Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Краснодар ДД.ММ.ГГГГ
Советский районный суд г. Краснодара в составе:
судьи Кантимира И.Н.
при секретаре Черкашиной И.В.
с участием:
истца Киселева В.И.,
представителя истца Киселева В.И. – Рогач И.А. (доверенность 23АА6275642 от 6.10.2016 года),
представителя ответчика Государственного учреждения – управление Пенсионного фонда РФ в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара – Свиридовой Т.П. (доверенность № 03-13 от 7.02.2017 года),
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Киселева В. И. к Государственного учреждения – управление Пенсионного фонда РФ в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара о признании незаконным решения комиссии и назначении досрочной страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Киселев В.И. обратился в суд с иском к Государственного учреждения – управление Пенсионного фонда РФ в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара, в котором просит признать незаконным решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 3395 от 19.10.2015 года, обязать ответчика включить ему периоды трудовой деятельности с 17.09.1982 года по 16.07.1986 года, с 01.01.1995 года по 26.11.1999 года в должности каменщика 2-5-го разряда в специализированном звене каменщиков в комплексной бригаде Строительно – монтажного управления № 6 Объединения «Краснодаргорстрой» в страховой стаж при определении права и размера пенсии по старости и произвести начисление пенсии с момента обращения.
Свои требования истец мотивирует тем, что он обратился в ГУ – управление Пенсионного фонда РФ в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, как постоянно работавший в должности каменщика в бригадах каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад. По расчёту ГУ – управление Пенсионного фонда РФ в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара его страховой стаж составил 35 лет 9 месяцев 2 дня, в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» - 4 года 10 месяцев 19 дней. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан (протокол № 3395 от 19.10.2015 года) ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в виду отсутствия специального стажа 12,6 лет. В протоколе комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан указано, что не может быть засчитан в специальный стаж дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10 период его работы в Строительно-монтажном управлении № 6 Объединения «Краснодаргорстрой». Однако он работал в должности каменщика 2 - 5-го разряда в специализированном звене каменщиков в комплексной бригаде Строительно-монтажного управления № 6 Объединения «Краснодаргорстрой» в периоды: с 17.09.1982 года по 16.07.1986 года и с 01.01.1995 года по 26.11.1999 год (8 лет 8 месяцев 29 дней), и осуществлял работу, связанную с повышенной интенсивностью тяжестью. По достижении требуемого возраста 55 лет его стаж, связанный с тяжёлыми условиями труда, составил 15 лет 1 месяц 16 дней. Считает решение комиссии незаконным, поскольку её выводы носят субъективный характер и ни на чём не основаны, в связи с чем он вынужден обратиться в суд с настоящим иском.
Истец Киселев В.И. и его представитель Рогач И.А. в судебном заседании поддержали заявленные требования и просили удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика ГУ – управление Пенсионного фонда РФ в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара – Свиридова Т.П., возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что они противоречат нормам пенсионного законодательства, в связи с чем просила в удовлетворении иска отказать.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований отказать по следующим основаниям.
Так, порядок возникновения и реализации прав граждан на страховые пенсии в Российской Федерации регулируется нормами Федерального Закона от 28 декабря 2013 года № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях».
При этом вопросы, связанные с порядком обращения граждан за страховой пенсией, в полной мере урегулированы «Правилами обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплатой к страховой пенсии...», утвержденными приказом Министерства труда России от 17.11.2014 года № 884 н.
В соответствии с Правилами обращения за пенсией от 17.11.2014 года № 884 н, территориальный орган Пенсионного фонда России дает оценку представленным документам, а именно:
дает оценку содержащимся в них сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета,
проверяет в необходимых случаях обоснованность их выдачи и соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица;
принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения;
- принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности представленных документов.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжёлыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Часть 3 и 4 ст. 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» указывают, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение страховой пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Постановление Правительства от 16.07.2014 года № 665 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия но старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» закрепляет применение Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии со ст.27 и ст. 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 года при досрочном назначении пенсии в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального Закона №400-Ф3 от 28.12.2013 года. .
Списки № 2 от 26.01.1991 года № 10 и от 22.08.1956 года № 1173 применяются в соответствии с Правилами, утвержденными Правительством РФ от 11.07.2002 года № 516 и ранее действующими Правилами.
Согласно Правилам для определения права на досрочную пенсию необходимо полное соответствие должности, занимаемой гражданином с должностью, поименованной Списками.
Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ определено, что Министерству труда и социального развития РФ по представлению федеральных органов власти и по согласованию с Пенсионным фондом РФ предоставлено право устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных ст.ст. 27 и 28 Закона № 173-ФЗ, а также списками учреждений и должностей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2003 года № 781.
При оценке периодов трудовой деятельности в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 года № 1173 (до принятия постановления Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10) в стаж Киселева В.И., дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, не был засчитан период с 17.09.1982 года по 16.07.1986 года – каменщик СМУ-6 Объединения «Краснодаргорстрой» г. Краснодар, поскольку Списком № 2 разделом XXIX «Строительство зданий и сооружений» специальность – каменщик не предусмотрена, соответственно данный период работы не может учитываться как льготный стаж.
При оценке периодов трудовой деятельности Киселева В.И. в соответствии с постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10 в стаж Киселева В.И., дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, не был засчитан период с 01.01.1995 года по 26.11.1999 года – каменщик СМУ-6 Объединения «Краснодаргорстрой», г. Краснодар, поскольку Списком № 2 разделом XXVII позицией 2290000а-12680 предусмотрены каменщики, постоянно работающие в бригаде каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад.
Суть бригадной формы организации и оплаты труда заключается в том, что плановый объем работы распределяется не на отдельных работников, а на коллектив бригады, который гарантирует выполнение работы независимо от сложившихся обстоятельств.
Бригада создается приказом (распоряжением) руководителя предприятия либо по его поручению приказом руководителя производственной единицы, цеха или другого структурного подразделения. Для каждой бригады уточняется состав выполняемых ею работ, формируются планово-учетные единицы, обеспечивающие оплату труда но конечному результату, разрабатываются комплексные нормы трудовых затрат на планово- учетную единицу с учетом преимуществ бригадной организации труда, определяется порядок его оплаты.
Бригады могут быть комплексными и в зависимости от особенностей производства специализированными.
Комплексная бригада включает рабочих различных профессий, выполняющих комплекс технологически разнородных, но взаимосвязанных работ, охватывающих полный цикл производства продукции и ее законченной части (например, в строительстве в такие бригады могут включаться каменщики, бетонщики, штукатуры, подсобные рабочие и пр.).
Специализированная бригада объединяет рабочих одной профессии, занятых на однородных технологических процессах.
В зависимости от условий производства и организации труда в бригадах могут создаваться звенья.
Законодательством предусмотрен показатель по условиям труда, с учетом которого для определения права каменщиков на льготное пенсионное обеспечение, необходимо в каждом конкретном случае подтверждать работу в составе комплексной бригады или специализированного звена комплексной бригады.
Факт работы в бригаде каменщиков или в специализированном звене каменщиков комплексной бригады может быть подтвержден следующими документами:
- приказами по личному составу предприятия, из которых бы усматривалось, что заявитель принят каменщиком в бригаду (в звено).
- первичными документами, из которых бы усматривался состав бригады (звена) в которую зачислен заявитель, то есть, что в бригаду входило не менее 2-х каменщиков, либо в состав звена входили только каменщики.
Таким образом, необходимо подтвердить любыми документами по личному составу наличие бригады или специализированного звена (от 2 каменщиков). В приказах по личному составу о премировании, о предоставлении ежегодных и дополнительных отпусков, о перемещении, об установлении квалификации может указываться наименование рабочих (каменщиков), количество должностей, могут упоминаться бригадиры, как комплексных (с рабочими разных специальностей), так и специализированных (например, бригады каменщиков) бригад.
Условием включения периода работы по специальности каменщика в стаж занятости в тяжелых условиях труда, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, является выполнение данной работы в составах бригады каменщиков или специализированных звеньев каменщиков в комплексных бригадах.
Период работы с 01.01.1995 года по 26.11.1999 года, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, документально не подтвержден.
Трудовая книжка Киселева В.И. содержит лишь наименование должности и не позволяет соотнести трудовые функции истца с должностями и работами, перечисленными в Списке № 2.
Из записей в трудовой книжке истца не усматривается работа в составе бригады каменщиков или в составе специализированного звена каменщиков комплексных бригад.
За указанный период для подтверждения льготного характера работы представлены архивные справки № 5864 от 16.09.2014 года и № 5869 от 17.09.2014 года, № 1689 от 10.03.2016 года, выданные Архивным отделом администрации муниципального образования город Краснодар.
Из указанных справок усматривается работа истца в должности каменщика.
Как следует из документальной проверки (акт № 19 от 21.05.2014 года), проведенной специалистами управления в Архивном отделе администрации муниципального образования город Краснодар, отсутствуют документы, подтверждающие создание бригады, либо звена каменщиков, а также подтверждающие работу Киселева В.И. в составе бригады каменщиков или в составе специализированного звена каменщиков комплексных бригад.
Истцом представлены в материалы дела копии приказов начальника Строительно – монтажного управления № 6 Объединения «Краснодаргорстрой» от 1984 года. Однако, указанные сведения являются косвенными, в них не усматриваются факты, подтверждающие работу Киселева В.И. в составе бригады, а, следовательно, право на льготное назначение пенсии.
Так, согласно приказа № 53а от 02.08.1984 года должен прилагаться список рабочих в составе бригады каменщиков – монтажников Михайлова Б.Л. Однако указанный список отсутствует. Копия приказа от 30.10.1984 года также не свидетельствует о работе истца в составе бригады, под номером «89» указана фамилия КисИлев. Кроме того, согласно приказа от 26.04.1989 года № 41 Киселев В.И. находился в должности монтажника.
Кроме того, как следует из акта документальной проверки № 19 от 21.05.2015 года, в период с 01.09.1997 года по 31.10.1997 года истец находился в отпуске без сохранения заработной платы, соответственно данный период также не может быть включен в страховой стаж на основании следующего.
Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года № 516 утверждены Правила, в соответствии с которыми в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течении полного рабочего дня, если иное не предусмотрено названными Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно названных Правил в стаж на соответствующих видах работ также включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности и периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков, то есть периоды, когда отсутствует факт непосредственного выполнения функциональных обязанностей работником согласно занимаемой должности на основании трудового договора с работодателем.
Период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы в указанных Правилах (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 18.06.2007 года № 318) не поименованы, с вытекающими отсюда правовыми последствиями в части включения названных периодов в стаж на соответствующих работах в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости
Таким образом, указанный период не может быть учтен при исчислении специального стажа, требуемого для приобретения права на досрочную страховую пенсию.
В пункте 5 разъяснения от 22 мая 1996 года N 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденного постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 29, указано, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
80 процентов рабочего времени определяется, исходя из нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, установленной в соответствии с трудовым законодательством, где за 100 процентов применяется продолжительность ежедневной работы (смены), установленная в порядке, предусмотренном Трудовым Кодексом Российской Федерации, и зафиксированная в Правилах внутреннего трудового распорядка, в Коллективном договоре или в других локальных нормативных актах организации.
Согласно записи в трудовой книжке истец работал с 14.01.1998 года по 01.09.1999 года в должности каменщика ООО «СМУ-2-97», г. Краснодар, с 23.11.1999 года по 01.11.2000 года в ООО «Кубаньопт-продторг-2». Данные периоды пересекаются с периодом работы в должности каменщика СМУ-6 объединения «Краснодаргорстрой» с 17.09.1982 года по 26.11.1999 года.
Таким образом, истец не мог быть постоянно занят выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня (не менее 80 %) в СМУ-6 объединения «Краснодаргорстрой» в должности каменщика.
Документы, подтверждающие постоянную занятость в должности, предусмотренной Списком № 2, истцом не представлены.
При таких обстоятельствах, суд считает, что отказ в назначении досрочной страховой пенсии, вынесенный комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, является обоснованным и соответствующим требованиям пенсионного законодательства.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Признать ущемленными конституционные права Киселева В.И. нельзя, так как льготное пенсионное обеспечение каждому гражданину не гарантируется. Оно предоставляется исключительно при соблюдении условий, определенных действующим законодательством.
С учетом изложенного, суд считает необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
На основании Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Киселева В. И. к Государственного учреждения – управление Пенсионного фонда РФ в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара о признании незаконным решения комиссии и назначении досрочной страховой пенсии по старости – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда в течение месяца через Советский районный суд г. Краснодара.
Судья Советского
районного суда г. Краснодара И.Н. Кантимир
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Советского
районного суда г. Краснодара И.Н. Кантимир