Дело № 2а-340/2021
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 июля 2021 года г. Облучье
Облученский районный суд ЕАО в составе:
председательствующего судьи Будченко Т.В.,
при секретаре судебного заседания Улисковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Еврейской автономной области к Гончаровой Виктории Викторовне о взыскании обязательных платежей,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной налоговой службы по Еврейской автономной области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Гончаровой В.В. о взыскании обязательных платежей (налога и пени). Заявление мотивировано тем, что Гончарова В.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состояла на налоговом учете в качестве индивидуального предпринимателя и осуществляла предпринимательскую деятельность, являлась плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и медицинское страхование, имущественных налогов. В адрес административного ответчика были направлены требования от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № об уплате налога, пени. До настоящего времени денежные средства в бюджет не поступили. Административный истец просит суд восстановить пропущенный по уважительной причине срок для подачи административного искового заявления, взыскать с Гончаровой В.В. налог на имущество физических лиц в размере 388 руб., пени в размере 18,36 руб.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимки и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отменному, за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ) в размере 12 895,16 руб., пени в размере 684,21 руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ – пени в размере 3 560,22 руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ в размере 2529,44 руб., пени в размере 134,21 руб., а всего взыскать 20209 рублей 60 коп.
Представитель административного истца УФНС России по ЕАО, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения административного дела извещен надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки не представил, об отложении дела не просил.
Административный ответчик Гончарова В.В. в судебное заседание не явилась, о слушании дела уведомлялась путем направления судебного извещения по месту жительства (регистрации) согласно сведениям отделения адресно-справочной работы отдела по вопросам миграции УМВД по ЕАО.
Судебная корреспонденция, направленная в адрес административного ответчика, возвращена почтовым органом в суд за истечением срока хранения.
В силу части 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», статья 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам (глава 9 КАС РФ).
Таким образом, отправленное судом и поступившее в адрес административного ответчика судебное извещение считается доставленным адресату, административный ответчик Гончарова В.В. надлежащим образом уведомлена о рассмотрении административного дела.
Суд, руководствуясь положениями части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), рассмотрел дело в отсутствие представителя административного истца, административного ответчика, явка которых судом обязательной не признавалась.
Суд, руководствуясь положениями части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), рассмотрел дело в отсутствие представителя административного истца, административного ответчика, явка которых судом обязательной не признавалась.
Исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Статья 57 Конституции Российской Федерации и пункт 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации обязывают каждого платить законно установленные налоги и сборы.
В силу пункта 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Пунктом 2 названной статьи закреплено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ.
На основании пункта 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на имущество на основании налогового уведомления, направляемого налоговыми органами.
В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного Кодекса.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования имущество, в том числе жилой дом.
Исходя из положений пункта 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 названной статьи.
Налоговым периодом признается календарный год (статья 405 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 указанной статьи.
В силу пункта 2 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая оплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 этого же Кодекса, в том числе органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговые органы вправе направить уведомление об уплате налога, исчисленного не более чем за три предыдущих года. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (пункты 1 - 4 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели, как производящие, так и не производящие выплаты, и вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.
Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное медицинское страхование (пункт 6 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно выписке, из ЕГРИП (от ДД.ММ.ГГГГ) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Гончарова В.В. состояла на налоговом учете в качестве индивидуального предпринимателя и являлась плательщиком страховых взносов.
Гончарова В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка ЕАО, <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ является собственником недвижимого имущества: квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (кадастровый №) в размере ? доли в праве собственности.
В налоговом уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ, направленном в адрес Гончаровой В.В. ДД.ММ.ГГГГ, исчислен налог на имущество физических лиц на указанную выше квартиру в сумме 169 рублей (налоговая база – 494 381 руб., доля в праве – 1/4, налоговая ставка 0,30 %, период владения -12 месяцев, коэффициент к налоговому периоду – 0,2), налог за 2017 год надлежало уплатить в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В налоговом уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ, направленном в адрес Гончаровой В.В. ДД.ММ.ГГГГ, исчислен налог на имущество физических лиц на указанную выше квартиру в сумме 219 рублей (налоговая база – 494 381 руб., доля в праве – 1/4, налоговая ставка 0,30 %, период владения -12 месяцев, коэффициент к налоговому периоду – 0,4), налог за 2018 год надлежало уплатить в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В указанных налоговых уведомлениях содержатся сведения об объектах налогообложения, налоговой базе, налоговых ставках, количестве месяцев в году, в течение которых у налогоплательщика сохранялось право собственности на недвижимое имущество, и сумма налога, подлежащая уплате.
В силу пункта 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога, которое, согласно пункту 4 статьи 69 этого же кодекса, должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации исполнение обязанности по уплате налога обеспечивается пеней, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно пунктам 3 и 4 названной статьи пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно, и определяется в процентах от неуплаченной суммы налога, для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.Возложение на налогоплательщика обязанности по уплате пени является способом обеспечения исполнения налоговых обязательств, в связи с чем, пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке и в сроки, что и задолженность по налогам, на которую они начислены.
В связи с неуплатой налогов в установленный налоговыми уведомлениями срок, в соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации, в адрес налогоплательщика, налоговым органом направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ: недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ в сумме 12895,16 рублей, недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно требованию № от ДД.ММ.ГГГГ Гончаровой В.В. надлежало уплатить в срок до ДД.ММ.ГГГГ: пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС до ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1507,62 рублей, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 5056,68 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии в сумме 208 рублей.
В требование № от ДД.ММ.ГГГГ предлагалось Гончаровой В.В. платить в срок до ДД.ММ.ГГГГ пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 397,50 рублей, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС ДД.ММ.ГГГГ в сумме 77,97 руб.
Требование № от ДД.ММ.ГГГГ содержало срок до ДД.ММ.ГГГГ для уплаты пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС до ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1743,03 руб.
Так же в адрес административного ответчика были направлены требования: № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ: пени в общей сумме 11231,38 руб.; № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ: пени в общей сумме 874,63 руб.; № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ налога на имущество физических лиц и пени в сумме 169 руб. и 0,43 руб.; № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ пени в сумме 8,93 рублей и недоимки в сумме 219 руб. по налогу н имущество физических лиц;
Факт направления в адрес административного ответчика требований подтвержден имеющимися в материалах дела документами.
Как установлено из материалов дела, в установленные сроки вышеперечисленные требования налогоплательщиком Гончаровой В.В. не исполнены, задолженность по обязательным платежам (сборам, налогам и пеням) не погашена в полном объеме и составляет по вышеобозначенным требованиям 20 209 рублей 60 копеек.
В силу пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных указанной статьей.
В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее по тексту - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд (абзац 3 пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней, если иное не предусмотрено названным пунктом (абзац первый); если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, пеней, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, пеней, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов и пени превысила 10 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10000 рублей (абзац второй). Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абзац четвертый).
Их вышеприведенных правовых норм следует, что под общей суммой налога, сбора, пеней, указанной в абзаце втором пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, понимается сумма, указанная во всех требованиях об уплате налога, сбора, пеней и штрафов, по которым истек срок исполнения.
В силу пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
В соответствии со статьей 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Из материалов дела следует, что общая сумма испрашиваемой задолженности по требованиям, составляющая 20209,60 рублей, превысила 10 000 рублей после выставления требования № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому срок уплаты обязательных платежей установлен до ДД.ММ.ГГГГ.
Соответственно шестимесячный срок для подачи налоговым органом в суд заявления о взыскании задолженности по обязательным платежам (взносам, налогу, пеням) истекал ДД.ММ.ГГГГ.
Административный истец с настоящим административным исковым заявлением обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ (согласно штампу, на почтовом конверте), то есть по истечении установленного законом срока для обращения с заявлением о взыскании общей суммы по всем представленным в материалы административного дела требованиям с истекшим сроком исполнения.
Заявляя ходатайство о восстановлении пропущенного срока, налоговый орган в нарушение положений статьи 62 КАС РФ не указал причину его пропуска, просил учесть, что налоги и сборы являются основой финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007 № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
К уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от налогового органа, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях соблюдения установленного порядка взыскания налога, однако таковых судом при рассмотрении настоящего дела не установлено.
Суд учитывает, что своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий, и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.
Принудительное взыскание обязательных платежей за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может, поэтому соблюдение таких сроков является одной из основных задач налоговых органов при осуществлении деятельности по принудительному взысканию обязательных платежей и санкций.
При указанных данных, правовые основания для восстановления административному истцу пропущенного процессуального срока на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением отсутствуют.
В соответствии с частью 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления, пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Поскольку на дату обращения с настоящим административным иском налоговый орган утратил право на принудительное взыскание задолженности по представленным в дело требованиям в связи с пропуском срока обращения в суд и невозможностью восстановления срока ввиду отсутствия уважительных причин его пропуска, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 175-180, 289, частью 1 статьи 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Управления Федеральной налоговой службы по Еврейской автономной области к Гончаровой Виктории Викторовне о взыскании обязательных платежей - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд ЕАО через Облученский районный суд ЕАО в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Т.В. Будченко
мотивированное решение составлено 26.07.2021
Судья Т.В. Будченко