11RS0001-01-2019-007362-43 Дело № 2-5964/19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Шишеловой Т.Л.
при секретаре Биглер Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре
03 июля 2019 года гражданское дело по иску Илларионовой М.В. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное) о признании решения незаконным и его отмене, обязании включить в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периоды работы, произвести перерасчет пенсии с даты возникновения права на неё,
установил:
Илларионова М. В. обратилась в суд к ГУ УПФР в г. Сыктывкаре РК (межрайонное) с иском о признании незаконным и отмене решения от ** ** ** №..., которым заявителю отказано в перерасчете пенсии, обязании произвести начисление пенсии, начиная с ** ** **, указывая, что ** ** ** обращалась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, однако решением пенсионного органа от ** ** ** в назначении пенсии отказано ввиду отсутствия требуемого стажа работы в МКС. При повторном обращении, и предоставлении документов, подтверждающих стаж, пенсия истцу назначена, начиная с ** ** **. Поскольку до повторного обращения дополнительные документы в подтверждение стажа работы в МКС ответчиком не истребовались, в связи с чем не были предоставлены при первоначальном обращении; полагая, что имеет право на установление пенсии с момента возникновения права на неё, обратилась в ГУ УПФР по г. Сыктывкару РК (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии с ** ** ** однако оспариваемым решением в удовлетворении заявления отказано со ссылкой на отсутствие правовых оснований для назначения пенсионных выплат с более раннего срока.
В период производства по делу заявленные требования истцом изменены и дополнены в порядке ст. 39 ГПК РФ. Не меняя оснований иска, просит суд: признать незаконным и отменить решение ГУ УПФР в г. Сыктывкаре РК (межрайонное№... от ** ** **; обязать пенсионный орган включить в стаж работы Илларионовой М.В. в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периоды осуществления предпринимательской деятельности с ** ** ** и произвести перерасчет страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ с даты возникновения права на неё, т.е. с ** ** **
В судебном заседании на удовлетворении заявленных требований истец и её представитель настаивают по основаниям, приведенным в иске.
Представитель ответчика, УПФР в г. Сыктывкаре РК (межрайонное), иск не признает по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
Закрепляя право каждого на социальное обеспечение при наступлении названных и иных предусмотренных законом случаев (социальных рисков), Конституция Российской Федерации вместе с тем не регулирует условия и порядок предоставления конкретных видов социального обеспечения, а также не определяет, с использованием какого организационно-правового механизма оно реализуется, - эти вопросы, как следует из статей 39 (часть 2), 71 (пункт "в"), 72 (пункты "б" и "ж" части 1) и 76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, решаются законодателем.
На основании пункта 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, женщинам по достижении 50 лет, родившим двух и более детей, если они проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, имеют страховой стаж не менее 20 лет и требуемую величину индивидуального пенсионного коэффициента 16,2 (в 2019 году).
Снижение пенсионного возраста в зависимости от количества стажа работы в РКС или МКС, а также суммирование стажа в РКС и МКС при назначении пенсии по п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ пенсионным законодательством не предусмотрено.
Установлено, что ** ** ** Илларионова М.В. обратилась в ГУ УПФР в г. Сыктывкаре РК (межрайонное) по вопросу назначения страховой пенсии по старости.
Решением Управления от ** ** ** №... назначении пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" истцу отказано по причине отсутствия требуемого стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. При этом из указанного стажа исключены периоды осуществления Илларионовой предпринимательской деятельности с ** ** **, поскольку, как указано пенсионным органом, заявителем не представлены документы, подтверждающие осуществление предпринимательской деятельности непосредственно в МКС.
** ** ** Илларионова М.В. повторно обратилась в ГУ УПФР в г. Сыктывкаре РК (межрайонное) с заявлением о назначения страховой пенсии по старости, приложив к нему дополнительные документы, подтверждающие осуществление предпринимательской деятельности с ** ** ** непосредственно в МКС.
Решением Управления №... истцу назначена страховая пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", начиная с ** ** **.
** ** ** Илларионова М.В. обратилась в адрес ГУ УПФР в г. Сыктывкаре РК (межрайонное) с заявлением о перерасчете страховой пенсии по старости, с даты возникновения права на неё, указывая, что при первоначальном обращении ей не была разъяснена необходимость предоставления дополнительных документов.
Письмом Учреждения от ** ** ** №..., в перерасчете пенсии заявителю отказано со ссылкой, что оснований для установления пенсии с более раннего срока не установлено.
При изложенном, обращаясь в суд с настоящим иском истец указала, что при подаче ею заявления ** ** ** пенсионным органом должно было быть разъяснено о необходимости представления документов, подтверждающих периоды работы в качестве индивидуального предпринимателя в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, что сделано не было, и данное обстоятельство нарушило право Илларионовой М.В. на пенсионное обеспечение.
Отсюда, оценивая правовые позиции сторон, суд руководствуется следующим.
Правила подсчета и порядок исчисления и подтверждения страхового стажа предусмотрены статьями 13, 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а также Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий".
Частью 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ установлено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Согласно части 3 ст. 13 приведенного Закона, при исчислении страхового стажа периоды деятельности лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 14 Закона, при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Илларионова М.В. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования ** ** **.
Пунктом 19 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий установлено, что периоды индивидуальной трудовой деятельности лиц, имевших регистрационные удостоверения или патенты, выданные исполкомами местных Советов народных депутатов, периоды трудовой деятельности на условиях индивидуальной или групповой аренды за период до 1 января 1991 г. подтверждаются документом финансовых органов или справками архивных учреждений об уплате обязательных платежей.
Указанные периоды деятельности (за исключением деятельности индивидуальных предпринимателей, перешедших на уплату единого налога на вмененный доход и применявших упрощенную систему налогообложения) начиная с 1 января 1991 г. подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона (ч. 2 ст. 22).
Частью 3 ст. 22 Закона установлено, что в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
В пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, в рамках настоящего спора суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом.
В этой связи, принимая во внимание тот факт, что уведомление, в котором истцу была бы разъяснена необходимость представления документов, подтверждающих периоды работы в качестве индивидуального предпринимателя в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера с ** ** ** в материалах пенсионного дела отсутствует; факт наличия таковых разъяснений истцом оспаривается; впоследующем, спорные периоды были учтены пенсионным органом при вынесении решения №... по представленным Илларионовой М.В. документам; суд приходит к выводу о правомерности заявленных требований.
Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию, является поддержка лиц, которые в силу возраста не имеют реальной возможности к самообеспечению. Это в полной мере соответствует вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам, на основе которых должно осуществляться социальное обеспечение, включая принципы справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социальных прав, в том числе права на социальное обеспечение.
Отсюда, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст.56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Илларионовой М.В. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное) о признании решения незаконным и его отмене, обязании включить в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периоды работы, произвести перерасчет пенсии с даты возникновения права на неё – удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное) №... от ** ** ** об отказе в назначении Илларионовой М.В. страховой пенсии по старости в части исключения из стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периодов осуществления предпринимательской деятельности с ** ** **
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное) включить в стаж работы Илларионовой М.В. в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периоды осуществления предпринимательской деятельности с ** ** **
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное) произвести Илларионовой М.В. перерасчет страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с даты возникновения права на неё, т.е. с ** ** **
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий
...