Дело №2-1805/2020
УИД 22RS0067-01-2020-002286-68
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 августа 2020 года г. Барнаул
Октябрьский районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Шмидт Ю.С.,
при секретаре Товпышка Е.Ю.,
с участием прокурора Никитина В.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Рубцовска Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к Гончаровой Елене Владимировне о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Рубцовска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Гончаровой Е.В. о признании бездействия незаконным, понуждении к действиям. В обоснование требований указал, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности торговых объектов.
Ответчику принадлежит на праве собственности помещение по адресу: <адрес>, в котором расположены отель «Эсперанто» и магазин «Магнит». В обоснование иска указано, что согласно ч.3.1 ст.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены требования к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории). В ходе проверки установлено, что распоряжением Правительства Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ №-р утвержден перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории Алтайского края и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты.
Ответчику направлялось в установленном Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № порядке уведомление о включении торгового объекта, расположенного по адресу: <адрес>, в указанный перечень. Вместе с тем, в нарушение п.4 ч.2, ч.3.1 ст.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ, п.п.14, 18, 21 Требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № паспорт безопасности ответчиком до настоящего времени не разработан, с уполномоченными лицами не согласован. Несоблюдение обязательных требований законодательства о противодействии терроризму является недопустимым, поскольку может повлечь негативные последствия в виде несоблюдения прав граждан на безопасные условия пребывания на указанном объекте, причинение вреда их жизни и здоровью. В связи с чем, прокурор просил, признать незаконным бездействие Гончаровой Е.В. по невыполнению п.п. 14, 21 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)» в отношении помещения по адресу: <адрес>; возложить на Гончарову Е.В. обязанность выполнить требования пунктов 14, 21 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)» в отношении помещения по адресу: <адрес>.
В судебном заседании прокурор Никитин В.Д., на исковых требованиях настаивал по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик Гончарова Е.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
Учитывая изложенное, мнение представителя истца, мировой судья считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного судопроизводства.
Обязанность доказывания в силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лежит на сторонах. Согласно ст. 55 Кодекса объяснения сторон являются источником получения доказательств, ответчиком объяснения по делу и возражения против исковых требований суду не были представлены. В соответствии с ч. 1 ст. 68 Кодекса в случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.
Ответчик возражений по делу и доказательств, их обосновывающих, суду не представила, в связи с чем, суд основывает свои выводы на доказательствах, представленных истцом.
Исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №35-ФЗ «О противодействии терроризму» принципами противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма; единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций; сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму.
Согласно ст.3 названного Закона антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Процедура обследования и категорирования торгового объекта (территории), определенная требованиями постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)» (далее Требования), проводится в целях установления дифференцированных требований по антитеррористической защищенности того или иного объекта торговли с учетом степени (вероятности) совершения на объекте террористического акта и возможных социально - экономических последствий от его совершения.
Согласно п.5 Требований, утверждённых постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты, определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), по согласованию с территориальным органом безопасности, территориальным органом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, территориальным органом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Указанный перечень формируется по форме, утвержденной Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, и утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Согласно п.3 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) возлагается на юридических и физических лиц, владеющих на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления земельными участками, зданиями, строениями, сооружениями и помещениями, используемыми для размещения торговых объектов (территорий), или использующих земельные участки, здания, строения, сооружения и помещения для размещения торговых объектов (территорий) на ином законном основании (далее - правообладатели торговых объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников торговых объектов.
Кроме того, на правообладателя торгового объекта (территории) возлагается организация работы по обследованию и категорированию торгового объекта (территории) и ответственность за разработку Паспорта безопасности торгового объекта (территории).
Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, руководствуясь критериями, изложенными в пункте 12 Требований, на основе предложений органов местного самоуправления формирует перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты.
Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации формирует перечень по форме, установленной приказом Минпромторга России от ДД.ММ.ГГГГ №, и согласовывает его в установленным порядком с территориальными органами безопасности, территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Утверждается перечень высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, являющимся председателем антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации.
Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в течение 1 месяца после утверждения перечня письменно информирует правообладателей торговых объектов (территорий) о включении торговых объектов (территорий) в указанный перечень (пункт 7 Требований).
Пункт 14 Требований определяет, что для проведения категорирования торгового объекта (территории) решением правообладателя торгового объекта (территории) создается комиссия по обследованию и категорированию торгового объекта (территории) (далее - комиссия) в течение 1 месяца со дня получения уведомления о включении этого торгового объекта (территории) в перечень, предусмотренный пунктом 5 Требований.
Согласно п.17 Требований в ходе своей работы комиссия, в том числе определяет категорию торгового объекта (территории) или подтверждает (изменяет) ранее присвоенную категорию либо рекомендует исключить торговый объект (территорию) из перечня, предусмотренного пунктом 5 Требований, при отсутствии у торгового объекта (территории) признаков, позволяющих его отнести к определенной категории.
Пунктом 18 Требований, предусмотрено, что результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования торгового объекта (территории), который составляется в произвольной форме и содержит сведения, подтверждающие принятие комиссией решения о присвоении торговому объекту (территории) соответствующей категории, выводы об эффективности существующей антитеррористической защищенности торгового объекта (территории), а также рекомендации и перечень мер по приведению его антитеррористической защищенности в соответствие с настоящими требованиями. Акт обследования и категорирования торгового объекта (территории) является неотъемлемой частью паспорта безопасности.
Из пункта 21 Требований, следует, что на каждый торговый объект (территорию) в течение 30 дней после проведения его обследования и категорирования на основании акта обследования и категорирования торгового объекта (территории) разрабатывается паспорт безопасности, представляющий собой информационно-справочный документ постоянного действия, отражающий состояние антитеррористической защищенности торгового объекта (территории) и содержащий перечень необходимых мероприятий по предупреждению (пресечению) террористических актов на торговом объекте (территории).
Паспорт безопасности составляется руководителем объекта и утверждается правообладателем торгового объекта (территории) либо уполномоченным им должностным лицом.
Паспорт безопасности в течение 30 дней со дня его составления подлежит согласованию с руководителями территориального органа безопасности, территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации и уполномоченного органа субъекта Российской Федерации по месту нахождения торгового объекта (территории) или уполномоченными ими должностными лицами.
Материалами дела установлено, что распоряжением Правительства Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории Алтайского края и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты.
В указанный перечень включен торговый объект, расположенный по адресу: <адрес>, правообладателем которого является Гончарова Е.В.
Ответчиком получено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о включении помещения в вышеназванный перечень.
Вместе с тем, в нарушение п.4 ч.2,ч.3.1 ст.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №35-ФЗ, п.п.14, 18, 21 паспорт безопасности ответчиком до настоящего времени не разработан, с уполномоченными лицами не согласован.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В данном случае под неопределенным кругом лиц понимаются лица, являющиеся посетителями торгового центра, жизни и здоровью которых может быть причинен вред в связи с бездействием ответчика по непринятию мер к соблюдению требований законодательства о противодействии терроризму.
Невыполнение ответчиком требования антитеррористической защищенности торгового объекта, расположенного по адресу: <адрес>, создает предпосылки террористической деятельности, нарушения основных прав и свобод человека и гражданина, а также интересов неопределенного круга лиц. Непринятие мер по обеспечению безопасности посетителей, работников магазина создает условия для распространения терроризма, последствиями которого могут стать массовая гибель людей, уничтожение или повреждение имущества.
Учитывая, что помещение, в котором расположены отель и магазин принадлежит на праве собственности ответчику, суд приходит к выводу, что заявленные требования прокурора в части невыполнения пунктов 14, 21 Требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, а именно: проведения обследования и категорирования торгового объекта (магазина непродовольственных товаров), составление акта обследования и категорирования торгового объекта, разработка и согласование паспорта безопасности торгового объекта (в случае необходимости), подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. ст. 98, 103 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, ст. 333.19 Налогового Кодекса Российской Федерации, с ответчика в местный бюджет следует взыскать государственную пошлину в размере 300 руб., поскольку истец освобожден от уплаты госпошлины в силу закона.
Руководствуясь ст.ст. 103, 194-199, 234-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора города Рубцовска Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к Гончаровой Елене Владимировне удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Гончаровой Елены Владимировны по невыполнению п.п. 14, 21 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)» в отношении помещения по адресу: <адрес>.
Возложить обязанность на Гончарову Елену Владимировну выполнить требования пунктов 14, 21 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)» в отношении помещения по адресу: <адрес>.
Взыскать с Гончаровой Елены Владимировны в доход бюджета городского округа – г.Барнаул Алтайского края государственную пошлину в размере 300 рублей.
Разъяснить, что ответчик вправе подать в Октябрьский районный суд г.Барнаула заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Ю.С. Шмидт