№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Октябрьский районный суд <адрес> РБ в составе судьи Кузубовой Н.А., при секретаре Ланцовой Е.В., с участием представителя истца Гофланд В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Давидюк Т. В. к ФГКУ "Восточное региональное управление Жилищного обеспечения" МО РФ о признании права на дополнительную выплату при начислении жилищной субсидии
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд, истец указала, что вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда <адрес> за истцом признано право на жилищное обеспечение в виде выплаты жилищной субсидии. Однако, в нарушении требований ч. 2 ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих» размер жилищной субсидии был определен ответчиком без учета права супруга истца Давидюк В.А., который на момент увольнения с военной службы занимал должность командира войсковой части, на дополнительную площадь. Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просит обязать ответчика произвести перерасчет жилищной субсидии и произвести доплату с учетом права умершего супруга на дополнительную площадь.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство обороны РФ.
В судебное заседание истец Давидюк Т.В. не явилась, извещена надлежащим образом.
В судебном заседании представитель истца Гофланд В.В. исковые требования поддержала в полном объеме, указав о наличие у истца права на выплату ей жилищной субсидии с учетом права супруга на дополнительную площадь в соответствии со ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих».
Представитель ответчика ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ Каурова О.Б. в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие, направила возражения на иск, в которых указала на отсутствие оснований для удовлетворения иска, поскольку супруг истца Давидюк В.А. на момент смерти и жилищного обеспечения истца не являлся действующим военнослужащим.
Представитель Министерства обороны РФ Егорова К.А. в суд не явилась, также просила о рассмотрении дела в свое отсутствие, направив отзыв, в котором указала на отсутствие у супруга истца права на дополнительную площадь при обеспечении истца жилым помещением в виде выплаты жилищной субсидии. Ссылаясь на неверное толкование истцом положений ФЗ «О статусе военнослужащих», просила в иске отказать.
С учетом надлежащего извещения и ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что истец является вдовой военнослужащего Давидюк В.А., умершего ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Давидюк Т.В. обратилась в ФГКУ «Востокрегионжилье» <адрес> с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма как члена семьи военнослужащего, умершего после прохождения военной службы и имеющего необходимую выслугу военной службы.
ДД.ММ.ГГГГ ФГКУ «Востокрегионжилье» территориальное отделение <адрес> принято решение № об отказе Давидюк Т.В. в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Не согласившись с указанным решением, Давидюк Т.В. обратилась в суд.
Вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. за Давидюк Т.В. признано право на жилищное обеспечение в виде выплаты жилищной субсидии.
Во исполнение указанного решения истец была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и на основании решения ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ ей была выплачена жилищная субсидия в размере 5314501,50 руб. без учета права умершего супруга на дополнительную площадь.
Решением ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ. истец была снята с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Полагая действия ответчика по начислению жилищной субсидии без учета права умершего супруга на дополнительную площадь незаконными, истец обратилась в суд с вышеуказанными требованиями. Однако, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.
Согласно ст. 15 ФЗ от 27.05.1998г. № ФЗ-76 "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 24 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшей на дату обращения Давидюк Т.В. с заявлением о постановке на учет нуждающейся в улучшении жилищных условий) членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктами 1, 16, 18 и 19 статьи 15 и статьей 15.1 настоящего Федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).
В соответствии с ч. 2 указанной статьи за членами семей военнослужащих, потерявших кормильца, после гибели (смерти) военнослужащего сохраняется право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из содержания вышеприведенных положений Федерального закона "О статусе военнослужащих" следует, что члены семьи военнослужащего, погибшего (умершего) после увольнения с военной службы, при определенных обстоятельствах обладают самостоятельным правом быть обеспеченными жилыми помещениями при условии признания их нуждающимися в жилых помещениях или имевшими основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с названным Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего.
Статьей 15.1 ФЗ РФ "О статусе военнослужащих" установлена норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в собственность бесплатно или по договору социального найма, в 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
При предоставлении жилого помещения в соответствии с настоящим Федеральным законом членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего (гражданина, уволенного с военной службы) размер общей площади предоставляемого жилого помещения определяется исходя из состава семьи военнослужащего (гражданина, уволенного с военной службы) на дату его гибели (смерти).
Вышеуказанные нормы закона нашли свое дополнительное разъяснение в пункте 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" которым установлено, что при разрешении споров о праве членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членов семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, на жилое помещение необходимо учитывать, что в силу пункта 1.1 статьи 15.1 и пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" жилищные субсидии либо жилые помещения предоставляются им с учетом права погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, в том числе на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).
Согласно ч. 2 ст. 15.1 ФЗ РФ "О статусе военнослужащих" военнослужащий, имеющий воинское звание полковник, ему равное и выше, проходящий военную службу либо уволенный с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, командир воинской части, военнослужащий, имеющий почетное звание Российской Федерации, военнослужащий - преподаватель военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования, военного учебного центра при государственной образовательной организации высшего образования, военнослужащий - научный работник, имеющий ученую степень и (или) ученое звание, при предоставлении им жилого помещения, в том числе служебного жилого помещения, имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения в пределах от 15 до 25 квадратных метров.
Как следует из разъяснений Верховного Суда РФ, содержащихся в п. 28 Постановления Пленума № от 29.05.2014г. «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», во избежание нарушения прав военнослужащих на дополнительную общую площадь жилого помещения в соответствии с пунктом 2 статьи 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" судам следует исходить из того, что такое право сохраняется за офицерами в воинском звании полковника, ему равном и выше, не только проходящими военную службу, но и уволенными с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями. Иные категории военнослужащих (например, командиры воинских частей в воинском звании до подполковника, капитана 2 ранга включительно) имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения только в период прохождения военной службы.
Таким образом, исходя из содержания п. 8 ст. 15, п. 2 ст. 15.1 Федерального закона N 76-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О статусе военнослужащих", п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", правом на дополнительную жилую площадь по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ обладают только офицеры в воинских званиях полковник, ему равном и выше, при условии предоставления им жилого помещения в связи с увольнением с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или связи с организационно-штатными мероприятиями.
Другие упомянутые в пункте 8 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ лица, в частности командиры воинской части, не состоящие в воинских званиях полковник, равном ему и выше, обладают правом на дополнительную жилую площадь при предоставлении жилого помещения только в период прохождения ими военной службы, то есть до момента утраты статуса военнослужащего.
При таких обстоятельствах, поскольку супруг истца, занимающий на момент увольнения должность командира части и находящийся в звании подполковника не обеспечивался жилым помещением в период прохождения военной службы, и право на жилищное обеспечение было реализовано членами его семьи после его смерти, на момент которой он не являлся действующим военнослужащим, с учетом вышеприведенных норм права и разъяснений Верховного Суда РФ, у истца отсутствует право на получение жилищной субсидии с учетом права супруга на дополнительную площадь по заявленным в иске основаниям. Иных оснований, по которым супруг истца Давидюк В.А. имел право на дополнительную площадь в соответствии с ч. 2 ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих» судом не установлено и представителя истца на их наличие не ссылалась.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Давидюк Т. В. к ФГКУ "Восточное региональное управление Жилищного обеспечения" о признании права на дополнительную выплату при начислении жилищной субсидии оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.
Судья подпись Н.А. Кузубова
Судья: копия верна Н.А. Кузубова
Секретарь: Е.В. Ланцова
Оригинал находится в Октябрьском районном суде <адрес>
в материалах гражданского дела №