоснование иска указано, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения образовательными учреждениями Вилюйского района законодательства о социальной защите инвалидов, а также защите прав несовершеннолетних. По результатам проверки установлено, что в школе отсутствуют информирующие тактильные таблички для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, в универсальные кабины уборных и блоки общественных уборных, рядом с устройствами вызова помощи. Данное требование законодательства не обусловлено наличием или отсутствием на определенной территории инвалидов, нуждающихся в обеспечении доступа к объектам социальной инфраструктуры, в связи с чем, подлежит исполнению безусловном порядке. Просит возложить на ответчика обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения.

В судебном заседании представитель истца – старший помощник прокурора Аргунов Т.С. требования поддержал, просил удовлетворить.

Представители ответчика образовательного учреждения, извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, суду представлены копии договоров об изготовлении рекламно-сувенирной продукции от 22 декабря 2022 года, с техническим заданием на изготовление табличек.

Представитель третьего лица администрации Вилюйского района Корякин М.Р. в судебном заседании с требованиями прокурора согласился, представил суду выписку из нормативного правового акта о бюджете субъекта Российской Федерации, согласно которому на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов общеобразовательному учреждению выделены бюджетные ассигнования на финансирование муниципального задания.

    Суд, заслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, приходит к следующему.

На основании ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, в случаях, если основанием являются защита нарушенных или оспариваемых социальных прав; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.

    Конституция Российской Федерации провозглашает, что в стране обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Правительство Российской Федерации обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни (статьи 7, 43, 114 Конституции).

Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, определяется Федеральным законом от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №181-ФЗ).

Согласно ст.2 Федерального закона №181-ФЗ социальная защита инвалидов – это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации, поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения, в т.ч. условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной инфраструктуры, входа в такие объекты и выхода из них; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации.

При этом к объектам социальной инфраструктуры отнесены здания, сооружения, их комплексы и входящие в их состав помещения учреждений общего образования, воспитания.

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций (ст.ст.14, 15, 19 Федерального закона №181-ФЗ).

Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, регулируются Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Так, в силу ст.79 Федерального закона №273-ФЗ получение образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, в которых создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 №1309 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи. В п.4 Порядка указано, что руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, в т.ч. оказание инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий.

В соответствии с п.6.5.9 Свода правил 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема: перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения; перед входами в универсальные кабины уборных и блоки общественных уборных (6.3.6); рядом с устройствами вызова помощи, в том числе в универсальных и доступных кабинах.

Согласно п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья, относятся к вопросам местного значения муниципального района.

Судом установлено, что прокуратурой Вилюйского района проведена проверка соблюдения образовательными учреждениями законодательства о социальной защите инвалидов, а также защите прав несовершеннолетних, по результатам которой выявлено, что в школе отсутствуют информирующие тактильные таблички для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения, в универсальные кабины уборных и блоки общественных уборных, рядом с устройствами вызова помощи, в том числе в универсальных и доступных кабинах.

По выявленным обстоятельствам директору школы прокурором района внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства.

Между тем, как следует из материалов дела, в настоящее время в МБОУ «Вилюйская гимназия» отсутствуют информирующие тактильные таблички, что подтверждается письмами Вилюйского улусного управления образования №88/24 от 30 января 2024 года, №209/24 от 27 февраля 2024 года, №433/24 от 07 мая 2024 года.

При этом из представленных суду копий договоров от 22 декабря 2022 года следует, что образовательное учреждение заключило договор на изготовление рекламно-сувенирной продукции (рамочный) в виде табличек с дизайнерскими услугами, что не относится к информирующим тактильным табличкам для слабовидящих.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ учредителем образовательного учреждения является администрация МР «Вилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия), на которую приведенными выше требованиями закона и нормативно-правовыми актами возложена обязанность по организации предоставления общедоступного и бесплатного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных учреждениях, в т.ч. в части создания и обеспечения доступности условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в пределах своих полномочий.

Из представленной суду выписки из нормативного правового акта о бюджете субъекта Российской Федерации следует, что общеобразовательному учреждению на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов выделены бюджетные ассигнования на финансирование муниципального задания в сумме <*****>.

Таким образом, в целях восстановления конституционных прав и законных интересов несовершеннолетних детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов, которые обучаются или планируют обучаться в образовательном учреждении, для создания им специальных условий для получения образования, улучшения качества их жизни, суд приходит к выводу о возложении на образовательное учреждение обязанности установить информирующие тактильные таблички перед входами во внутренние помещения. Срок для исполнения решения суда, с учетом разумности и достаточности, необходимо определить в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

При таких обстоятельствах требования прокурора суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Вилюйского района Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Возложить на МБОУ «Вилюйская гимназия им. И.Л. Кондакова» обязанность в течение 01 (одного) года со дня вступления решения суда в законную силу установить информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля, в соответствии с п.6.5.9 Свода правил 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) через Вилюйский районный суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня изготовления в мотивированном виде.

Судья                                            А.М. Данилова

Решение в мотивированном виде изготовлено 05 июня 2024 года.

2-166/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Вилюйского района
Ответчики
МБОУ "Вилюйская гимназия имени И.Л. Кондакова"
Суд
Вилюйский районный суд Республики Саха (Якутия)
Судья
Данилова Алмира Михайловна
Дело на сайте суда
vilyui.jak.sudrf.ru
17.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.05.2024Передача материалов судье
21.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.05.2024Подготовка дела (собеседование)
30.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.06.2024Судебное заседание
04.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее