Решение по делу № 2а-26/2022 (2а-718/2021;) от 01.12.2021

Дело № 2а-26/2022

11RS0009-01-2021-001608-35

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Закидальского Д.Е.

при секретаре судебного заседания Моториной М.Н.,

с участием административного истца Синотова В.С. посредством видеоконференц-связи с ФКУ ИК-29 УФСИН России по Республике Коми,

представителя административного ответчика Шигаева Р.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Емве Республики Коми 01 февраля 2022 года административное дело по административному исковому заявлению Синотова Владимира Сергеевича к ФКУ КП-38 ОУХД УФСИН России по Республике Коми и ФСИН России о признании действий, выразившихся в нарушении условий содержания незаконными, о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,

установил:

Синотов В.С. обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, мотивируя тем, что в апреле 2019 года содержался в карантинном отделении ФКУ КП-38 ОУХД УФСИН России по Республике Коми (далее – КП-38), где нарушались условия содержания осужденных: отсутствовала жилая секция для инвалидов, вспомогательные средства для лиц с ограниченными возможностями, душ, план эвакуации на случай пожара не соответствовал фактическому расположению помещений, коридор был обшит панелями из легковоспламеняющихся материалов, которые при горении выделяют едкий дым, нарушался температурный режим, в помещениях и санузле температурный режим был ниже нормы, в санузле в исправном состоянии находились только 2 унитаза, отсутствовали двери и поручни для людей с ограниченными возможностями. Внутренняя отделка помещений отделения находилась в плохом состоянии, с потолка падала штукатурка, во время дождя протекала кровля, что приводило к сырости и появлению грибка и плесени, которые представляли опасность для здоровья ввиду токсических испарений. Отсутствовало горячее водоснабжение, из-за чего умываться и мыть посуду приходилось в холодной воде, отсутствовало нормальное освещение, фактически не было лампочек. Эти нарушения причинили Синотову В.С. моральные и нравственные страдания, компенсацию за которые Синотов В.С. оценил в размере 170 000 руб. и просил взыскать из бюджета в лице главного распорядителя ФСИН России.

Административный истец Синотов В.С. в судебном заседании административный иск поддержал по доводам, изложенном в иске, пояснив, что обратился с административным иском в суд спустя более года после перевода в другое исправительное учреждение в связи с юридической неграмотностью. В ЕСПЧ, надзорные органы Синотов В.С. с жалобами на условия содержания в карантинном отделении не обращался, в мае 2020 года переведен из ФКУ ИК-29. Также дополнил, что в карантинном отделении КП-38 было очень холодно, из-за низкой температуры он спал под двумя одеялами, кровля здания протекала, с потолка падала штукатурка.

Представитель административного ответчика КП-38 Шигаев Р.Ф. в судебном заседании с административным иском не согласился. Просил отказать в удовлетворении административного иска, поддержав доводы, указанные в отзыве, полагая недоказанными указанные в административном иске нарушения. Пояснил, что в санузле установлено 2 унитаза, тогда как 1 унитаз рассчитан на 15 человек, а в карантине не содержалось больше 10-15 осужденных. Ссылка Синотова В.С. на показания свидетеля ФИО1 и представления прокурора несостоятельна, поскольку они относятся к другим периодам времени, когда административный истец в карантинном отделении не содержался. Программа реабилитации Синотова В.С. на 2018 год не предусматривала поручни (перила) для самоподнимания, данные рекомендации появились в программе реабилитации от марта 2020 года.

Административный ответчик ФСИН России, будучи извещенным надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, участия представителя в суде не обеспечила.

В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного производства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ФСИН России.

        Заслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав представленные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В силу положений статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1).

Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (часть 3).

При рассмотрении судом требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении интересы Российской Федерации представляет главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 4).

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» (далее – Постановление Пленума № 47), под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на охрану здоровья, на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием.

На основании пункта 2 части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд.

Обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов, соблюдения сроков обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Частью 1 статьи 219 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В постановлении Пленума № 47 разъяснено, что проверяя соблюдение предусмотренного частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации трехмесячного срока для обращения в суд, судам необходимо исходить из того, что нарушение условий содержания лишенных свободы лиц может носить длящийся характер, следовательно, административное исковое заявление о признании незаконными бездействия органа или учреждения, должностного лица, связанного с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, может быть подано в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности.

Исключение из указанного правила предусмотрел федеральный законодатель в Федеральном законе от 27 декабря 2019 года № 494-ФЗ для лиц, подавших в Европейский Суд по правам человека жалобу на предполагаемое нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, в отношении которой не вынесено решение по вопросу ее приемлемости или по существу дела либо по которой вынесено решение о неприемлемости ввиду неисчерпания национальных средств правовой защиты в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона (180 дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона).

Судом установлено и из материалов дела следует, что Синотов В.С. прибыл в КП-38 12 апреля 2019 года, где отбывал наказание до 20 мая 2020 года, после чего был переведен в ФКУ ИК-29 УФСИН России по Республике Коми для дальнейшего отбывания наказания. В период с 06 мая 2019 года по 23 мая 2019 года и с 12 сентября 2019 года по 23 ноября 2019 года Синотов В.С. находился в ФКЛПУБ-18 УФСИН России по Республике Коми.

Поскольку Синотов В.С. отбывал наказание в КП-38 до 20 мая 2020 года, оспариваемые действия КП-38 в отношении административного истца прекратились в мае 2020 года после убытия в другое исправительное учреждение.

    В Княжпогостский районный суд Республики Коми данное административное исковое заявление административный истец направил 29 ноября 2021 года, то есть спустя один год и шесть месяцев.

Таким образом, суд приходит к выводу, что с настоящим административным исковым заявлением Синотов В.С. обратился с пропуском установленного частью 1 статьи 219 КАС РФ трехмесячного срока обращения в суд, при этом каких-либо доказательств уважительности причин пропуска срока административный истец не представил, о восстановлении пропущенного срока не ходатайствовал. Также административный истец пояснил, что с жалобами на нарушение условий содержания в исправительном учреждении в Европейский Суд по правам человека и надзорные органы не обращался.

    Заявленные административным истцом в качестве причин для пропуска срока обращения в суд обстоятельства, связанные с юридической неграмотностью, не могут быть признаны уважительными. Приведенные доводы не свидетельствуют о наличии каких-либо объективных препятствий, связанных с личностью административного истца и лишавших его возможности своевременного обращения в суд.

В силу части 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Разрешая административное исковое заявление по существу, суд исходит из следующего.

В силу части 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

Согласно части 2 статьи 10 УИК РФ, при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 79 УИК РФ осужденные, прибывшие в исправительные учреждения, помещаются в карантинное отделение на срок до 15 суток. В период пребывания в карантинном отделение осужденные находятся в обычных условиях отбывания наказания.

Частью 7 статьи 101 УИК РФ установлено, что порядок обеспечения условий для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Приказом Министерства юстиции РФ от 22 сентября 2015 года № 222 утвержден Порядок обеспечения условий для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (далее – ИПРА) в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях (далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 5 указанного Порядка администрацией исправительного учреждения обеспечиваются условия пользования техническими средствами реабилитации, предусмотренными ИПРА инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, в соответствии с назначением и порядком использования указанных технических средств, а также условиями их хранения.

Как следует из материалов дела, Синотов В.С. по прибытии в КП-38 в соответствии с требованиями статьи 79 УИК РФ был помещен в карантинное отделение, где содержался в период с 12 апреля 2019 года по 28 апреля 2019 года.

Со 02 августа 2018 года Синотову В.С. установлена <данные изъяты> группа инвалидности <данные изъяты>, диагноз: <данные изъяты>

23 марта 2020 года повторно установлена <данные изъяты> группа инвалидности <данные изъяты>, бессрочно.

В заявленных требованиях административный истец указал, что в карантинном отделении отсутствовала жилая секция для инвалидов и вспомогательные средства для лиц с ограниченными возможностями – поручни (перила).

Разрешая этот довод, суд исходит из того, что в соответствии с ИПРА от 02 августа 2018 года в качестве рекомендуемых технических средств указаны костыли с опорой под локоть с устройством противоскольжения со 02 августа 2018 года по 01 сентября 2019 года.

Согласно ИПРА от 30 марта 2020 года в перечень рекомендуемых технических средств помимо костылей с опорой под локоть вошли поручни (перила) для самоподнимания угловые и прямые на период с 23 марта 2020 года и бессрочно.

В соответствии с информацией КП-38 с апреля по август 2019 года в карантинном отделении имелись поручни и съемные пандусы для инвалидов, но поскольку карантинное отделение в настоящее время закрыто и разукомплектовано, не представляется возможным представить доказательства, подтверждающие наличие указанных приспособлений. Прибывших осужденных, которым необходима дополнительная установка поручней, в соответствии с их ИПРА заселяют в общежитие № 6 отряда № 1, где оборудована комната для проживания осужденных инвалидов.

Учитывая, что на момент прибытия в КП-38 в апреле 2019 года Синотову В.С. согласно ИПРА не были рекомендованы поручни (перила) для самоподнимания, данные рекомендации появились только в ИПРА с марта 2020 года, административный истец правомерно был помещен в карантинное отделение, при этом там имелись поручни и съемные пандусы для инвалидов.

Довод о несоответствии температурного режима в карантинном отделении опровергается справкой начальника здравпункта № 1 филиала «МЧ № 6» ФКУЗ МСЧ-11, из которой следует, что ежедневно при санитарном осмотре в карантинном отделении проводится контроль температуры во всех помещениях, при выявлении несоответствия норме температурного режима на имя начальника КП-38 подается докладная записка. В период с 12 апреля 2019 года по 28 апреля 2019 года согласно записи в журнале исходящих документов здравпункта № 1 МЧ №6 докладных на имя начальника КП-38 о несоответствии температурного режима в карантинном отделении не направлялось, что подтверждается копией указанного журнала.

В судебном заседании административный истец пояснил, что с жалобами на нарушение условий содержания в исправительном учреждении в надзорные органы не обращался, на ухудшение состояния здоровья не жаловался.

Ссылки Синотова В.С. на описанные в представлении прокурора <№>ж-2020 от 24 августа 2020 года недостатки карантинного помещения судом признаются несостоятельными, поскольку установленные в ходе прокурорской проверки обстоятельства имели место в августе и октябре 2020 года, следовательно, не указывают на условия содержания в 2019 году.

По ходатайству административного истца в судебном заседании 15 декабря 2021 года в качестве свидетеля допрошен ФИО1 который пояснил, что содержался в карантинном отделении КП-38 с 23 ноября 2019 года по 10 декабря 2019 года, где в помещениях было прохладно, температурный режим не соблюдался, в помещениях требовался косметический ремонт, была нарушена целостность полов, стен, потолка, в некоторых помещениях отсутствовала штукатурка на потолке, во время дождя она отваливалась. В туалете было холодно, отсутствовали двери, были антисанитарные условия. Отсутствовало горячее водоснабжение, умываться, мыть посуду приходилось в холодной воде, мыться ходили в банно-прачечный комбинат.

Пояснения административного истца и показания свидетеля суд отклоняет как не подтверждающие ненадлежащие условия содержания под стражей, так как утверждения о нарушении температурного режима, недостаточного освещения в коридоре, ненадлежащего косметического ремонта основаны только на их внутреннем восприятии и представлении, а не на конкретных данных и измерениях, то есть объективно не подтверждены.

Разрешая требования о признании незаконными условий содержания в части обеспечения санитарных узлов, суд учитывает, что минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Приказом ФСИН России от 27 июля 2006 года № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» установлена расчетная величина количества умывальников и унитазов на осужденных: 1 умывальник на 10 осужденных и 1 унитаз на 15 осужденных (приложение 2 к Приказу ФСИН России от 27 июля 2006 года № 512).

В санитарном узле карантинного отделения КП-38 установлено 4 унитаза. Работоспособность санузла не оспаривалась. Кратковременные неисправности унитазов, которые не отрицались административным ответчиком, не могли сделать условия содержания невыносимыми и бесчеловечными, так как в карантинном помещении в спорный период не содержалось больше 15 человек, тогда как согласно пункту 2 глава 14 СП 308.1325800.2017 один унитаз рассчитан на 15 осужденных. Уборные в исправительных учреждениях согласно этому своду правил подлежат оборудованию одним унитазом и одним писсуаром на 15 осужденных. Требований об изолированности кабин с унитазом нет.

Требования административного истца о нарушениях правил пожарной безопасности в части несоответствия плана эвакуации и использования пластиковых панелей на стенах коридора подлежат отклонению как не нашедшие своего подтверждения. Отделка стен панелями сама по себе не указывает на нарушение правил пожарной безопасности. В 2021 году при наличии тех же панелей нарушений этих правил установлено не было. В материалах прокурорских проверок таких нарушений также не установлено.

Протечка кровли и опадание штукатурки также не нашли своего подтверждения, оснований считать, что недостатки отделки помещений угрожали жизни и здоровью Синотова В.С., не имеется. Антисанитарных условий ввиду этих недостатков также не было создано.

Разрешая довод о нарушении в части отсутствия горячего водоснабжения, суд принимает во внимание, что согласно пункту 20.1 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 2 июня 2003 года № 130-ДСП, здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям, в том числе СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий». Подводку холодной и горячей воды в жилой (режимной, лечебной) зоне следует предусматривать, в том числе к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях (пункт 20.5 Инструкции).

В соответствии с пунктами 19.2.1 и 19.2.5 Свода правил 308.1325800.2017 «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года № 1454/пр, здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водоводами, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям СП 30.13330, СП 31.13330, СП 32.13330, СП 118.13330, а также других действующих нормативных документов. Подводку холодной и горячей воды следует предусматривать: к технологическому оборудованию, требующему обеспечения холодной и горячей водой; к санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.; ко всем зданиям ИУ, требующим обеспечения холодной и горячей водой, в зависимости от выбранной конструктивной схемы теплоснабжения учреждения.

Таким образом, обеспечение помещений исправительных учреждений горячим водоснабжением является обязательным.

Из пояснений свидетеля ФИО1 следует, что мыться ходили в банно-прачечный комбинат, где было горячее водоснабжение.

По делу представителем административного ответчика не оспаривалось отсутствие горячего водоснабжения в карантинном отделении КП-38.

Суд приходит к выводу, что отсутствие горячего водоснабжения является ущемлением прав административного истца на отбывание наказания в условиях, отвечающих санитарным и гигиеническим требованиям, и признает этот довод административного истца обоснованным.

Вместе с тем, учитывая пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь статьями 219, 227-228 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Синотова Владимира Сергеевича к ФКУ КП-38 ОУХД УФСИН России по Республике Коми и ФСИН России о признании действий, выразившихся в нарушении условий содержания незаконными, о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Княжпогостский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения 11 февраля 2022 года.

Вступившее в законную силу решение суда при условии его обжалования в апелляционном порядке может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (Санкт-Петербург) в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Княжпогостский районный суд Республики Коми.

Судья                                Д.Е. Закидальский

2а-26/2022 (2а-718/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Синотов Владимир Сергеевич
Ответчики
ФКУ КП-38 ОУХД УФСИН России по Республике Коми
ФСИН России
Суд
Княжпогостский районный суд Республики Коми
Судья
Закидальский Дмитрий Евгеньевич
Дело на сайте суда
knsud.komi.sudrf.ru
01.12.2021Регистрация административного искового заявления
01.12.2021Передача материалов судье
03.12.2021Решение вопроса о принятии к производству
03.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.12.2021Судебное заседание
20.01.2022Производство по делу возобновлено
01.02.2022Судебное заседание
11.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее