Решение по делу № 33-6460/2022 от 18.07.2022

Судья Добрыдень О.А. дело № 33-6460/2022

№ 2-697/2021

64RS0036-01-2021-001089-97

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 сентября 2022 года г. Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Паршиной С.В.,

судей Зотовой Ю.Ш., Артемовой Н.А.,

при ведении протокола помощником судьи Воронцовым Л.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Татищевского района Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа с. Кувыка им. Героя Советского Союза Г.Ф. Шигаева» о понуждении заключить договор на охрану общеобразовательной организации по апелляционной жалобе Управления финансов администрации Татищевского муниципального района Саратовской области на решение Татищевского районного суда Саратовской области от
06 декабря 2021 года, которым исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Зотовой Ю.Ш., объяснения представителя ответчика, третьих лиц – Иванова А.Н., поддержавшего доводы жалобы, представителя процессуального истца Лужковой Н.Д., поддержавшей доводы возражений, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших на нее возражений, судебная коллегия

установила:

прокурор Татищевского района Саратовской области обратился в суд с исковым заявлением к муниципальному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа с. Кувыка им. Героя Советского Союза Г.Ф. Шигаева» (далее - МОУ «ООШ с. Кувыка им. Героя Советского Союза Г.Ф. Шигаева») Татищевского района Саратовской области о возложении обязанности обеспечить охрану учреждения и систему оповещения о возникновении чрезвычайной ситуации.

В обоснование требований указано, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности образовательных учреждений района, в результате которой установлено, что в МОУ «ООШ с. Кувыка им. Героя Советского Союза
Г.Ф. Шигаева» Татищевского района Саратовской области, которому присвоена четвертая категория опасности в нарушение пп. «д» п. 24 Требований отсутствует система оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. Кнопка тревожной сигнализации не соответствует п. 21
ч. 1 ст. 9 ФЗ от 03.07.2016 № 226-ФЗ.

На основании изложенного просил обязать МОУ «ООШ с. Кувыка
им. Героя Советского Союза Г.Ф. Шигаева» Татищевского района Саратовской области в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу установить систему оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; установить с использованием технических средств охраны кнопку тревожной сигнализации, с выводом ее сигнала на пункт централизованной охраны войск национальной гвардии.

Определением суда от 06 декабря 2021 года прекращено производство по делу в связи с отказом от иска в части требования об установлении с использованием технических средств охраны кнопку тревожной сигнализации, с выводом ее сигнала на пункт централизованной охраны войск национальной гвардии.

Решением Татищевского районного суда Саратовской области от
06 декабря 2021 года исковые требования удовлетворены. На МОУ «ООШ
с. Кувыка им. Героя Советского Союза Г.Ф. Шигаева» Татищевского района Саратовской области возложена обязанность в срок до 31 декабря 2022 года установить систему оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Не согласившись с решением суда, Управление финансов администрации Татищевского муниципального района Саратовской области просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований либо вернуть дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Автор жалобы указывает, что согласно законодательству требование об оснащении объектов (территорий) образовательных организаций системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ не является обязательным, а транслируется только лишь как возможное. Ссылается на то, что прокуратурой проверочные мероприятия не проводились. Также указывает, что поскольку недостатки были выявлены только 20 мая 2021 года, то устранены в добровольном порядке они могут быть только до 20 мая 2023 года.

В возражениях прокурор Татищевского района Саратовской области, считая решение суда законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки в судебное заседание не сообщили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.

В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия полагает, что имеются основания, предусмотренные п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, для отмены принятого судебного постановления в связи с принятием судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

Судебной коллегий установлено, что судом первой инстанции к участию в настоящем деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора не было привлечено Управление финансов администрации Татищевского муниципального района Саратовской области.

В соответствии с ч. 5 ст. 330 ГПК РФ при наличии оснований, предусмотренных ч. 4 настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных гл. 39 ГПК РФ. О переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции выносится определение с указанием действий, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроков их совершения.

Исходя из вышеназванных обстоятельств, в связи с принятием судом решения о правах и об обязанностях лица, не привлеченного участию в деле, судебная коллегия на основании протокольного определения от 10 августа 2022 года перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных гл. 39 ГПК РФ, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора привлечено Управление финансов администрации Татищевского муниципального района Саратовской области.

Поскольку дело рассматривается по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных гл. 39 ГПК РФ, решение суда первой инстанции в соответствии со ст. 328 ГПК РФ подлежит отмене с вынесением нового решения.

Обсудив доводы жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.

На основании п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство РФ устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

В 2018 году Министерство образования и науки РФ преобразовано в Министерство просвещения РФ, к компетенции которого отнесены дошкольные и общеобразовательные учреждения, и в Министерство науки РФ, в ведение которого входят высшие учебные заведения.

В связи с этим Постановлением Правительства РФ от 02 августа 2019 года № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий)).

Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) с момента введения их в действие распространяются на объект образования, являющийся предметом рассмотрения по настоящему делу.

Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ, объектов (территорий) Министерства просвещения РФ.

На основании п. 5 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территорий).

В соответствии с п.п. 6, 8, 9 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в целях установления дифференцированных требований к антитеррористической защищенности объектов (территории) с учетом степени угрозы совершения на них террористического акта и возможных последствий его совершения на основании оценки состояния защищенности соответствующего объекта (территории), учитывающей его значимость для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степень потенциальной опасности совершения террористического акта, проводится категорирование объектов.

Для проведения категорирования объекта (территории) по решению руководителя организации в течение 2 месяцев со дня утверждения данных требований создается комиссия по обследованию и категорированию объекта, срок работы которой не превышает 30 рабочих дней со дня создания комиссии.

Порядок работы и состав комиссии определены в п. 10 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий). Результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта, подписанным всеми членами комиссии, который составляется в 2 экземплярах, и является основанием для разработки, а также неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта (п. 15 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий).

В силу пп. «е» п. 11 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) комиссия в ходе своей работы определяет перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом.

В соответствии с пп. «б», «д» п. 25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности осуществляются следующие мероприятия: обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.

Как следует из материалов дела, МОУ «ООШ с. Кувыка им. Героя Советского Союза Г.Ф. Шигаева» является некоммерческой, общеобразовательной организацией. Учредителем и собственником имущества учреждения является Татищевский муниципальный район Саратовской области.

При проведении проверки Отделением вневедомственной охраны по Закрытому административно-территориальному образованию п. Светлый - филиал Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Саратовской области установлено, что в МОУ «ООШ с. Кувыка им. Героя Советского Союза Г.Ф. Шигаева» отсутствует система оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, в связи с чем 11 июня 2021 года направлено письмо в адрес прокурора Татищевского района Саратовской области.

В связи с выявленными нарушениями в адрес главы Татищевского муниципального района Саратовской области 16 июня 2021 года внесено представление с требованием принять меры к устранению нарушений.

Согласно заявлению главы администрации Татищевского муниципального района Саратовской области от 29 июля 2021 года по итогам проверки в образовательных учреждениях Татищевского муниципального района Саратовской области проводится работа по приведению антитеррористической защищенности в соответствии с действующим законодательством.

Как следует из приобщенного в суде апелляционной инстанции акта проверки антитеррористической защищенности объекта (территории) Министерства Просвещения РФ от 31 августа 2022 года на территории МОУ «ООШ с. Кувыка им. Героя Советского Союза Г.Ф. Шигаева» отсутствует система оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Допрошенный в судебном заседании апелляционной инстанции начальник ОВО по ЗАТО п. Светлый – филиал «УВО ВНГ России по Саратовской области» Урлин Д.Ю. пояснил, что на территории МОУ «ООШ с. Кувыка им. Героя Советского Союза Г.Ф. Шигаева» отсутствует система оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Судебная коллегия принимает во внимание показания начальника ОВО по ЗАТО п. Светлый – филиал «УВО ВНГ России по Саратовской области»
Урлина Д.Ю., поскольку они последовательные, согласуются с материалами дела.

Представленные стороной ответчика в суде апелляционной инстанции договор на охрану объекта с помощью тревожной сигнализации № 37 от 11 января 2021 года, договор об эксплуатационно-техническом обслуживании объектного оборудования, мониторинге пожарной обстановки и контроле за работоспособностью средств пожарной автоматики от 11 января 2021 года, договор на монтаж охранной сигнализации № 66/43 от 06 июля 2021 года, копия приказа ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Саратовской области» от 27 октября 2016 года № 32 «Об утверждении Положения об отделении вневедомственной охраны по закрытому административно-территориальному образованию поселок Светлый - филиале федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Саратовской области», копия постановления администрации Татищевского муниципального района Саратовской области от 01 ноября 2021 года № 1063 «подведомственных (эксплуатируемых) образовательных организаций на территории Татищевского муниципального района Саратовской области», копия договора от 10 января 2022 года № 15 на техническое обслуживание системы пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре, копия договора от 10 января 2022 года № 74 об эксплуатационно-техническом обслуживании объектового оборудования, мониторинге пожарной обстановке и контроле за работоспособностью средств пожарной автоматики, копия акта от 27 июля 2022 года проверки технических средств пожарной сигнализации и оповещения людей при пожаре, копию акта от 19 июля 2022 года проверки работоспособности (проведения работ по техническому обслуживанию) средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений не подтверждают наличие системы оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Как следует из договора от 10 января 2022 года № 15 на техническое обслуживание системы пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре, копия договора от 10 января 2022 года № 74 об эксплуатационно-техническом обслуживании объектового оборудования, мониторинге пожарной обстановке и контроле за работоспособностью средств пожарной автоматики, копии акта от
27 июля 2022 года проверки технических средств пожарной сигнализации и оповещения людей при пожаре, копии акта от 19 июля 2022 года проверки работоспособности (проведения работ по техническому обслуживанию) средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в МОУ «ООШ
с. Кувыка им. Героя Советского Союза Шигаева Г.Ф.» установлена пожарная сигнализация и система оповещения людей о пожаре.

Согласно ответу ООО «Профи-СК» № 54 от 09 сентября 2022 года в настоящее время в муниципальных образовательных учреждениях Татищевского района Саратовской области имеются локальные системы оповещения и управления эвакуацией работников, обучающихся и иных лиц, находящихся в учреждениях или их территориях о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации (пожаре). Системы, установленные в учреждениях разной модификации, но в случае необходимости имеется возможность технической модернизации и реконструкции указанных локальных систем на основе имеющихся систем. В зависимости от модификации имеющейся системы, желания и финансовой возможности заказчика локальные системы оповещения, возможно модернизировать в автономные системы оповещения с наличием нескольких голосовых сигналов о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, либо возможность речевого оповещения через микрофон и оповещатели.

Система пожарной автоматики - совокупность взаимодействующих систем пожарной сигнализации, передачи извещений о пожаре, оповещения и управления эвакуацией людей, противодымной вентиляции, установок автоматического пожаротушения и иного оборудования автоматической противопожарной защиты, предназначенных для обеспечения пожарной безопасности объекта;

В свою очередь средства оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации должны обеспечивать оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта посредством выдачи речевых сообщений в автоматическом и/или ручном режиме (через микрофон) с информацией о характере опасности, необходимости и путях эвакуации, других действиях, направленных на обеспечение безопасности людей средства оповещения должны быть слышны в любой точке объекта (территории), где требуется оповещение работников, обучающихся и иных лиц.

Разрешая спор по существу, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных прокурором Татищевского района Саратовской области исковых требований, поскольку образовательной организацией не в полном объеме соблюдаются требования законодательства об антитеррористической защищенности.

Доводы стороны ответчика об отсутствии в бюджете достаточных денежных средств, не являются оснвоанием к отказу в удовлетрении исковых требований.

Так, учредителем и собственником имущества МОУ «ООШ с. Кувыка им. Героя Советского Союза Шигаева Г.Ф.» является Татищевский муниципальный район Саратовской области.

Изыскание предусмотренных законом средств для финансирования относится к компетенции администрации Татищевского муниципального района Саратовской области.

Исходя из принципов законодательства о противодействии терроризму, закрепленных в ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», все мероприятия в указанной сфере направлены на обеспечение защиты основных прав и свобод человека, исходя из приоритета защиты указанных прав и приоритета мер по предупреждению терроризма. При этом защищенность объекта с массовым пребыванием людей (в данном случае - учащихся) силами организаций или подразделений, имеющих право на применение оружия и специальных средств, относится к основным средствам предупреждения угрозы террористических посягательств.

При этом, как следует из материалов дела, в нарушение пп. «е» п. 11 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), план мероприятий по исполнению Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), устанавливающий конкретные сроки реализации обязанности по обеспечению охраны МОУ «ООШ с. Кувыка им. Героя Советского Союза Шигаева Г.Ф.» отсутствует, равно, как и отсутствует планирование периодов финансирования таких мероприятий.

Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Татищевского районного суда Саратовской области от
06 декабря 2021 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым обязать муниципальное образовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа с.Кувыка им. Героя Советского Союза Г.Ф. Шигаева» в срок до 31 декабря 2022 года установить систему оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено
28 сентября 2022 года.

Председательствующий

Судьи

33-6460/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор района
Ответчики
МОУ ООШ с. Кувыка имени Героя Советского Союза Г.Ф. Шигаева
Другие
Администрация Татищевского муниципального района
Суд
Саратовский областной суд
Судья
Аракчеева С.В.
Дело на сайте суда
oblsud.sar.sudrf.ru
21.07.2022Передача дела судье
10.08.2022Судебное заседание
10.08.2022Вынесено определение о переходе к рассм.дела по правилам 1-ой инстанции
24.08.2022Судебное заседание
07.09.2022Судебное заседание
21.09.2022Судебное заседание
07.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.10.2022Передано в экспедицию
21.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее