№ 2-1133/2022
УИД 26RS0002-01-2022-000951-78
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ставрополь 23 августа 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Трушкина Ю.А.,
судей Муратовой Н.И., Быстрова О.В.,
при секретаре Вяхиревой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ответчика ГУ МВД России по Ставропольскому краю - Тыркаловой Е.В. на решение Ленинского районного суда г.Ставрополя Ставропольского края от 28 апреля 2022 года по гражданскому делу по исковому заявлению Петрова С.Н. к ГУ МВД России по Ставропольскому краю об обязании изменить дату постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты,
заслушав доклад судьи Муратовой Н.И.,
установила:
Петров С.Н. обратился в суд с указанным иском, который мотивирован тем, что 30.10.2012 истцом подано заявление в Центральную жилищно-бытовую комиссию ГУ МВД России по Ставропольскому краю о рассмотрении вопроса принятия на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Однако, на основании протокола № ***, утвержденного распоряжением ГУ МВД России по Ставропольскому краю от 02.03.2013 №***, истец был принят на учет для получения единовременной социальной выплаты только 02.03.2013. Не согласившись с датой постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты истцом было подано заявление на имя начальника ГУ МВД по Ставропольского края, в котором он просил принять решение о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты обращения с заявлением - 30.10.2012 и внести соответствующие изменения в книгу учета сотрудников ОВД, принятых на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ГУ МВД России по Ставропольскому краю. Истец 01.02.2022 получил ответ на свое заявление, в котором указано, в связи с многочисленными обращениями сотрудников по вопросу постановки на учет для предоставления единовременной социальной выплаты, материалы, принятые в IV квартале 2012 года, после проведения соответствующих проверок и получения ответов из ЕГРН, были рассмотрены ЦЖБК ГУ МВД России по Ставропольскому краю в порядке очередности, согласно дате подачи заявления и стажа службы в органах внутренних дел, что определено п. 20 Правил, в том числе были рассмотрены и его материалы. Одновременно проводились проверки, обновлялись документы и рассматривались материалы на заседании ЦЖБК ГУ МВД России по Ставропольскому краю на сотрудников, уже поставленных на учет, в связи с осуществлением выплат. Также имеется факт нарушения п. 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудниками органов внутренних дел РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 №1223, в части превышения на 2 месяца сроков рассмотрения материалов постановки на учет. Однако очередность в постановке на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения нарушена не была. Протоколом ЦЖБК ГУ МВД России по Ставропольскому краю № ***, утвержденным распоряжением начальника ГУ МВД России по Ставропольскому краю от 30.12.2016 № ***, он исключен из списка очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в связи с переводом для прохождения службы в Федеральную службу войск национальной гвардии РФ. С данным решение истец полностью не согласен, считает его незаконным и необоснованным. Ответчик ссылается на тот факт, что истец был исключен из списка очередников в связи с переводом. Однако, в соответствии с п. 16 (сохранить за лицами, переведенными в войска национальной гвардии РФ из органов внутренних дел РФ, состоявшими на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, право на включение в список очередников по новому месту службы с даты постановки на учет по прежнему месту службы для получения жилого помещения либо предоставления единовременной социальной выплаты для его приобретения или строительства) Указа Президента РФ от 5.04.2016 № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии РФ». Решением Управления Росгвардии по Ставропольскому краю истец был принят на учет очередников для приобретения или строительства жилого помещения и соответственно дата постановки на учет по прежнему месту службы (ГУ МВД России по СК) влияет на очередность в Управления Росгвардии по Ставропольскому краю. Указанные требования при принятии Петрова С.Н. не были соблюдены. Действия ответчика по постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты с даты утверждения протокола комиссии с 03.03.2013, то есть спустя значительный период времени с момента обращения истца с заявлением, нарушают пава последнего на своевременное получение единовременной социальной выплаты наравне с лицами, поставленными на соответствующий учет в 2012 году, учитывая, что в силу п.31 Правил данная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет, а также ставят в зависимость от усмотрения ответчика относительно периода времени для принятия распоряжения об утверждении протокола жилищной комиссии.
Петров С.Н. просил признать решение от 31.01.2022 об отказе в изменении даты постановки на учет, для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконным; возложить на ГУ МВД России по Ставропольскому краю обязанность принять решение о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения составом семьи из 4-х человека с даты обращения и внесении соответствующих изменений в книгу учета сотрудников ОВД.
Решением Ленинского районного суда г.Ставрополя Ставропольского края от 28.04.2022 исковые требования Петрова С.Н. к ГУ МВД России по Ставропольскому краю об обязании изменить дату постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты удовлетворены.
Суд признал решение ГУ МВД России по Ставропольскому краю №*** от 31.01.2022 об отказе в изменении даты постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Петрова С.Н. незаконным.
Суд возложил на ГУ МВД России по Ставропольскому краю обязанность принять решение о постановке Петрова С.Н. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения составом семьи из 4-х человек (он, жена, дочь П.В.С., *** года рождения, дочь П.В.С., *** года рождения) с даты обращения с заявлением с 30.10.2012 года и внесении соответствующих изменений в книгу учета сотрудников ОВД, принятых на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В апелляционной жалобе представителя ответчика ГУ МВД России по Ставропольскому краю - Тыркалова Е.В. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, ссылаясь на то, что суд дал неправильную оценку материалам дела, неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела. Выводы суда противоречат нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения. Указывает, что действия ответчика по принятию истца на учет и определению очередности на получение единовременной социальной выплаты соответствуют порядку, установленному Правилами № 1223.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика ГУ МВД России по Ставропольскому краю - Тыркалову Е.В., просившей решение суда отменить и апелляционную жалобу удовлетворить, представителя истца Петрова С.Н. - Вышкварко О.В., представителя третьего лица Управления Росгвардии по Ставропольскому краю - Зимину А.Н., просивших в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истец Петров С.Н. с ***2000 по ***2002 служил в Вооруженных силах РФ, с ***2002 по ***2016 проходил службу в органах внутренних дел, ***2016 переведен для прохождения службы в Федеральную службу воск национальной гвардии РФ.
30.10.2012 Петров С.Н. обратился в Центральную жилищно-бытовую комиссию ГУ МВД России по Ставропольскому краю с заявлением о постановке его семьи, составом 4 человека, на учет в для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренной ст. 4 ФЗ от 19.07.2011 N 247-ФЗ, представив необходимые документы, указанные в п. 5 Правил, о чем составлена справка о принятии документов от 30.10.2012 № 200.
На основании протокола заседания ЦЖБК ГУ МВД России по СК от 14.02.2013 №***, утвержденного распоряжением ГУ МВД России по Ставропольскому краю от 02.03.2013 № ***, Петров С.Н. был принят на учет для получения единовременной социальной выплаты с семьей в составе 4-х человек с присвоением уникального номера УН ***. При этом в протоколе от 14.02.2013 № *** дата постановки на учет не указана.
Сведения о Петрове С.Н., принятом на учет для получения единовременной выплаты, внесены в книгу учета (л.д.38-39), с отражением сведений об уникальном номере УН ***, стаже службы - * лет * месяцев * дней, дате подачи заявления - 30.10.2012, дате принятия на учет - 14.02.2013.
С 2016 года по настоящее время капитан полиции Петров С.Н. проходит службу в подразделении Управления Росгвардии по Ставропольскому краю, что подтверждается справкой № * от 28.01.2022.
Протоколом ЦЖБК ГУ МВД России по Ставропольскому краю № ***, утвержденным распоряжением начальника ГУ МВД России по Ставропольскому краю от 27.12.2016 № ***, Петров С.Н. исключен из списка очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в связи с переводом для прохождения службы в Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации.
В соответствии с требованиями п. 16 Указа Президента РФ от 05.04.2016 № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» за лицами, переведенными в Федеральную службу войск национальной гвардии РФ из органов внутренних дел РФ сохраняется право на включение в список очередников на получение единовременной социальной выплаты по новому месту службы с даты постановки на учет по прежнему месту службы для получения жилого помещения либо предоставления единовременной социальной выплаты для его приобретения или строительства.
Не согласившись с датой постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты истцом было подано заявление на имя начальника ГУ МВД по Ставропольскому краю, в котором он просил принять решение о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты обращения с заявлением - 30.10.2012 и внести соответствующие изменения в книгу учета сотрудников ОВД, принятых на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ГУ МВД России по Ставропольскому краю.
Из ответа ГУ МВД России по СК от 31.01.2022, с которым не согласен истец, следует, что в связи с многочисленными обращениями сотрудников по вопросу постановки на учет для предоставления единовременной социальной выплаты, принятые в 4 квартале 2012 года, после проведения соответствующих проверок и получения ответов из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, были рассмотрены ЦЖБК ГУ МВД России по СК в порядке очередности, согласно даты подачи заявления и стажа службы в органах внутренних дел, определено п. 20 Правил, соответствующие материалы, в том числе были рассмотрены и материалы Петрова С.Н. Одновременно, проводились проверки, обновлялись документы и рассматривались материалы на заседании ЦЖБК ГУ МВД России по Ставропольскому краю на сотрудников, уже поставленных на учет, в связи с осуществлением выплат. На основании протокола ЦЖБК ГУ МВД России по Ставропольскому краю, утвержденного распоряжением начальника ГУ МВД России по Ставропольскому краю от 02.03.2013 № ***, Петров С.Н. составом семьи 4 человека, был принят на учет для получения единовременной социальной выплаты под уникальным номером УН № 8***. Таким образом, признан подтвержденным факт нарушения общего срока рассмотрения заявления Петрова С.Н. о принятии на данный учет, более чем на 2 месяца, однако нарушений очередности в постановке на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения не установлено.
Не согласившись с отказом ответчика в изменении даты постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, истец обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Петрова С.Н. о признании незаконным отказа ГУ МВД России по Ставропольскому краю в изменении даты принятия его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1223, пришел к выводу о наличии у Петрова С.Н. права на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты с даты подачи им заявления о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты - с 30.10.2012, и как следствие, о незаконности принятого в отношении него ответчиком ГУ МВД России по Ставропольскому решения об отказе в изменении даты постановки его на учет.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они сделаны с учетом представленных сторонами доказательств, оценка которым дана по правилам ст. 67 ГПК РФ, при правильном применении норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы о том, что действия ответчика по принятию истца на учет и определению очередности на получение единовременной социальной выплаты соответствуют порядку, установленному Правилами № 1223, судебной коллегией не могут быть приняты во внимание, по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел.
В силу ч. 2 ст. 4 названного Федерального закона, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник, в частности: 1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; 2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Согласно ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации.
На основании п. 2 Правил, принятие на учет для получения единовременной выплаты осуществляется в центральных аппаратах, территориальных органах, учреждениях и организациях федеральных органов исполнительной власти по месту службы сотрудников, в том числе сотрудников Министерства внутренних дел РФ, за исключением указанных в абзаце втором настоящего пункта, - в территориальных органах Министерства внутренних дел РФ на окружном, межрегиональном, региональном уровнях, учреждениях и организациях системы Министерства внутренних дел РФ по месту службы.
Принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что по прежним местам службы единовременная выплата не предоставлялась (п. 5).
В соответствии с п. 11 Правил, дата приема заявления сотрудника и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, отражается в регистрационном журнале комиссии. Сотруднику выдается справка о дате приема его заявления и документов.
Согласно п. 15 Правил (действовавшего на момент возникших правоотношений) решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил. Решение комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета оформляются протоколами комиссии и утверждаются актами федерального органа исполнительной власти.
Заверенная в установленном порядке копия правового акта органа о принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты или о снятии с учета направляется в уполномоченное подразделение в недельный срок с даты принятия, соответствующего решения (п. 17 Правил).
В силу п. 18 Правил, выписка из правового акта органа о принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты направляется или выдается сотруднику, в отношении которого принято соответствующее решение, в недельный срок с даты принятия этого решения.
Согласно п. 20 Правил сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления.
В соответствии с п. 31 Правил, единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет. При этом очередность предоставления указанной выплаты, предусмотренная п. 20 и 31 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел РФ зависит от стажа службы и даты подачи заявления.
На основании п. 1, 4.2, 7, 8, 10 Порядка формирования и ведения базы данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также снятых с данного учета, утв. приказом от 30.03.2012 N 207, целью формирования базы данных является получение полной, достоверной и актуальной информации о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также снятых с данного учета. База данных формируется в отношении сотрудников МВД России - в территориальных органах МВД России на окружном, межрегиональном, региональном уровнях, учреждениях и организациях системы МВД России по месту службы.
Внесение информации в базу данных осуществляется на основании правовых актов МВД России и органов о принятии или снятии с учета для получения единовременной выплаты, а также решений комиссии по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам об изменении сведений учетных дел в течение пяти рабочих дней с момента принятия.
Первичная информация вносится в базу данных с присвоением восемнадцатизначного номера, в котором 1 символ - код федерального округа Российской Федерации, 2 и 3 код субъекта Российской Федерации, с 4 по 6 уполномоченного подразделения или органа, с 7 по 12 - день, месяц и две последние цифры года постановки на учет, с 13 по 18 - номер учетного дела. Внесение информации в базу данных осуществляется должностными лицами, которые назначаются в установленном порядке.
Исходя из формулировки п. 8 Порядка формирования и ведения базы данных, устанавливающего порядок внесения первичной информации в базу данных, данная информация может быть изменена по решению суда, в части даты постановки на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в целях восстановления нарушенных прав истцов.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что юридически значимыми обстоятельствами по данным правоотношениям являются совокупность двух условий - стаж службы и дата подачи заявления. При этом, преимущество по стажу службы может быть предоставлено только среди сотрудников, подавших заявление в эту же дату. Как следует из копий листов книги учета сотрудников ОВД, одновременно с датой принятия на учет - 14.02.2013, принято несколько сотрудников ответчика, подавших заявления 30.10.2012-31.10.2012 и имеющих стаж службы от 10 лет 7 месяцев до 11 лет 11 месяцев.
В свою очередь, постановка истца, подавшего заявление 30.10.2012 и имеющего стаж службы * лет * месяца, на учет 14.02.2013 одновременно с сотрудниками, подавшими заявление позже и имеющими меньший стаж службы (л.д.38), влечет нарушение прав Петрова С.Н. на получение единовременной социальной выплаты в установленной очередности исходя из стажа службы и даты подачи заявления.
Аналогичная позиция изложена в определении Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 12.04.2022 N 88-2559/2022.
Судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции, которые обоснованы и мотивированы, постановлены при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и применении норм материального права, подлежащих применению к отношениям сторон.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения, поскольку по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и повторяют изложенную ранее ответчиком позицию, которая была предметом исследования и оценки суда и была им правомерно отвергнута. Оснований для иной оценки исследованных доказательств судебная коллегия не усматривает.
Нарушений норм процессуального законодательства, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, влекущих отмену решения, судебной коллегией по делу не установлено.
Выводы суда подробно мотивированы, соответствуют требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела, оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, для признания их ошибочными и отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.
Руководствуясь ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г.Ставрополя Ставропольского края от 28 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.