№ 2-836/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 июня 2018 года г. Белгород
Свердловский районный суд города Белгорода в составе:
председательствующего судьи Медведевой Е.В.,
при секретаре Савиной И.А.,
с участием Хацкевич Н.И., представителей Хацкевич Н.И. – (по заявлению) Геллерштейн М.И., Ивлева Н.И., Белого А.И., представителя ПАО «Квадра-Генерирующая компания» филиала ПАО «Квадра» - «Белгородская Генерация» - Митрофанова А.А. (доверенность от 01.01.2018), представителя ООО «Управляющая компания по ЖКО-25»-Кан В.Ю. (доверенность от 13.03.2018),
в отсутствие представителя ответчика - АО «Региональный расчетно-кассовый центр», представителя третьего лица – Управления жилищного надзора Белгородской области,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО11 к ПАО «Квадра-Белгородская генерация», ООО «Управляющая компания по ЖКО-25», АО «Региональный расчетно-кассовый центр» о признании незаконной оплаты за теплоснабжение и горячую воду, обязании произвести перерасчет оплаты за коммунальные услуги, признании некачественными предоставляемые услуги, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Дело инициировано иском Хацкевич Н.И. к ПАО «Квадра-Белгородская генерация», ООО «Управляющая компания по ЖКО-25» (далее ООО «УК по ЖКО-25»), АО «Региональный расчетно-кассовый центр» (далее – АО «РРКЦ») о признании незаконной оплаты за теплоснабжение и горячую воду, обязании произвести перерасчет оплаты за коммунальные услуги, признании некачественными предоставляемые услуги, взыскании компенсации морального вреда. В обоснование требований Хацкевич Н.И. указала, что она, являясь собственником квартиры №, в доме <адрес>, является потребителем тепловой энергии и горячей воды, в связи с чем производит оплату предоставляемых ей услуг по показаниям приборам учета. Поскольку ПАО «Квадра-Генерирующая компания» коммунальные услуги ей не оказывает, договора по поставке тепловой энергии с ПАО «Квадра-Генерирующая компания» она не заключала, обязанность по оплате за энергоресурс у нее возникает перед ООО «Управляющая компания по ЖКО-25», а не перед ПАО «Квадра», в связи с чем не согласна с выставляемыми ПАО «Квадра» ей задолженностями, расчет которых произведен по несуществующим показаниям. Также указала на оказание услуг по теплоснабжению ненадлежащего качества.
В судебном заседании Хацкевич Н.И. подержала заявленные требования.
Представитель ПАО «Квадра-Генерирующая компания» филиала ПАО «Квадра» - «Белгородская Генерация» - Митрофанов А.А. возражал против удовлетворения иска.
Представителя ООО «Управляющая компания по ЖКО-25»-Кан В.Ю. считал требования не подлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица – Управления жилищного надзора Белгородской области в судебное заседание не явился, предоставил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика - АО «Региональный расчетно-кассовый центр» в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, в порядке ст. 113 ГПК РФ.
Участие же стороны в производстве по делу, представление доказательств является его правом, и суд не может обязать лицо его реализовать.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав стороны, исследовав в судебном заседании обстоятельства дела по представленным доказательствам, материалы гражданского дела №2-76/2018 по иску ПАО «Квадра-Генерирующая компания» к Хацкевич Н.И., Федоровой М.В., Мацевитому Глебу о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию, по встречному иску Федоровой М.В. к ПАО «Квадра-Генерирующая компания» о признании расчета недействительным, материалы гражданского дела №2-1395/2017 по иску ПАО «Квадра-Генерирующая компания» к Хацкевич Н.И., Федоровой М.В. о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию, суд признает требования истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом, Хацкевич Н.И. является собственником квартиры №, общей площадью 34,3 кв.м., в многоквартирном жилом доме <адрес>; на ее имя открыт единый лицевой счет по оплате жилищных услуг.
ПАО «Квадра-Генерирующая компания» является ресурсоснабжающей организацией, поставляющей тепловую энергию и горячую воду потребителям города Белгорода.
ООО «УК по ЖКО-25» оказывает коммунальные услуги собственникам помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора теплоснабжения № от 01.03.2016 г., которым предусмотрено, что плата за отопление и горячее водоснабжение вносится собственниками жилых помещений непосредственно теплоснабжающей организации (п.5.1 Договора).
Факт оказания услуг по поставке тепловой энергии и горячей воды Хацкевич Н.И. в судебном заседании не оспаривался.
В соответствии с частью 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно части 1 статьи 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Довод Хацкевич Н.И. об отсутствии у нее обязательств перед ПАО «Квадра-Генерирующая компания» по оплате услуг за потребленную тепловую энергию и горячее водоснабжение, в связи с отсутствием заключенного между ними договора по поставке тепловой энергии не состоятелен, поскольку фактическое пользование тепловой энергией со стороны Хацкевич Н.И. повлекло формирование правоотношений между ней и ресурсоснабжающей организацией в соответствии с положениями ч.1 ст. 540 Гражданского кодекса Российской Федерации, и как следствие возникновение обязательств по оплате получаемых услуг.
В силу части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В порядке ст. 310 ГПК РФ односторонний отказ от обязательств не допускается.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 утверждены Правила (далее - Правила) предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которыми регулируются отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливаются их права и обязанности, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Пунктом 42.1 Правил определен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом (нежилом) помещении в МКД на основании формул 2, 3 и 3.1, содержащихся в приложения N 2 к данным Правилам, в зависимости от наличия или отсутствия индивидуальных и (или) общедомовых приборов учета тепловой энергии.
Таким образом, анализ приведенного жилищного законодательства, с учетом положений частей 1, 5 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации", устанавливающих, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением коллективных (общедомовых), а также индивидуальных и общих (для коммунальной квартиры) приборов учета используемых ресурсов, а также с учетом положений части 15 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", предусматривающих запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, позволяет прийти к выводу о том, что действующее законодательство допускает учет потребления тепловой энергии либо по показаниям приборов учета, либо расчетным путем, исходя из утвержденных Правительством Российской Федерации нормативов. Иного способа определения объема потребления коммунальных услуг по отоплению действующее законодательство не предусматривает.
В соответствии с Правилами в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с формулой 3 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Таким образом, в соответствии с п. 80 Правил N 354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
Как следует из п. 9, п. 18 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", потребителем тепловой энергии является лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.
Оплата потребленной энергии является одной из основных обязанностей абонента. По общему правилу оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии (ст. 539, 544 ГК РФ, п. 2 ст. 13, п. 9 ст. 15 Закона "О теплоснабжении").
Следовательно, в силу приведенных норм права Хацкеви Н.И., являясь потребителем тепловой энергии и горячего водоснабжения, обязана производить оплату за получаемые услуги.
Отсутствие договора, заключенного между сторонами, не освобождает Хацкевич Н.И. от оплаты предоставляемых ей коммунальных услуг.
Ссылка Хацкевич Н.И. об оказании ей услуг по поставке тепловой энергии управляющей компанией, не освобождают ее от обязательств по уплате за получаемую тепловую энергию ПАО «Квадра-Генерирующая компания», поскольку, как указано выше, право получения оплаты за потребление тепловой энергии управляющей компанией делегировано ПАО «Квадра-Генерирующая компания».
Довод Хацкевич Н.И. о том, что расчет оплаты за отопление и горячую воду незаконно производится ответчиками исходя из нормативов потребления, тогда как в квартире истца установлен счетчик учета горячей воды, и показания о расходах горячей воды предоставляются в ООО «УК по ЖКО-25», не состоятелен по следующим основаниям.
Из пояснений представителя ООО «УК по ЖКО-25» следует, что управляющая компания не производит никаких начислений, работниками компании снимаются показания с приборов учета и передают данные в ПАО «Квадра», которая в свою очередь осуществляет начисление платежей.
В силу п. 31 Правил исполнитель обязан предоставить потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
В <адрес> установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии, показания по которому снимает и распределяет в соответствии с пп. "е" п. 31 Правил Управляющая компания, как исполнитель, и передает данные в ПАО «Квадра» для проведения начислений и передачи сведений в АО «РРКЦ» для формирования Единого платежного Документа (ЕПД).
В соответствии с агентским договором №, заключенным между агентом - АО «РРКЦ» и принципалом - ПАО «Квадра», принципал поручает и обязуется оплачивать, а агент обязуется совершать от имени и за счет средств принципала такие агентские функции как: формирование, печать, конвертование и доставку плательщикам единого платежного документа, содержащего услуги принципала.
На основании п. 1 ст. 1005 ГК РФ, по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
В связи с тем, что АО «РРКЦ» не оказывает услуги по теплоснабжению, не производит начислений, а лишь совершает от имени и за счет средств ПАО «Квадра» формирование, печать, конвертование и доставку плательщикам единого платежного документа, содержащего услуги ПАО «Квадра», суд приходит к выводу, что требования Хацкеви Н.И. предъявлены к АО «РРКЦ» необоснованно и не полежат удовлетворению.
В силу ч. 3 ст. 19 ФЗ РФ от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях: отсутствие в точках учета приборов учета; неисправность приборов учета; нарушение установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.
Как установлено решением мирового судьи судебного участка №3 Восточного округа г. Белгорода от 09.10.2017, вступившим в законную силу, Хацкевич Н.И. с 2015 года периодически допускает нарушение сроков внесения платежей по оплате за коммунальные услуги (теплоснабжение и ГВС), собственником не предпринимались меры по урегулированию указанного вопроса, в связи с чем с нее взыскана задолженность за потребленную тепловую энергию и горячее водоснабжение за период с февраля 2015 г. по октябрь 2016 г.
Согласно ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Оплата потребления теплоснабжения и горячей воды включается в единую квитанцию. Расчет оплаты производился ответчиком в случае не предоставления истцом показаний приборов учета горячей воды по нормативам потребления, при предоставлении показаний начисление осуществлялось по показаниям с корректировкой оплаты за предыдущий период.
Учитывая изложенное, довод истца о недостоверности расчета оплаты коммунальных платежей и начисленной задолженности, является несостоятельным.
Доказательств неверности расчета Хацкевич Н.И. не представлено, так же как и являются голословными утверждения истца об оплате ею жилищно-коммунальных услуг в спорный период и не учете данных платежей при определении задолженности. Как видно из квитанций и расчета, все произведенные Хацкевич Н.И. платежи в расчете учтены.
Позиция Хацкевич Н.И. свидетельствует о ее несогласии с ранее вынесенными мировыми судьями о взыскании с нее задолженности по оплате за тепловую энергию и горячее водоснабжение решениями, и не подтверждает нарушение ответчиками ее прав.
Действующим законодательством не предусмотрена возможность осуществления перерасчета платы за отопление и горячее водоснабжение при начислении платежа по данной услуге в случае нарушения установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета.
Кроме того, согласно приложению N 1 к "Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354), перерасчет коммунальной услуги осуществляется в случае представления услуги ненадлежащего качества, либо с перерывом, превышающим установленную продолжительность поставки услуги.
Вместе с тем, из материалов дела не усматривается, что услуга по поставке тепловой энергии и горячей воды представлялась ненадлежащего качества, либо с перерывом, превышающим установленную продолжительность поставки услуги.
Поскольку ответчиком не нарушены установленные законом права потребителя, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований о взыскании компенсации морального вреда на основании со ст. 15 Закона «О защите прав потребителей».
При таких данных у суда нет оснований для удовлетворения требования истца.
Оснований для иных выводов по существу спора, в том числе по мотивам недостоверности, недопустимости, неотносимости и недостаточности представленных доказательств, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО12 к ПАО «Квадра-Белгородская генерация», ООО «Управляющая компания по ЖКО-25», АО «Региональный расчетно-кассовый центр» о признании незаконной оплаты за теплоснабжение и горячую воду, обязании произвести перерасчет оплаты за коммунальные услуги, признании некачественными предоставляемые услуги, взыскании компенсации морального вреда, отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда путём подачи через Свердловский районный суд г. Белгорода апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено в окончательной форме 04.06.2018г.
Судья - <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>