Дело №2а-2687/2022                                                            Дело №33а-2441/2022

Судья Кузьмина М.А.

Апелляционное определение

город Якутск                                                                            18 июля 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Оконешниковой М.М., судей Дьяконовой З.С., Смирниковой В.Г., при секретаре Кузьминовой А.К.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя административного истца по доверенности Ушницкой З.М. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 14 апреля 2022 года по административному делу по административному иску Шумилова О.А. к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска, Окружной администрации города Якутска о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, возложении обязанности устранить допущенное нарушение,

Заслушав доклад судьи Смирниковой В.Г., заслушав объяснения представителя административного истца по доверенности Ушницкой З.М., представителя административных ответчиков по доверенности Сабарайкиной В.И., судебная коллегия

установила:

Шумилов О.А. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование своих требований, указывая, что административный ответчик незаконно отказал ему в предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами № ... и № ..., расположенных по адресу: Республика Саха (Якутия), .........., ГСПК «Щит-23», боксы №№ 12, 13, несмотря на то, что на данном земельном участке находятся принадлежащие ему на праве собственности гаражные боксы 1998 года постройки. Просил признать незаконными отказы административного ответчика от 18 февраля 2022 г. № ...-ДИЗО/22 и № ...-ДИЗО/22 в предоставлении ему вышеуказанных земельных участков, обязать административного ответчика произвести действия по предоставлению в собственность данных земельных участков.

Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 14 апреля 2022 года в удовлетворении административного иска Шумилова О.А. к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска, Окружной администрации города Якутска о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, возложении обязанности устранить допущенное нарушение отказано.

Не согласившись с решением суда, представитель административного истца по доверенности Ушницкая З.М. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебный акт и вынести новое решение об удовлетворении административного иска. В обоснование жалобы указано, что судом не учтены требования Федерального закона от 05 апреля 2021 года №79-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», при утверждении проекта межевания и планировки в 2013 году ответчик не учел фактическую застройку, решение о резервировании земельного участка для муниципальных нужд не принято, земельные участки занятые гаражными боксами не могут быть территорией общего пользования.

В суд административный истец, заинтересованное лицо Гаражно-строительный кооператив «Щит-23» не явились, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, административный истец направил своего представителя.

Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела размещена своевременно в установленном пункте 2 части 1 статей 14, 15 Федерального закона от 22.12.2008 №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» порядке на сайте Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (vs.jak.sudrf.ru раздел «Судебное делопроизводство»).

При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

В соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Как видно из материалов дела, Шумилов О.А. является собственником гаражных боксов №12 и №13, расположенных по адресу: .......... (Якутия), .......... «Г» ГСПК «Щит-23», что подтверждается выписками из ЕГРН.

     20 января 2022 года Шумилов О.А. обратился в орган местного самоуправления с заявлениями №№ ...-ДИЗО/22 и 241-ДИЗО/22 о предоставлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами № ... и № ..., расположенных по адресу: Республика Саха (Якутия), .......... «Г», ГСПК «Щит- 23», боксы №№ 13 и 12, соответственно, для использования под хранение автотранспорта.

18 февраля 2022 г. Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска направил административному истцу уведомления №№ ...- ДИЗО/22 и № ...-ДИЗО/22 соответственно об отказе в предоставлении вышеуказанных земельных участков.

Основанием отказа указано, что испрашиваемые земельные участки не соответствуют ограничениям по линии градостроительного регулирования (красные линии).

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Земельного кодекса Российской Федерации, исходил из того, что испрашиваемые земельные участки не соответствуют ограничениям по линии градостроительного регулирования (красные линии), установлен запрет приватизации земельных участков общего пользования.

Данные выводы суда первой инстанции, положенные в основу обжалуемого решения, судебная коллегия признает верными, основанными на правильном применении норм материального права и надлежащей оценке имеющихся в деле доказательств.

Из содержания пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что, если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них осуществляется без проведения торгов.

Подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

В свою очередь, к числу оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов пункт 6 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации относит случай, когда указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ к числу ограниченных в обороте земельных участков, находящихся в публичной собственности, отнесены участки, предназначенные для эксплуатации автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.

Пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ и пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлен запрет приватизации земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон.

Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары (пункт 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ).

Исходя из содержания приведенного выше понятия территории общего пользования и учитывая, что установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования и природным объектам, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения, границы такой территории (как существующие, так и планируемые) должны быть установлены в соответствии с требованиями градостроительного законодательства.

Установление границ территорий общего пользования в соответствии с частью 1 статьи 42 Градостроительного кодекса РФ осуществляется при подготовке проекта планировки территории, основная часть которого включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются, в том числе красные линии (часть 3).

Согласно части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса РФ на чертежах межевания территории отображаются также красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 этой статьи.

Документация по планировке территории, включая проект красных линий, утвержденный отдельным документом, могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке (часть 17 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ).

Согласно графическому чертежу межевания территории квартала «150» городского округа «город Якутск» территория испрашиваемых земельных участков пересекает линию градостроительного регулирования «красные линии» - дорогу с ее инфраструктурой – тротуары (территория общего пользования).

Данные красные линии установлены распоряжением первого заместителя главы городского округа «город Якутск» от 21 октября 2013 года № ... «Об утверждении проекта планировки территории кварталов 150,151,152, улично-дорожной сети и магистральных коммуникаций города Якутска» с последующими изменениями, распоряжением Окружной администрации города Якутска от 14 октября 2016 года № ...р «Об утверждении проекта межевания территории квартала «150» в части изменения красных линий в городском округе «город Якутск», Распоряжением Окружной администрации города Якутска от 02 августа 2017 года № ... р «Об утверждении проекта планировки и межевания территории кварталов «150», «151», «152» городского округа «город Якутск».

Из сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 26 января 2022 года № ... и № ... также усматривается, что испрашиваемые земельные участки не соответствуют ограничениям по линии градостроительного регулирования (красные линии).

Данный проект в установленном порядке не оспорен и не признан недействующим. Тот факт, что спорные земельные участки были сформированы до установления красных линий, обозначающих дорогу общегородского значения с инфраструктурой, не свидетельствует о незаконности отказов администрации в предоставлении участков в собственность с учетом положений ст. 27 и 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, оценив представленные в материалы дела доказательства, включая графические чертежи из проекта планировки и проекта межевания территории кварталов 150,151,152 городского округа «город Якутск», по правилам статьи 84 КАС РФ, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что наложение границ испрашиваемых административным истцом земельных участков на территории общего пользования (дорога с инфраструктурой) исключало принятие положительного решения по заявлению Шумилова О.А. о предоставлении соответствующих земельных участков в собственность.

Ссылка представителя административного истца на положения Федерального закона от 05 апреля 2021 года №79-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» несостоятельна, так как в силу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ и пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлен запрет приватизации земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон.

Довод апелляционной жалобы о том, что испрашиваемые земельные участки фактически заняты гаражными боксами, в связи с чем, не могут являться территорией общего пользования, является неправомерным, поскольку наличие указанных построек не опровергает факт нахождения испрашиваемых земельных участков на территории общего пользования.

При указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта, предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 308- 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░ 14 ░░░░░░ 2022 ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:

░░░░░:

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 18 ░░░░ 2022░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33а-2441/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Шумилов Олег Анатольевич
Ответчики
ОА г. Якутка
ДИЗО ОА г. Якутска
Другие
ГСПК Щит-23
Суд
Верховный Суд Республики Саха (Якутия)
Дело на сайте суда
vs.jak.sudrf.ru
01.07.2022Передача дела судье
18.07.2022Судебное заседание
25.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.07.2022Передано в экспедицию
18.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее