Административное дело № 2а-16-18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 января 2018 года с.Терекли-Мектеб
Ногайский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Телемишева Э.И.,
при секретаре Толакаевой С.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-16-18 по административному исковому заявлению Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Дагестан в г. Кизляре к администрации Муниципального образования «Ногайский район» Республики Дагестан и администрации Муниципального образования сельского поселения «сельсовет Ортатюбинский» Ногайского района Республики Дагестан об устранении нарушений требований санитарного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Республике Дагестан в г. Кизляре обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Муниципального образования «Ногайский район» Республики Дагестан и администрации Муниципального образования сельского поселения «сельсовет Ортатюбинский» Ногайского района Республики Дагестан об устранении нарушений требований санитарного законодательства.
В обоснование иска указано, что в соответствии с п.2.3 ст.77 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на основании плана плановых проверок 1 раз в 2 года проводятся плановые мероприятия по контролю за соблюдением требований санитарного законодательства в администрациях муниципальных образований, в том числе в администрации МО СП «сельсовет Ортатюбинский» Ногайского района Республики Дагестан. Согласно ч.3 ст.14 ФЗ №131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация водоснабжения населения, водоотведения не относится к вопросам местного значения сельского поселения, а согласно части 4 ст. 14 ФЗ №131-Ф3 от 06.10.2003г. закреплена за органами местного самоуправления муниципального района, то есть за администрацией МО «Ногайский район». В 2015 году между администрацией МО «Ногайский район» и администрацией МО СП «сельсовет Ортатюбинский» Ногайского района Республики Дагестан было заключено Соглашение о передаче полномочий в части организации водоснабжения населения МО СП «сельсовет Ортатюбинский» Ногайского района Республики Дагестан. В 2016 году и 2017 году аналогичные Соглашения заключены не были.
Статьей 12 ФЗ №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» определено, что органы местного самоуправления поселений для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности, о чем в течение трех дней со дня принятия такого решения сообщают указанной организации и размещают данную информацию на официальном сайте в Сети «Интернет». Для определения гарантирующей организации законодательством был установлен конкретный срок до 01.07.2013 года. Однако по настоящее время такой информации на официальном сайте администрации МО «Ногайский район» нет.
При анализе результатов плановых проверок и поступившей докладной записки от главного врача фФБУЗ «ЦГиЭ в РД в г. Кизляре» Магомедова Р.А. №22/532-17 от 03.10.2017г. по анализу отчетной формы №18, утвержденной приказом Росстата №770 от 08.12.2016г. «О санитарном состоянии субъекта РФ» установлены грубейшие нарушения действующих законов Российской Федерации, санитарных норм и правил в части обеспечения населения доброкачественной питьевой водой (ст.18, ст.19 ФЗ №52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.6, ст. 12, ст.23, ст.25, ст.40 ст.41 ФЗ №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», СанПиН 2.1.4.1110-02 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», СП 1.1.1058-01/ СП 1.1.2193-07 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», а именно: отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения на деятельность, связанную с использованием водных объектов в качестве хозяйственно-питьевого водоснабжения, не разработаны проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого водоснабжения МО СП «сельсовет Ортатюбинский» Ногайского района Республики Дагестан, не организованы зоны санитарной охраны (ЗСО) вокруг арт. скважин (отсутствует ограждение ЗСО строгого режима вокруг водоисточников); хотя разработана программа производственного контроля качества питьевой воды, подаваемой населению, однако не организован производственный лабораторный контроль качества и безопасности питьевой воды (не представлены результаты производственного лабораторного контроля). Все это создает крайне неблагоприятные условия для обеспечения населения доброкачественной питьевой водой и может послужить причиной создания неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки в населенных пунктах МО СП «сельсовет Ортатюбинский» Ногайского района Республики Дагестан и угрозой причинения вреда жизни и здоровью населения Ногайского района.
Согласно нормам ст.11 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства. Соответственно законодателем, в целях защиты конституционных прав на благоприятную природную среду и условия проживания населения, определена обязанность юридических лиц строго исполнять требования санитарного законодательства как составной части осуществляемой ими деятельности.
Из системного толкования приведенных выше положений действующего законодательства следует, что они имеют целью обеспечение санитарно- эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В статье 1 вышеназванного Федерального закона определено понятие «государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Из вышеприведенных правовых положений следует, что нарушение норм законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения создает угрозу здоровью человека.
Таким образом, вышеизложенные факты свидетельствуют о нарушении администрацией МО «Ногайский район» и администрацией МО СП «сельсовет Ортатюбинский» Ногайского района Республики Дагестан законных интересов неопределенного круга потребителей, так как не проводятся мероприятия по обеспечению населения доброкачественной питьевой водой.
Согласно п.2. ч.1. ст.51 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ, главные государственные санитарные врачи и их заместители наделены полномочиями предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
В соответствии с нормами ст.40 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», должностные лица органа государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.
На основании изложенного, просит суд признать незаконным бездействие администрации МО «Ногайский район» и администрации МО СП «сельсовет Ортатюбинский» Ногайского района Республики Дагестан, выразившееся в невыполнении обязательных требований санитарного законодательства, установленных ст. 18, ст. 19 ФЗ №52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.6, ст.12, ст.23, ст.25, ст.40 ст.41 ФЗ №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», СанПиН 2.1.4.1110-02 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», СП 1.1.1058-01/ СП 1.1.2193-07 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», а именно в не разработке проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого водоснабжения в населенных пунктах МО СП «сельсовет Ортатюбинский» Ногайского района Республики Дагестан, не организации проведения производственного лабораторного контроля качества и безопасности питьевой воды, отсутствии санитарно-эпидемиологических заключений на деятельность, связанную с использованием водных объектов в качестве хозяйственно-питьевого водоснабжения;
Обязать администрацию МО «Ногайский район» и администрацию МО СП «сельсовет Ортатюбинский» Ногайского района Республики Дагестан до конца 2017 года устранить нарушения санитарного законодательства, а именно: разработать проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого водоснабжения в населенных пунктах МО СП «сельсовет Ортатюбинский» Ногайского района Республики Дагестан и получить санитарно-эпидемиологические заключения на проекты; обеспечить проведение производственного лабораторного контроля качества и безопасности питьевой воды;
получить санитарно-эпидемиологические заключения на деятельность, связанную с использованием водных объектов в качестве хозяйственно-питьевого водоснабжения.
Представитель административного истца - ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г.Кизляр по доверенности Нукаева А.А., представитель административного ответчика МО «Ногайский район» по доверенности Уразаева З.А. и представитель административного ответчика администрации МО СП «сельсовет Ортатюбинский» по доверенности Шигаев И.Ш. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, обратились в суд с ходатайствами о рассмотрении административного искового заявления в соответствии со ст. 291 КАС РФ в порядке упрощенного (письменного) производства и рассмотрении дела в их отсутствие.
В соответствии с ч.6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Согласно ч. 7 ст. 150 КАС РФ, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о необходимости рассмотрения данного административного искового заявления в порядке упрощенного (письменного) производства.
Из приобщенного к материалам дела и исследованного судом возражения представителя административного ответчика администрации МО «Ногайский район» РД по доверенности Уразаевой З.А. следует, что в ст.6 Устава МО «Ногайский район» определены вопросы местного значения муниципального района, в числе которых вопросы водоснабжения отсутствуют. Таким образом, администрация МО «Ногайский район» не является надлежащим ответчиком по данному административному исковому заявлению.
Из представленного возражения представителя административного ответчика администрации МО СП «сельсовет Ортатюбинский» по доверенности Шигаева И.Ш. усматривается, что согласно п.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст.6 Устава МО СП «сельсовет «Ортатюбинский» от 21 апреля 2015 года полномочия по организации водоснабжения населения, водоотведения не относятся к вопросам местного значения сельского поселения. Ссылка на имеющееся Соглашение, заключенное между администрацией МО «Ногайский район» и администрацией МО СП «сельсовет «Ортатюбинский» о передаче полномочий в части организации водоснабжения населения не может быть принято во внимание, так как в Соглашении прямо указано: «для осуществления полномочий, Муниципальное образование из своего бюджета предоставляет бюджету Сельского поселения межбюджетные трансферты, определяемые в соответствии с пунктом 4 настоящего Соглашения». Однако, с момента заключения Соглашения межбюджетные трансферты на решение вопросов по организации водоснабжения населения, водоотведения в бюджете МО «Ногайский район» не закладывались (бюджет ежегодно публикуется на страницах районной газеты «Голос степи»), более того данный вопрос даже не выносился на рассмотрение сессии Собрания депутатов МО «Ногайский район».Из представленного отзыва представителя административного истца по доверенности Нукаевой А.А. на возражение администрации МО СП «сельсовет Ортатюбинский» следует, что согласно пп.1 п.1 ст.17 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 года в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают такими полномочиями, как принятие Устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов. Согласно п.4.4 Соглашения МО «Ногайский район» и МО СП «сельсовет Ортатюбинский» перечисление межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджет сельского поселения на реализацию полномочий, указанных в п.2 Соглашения, осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством РФ на основании утвержденной сводной бюджетной расписки по расходам бюджета муниципального района ежемесячно и пропорционально фактически поступившим доходам в сроки, устанавливаемые финансовым органом, исполняющим бюджет муниципального района в соответствии с приложением, но не позднее 25 декабря текущего финансового года. Так же, согласно абз. 4 ч.4 ст.15 ФЗ №131-ФЗ от 06.10.2003 г. для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования.
Суд, изучив и исследовав письменные доказательства по делу, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что территориальным управлением Роспотребнадзор по РД в г. Кизляре при проведении плановых мероприятий по контролю за соблюдением требований санитарного законодательства установлены грубейшие нарушения действующих законов Российской Федерации, санитарных норм и правил в части обеспечения населения доброкачественной питьевой водой (ст.18, ст.19 ФЗ №52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.6, ст. 12, ст.23, ст.25, ст.40 ст.41 ФЗ №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», СанПиН 2.1.4.1110-02 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», СП 1.1.1058-01/ СП 1.1.2193-07 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», а именно: отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения на деятельность, связанную с использованием водных объектов в качестве хозяйственно-питьевого водоснабжения, не разработаны проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого водоснабжения СП МО «сельсовет Ортатюбинский» Ногайского района Республики Дагестан, не организованы зоны санитарной охраны (ЗСО) вокруг арт. скважин (отсутствует ограждение ЗСО строгого режима вокруг водоисточников); хотя разработана программа производственного контроля качества питьевой воды, подаваемой населению, однако не организован производственный лабораторный контроль качества и безопасности питьевой воды (не представлены результаты производственного лабораторного контроля). Все это создает крайне неблагоприятные условия для обеспечения населения доброкачественной питьевой водой и может послужить причиной создания неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки в СП МО «сельсовет Ортатюбинский» Ногайского района Республики Дагестан и угрозой причинения вреда жизни и здоровью населения Ногайского района РД.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ организация может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 40 КАС РФ Роспотребнадзор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Статьей 12 ГК РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Федеральным законом от 27 мая 2014 года N 136-ФЗ (ред. от 03.02.2015) "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в статью 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внесены изменения, согласно которым организация, в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения, отнесена к вопросам местного значения, решение которых возлагается на органы местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Указанный закон вступил в силу со дня официального опубликования, с 27 мая 2014 года.
Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 165-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу 5 июля 2014 года, вышеуказанный закон дополнен переходным положением о том, что только до 1 января 2015 года органы местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений осуществляют решение вопросов местного значения муниципальных районов и поселений в соответствии с положениями ч. 1 ст. 14 и ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
На основании ст. ст. 11 и 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствие с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний. Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении. Население сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, которая соответствует санитарным требованиям.
Для создания условий по обеспечению потребителей доброкачественной питьевой водой как одного из факторов санитарно-эпидемиологического благополучия, повышения эффективности, надежности и качества работы систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации приказом Госстроя России от 30 декабря 1999 года N 168 утверждены Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации.
Данными Правилами регламентируются технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства и обязательны для организаций ВКХ, обслуживающих населенные пункты, независимо от их ведомственной принадлежности, формы собственности и организационно-правовых форм.
Гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных пунктов установлены санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.4.1074-01 "Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача России от 26 сентября 2001 года N 24.
Согласно п. п. 4.1, 4.8 указанных Правил, за качеством питьевой воды должен осуществляться государственный санитарно-эпидемиологический надзор и производственный контроль. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за качеством питьевой воды осуществляют органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы в соответствии с нормативными и методическими документами Госсанэпидслужбы России в плановом порядке и по санитарно-эпидемиологическим показаниям.
Оценивая исследованные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что ответчиками не соблюдаются установленные законодательством требования требований СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" и СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" и выявленные на территории муниципального образования нарушения, угрожают здоровью граждан и неопределенного круга лиц. Непринятие мер по разрешению указанных нарушений ведет к нарушению прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах, административное исковое заявление в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования сельского поселения «сельсовет Ортатюбинский» Ногайского района Республики Дагестан и администрации МО «Ногайский район» РД о признании незаконным бездействия, выразившиеся в невыполнении обязательных требований санитарного законодательства и об обязании устранения указанных нарушений, подлежит удовлетворению полностью.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-178, 293 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Дагестан к администрации МО СП «сельсовет Ортатюбинский» Ногайского района Республики Дагестан и администрации МО «Ногайский район» РД об устранении нарушений требований санитарного законодательства, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации МО СП «сельсовет Ортатюбинский» Ногайского района Республики Дагестан и администрации МО «Ногайский район» РД, выразившееся в невыполнении обязательных требований санитарного законодательства, установленных ст. 18, ст. 19 ФЗ №52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.6, ст. 12, ст.23, ст.25, ст.40 ст.41 ФЗ №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», СанПиН 2.1.4.1110-02 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», СП 1.1.1058-01/ СП 1.1.2193-07 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», а именно в не разработке проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого водоснабжения в населенных пунктах МО «сельсовет Ортатюбинский» Ногайского района Республики Дагестан, не организации проведения производственного лабораторного контроля качества и безопасности питьевой воды, отсутствии санитарно-эпидемиологических заключений на деятельность, связанную с использованием водных объектов в качестве хозяйственно-питьевого водоснабжения.
Обязать администрацию МО СП «сельсовет Ортатюбинский» Ногайского района РД и администрацию МО «Ногайский район» РД устранить нарушения санитарного законодательства, а именно: разработать проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого водоснабжения в населенных пунктах МО СП «сельсовет Ортатюбинский» Ногайского района Республики Дагестан и получить санитарно-эпидемиологические заключения на проекты; обеспечить проведение производственного лабораторного контроля качества и безопасности питьевой воды; получить санитарно-эпидемиологические заключения на деятельность, связанную с использованием водных объектов в качестве хозяйственно-питьевого водоснабжения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан через Ногайский районный суд Республик Дагестан в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Текст решения изготовлен и отпечатан в совещательной комнате.
Председательствующий
судья Э.И. Телемишев