Решение по делу № 33-7890/2024 от 05.04.2024

66RS0014-01-2023-001509-82

Дело № 33-7890/2024 (2-35/2024)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего

Кучеровой Р.В..,

судей

Орловой Е.Г.,

Хайровой Г.С.,

при помощнике судьи Нургалиевой Р.Р. рассмотрела в открытом судебном заседании 29.05.2024 гражданское дело по иску Стальской Елены Львовны к Кара Валентине Константиновне, индивидуальному предпринимателю Закожурникову Павлу Владимировичу, Бубчиковской сельской администрации Администрации муниципального образования Алапаевское о признании захоронения незаконным, возложении обязанности произвести эксгумацию и перезахоронение тела, восстановлении целостности могилы, взыскании компенсации морального вреда по апелляционной жалобе истца на решение Алапаевского городского суда Свердловской области от 31.01.2024.

Заслушав доклад судьи Хайровой Г.С., объяснения истца, судебная коллегия

установила:

Стальская Е.Л. обратилась в суд с иском к Кара В.К. о признании незаконным захоронения ( / / )8, возложении обязанности произвести эксгумацию и перезахоронение тела ( / / )8, восстановлении целостности могилы ( / / )9, взыскании компенсации морального вреда в сумме 20 000 руб. В обоснование требований истец указала, что 03.05.2022 обнаружила, что на части могилы ее брата ( / / )9, похороненного на кладбище в селе Рычково Алапаевского района Свердловской области, произведено новое захоронение ( / / )8, при этом частично могила ( / / )9 была вытоптана, могильный холм разрушен, крест на могиле наклонился, так как на части могилы находится новое захоронение ( / / )8 Стальская Е.Л. и ( / / )9 не являются родственниками ( / / )8 и Кара В.К. Истец обратилась с жалобой на незаконное захоронение ( / / )8 в Алапаевскую городскую прокуратуру, которая была перенаправлена в дежурную часть отделения полиции № 3 МО МВД России «Алапаевский». В определении об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении № 8703 от 05.10.2022 изложены обстоятельства события, отражены объяснения Кара В.К., в котором установлено, что ответчик самовольно произвела захоронение на могиле ( / / )9 без согласия родственников, и без согласования с органом местного самоуправления. Истец считает, что при копке могилы, был затронут гроб ее брата, так как места для двух гробов недостаточно, могила брата повреждена, поскольку при копке могилы для ( / / )8 рабочие топтались по могиле ( / / )9 Земельная насыпь верхней части могилы ( / / )8 частично находится на могиле ( / / )9 и практически вплотную к кресту ( / / )9, в связи с чем, был поврежден крест. Истец испытала сильные душевые страдания, так как ей дорога память о брате, при воспоминании о том, что по могильному холму ее брата топтались, она испытывает душевную боль, что сказалось на ухудшении ее здоровья.

Определением Алапаевского городского суда Свердловской области от 27.12.2023 по ходатайству истца к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Бубчиковская сельская администрация Администрации муниципального образования Алапаевское, ИП Закожурников П.В.

Решением Алапаевского городского суда Свердловской области от 31.01.2024 исковые требования Стальской Е.Л. оставлены без удовлетворения.

Истцом подана апелляционная жалоба, в которой она просит решение Алапаевского городского суда Свердловской области от 31.01.2024 отменить, вынести по делу новое решение об удовлетворении требований. Оспаривая законность и обоснованность решения, истец, повторяя позицию, изложенную в суде первой инстанции, указывает, что с заявлением о получении удостоверения и определения места захоронения в отношении ( / / )8 никто из родственников не обращался, удостоверение не выдавалось, соответственно, захоронение, произведенное ответчиком Кара В.К. с привлечением подрядной организации ИП Закожурникова П.В. является самовольным и нарушает требования «Положения об организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории МО Алапаевское». Суд не принял во внимание тот факт, что захороненные ( / / )9 и ( / / )8 родственниками не являются, захоронены с нарушением отступов и нормативов, установленных для захоронения.

Третьим лицом Администрацией МО Алапаевское представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых указано, что решение суда является законным.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец доводы апелляционной жалобы поддержала.

Ответчики Кара В.К., ИП Закожурников П.В., Бубчиковская сельская администрация Администрации муниципального образования Алапаевское, третье лицо Администрация МО Алапаевское в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате и времени судебного заседания извещены в соответствии с требованиями ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ходатайство об отложении судебного заседания не заявляли.

Судебная коллегия в соответствии с положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определила рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, проверив законность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Вопросы, связанные с организацией похорон и захоронением в Российской Федерации, регламентируются Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.

В соответствии с абзацем 4 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти - пожелание, выраженное в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме: быть погребенным на том или ином месте, по тем или иным обычаям или традициям, рядом с теми или иными ранее умершими.

В силу п.п. 1, 2 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с настоящим Федеральным законом. Исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения, рядом с ранее умершими гарантируется при наличии на указанном месте погребения свободного участка земли или могилы ранее умершего близкого родственника либо ранее умершего супруга. В иных случаях возможность исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения определяется специализированной службой по вопросам похоронного дела с учетом места смерти, наличия на указанном им месте погребения свободного участка земли, а также с учетом заслуг умершего перед обществом и государством.

В соответствии с п. 5 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров. Размер земельного участка для Федерального военного мемориального кладбища определяется исходя из предполагаемого количества захоронений на нем и может превышать сорок гектаров. Участок земли на территории Федерального военного мемориального кладбища для погребения погибшего (умершего) составляет пять квадратных метров и предоставляется бесплатно. Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом же участке земли умершего супруга или близкого родственника.

В соответствии с п.п. 1,2, 3 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. На общественных кладбищах погребение может осуществляться с учетом вероисповедальных, воинских и иных обычаев и традиций. На общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с пунктом 5 статьи 16 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи). Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Постановлением Администрации муниципального образования Алапаевское от 19.03.2018 №180 утверждено «Положение об организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории муниципального образования Алапаевское».

Согласно п. 4.3 ст. 4 Постановления на территориальные органы Администрации возложены обязанности по организации похоронного дела.

Согласно п. 7.7 «Положения об организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории муниципального образования Алапаевское» размеры вновь отводимых земельных участков под захоронения составляют: длина 2,0 м., ширина 2,5 м, площадь 5 кв.м, размер могилы составляет 2,0 м (длина)* 1,0 м (ширина). Расстояние между двумя могилами должно быть не менее 0,5 м.

Судом установлено, что на территории Бубчиковской сельской администрации Администрации муниципального образования Алапаевское на кладбище, расположенном недалеко от с. Рычково, в 2005 году похоронен брат истца ( / / )9 Слева, в непосредственной близости от могилы ( / / )9 в январе 2022 года похоронен супруг ответчика ( / / )8

Согласно материалам дела, истец обратилась с заявлением о проведении обследования на предмет соблюдения законодательства о содержании кладбищ и мест захоронения в Администрацию муниципального образования Алапаевское, в Отделение полиции № 3 МО МВД России «Алапаевский», в Алапаевскую городскую прокуратуру, указывая на незаконность захоронения Кара А.И.

Согласно ответу Администрации муниципального образования Алапаевское от 28.11.2023 № 01-12/252 отведение мест для захоронения предоставляется на основании заявления родственника усопшего в территориальный орган Администрации. Проведение захоронения и оформление регистрационных документов без проведения согласования с территориальными органами Администрации не допускается. Похоронные правила регулируются ГОСТ Р54611, СанПин, участок для погребения имеет в длину 200 см, в ширину 150 см, расстояние между захоронениями не менее 50 см. В данном случае расстояние между захоронениями ( / / )8 и ( / / )9 не превышает 20-25 см. При выборе захоронения Кара В.К. в Бубчиковскую сельскую администрацию не обращалась (л.д. 140).

Определением УУП ОП № 3 МО МВД России «Алапаевский» от 05.10.2022 в возбуждении дела об административном правонарушении отказано в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Из объяснений Кара В.К. установлено, что она похоронила своего мужа на кладбище рядом с с. Рычково. Поскольку мест особо не было, она решила похоронить мужа рядом с родственником ( / / )9 При захоронении по могиле ( / / )9 никто не ходил, ходили вокруг могил, никто ничего не повреждал. Возражений по поводу того, что Кара В.К. похоронила мужа рядом с могилой ( / / )9 никто не высказывал. В конце апреля 2022 года Кара В.К. совместно со своей семьей ездила убираться на могилах родственников, в том числе убрала траву и листву с могилы ( / / )9 Также из ответа на запрос из Бубчиковской сельской администрации установлено, что участки для захоронения на кладбище, расположенном в с. Рычково Алапаевского района в реестре муниципальной собственности не состоят, реестр участков для захоронения не ведется (л.д. 80).

По результатам проведения надзорных мероприятий Алапаевской городской прокуратурой в адрес Главы МО Алапаевское внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства от 23.12.2022 № 02-07-2022 в области организации ритуальных услуг на территории МО Алапаевское. В ходе надзорных мероприятий установлено, что на кладбище, расположенном в с. Рычково производятся бесконтрольные захоронения тел умерших без регистрации и выдачи документов. Реестр участков на кладбище не ведется (л.д. 63-88).

Разрешая заявленные требования Стальской Е.Л., суд первой инстанции, руководствуясь вышеуказанными нормами права, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, ввиду отсутствия относимых, допустимых и достаточных доказательств незаконности захоронения и необходимости перезахоронения тела ( / / )8

Судебная коллегия полагает возможным согласиться с данным выводом суда, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела, основан на правильном применении судом норм материального и процессуального права.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, в материалы дела не представлено доказательств незаконности захоронения ( / / )8 ввиду не соответствия положениям Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», СанПин СанПин 2.1.3684-21 «Саниатрно-эпидимеологические требования к содержанию территории городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий».

Напротив, захоронение имеет место на кладбище, которое функционирует на протяжении многих лет. Так, из ответа на запрос Администрации МО Алапаевское от 30.01.2024 № б/н следует, что согласно п. 6.4 Генерального плана муниципального образования Алапаевское местом традиционного захоронения на территории Бубчиковской сельской администрации является кладбище площадью 0,9 га, расположенное к северу от с. Рычково, указанное кладбище состоит в реестре кладбищ, расположенных на территории муниципального образования Алапаевское (пункт 29 реестра), земельный участок не сформирован, категория земель - земли лесного фонда, вид разрешенного использования - ритуальная деятельность. Захоронения на кладбище в с. Рычково осуществляются в соответствии с обычаями, установленными с 1624 года.

Отсутствие удостоверения о захоронении и определения места захоронения в отношении ( / / )8 не свидетельствует о незаконности самого захоронения, поскольку как следует из пояснений главы Бубчиковской сельской администрации, до 2022 года захоронения производились на основании обычаев и традиций на данном кладбище без согласования с администраций, путем выбора свободного места родственниками усопшего, и до настоящего момента проблем или каких-либо конфликтных ситуаций не возникало.

Более того, соответствующее удостоверение о захоронении также отсутствует и у самого истца в отношении могилы ( / / )9, в сязи с чем истец не является лицом, несущим ответственность за данное захоронение.

Доводы жалобы, повторяющие позицию истца о том, что ( / / )9 и ( / / )8 захоронены с нарушением отступов и нормативов, установленных для захоронения, не свидетельствует о незаконности захоронения и не являются основанием для эксгумации и перезахоронения тела ( / / )8

Действующим законодательством Российской Федерации, изъятие урн, эксгумация и перезахоронение останков умерших производится в случаях и порядке, установленных действующим законодательством: погибших при защите Отечества (ст. 4 Закона Российской Федерации от 14.01.1993 № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»), старых военных и ранее неизвестных захоронений (ст. 22 Федерального закона Российской Федерации от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»), при необходимости извлечения трупа из места захоронения (ст. 178 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации). Согласно п.п. 7.17, 7.18 Постановления Администрации муниципального образования Алапаевское от 19.03.2018 №180 перезахоронение или эксгумация допускается в случае ликвидации кладбища или его участка, в случае нарушения правил содержания захоронений, в связи с переносом праха умершего с одного кладбища на другое, по истечении кладбищенского периода, а также по постановлению правоохранительных органов или по решению суда в соответствии с действующим законодательством. При перезахоронении вносятся изменения в архивные книги регистрации захоронений. Изъятие останков и урн с прахом из мест захоронений производится в установленном порядке, на основании разрешения Администрации муниципального образования Алапаевское и заключения органов Госсанэпиднадзора об отсутствии особо опасных инфекционных заболеваний. Не рекомендуется проводить перезахоронение ранее одного года с момента погребения.

Таким образом, перезахоронение тела ( / / )8 (эксгумация для целей перезахоронения), который не является родственником истца, возможно только при личном волеизъявлении родственников умершего. Вместе с тем, истец не является собственником или иным законным владельцем земельного участка, на котором захоронен ( / / )8, не обладает правом по самостоятельному принятию решения о дальнейшем погребении лиц на данном участке, и, следовательно, не вправе требовать перезахоронения.

Отказывая во взыскании компенсации морального вреда, суд, руководствуясь ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», обоснованно исходил из того, что нарушений нематериальных благ и личных неимущественных прав истца ответчиками не установлено. Доказательства того, что при захоронении ( / / )8 рабочие топтались по могиле ( / / )9, в связи с чем, была разрушена могила ( / / )9, поврежден крест, в материалах дела отсутствуют. Захоронение ( / / )8 не препятствует истцу проходу к могиле брата и почитанию его памяти.

На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, о том, что решение суда является законным и обоснованным, не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.

Согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Алапаевского городского суда Свердловской области от 31.01.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.

Председательствующий Р.В. Кучерова

Судьи Е.Г. Орлова

Г.С. Хайрова

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 30.05.2024


66RS0014-01-2023-001509-82

Дело № 33-7890/2024 (2-35/2024)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего

Кучеровой Р.В..,

судей

Орловой Е.Г.,

Хайровой Г.С.,

при помощнике судьи Нургалиевой Р.Р. рассмотрела в открытом судебном заседании 29.05.2024 гражданское дело по иску Стальской Елены Львовны к Кара Валентине Константиновне, индивидуальному предпринимателю Закожурникову Павлу Владимировичу, Бубчиковской сельской администрации Администрации муниципального образования Алапаевское о признании захоронения незаконным, возложении обязанности произвести эксгумацию и перезахоронение тела, восстановлении целостности могилы, взыскании компенсации морального вреда по апелляционной жалобе истца на решение Алапаевского городского суда Свердловской области от 31.01.2024.

Заслушав доклад судьи Хайровой Г.С., объяснения истца, судебная коллегия

установила:

Стальская Е.Л. обратилась в суд с иском к Кара В.К. о признании незаконным захоронения ( / / )8, возложении обязанности произвести эксгумацию и перезахоронение тела ( / / )8, восстановлении целостности могилы ( / / )9, взыскании компенсации морального вреда в сумме 20 000 руб. В обоснование требований истец указала, что 03.05.2022 обнаружила, что на части могилы ее брата ( / / )9, похороненного на кладбище в селе Рычково Алапаевского района Свердловской области, произведено новое захоронение ( / / )8, при этом частично могила ( / / )9 была вытоптана, могильный холм разрушен, крест на могиле наклонился, так как на части могилы находится новое захоронение ( / / )8 Стальская Е.Л. и ( / / )9 не являются родственниками ( / / )8 и Кара В.К. Истец обратилась с жалобой на незаконное захоронение ( / / )8 в Алапаевскую городскую прокуратуру, которая была перенаправлена в дежурную часть отделения полиции № 3 МО МВД России «Алапаевский». В определении об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении № 8703 от 05.10.2022 изложены обстоятельства события, отражены объяснения Кара В.К., в котором установлено, что ответчик самовольно произвела захоронение на могиле ( / / )9 без согласия родственников, и без согласования с органом местного самоуправления. Истец считает, что при копке могилы, был затронут гроб ее брата, так как места для двух гробов недостаточно, могила брата повреждена, поскольку при копке могилы для ( / / )8 рабочие топтались по могиле ( / / )9 Земельная насыпь верхней части могилы ( / / )8 частично находится на могиле ( / / )9 и практически вплотную к кресту ( / / )9, в связи с чем, был поврежден крест. Истец испытала сильные душевые страдания, так как ей дорога память о брате, при воспоминании о том, что по могильному холму ее брата топтались, она испытывает душевную боль, что сказалось на ухудшении ее здоровья.

Определением Алапаевского городского суда Свердловской области от 27.12.2023 по ходатайству истца к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Бубчиковская сельская администрация Администрации муниципального образования Алапаевское, ИП Закожурников П.В.

Решением Алапаевского городского суда Свердловской области от 31.01.2024 исковые требования Стальской Е.Л. оставлены без удовлетворения.

Истцом подана апелляционная жалоба, в которой она просит решение Алапаевского городского суда Свердловской области от 31.01.2024 отменить, вынести по делу новое решение об удовлетворении требований. Оспаривая законность и обоснованность решения, истец, повторяя позицию, изложенную в суде первой инстанции, указывает, что с заявлением о получении удостоверения и определения места захоронения в отношении ( / / )8 никто из родственников не обращался, удостоверение не выдавалось, соответственно, захоронение, произведенное ответчиком Кара В.К. с привлечением подрядной организации ИП Закожурникова П.В. является самовольным и нарушает требования «Положения об организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории МО Алапаевское». Суд не принял во внимание тот факт, что захороненные ( / / )9 и ( / / )8 родственниками не являются, захоронены с нарушением отступов и нормативов, установленных для захоронения.

Третьим лицом Администрацией МО Алапаевское представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых указано, что решение суда является законным.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец доводы апелляционной жалобы поддержала.

Ответчики Кара В.К., ИП Закожурников П.В., Бубчиковская сельская администрация Администрации муниципального образования Алапаевское, третье лицо Администрация МО Алапаевское в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате и времени судебного заседания извещены в соответствии с требованиями ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ходатайство об отложении судебного заседания не заявляли.

Судебная коллегия в соответствии с положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определила рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, проверив законность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Вопросы, связанные с организацией похорон и захоронением в Российской Федерации, регламентируются Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.

В соответствии с абзацем 4 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти - пожелание, выраженное в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме: быть погребенным на том или ином месте, по тем или иным обычаям или традициям, рядом с теми или иными ранее умершими.

В силу п.п. 1, 2 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с настоящим Федеральным законом. Исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения, рядом с ранее умершими гарантируется при наличии на указанном месте погребения свободного участка земли или могилы ранее умершего близкого родственника либо ранее умершего супруга. В иных случаях возможность исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения определяется специализированной службой по вопросам похоронного дела с учетом места смерти, наличия на указанном им месте погребения свободного участка земли, а также с учетом заслуг умершего перед обществом и государством.

В соответствии с п. 5 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров. Размер земельного участка для Федерального военного мемориального кладбища определяется исходя из предполагаемого количества захоронений на нем и может превышать сорок гектаров. Участок земли на территории Федерального военного мемориального кладбища для погребения погибшего (умершего) составляет пять квадратных метров и предоставляется бесплатно. Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом же участке земли умершего супруга или близкого родственника.

В соответствии с п.п. 1,2, 3 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. На общественных кладбищах погребение может осуществляться с учетом вероисповедальных, воинских и иных обычаев и традиций. На общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с пунктом 5 статьи 16 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи). Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Постановлением Администрации муниципального образования Алапаевское от 19.03.2018 №180 утверждено «Положение об организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории муниципального образования Алапаевское».

Согласно п. 4.3 ст. 4 Постановления на территориальные органы Администрации возложены обязанности по организации похоронного дела.

Согласно п. 7.7 «Положения об организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории муниципального образования Алапаевское» размеры вновь отводимых земельных участков под захоронения составляют: длина 2,0 м., ширина 2,5 м, площадь 5 кв.м, размер могилы составляет 2,0 м (длина)* 1,0 м (ширина). Расстояние между двумя могилами должно быть не менее 0,5 м.

Судом установлено, что на территории Бубчиковской сельской администрации Администрации муниципального образования Алапаевское на кладбище, расположенном недалеко от с. Рычково, в 2005 году похоронен брат истца ( / / )9 Слева, в непосредственной близости от могилы ( / / )9 в январе 2022 года похоронен супруг ответчика ( / / )8

Согласно материалам дела, истец обратилась с заявлением о проведении обследования на предмет соблюдения законодательства о содержании кладбищ и мест захоронения в Администрацию муниципального образования Алапаевское, в Отделение полиции № 3 МО МВД России «Алапаевский», в Алапаевскую городскую прокуратуру, указывая на незаконность захоронения Кара А.И.

Согласно ответу Администрации муниципального образования Алапаевское от 28.11.2023 № 01-12/252 отведение мест для захоронения предоставляется на основании заявления родственника усопшего в территориальный орган Администрации. Проведение захоронения и оформление регистрационных документов без проведения согласования с территориальными органами Администрации не допускается. Похоронные правила регулируются ГОСТ Р54611, СанПин, участок для погребения имеет в длину 200 см, в ширину 150 см, расстояние между захоронениями не менее 50 см. В данном случае расстояние между захоронениями ( / / )8 и ( / / )9 не превышает 20-25 см. При выборе захоронения Кара В.К. в Бубчиковскую сельскую администрацию не обращалась (л.д. 140).

Определением УУП ОП № 3 МО МВД России «Алапаевский» от 05.10.2022 в возбуждении дела об административном правонарушении отказано в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Из объяснений Кара В.К. установлено, что она похоронила своего мужа на кладбище рядом с с. Рычково. Поскольку мест особо не было, она решила похоронить мужа рядом с родственником ( / / )9 При захоронении по могиле ( / / )9 никто не ходил, ходили вокруг могил, никто ничего не повреждал. Возражений по поводу того, что Кара В.К. похоронила мужа рядом с могилой ( / / )9 никто не высказывал. В конце апреля 2022 года Кара В.К. совместно со своей семьей ездила убираться на могилах родственников, в том числе убрала траву и листву с могилы ( / / )9 Также из ответа на запрос из Бубчиковской сельской администрации установлено, что участки для захоронения на кладбище, расположенном в с. Рычково Алапаевского района в реестре муниципальной собственности не состоят, реестр участков для захоронения не ведется (л.д. 80).

По результатам проведения надзорных мероприятий Алапаевской городской прокуратурой в адрес Главы МО Алапаевское внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства от 23.12.2022 № 02-07-2022 в области организации ритуальных услуг на территории МО Алапаевское. В ходе надзорных мероприятий установлено, что на кладбище, расположенном в с. Рычково производятся бесконтрольные захоронения тел умерших без регистрации и выдачи документов. Реестр участков на кладбище не ведется (л.д. 63-88).

Разрешая заявленные требования Стальской Е.Л., суд первой инстанции, руководствуясь вышеуказанными нормами права, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, ввиду отсутствия относимых, допустимых и достаточных доказательств незаконности захоронения и необходимости перезахоронения тела ( / / )8

Судебная коллегия полагает возможным согласиться с данным выводом суда, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела, основан на правильном применении судом норм материального и процессуального права.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, в материалы дела не представлено доказательств незаконности захоронения ( / / )8 ввиду не соответствия положениям Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», СанПин СанПин 2.1.3684-21 «Саниатрно-эпидимеологические требования к содержанию территории городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий».

Напротив, захоронение имеет место на кладбище, которое функционирует на протяжении многих лет. Так, из ответа на запрос Администрации МО Алапаевское от 30.01.2024 № б/н следует, что согласно п. 6.4 Генерального плана муниципального образования Алапаевское местом традиционного захоронения на территории Бубчиковской сельской администрации является кладбище площадью 0,9 га, расположенное к северу от с. Рычково, указанное кладбище состоит в реестре кладбищ, расположенных на территории муниципального образования Алапаевское (пункт 29 реестра), земельный участок не сформирован, категория земель - земли лесного фонда, вид разрешенного использования - ритуальная деятельность. Захоронения на кладбище в с. Рычково осуществляются в соответствии с обычаями, установленными с 1624 года.

Отсутствие удостоверения о захоронении и определения места захоронения в отношении ( / / )8 не свидетельствует о незаконности самого захоронения, поскольку как следует из пояснений главы Бубчиковской сельской администрации, до 2022 года захоронения производились на основании обычаев и традиций на данном кладбище без согласования с администраций, путем выбора свободного места родственниками усопшего, и до настоящего момента проблем или каких-либо конфликтных ситуаций не возникало.

Более того, соответствующее удостоверение о захоронении также отсутствует и у самого истца в отношении могилы ( / / )9, в сязи с чем истец не является лицом, несущим ответственность за данное захоронение.

Доводы жалобы, повторяющие позицию истца о том, что ( / / )9 и ( / / )8 захоронены с нарушением отступов и нормативов, установленных для захоронения, не свидетельствует о незаконности захоронения и не являются основанием для эксгумации и перезахоронения тела ( / / )8

Действующим законодательством Российской Федерации, изъятие урн, эксгумация и перезахоронение останков умерших производится в случаях и порядке, установленных действующим законодательством: погибших при защите Отечества (ст. 4 Закона Российской Федерации от 14.01.1993 № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»), старых военных и ранее неизвестных захоронений (ст. 22 Федерального закона Российской Федерации от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»), при необходимости извлечения трупа из места захоронения (ст. 178 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации). Согласно п.п. 7.17, 7.18 Постановления Администрации муниципального образования Алапаевское от 19.03.2018 №180 перезахоронение или эксгумация допускается в случае ликвидации кладбища или его участка, в случае нарушения правил содержания захоронений, в связи с переносом праха умершего с одного кладбища на другое, по истечении кладбищенского периода, а также по постановлению правоохранительных органов или по решению суда в соответствии с действующим законодательством. При перезахоронении вносятся изменения в архивные книги регистрации захоронений. Изъятие останков и урн с прахом из мест захоронений производится в установленном порядке, на основании разрешения Администрации муниципального образования Алапаевское и заключения органов Госсанэпиднадзора об отсутствии особо опасных инфекционных заболеваний. Не рекомендуется проводить перезахоронение ранее одного года с момента погребения.

Таким образом, перезахоронение тела ( / / )8 (эксгумация для целей перезахоронения), который не является родственником истца, возможно только при личном волеизъявлении родственников умершего. Вместе с тем, истец не является собственником или иным законным владельцем земельного участка, на котором захоронен ( / / )8, не обладает правом по самостоятельному принятию решения о дальнейшем погребении лиц на данном участке, и, следовательно, не вправе требовать перезахоронения.

Отказывая во взыскании компенсации морального вреда, суд, руководствуясь ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», обоснованно исходил из того, что нарушений нематериальных благ и личных неимущественных прав истца ответчиками не установлено. Доказательства того, что при захоронении ( / / )8 рабочие топтались по могиле ( / / )9, в связи с чем, была разрушена могила ( / / )9, поврежден крест, в материалах дела отсутствуют. Захоронение ( / / )8 не препятствует истцу проходу к могиле брата и почитанию его памяти.

На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, о том, что решение суда является законным и обоснованным, не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.

Согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Алапаевского городского суда Свердловской области от 31.01.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.

Председательствующий Р.В. Кучерова

Судьи Е.Г. Орлова

Г.С. Хайрова

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 30.05.2024


33-7890/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Стальская Елена Львовна
Ответчики
ИП Закожурников Павел Владимирович
Кара Валентина Константиновна
Бубчиковская сельская администрация Администрации МО Алапаевское
Другие
администрация МО Алапаевское
Суд
Свердловский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.svd.sudrf.ru
09.04.2024Передача дела судье
29.05.2024Судебное заседание
03.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.06.2024Передано в экспедицию
29.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее