РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
04 октября 2017 года город Нижний Тагил
Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего Горюшкиной Н.В.,
РїСЂРё секретаре судебного заседания Жестянкиной Рђ.Р.,
с участием: помощника прокурора Дзержинского района города Нижний Тагил Свердловской области Штир А.В.,
истца Зайцевой Рў.Р.,
представителя ответчика Бунькова А.В., действующего на основании доверенности №01-01/5764 от 17.10.2017,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании гражданское дело в„– 2-1932/2017 РїРѕ РёСЃРєСѓ РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Дзержинского района РіРѕСЂРѕРґР° РќРёР¶РЅРёР№ Тагил Свердловской области РІ интересах Зайцевой Рў. Р. Рё неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц Рє Администрации РіРѕСЂРѕРґР° РќРёР¶РЅРёР№ Тагил Рѕ признании бездействия незаконным Рё возложении обязанности совершить определенные действия,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
РџСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ Дзержинского района РіРѕСЂРѕРґР° РќРёР¶РЅРёР№ Тагил Свердловской области РІ интересах неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц, Зайцевой Рў.Р. обратился РІ СЃСѓРґ СЃ РёСЃРєРѕРј Рє Администрации РіРѕСЂРѕРґР° РќРёР¶РЅРёР№ Тагил, РІ котором РїСЂРѕСЃРёС‚ признать незаконным бездействие Администрации РіРѕСЂРѕРґ РќРёР¶РЅРёР№ Тагил, выразившееся РІ неосуществлении контроля Р·Р° сохранностью муниципального жилого фонда РїРѕ адресу: <адрес>, РІ необращении СЃ заявлением РІ Межведомственную РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ для признания жилого РґРѕРјР° РїРѕ указанному адресу пригодным (непригодным) для проживания, аварийным либо подлежащим СЃРЅРѕСЃСѓ; РІ неорганизации проведения обследования РґРѕРјР° специализированной организацией; обязать Администрацию Рі. РќРёР¶РЅРёР№ Тагил РІ течение РґРІСѓС… месяцев СЃРѕ РґРЅСЏ вступления решения СЃСѓРґР° РІ законную силу организовать проведение обследования специализированной организацией строительных конструкций многоквартирного <адрес> СЃ предоставлением заключения, выданного специализированной организацией РїРѕ данному многоквартирному РґРѕРјСѓ, РІ межведомственную РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ.
Р’ обоснование требований указано, что прокуратурой Дзержинского района РіРѕСЂ. РќРёР¶РЅРёР№ Тагил проведена проверка РїРѕ обращению жителей <адрес> Рѕ нарушении жилищных прав. Зайцева Рў.Р. является собственником <...> доли РІ <адрес>. Р’ <адрес> создано РўРЎР– «Сухоложское» (РІ указанное РўРЎР–, созданное РІ <...>, РІС…РѕРґРёС‚ <...> многоквартирный РґРѕРј, расположенные РІ микрорайоне <...>В»). Р’ <...> РІ прокуратуру района поступило коллективное обращение жителей <адрес>, РІ котором РѕРЅРё указывали, что указанный РґРѕРј находится РІ аварийном состоянии, подлежит признанию аварийным РІ установленном РїРѕСЂСЏРґРєРµ. РџРѕСЂСЏРґРѕРє признания многоквартирного РґРѕРјР° аварийным Рё подлежащим СЃРЅРѕСЃСѓ или реконструкции утвержден Постановлением Правительства Р Р¤ РѕС‚ 28.01.2006 в„–47 (далее - Положение). Указанное коллективное обращение жителей <адрес> ДД.РњРњ.ГГГГ, согласно Положению, было направлено прокуратурой района РІ Администрацию Рі.РќРёР¶РЅРёР№ Тагил для передачи РЅР° рассмотрение РІ межведомственную РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ Рё организации оценки Рё обследования многоквартирного РґРѕРјР° РІ целях признания его аварийным Рё подлежащим СЃРЅРѕСЃСѓ или реконструкции.
Администрацией г.Нижний Тагил было рассмотрено указанное коллективное обращение жителей <адрес>, однако, каких- либо мер по передаче документов в межведомственную комиссию, организации оценки и обследования многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принято не было. Администрацией г.Нижний Тагил в ответе от ДД.ММ.ГГГГ (исх.№) заявителям было предложено представить заключение специализированной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого дома, подтверждающее ухудшение состояния здания в процессе эксплуатации, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района с привлечением специалиста Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области было проведено обследование технического состояния <адрес>.
В ходе проверки в жилом доме, который является двухподъездным, двухэтажным, возведен в <...>, выявлены следующие нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилфонда, утв. Постановлением Госстроя от 27.09.2003 №170.
Также в ходе проверки установлено, что в <адрес> в <...> на кухне произошло обрушение деревянной балки перекрытия, которая сгнила. Кроме этого, <адрес> из-за ненадлежащего технического состояния кровли постоянно затапливает.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют Рѕ том, что <адрес> находится РІ ненадлежащем техническом состоянии Рё требуется принятие мер РїРѕ проведению обследования состояния РґРѕРјР° РЅР° предмет его аварийности. Рксплуатация РґРѕРјР° РІ указанном техническом состоянии создает СѓРіСЂРѕР·Сѓ Р¶РёР·РЅРё Рё Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЋ граждан, СѓРіСЂРѕР·Сѓ причинения вреда имуществу граждан.
Согласно сведениям, предоставленным Администрацией г.Нижний Тагил, в <адрес> муниципальной собственностью являются квартиры №№, № (их общая площадь составляет <...> кв. метра).
В судебном заседании прокурор Штир А.В. поддержал основание и предмет исковых требований, просил удовлетворить в полном объеме.
Рстец Зайцева Рў.Р. РІ судебном заседании указала, что состояние РґРѕРјР° является аварийным. Р’ РґРѕРјРµ проживать невозможно, поскольку РІ квартире повышенная влажность. <...> РІ её РґРѕРјРµ обрушился потолок, так как сгнила балка. Р’ настоящее время балка восстановлена, РЅРѕ проживание РІ жилом помещении является небезопасным. Р’ <...> РІ РґРѕРјРµ был проведен капитальный ремонт, однако состояние РґРѕРјР° после него только ухудшилось. Р’СЃРµ конструктивные элементы являются очень старыми, аварийными.
Представитель ответчика Администрации РњРћ «город РќРёР¶РЅРёР№ Тагил» Буньков Рђ.Р’., действующий РЅР° основании доверенности в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ, РІ судебном заседании против удовлетворения требований РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° возражал, поддержав РґРѕРІРѕРґС‹ письменного отзыва, который приобщен СЃСѓРґРѕРј Рє материалам дела. РџСЂРё этом указал, что РњР’Рљ является самостоятельным коллегиальным органом Рё РІ соответствии СЃ пунктами <...> «Положения Рѕ признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания…» заявление направляется непосредственно РІ РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ. РќР° обращение РІ Администрацию РіРѕСЂРѕРґР° Зайцевой Рў.Р. РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ признанию РґРѕРјР° РїРѕ <адрес> аварийным заявителю был дан ответ РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ РІ котором разъяснен РїРѕСЂСЏРґРѕРє признания РґРѕРјР° аварийным Рё указан перечень документов, которые прилагаются Рє заявлению РІ РњР’Рљ.
Согласно Положению, прокурор не может являться заявителем и не может в интересах граждан обращаться в Администрацию города с требованием о передаче обращения для рассмотрения на МВК. Данное полномочие прокурора не предусмотрено действующим законодательством. Фактически обращение граждан было направлено в неуполномоченный орган.
Сами граждане в МВК не обращались. Коллективное обращение граждан, направленное прокурору не является обращением в МВК и в комиссию не адресовалось.
Обязательным документом при обращении в МВК является заключение специализированной организации. Указанное заключение не было приложено ни к обращениям Зайцевой в Администрацию, ни к коллективному обращению граждан, на которое ссылается прокурор.
Законом и Положением не предусмотрена обязанность собственника муниципального жилого помещения обращаться с заявлением в МВК по требованию нанимателя жилого помещения муниципального жилищного фонда либо по требованию собственника частного жилого помещения в многоквартирном доме, либо по требованию прокурора. Данные субъекты права (кроме прокурора) в силу Положения самостоятельно обращаются в надлежащий орган (МВК), а не к прокурору или органу местного самоуправления, тем более что Глава города, которому адресовано обращение прокурора не является председателем МВК.
Предоставление документов в силу пункта 45 Положения возложено именно на заявителя. Администрация города не являлась заявителем. При этом заявитель был вправе представить акты государственного жилищного надзора по собственной инициативе.
Согласно пункту 45(1) Положения, документы, необходимые для рассмотрения вопроса на МВК, предоставляются собственником помещения в случае, если заявителем выступает орган государственного надзора. Проведя обследование ДД.ММ.ГГГГ в отсутствие представителя собственника помещений муниципального жилищного фонда, орган государственного жилищного надзора не подготовил заключение и не направил его в МВК в установленном порядке для подготовки необходимых документов и для проведения обследования многоквартирного жилого дома. При таких обстоятельствах имеет место бездействие органа государственного жилищного надзора, который выявив нарушения, не предпринял необходимых мер в рамках своей компетенции и не обратился в МВК. В этом случае именно государственный орган являлся бы надлежащим заявителем, по обращению которого Администрация города могла бы самостоятельно подготовить необходимые документы для рассмотрения вопроса на МВК.
Администрация города является собственником <...> помещений из восьми, в связи с чем, на нее не может быть возложена обязанность по проведению осмотра специализированной организацией.
За сохранность дома несут ответственность собственники помещений дома, которые и должны представить заключение специализированной организации в МВК.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ГЗУО Департамента государственного жилищного и строительного надзора по Свердловской области, ТСЖ «Сухоложское» в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, ходатайств об отложении слушания дела и рассмотрении дела в свое отсутствие не заявляли.
В соответствии с положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено в отсутствии неявившихся лиц.
Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусматривает, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией муниципальный жилищный контроль (статья 2); жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей (статья 10).
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля (статья 14); жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ (статья 15); вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (статья 57); если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87).
В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, изданного во исполнение полномочий, предусмотренных статьями 12, 15 ЖК РФ, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо) (пункт 7); основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований (пункт 33); жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 34); комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 42); процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает принятие соответствующим органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии (пункт 44); комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации принимает решение (в виде заключения), указанного в пункт 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения (пункт 46). При этом для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения документы в соответствии с пункт 45 данного Положения. По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47); на основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49).
В судебном заседании установлено, что на основании Постановления Администрации города Нижний Тагил от 30.04.2009 N 593 "О создании межведомственной комиссии по признанию жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" создана межведомственная комиссия.
Администрация города является собственником двух жилых помещений - квартир № расположенных в <адрес>.
В мае 2017 года в прокуратуру Дзержинского района гор. Нижний Тагил поступило коллективное обращение жителей <адрес>, в котором они указывали, что дом находится в аварийном состоянии, подлежит признанию аварийным в установленном порядке.
Указанное коллективное обращение жителей <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, было направлено прокуратурой района в Администрацию г.Нижний Тагил для рассмотрения по существу.
На обращение Администрацией <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ был дан ответ, в котором был разъяснен порядок обращения граждан в межведомственную комиссию и перечень документов, необходимых для обращения.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района с привлечением специалиста Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области было проведено обследование технического состояния <адрес>.
Согласно акту выявлены следующие нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилфонда, утвержденных Постановлением Госстроя от ДД.ММ.ГГГГ, а именно: <...>
Обстоятельства изложенные в акте подтверждаются фототаблицей состояния жилого <адрес> и квартир, расположенных в нем.
РљСЂРѕРјРµ того, как указала Зайцева Рў.Р. РІ судебном заседании, что ответчиком надлежащим образом РЅРµ опровергнуто, РІ ее <адрес> <...> обрушился потолок, так как сгнила балка.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· правого смысла Рї. 6 С‡. 1 СЃС‚. 16 Федерального Закона Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "РћР± общих принципах организации местного самоуправления РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации" орган местного самоуправления обязан обеспечивать проживающих РІ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРј РѕРєСЂСѓРіРµ Рё нуждающихся РІ жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, заниматься организацией строительства Рё содержания муниципального жилищного фонда, созданием условий для жилищного строительства, осуществлением муниципального жилищного контроля, Р° также осуществлять иные полномочия органов местного самоуправления РІ соответствии СЃ жилищным законодательством.
В судебном заседании установлено, что, несмотря на наличие соответствующего обращения жителей <адрес>, ответчик свои полномочия по осуществлению муниципального жилищного контроля надлежащим образом не осуществляет.
С учетом изложенного, суд полагает, что со стороны Администрации города Нижний Тагил имеет место бездействие выразившееся в неосуществлении контроля за сохранностью муниципального жилого фонда по адресу: <адрес>, в необращении с заявлением в Межведомственную комиссию для признания жилого дома по указанному адресу пригодным (непригодным) для проживания, аварийным либо подлежащим сносу, в неорганизации проведения обследования дома специализированной организацией, при наличии достаточных на то оснований.
Доводы возражений ответчика о том, что в полномочия администрации не входит осуществление действий по передаче документов на рассмотрение в межведомственную комиссию, основаны на неправильном толковании вышеприведенных нормативных правовых актов и опровергается их содержанием. Межведомственная комиссия не является самостоятельным юридическим лицом и создана при Администрации города Нижний Тагил, в связи с чем, прокурором обращение жителей дома было правомерно направлено ответчику для принятия соответствующих мер возложенных на ответчика законом.
Одновременно необходимо отметить, что само по себе не обращение жителей дома непосредственно в Межведомственную комиссию не освобождает Администрацию, как органа местного самоуправления, от исполнения установленных законом обязанностей по контролю за сохранностью муниципального жилищного фонда, своевременному принятию решения о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
На основании вышеизложенного на Администрацию г. Нижний Тагил подлежит возложению обязанность организовать проведение обследования специализированной организацией строительных конструкций многоквартирного <адрес> с предоставлением заключения, выданного специализированной организацией по данному многоквартирному дому, в межведомственную комиссию.
Согласно статьям 204, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда.
Предложенный прокурором срок в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение обследования специализированной организацией строительных конструкций многоквартирного <адрес> с предоставлением заключения, выданного специализированной организацией по данному многоквартирному дому, в межведомственную комиссию, носит разумный характер.
При этом изменение срока исполнения решения суда, в том числе с учетом финансовых возможностей ответчика, возможно по определению суда, рассмотревшего дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, и судебного пристава-исполнителя в порядке, предусмотренном статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 333-36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождены.
Руководствуясь статьями 12, 194-199, 203, 320 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШРР›:
РСЃРє РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Дзержинского района РіРѕСЂРѕРґР° РќРёР¶РЅРёР№ Тагил РІ интересах неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц Рё Зайцевой Рў. Р. удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации город Нижний Тагил, выразившееся в неосуществлении контроля за сохранностью муниципального жилого фонда по адресу: <адрес>, в необращении с заявлением в Межведомственную комиссию для признания жилого дома по указанному адресу пригодным (непригодным) для проживания, аварийным либо подлежащим сносу; в неорганизации проведения обследования дома специализированной организацией.
Возложить на Администрацию г. Нижний Тагил обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение обследования специализированной организацией строительных конструкций многоквартирного <адрес> с предоставлением заключения, выданного специализированной организацией по данному многоквартирному дому, в межведомственную комиссию.
На решение может быть подана апелляционная жалоба (представление) в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 09.10.2017.
Председательствующий