Дело №
РЈРР”: в„–
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
17 июля 2020 года город Тында
Тындинский районный суд Амурской области в составе
председательствующего судьи Утюговой А.В.,
при секретаре Донских А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Фомина <данные изъяты> к судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по Тындинскому району УФССП по Амурской области Власовой <данные изъяты>, Отделу судебных приставов по Тындинскому району УФССП по Амурской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Амурской области о признании незаконными действий, выразившихся в вынесении постановления о возбуждении исполнительного производства,
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›:
Фомин Рђ.Рљ. обратился РІ СЃСѓРґ СЃ настоящим административным исковым заявлением, мотивируя СЃРІРѕРё требования тем, что 16 января 2020 РіРѕРґР° административным ответчиком – судебным приставом-исполнителем РћРЎРџ РїРѕ Тындинскому району УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области Власовой Рњ.Рќ. было вынесено постановление в„– Рѕ возбуждении исполнительного производства в„–-РРџ РїРѕ исполнительному листу в„– РѕС‚ 25 декабря 2019, выданному РЎРєРѕРІРѕСЂРѕРґРёРЅСЃРєРёРј районным СЃСѓРґРѕРј Рѕ взыскании СЃ Фомина <данные изъяты> 108404, 77 рублей РІ пользу Шпилько Р’.Рџ., Рѕ чем административному истцу стало известно 18 февраля 2020 РіРѕРґР°. Следовательно, СЃСЂРѕРє для обжалования РІ судебном РїРѕСЂСЏРґРєРµ, установленный С‡.3 СЃС‚. 219 РљРђРЎ Р Р¤ РЅРµ истек. Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона в„–229-ФЗ РѕС‚ 02.10.2007 «Об исполнительном производстве» закреплен принцип законности. Р’ нарушение указанного принципа административным ответчиком вынесено обжалуемое постановление РІ нарушение статей 13,14 Федерального закона в„–229-ФЗ РѕС‚ 02.10.2007 «Об исполнительном производстве». Р’ результате указанных действий административного ответчика нарушены права Рё интересы административного истца.
РџСЂРѕСЃРёС‚ признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области Власовой Рњ.Рќ., выразившиеся РІ вынесении постановления в„– Рѕ возбуждении исполнительного производства в„–-РРџ РїРѕ исполнительному листу в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ, выданному РЎРєРѕРІРѕСЂРѕРґРёРЅСЃРєРёРј районным СЃСѓРґРѕРј Рѕ взыскании СЃ Фомина <данные изъяты> 108404,77 СЂСѓР±. РІ пользу Шпилько Р’.Рџ.; обязать административного ответчика устранить нарушения прав, СЃРІРѕР±РѕРґ Рё законных интересов административного истца Фомина Рђ.Рљ. путем отмены обжалуемого постановления.
Определением Тындинского районного суда от 06 марта 2020 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечены Управление Федеральной службы судебных приставов по Амурской области, в качестве заинтересованного лица - Шпилько В.П.
Определением от 26 июня 2020 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен Отдел судебных приставов по Тындинскому району УФССП по Амурской области.
Административный истец Фомин Рђ.Рљ. Рё его представитель Железняков Р.Рђ., РІ судебное заседание РЅРµ явились, Рѕ причинах неявки СЃСѓРґСѓ РЅРµ сообщили.
Рзвещения административному истцу Рё его представителю направлялись СЃСѓРґРѕРј РїРѕ указанному РІ административном РёСЃРєРѕРІРѕРј заявлении адресу: <адрес>, однако почтовые конверты возвращены СЃ отметкой «истек СЃСЂРѕРє хранения».
В силу п. 1 ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Согласно разъяснениям, изложенным в абз. 2 п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", извещение будет считаться доставленным адресату, если он не получил его по своей вине в связи с уклонением адресата от получения корреспонденции, в частности, если оно было возвращено по истечении срока хранения в отделении связи.
В п. 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года N 25 разъяснено, что ст. 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
Факт неполучения извещения, своевременно направленного по месту жительства заказной корреспонденцией расценивается судом как отказ от получения судебной повестки (ч. 2 ст. 100 КАС РФ).
Административные ответчики, заинтересованное лицо, в судебное заседание не явились, были надлежащим образом извещены о дате слушания дела. Судебный пристав-исполнитель Власова М.Н. просила рассмотреть дело без ее участия, остальные лица, участвующие в деле, доказательств уважительности причин неявки суду не представили, ходатайств не подавали.
В соответствии с ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Принимая во внимание, что стороны извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явились, явка сторон не является обязательной и не признана судом обязательной, суд определил рассмотреть дело в отсутствие сторон.
РР· содержания письменного отзыва судебного пристава-исполнителя РћРЎРџ РїРѕ Тындинскому району УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области Власовой Рњ.Рќ. следует, что 16.01.2020Рі. РЅР° основании исполнительного листа в„– Рі. РѕС‚ 25.12.2019Рі., выданного РЎРєРѕРІРѕСЂРѕРґРёРЅСЃРєРёРј районным СЃСѓРґРѕРј РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области, РІ соответствии СЃРѕ СЃС‚. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов РїРѕ Тындинскому району Управления Федеральной Службы судебных приставов Р Р¤ РїРѕ РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области Власовой Рњ.Рќ. возбуждено исполнительное производство в„–-РРџ РІ отношении должника Фомина <данные изъяты> РІ пользу взыскателя Шпилько <данные изъяты>. Предметом исполнения данного исполнительного документа является взыскание СЃ Фомина <данные изъяты> РІ пользу Шпилько <данные изъяты> индексации РІ размере 38614,13 СЂСѓР±., индексации РІ размере 65510,54 СЂСѓР±., судебные расходы 4280,10 СЂСѓР±., Р° всего 108404,77 СЂСѓР±. РљРѕРїРёСЏ постановления Рѕ возбуждении исполнительного производства была направлена Фомину <данные изъяты> 17.01.2020Рі. Р’ постановлении Рѕ возбуждении исполнительного производства разъяснены права Рё обязанности сторон исполнительного производства, Р° также последствия, которые РјРѕРіСѓС‚ наступить РІ случае ненадлежащего исполнения должником СЃРІРѕРёС… обязательств, РІ том числе отражено Рѕ праве должника указать РІРёРґС‹ РґРѕС…РѕРґРѕРІ, РЅР° которые РЅРµ может быть обращено взыскание РІ соответствии СЃРѕ статьей 101 Федерального закона РѕС‚ 02.10.2007 в„– 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Оспариваемое постановление вынесено судебным приставом-исполнителем РІ пределах его компетенции. Просила СЃСѓРґ отказать РІ удовлетворении заявленных требований РІ полном объеме.
Рсследовав материалы дела, письменный отзыв РЅР° административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление, Рё дав РёРј оценку РІ соответствии СЃРѕ СЃС‚.84 Кодекса административного судопроизводства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, СЃСѓРґ считает заявленные требования РЅРµ подлежащими удовлетворению РїРѕ следующим основаниям.
Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, решения и действия (или бездействие) должностных лиц могут быть обжалованы в суде.
На основании ч.1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.07 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - ФЗ «Об исполнительном производстве») постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
РР· СЃС‚. 360 РљРђРЎ Р Р¤ следует, что постановления главного судебного пристава Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, главного судебного пристава субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, старшего судебного пристава, РёС… заместителей, судебного пристава-исполнителя, РёС… действия (бездействие) РјРѕРіСѓС‚ быть оспорены РІ СЃСѓРґРµ РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, копия постановления о возбуждении исполнительного производства от 16 января 2020 года получена административным истцом Фоминым А.К. 18 февраля 2020 года, административное исковое заявление направлено в Тындинский районный суд согласно штампу на почтовом конверте 28 февраля 2020 года, следовательно, административным истцом установленный срок обращения в суд не пропущен.
Кроме того, на административном истце лежит обязанность доказать, что оспариваемыми действиями (решениями) нарушены его права, свободы и законные интересы.
Рассматривая доводы административного истца по существу, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21 июля 1997 года №118-ФЗ «О судебных приставах» (далее - ФЗ «О судебных приставах») на судебных приставов возлагаются задачи по осуществлению принудительного исполнения судебных актов.
В соответствии с ч.1 ст. 12 ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии со ст. 30 Федерального Закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ«Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ (часть 1); судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства (часть 8); если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 названного Закона (часть 11). Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства (часть 12). При этом часть 14 вышеуказанной статьи содержит исчерпывающий перечень случаев, в которых судебный пристав-исполнитель не устанавливает срок для добровольного исполнения исполнительного документа.
В статье 31 Закона N 229-ФЗ содержится исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых судебный пристав-исполнитель обязан вынести постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства.
15 января 2020 года в ОСП по Тындинскому району поступило заявление Шпилько В.П. о возбуждении исполнительного производства в отношении Фомина А.К. и исполнительный лист (ФС №).
16 января 2020 РіРѕРґР° постановлением судебного пристава-исполнителя УФССП РїРѕ РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области Власовой Рњ.Рќ. РЅР° основании исполнительного листа РїРѕ делу в„– РІ отношении должника Фомина Рђ.Рљ. возбуждено исполнительное производство в„–-РРџ Рѕ взыскании СЃ него РІ пользу Шпилько Р’.Рџ. индексации РІ размере 38614,13 СЂСѓР±., индексации РІ размере 65510,54 СЂСѓР±., судебные расходы 4280,10 СЂСѓР±., Р° всего 108404,77 СЂСѓР±.
В постановлении о возбуждении исполнительного производства разъяснены права и обязанности сторон исполнительного производства, срок для добровольного исполнения требований исполнительного листа, а также последствия, которые могут наступить в случае ненадлежащего исполнения должником своих обязательств, в том числе отражено о праве должника указать виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание в соответствии со статьей 101 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства от 16 января 2020 года направлена в адрес Фомина А.К. 17 января 2020 года, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений от 17 января 2020 года.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· положений статьи 227 РљРђРЎ Р Р¤, для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, РёС… действий (бездействия) необходимо наличие совокупности РґРІСѓС… условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам Рё нарушение прав, СЃРІРѕР±РѕРґ Рё законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностные лица службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) незаконными, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своих требований административный истец ссылается на то, что административным ответчиком вынесено обжалуемое постановление в нарушение ст. 13,14 Федерального закона №229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве».
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в исполнительном документе, за исключением постановления судебного пристава-исполнителя, судебного приказа, исполнительной надписи нотариуса и нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов, должны быть указаны:
1) наименование и адрес суда или другого органа, выдавшего исполнительный документ, фамилия и инициалы должностного лица;
2) наименование дела или материалов, на основании которых выдан исполнительный документ, и их номера;
3) дата принятия судебного акта, акта другого органа или должностного лица;
4) дата вступления в законную силу судебного акта, акта другого органа или должностного лица либо указание на немедленное исполнение;
5) сведения о должнике и взыскателе:
а) для граждан - фамилия, имя, отчество, место жительства или место пребывания, а для должника также - дата и место рождения, место работы (если оно известно) и для должника, являющегося индивидуальным предпринимателем, также - дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика;
6) резолютивная часть судебного акта, акта другого органа или должностного лица, содержащая требование о возложении на должника обязанности по передаче взыскателю денежных средств и иного имущества либо совершению в пользу взыскателя определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий;
7) дата выдачи исполнительного документа.
Рсполнительный документ, выданный РЅР° основании судебного акта или являющийся судебным актом, подписывается судьей Рё заверяется гербовой печатью СЃСѓРґР°.
Таким образом, при принятии исполнительного документа, до вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства, судебный пристав-исполнитель проверяет соответствие исполнительного документа требованиям, предъявляемым к исполнительным документам.
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 229-ФЗ решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями.
Требования к постановлениям судебного пристава-исполнителя закреплены в части 2 статьи 14 Закона N 229-ФЗ.
РР· материалов дела усматривается, что направленный взыскателем РІ адрес службы судебных приставов исполнительный документ соответствует требованиям СЃС‚. 13 Федерального закона РѕС‚ 02.10.2007 N 229-ФЗ "РћР± исполнительном производстве", СЃСЂРѕРє предъявления указанного исполнительного листа Рє исполнению РЅРµ истек.
Основания, предусмотренные частью 1 статьи 31 Закона N 229-ФЗ, для отказа в возбуждении исполнительного производства и возвращения исполнительного документа взыскателю у судебного пристава-исполнителя отсутствовали.
Постановление судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства от 16 января 2020 года в отношении должника Фомина А.К. также соответствует требованиям ст. 14 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Таким образом, действия судебного пристава-исполнителя, выраженные в вынесении постановления о возбуждении исполнительного производства, являются законными и обоснованными, совершены в полном соответствии с требованиями Федерального закона "Об исполнительном производстве", в пределах полномочий, предоставленных ему законом, права административного истца не нарушают.
Принимая во внимание, что предусмотренная законом совокупность вышеназванных условий отсутствует, учитывая положения пунктов 1 и 2 ч. 2 ст. 227, п. 1 ч. 9 и ч. 11 ст. 226 КАС РФ, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных Фоминым А.К. требований о признании действий судебного пристава-исполнителя незаконными.
Руководствуясь ст.ст.175-181, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Р• РЁ Р Р›:
В удовлетворении исковых требований Фомина <данные изъяты> к судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по Тындинскому району УФССП по Амурской области Власовой <данные изъяты>, Отделу судебных приставов по Тындинскому району УФССП по Амурской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Амурской области о признании незаконными действий, выразившихся в вынесении постановления о возбуждении исполнительного производства, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Тындинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья А.В. Утюгова
Решение в окончательной форме изготовлено 17 июля 2020 года.