Дела №№ 12-10/2024 (12-11/2024)
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобам на постановления по делам
об административных правонарушениях
10 июля 2024 года с. Красноселькуп
Судья Красноселькупского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (ул. Ленина, д. 2-б, с. Красноселькуп) Калашникова А.Н., с участием заместителя начальника отдела – заместителя лесничего отдела Красноселькупское лесничество управления лесных отношений департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа Сафонова И.В., действующего по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы общества с ограниченной ответственностью «Харампурнефтегаз» на постановления начальника отдела – лесничего отдела Красноселькупское лесничество управления лесных отношений департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа Булатова Н.Ю. №№ 01/24, 02/24 от 19.03.2024 по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 8.31, ч. 3 ст. 8.32 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ),
У С Т А Н О В И Л:
Постановлениями начальника отдела – лесничего отдела Красноселькупское лесничество управления лесных отношений департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа Булатова Н.Ю. ООО «Харампурнефтегаз» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 8.31, ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ и по каждому постановлению назначено наказание в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей.
Не согласившись с указанными постановлениями, представитель ООО «Харампурнефтегаз» Асатрян Д.С. подал жалобы, в которых просит дела об административных правонарушениях объединить в одно производство; отменить постановления; прекратить производство по делам об административных правонарушениях ввиду отсутствия в действиях общества состава административных правонарушений. В обоснование жалобы указано, что административным органом (в нарушение норм действующего законодательства) не были объединены в одно производство дела по административным правонарушениям. Из совокупности вынесенных постановлений следует, что объективная сторона вменяемых административных правонарушений является идентичной. Кроме того, вменяемые заявителю нарушения выявлены в ходе одного контрольно-надзорного мероприятия, проводимого Ямало-Ненецкой природоохранной прокуратурой. Отсутствуют события и составы административных правонарушений, поскольку из представленных административным органом доказательств, следует, что в рассматриваемом случае произошло загрязнение земельного участка. Какие-либо конкретные доказательства загрязнения леса отсутствуют. Соответственно, административный орган не доказал наличие правовых оснований для привлечения заявителя к административной ответственности.
В судебное заседание представитель ООО «Харампурнефтегаз» не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки в судебное заседание не сообщил.
Заместитель начальника отдела – заместитель лесничего отдела Красноселькупское лесничество управления лесных отношений департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа Сафонов И.В., действующий по доверенности, в судебном заседании возражал против доводов жалобы. В обоснование доводов возражений указал, что дела не были объединены в одно производство, поскольку в соответствии с ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения. Однако, правонарушения, по фактам совершения которых были возбуждены дела, выявлены не органом контроля (надзора) в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия, а природоохранной прокуратурой в ходе проведения прокурорской проверки. Следовательно, положение ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ в данном случае не может быть применено. Дела об административных правонарушениях были возбуждены по фактам загрязнения лесных участков нефтесодержащим веществом. Согласно ст. 7 Лесного кодекса лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства. Следовательно, лесной участок является разновидностью земельного участка. Понятие леса раскрыто в ст. 5 Лесного кодекса, где указано, что лес рассматривается как природный ресурс и как экосистема. Конституционный суд в абзаце 3.1 Постановления от 02.06.2015 № 12-П, указал, что лес как природный ресурс является комплексной экологической системой, состоящей из почв, подземных и наземных источников, объектов растительного и животного мира, находящихся в тесной взаимосвязи, а потому негативное воздействие на отдельные компоненты экологической системы лесов влечет нарушение внутрисистемных связей, нанося тем самым вред экосистеме в целом. Соответственно, исчисление размера вреда, причиненного лесам, должно производиться с учетом характера действий (бездействия) правонарушителя, их ближайших и отдаленных последствий, ущерба, нанесенного как экосистеме в целом, так и отдельным ее компонентам (элементам природной среды), например лесной растительности, животному миру, подземным водам. На территории лесного фонда Красноселькупского лесничества имеются лесные участки как покрытые, так и не покрытые лесной растительностью (редины, вырубки, болота, гари). Однако лесное законодательство, как и полномочия лесных инспекторов, распространяется на все лесные участки, входящие в состав лесного фонда, вне зависимости от того, что на них произрастает. При этом загрязнение лесных участков причиняет ущерб не только лесным насаждениям, но и всей лесной экосистеме в целом. Просил в удовлетворении жалоб отказать. Постановления по делам об административных правонарушениях оставить без изменений.
Исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
Частью 2 статьи 8.31 КоАП РФ предусмотрена ответственность за загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.31 КоАП РФ, заключается в загрязнении лесов.
Как следует из статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду; загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
На основании пункта 5 части 1 статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляется, в частности, установление санитарных требований к использованию лесов.
Правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 3 статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 N 414 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах (далее - Правила).
Так, согласно пункту 39 Правил при использовании лесов не допускается, в частности, загрязнение почвы в результате нарушения установленных законодательством Российской Федерации требований к обращению с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления; загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами; иные действия, способные нанести вред лесам.
В силу пункта 52 Правил использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, гидротехнических сооружений, специализированных портов, переработки древесины и иных лесных ресурсов, а также для иных целей не должно ухудшать санитарное состояние лесов, расположенных на предоставленных гражданам и юридическим лицам лесных участках и на лесных участках, прилегающих к ним.
Частью 3 ст. 8.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 53 ЛК РФ меры пожарной безопасности в лесах включают в себя, в том числе предупреждение лесных пожаров.
Единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах установлены Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417 (действовавшие на момент привлечения к административной ответственности), являющиеся обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (пункт 1 Правил) (далее - Правила пожарной безопасности в лесах).
Согласно п.п. «в» п. 33 Правил пожарной безопасности в лесах, при проведении работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых в период пожароопасного сезона в лесах требуется: не допускать хранения нефти в открытых емкостях и котлованах, а также загрязнения предоставленной для использования прилегающей территории горючими веществами (нефтью, мазутом и др.)
В соответствии с п.п. 34-35 Правил пожарной безопасности в лесах, просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.
При строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
Из материалов дел об административных правонарушениях следует, что ООО «Харампурнефтегаз» осуществляет добычу углеводородного сырья на Северо-Харампурском месторождении, Харампурского участка недр в Пуровском и Красноселькупском районах ЯНАО, в связи с чем эксплуатирует опасные производственные объекты II класса опасности: систему промысловых трубопроводов месторождения.
В ходе осмотра 28.06.2023 обнаружены загрязненные нефтесодержащим веществом земельные участки, что нарушает правила пожарной и санитарной безопасности в лесах на территории месторождений ООО «Харампурнефтегаз».
Основанием для привлечения ООО «Харампурнефтегаз» к административной ответственности согласно оспариваемых постановлений послужил факт:
- по постановлению № 01/24: на территории в районе пикета «Напорный нефтегазопровод КМ-140 ПК 1400+00» Северо-Харампурского месторождения в квартале 1051 в выделе 47 Толькинского участкового лесничества Красноселькупского лесничества, обнаружен земельный участок площадью 0,0483 га, загрязнённый нефтесодержащим веществом. Согласно протоколам испытаний №№ 6503, 6504, 6505, 6506 от 19.07.2023 содержание нефтепродуктов на загрязненном участке на глубине 0-5 см составляет 3431+/-858 млн-1 (мг/кг), на глубине 5-20 см составляет 8175+/-2044 млн-1 (мг/кг), тогда как содержание нефтепродуктов в фоновой пробе на глубине 0-5 см – 255+/-64 млн-1 (мг/кг), на глубине 5-20 см – 83+/-33 млн-1 (мг/кг);
- по постановлению № 02/24: на территории в районе кустовой площадки № 60 Северо-Харампурского месторождения в квартале 847 в выделах 15, 36 Толькинского участкового лесничества Красноселькупского лесничества, обнаружен земельный участок площадью 0,3434 га, загрязненный нефтесодержащим веществом. Согласно протоколам испытаний № 6497, 6498, 6499, 6500 от 19.07.2023 содержание нефтепродуктов на загрязненном участке на глубине 0-5 см составляет 6068+/-1517 млн-1 (мг/кг), на глубине 5-20 см составляет 1945+/-486 млн-1 (мг/кг), тогда как содержание нефтепродуктов в фоновой пробе на глубине 0-5 см - 261+/-65 млн-1 (мг/кг), на глубине 5-20 см - 268+/-67 млн-1 (мг/кг);
Результаты проведенных испытаний свидетельствуют о кратном превышении концентрации нефтепродуктов в почве на загрязненном участке по сравнению с концентрацией в почве на землях, расположенных за границами периметра загрязненного участка.
В силу п. 6.2, 6.6, 6.7 ГОСТ Р 51858-2002 «Нефть. Общие технические условия», нефть содержит легкоиспаряющиеся вещества, опасные для здоровья и жизни человека и для окружающей среды. Предельно допустимые концентрации нефтяных паров и опасных веществ нефти в воздухе рабочей зоны установлены ГОСТ 12.1.005.6.6. Нефть относят к легковоспламенящимся жидкостям 3-го класса по ГОСТ 19433. Категория взрывоопасности и группа взрывоопасных смесей паров нефти с воздухом – IIА-ТЗ по ГОСТ 51330.11.
Постановлением Правительства от 20.07.2013 № 609 утверждено положение о введении федерального регистра потенциально опасных химических и биологических веществ.
Согласно указанному регистру нефть является опасным химическим веществом.
Следовательно, нефть в силу своих физико-химических свойств является веществом, которое при попадании на объекты природной среды (вода, почва) вызывает их загрязнение, высокая токсичность нефти является причиной уничтожения растительного покрова и организмов, имеющих контакт с загрязненной почвой. Последствием разлива нефтесодержащей жидкости на земельном участке является причинение экологического вреда, поскольку каждый компонент природный среды выполняет строго определенные законом природы экологические функции и оказывает влияние на окружающее пространство. Нанесенный вред от разлива нефти представляет собой негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, которое влечет за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов, процесс восстановления которых занимает достаточно длительный период времени.
Виновность ООО «Харампурнефтегаз» в совершении правонарушений подтверждается материалами дела, а именно: актами осмотра территорий от 28.06.2023, протоколами испытаний, расчетами ущерба.
Таким образом, в действиях ООО «Харампурнефтегаз» природоохранным прокурором усмотрены признаки составов административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ – т.е. загрязнение лесов вредными веществами и иное негативное воздействие на леса; ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ - т.е. нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, а также ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ - нарушение правил санитарной безопасности в лесах.
Доводы заявителя об отсутствии событий и составов административных правонарушений, а также конкретных доказательств загрязнения леса, опровергаются обнаруженными нефтезагрязнениями почвы на лесных участках и не влияют на выводы о наличии события и состава оспариваемых административных правонарушений в его бездействии.
Определениями начальника отдела Красноселькупское лесничество управления лесных отношений департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 11.03.2024 №№ 01/24, 02/24 материалы дел об административных правонарушениях от 05.02.2024 в отношении ООО «Харампурнефтегаз» по признакам составов административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 8.31 и ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ объединены в одно производство.
Постановлениями начальника отдела Красноселькупское лесничество управления лесных отношений департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа № 01/24, 02/24 от 19.03.2024 юридическое лицо – ООО «Харампурнефтегаз» признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 8.31 и ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей за каждое.
В силу ч. 1 ст. 23.24.1 КоАП РФ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.29 - 8.32 (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством).
Пунктом 2 ч. 2 ст. 23.24.1 КоАП РФ предусмотрено, что рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в ч. 1 ст. 23.24.1 КоАП РФ, в пределах своих полномочий вправе руководители структурных подразделений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), их заместители.
Таким образом, дело об административном правонарушении рассмотрено надлежащим должностным лицом, наказание за совершение административного правонарушения назначено в пределах санкции ч. 2 ст. 8.31, ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ.
Обжалуемые постановления по делам об административных правонарушениях соответствует ст. 29.10 КоАП РФ.
Далее, разрешая доводы заявителя об объединении дел в одно производство, суд исходит из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи.
Согласно ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ, вступившим в силу 06.04.2022, в статью 4.4 КоАП РФ введена часть 6, согласно которой если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) раздела II настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений применяются правила назначения административного наказания, предусмотренные частями 2 - 4 настоящей статьи.
Следовательно, ходатайство заявителя об объединении дел в одно производство является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В соответствии с п. 5 ч. 1 т. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
В соответствии с пп.1, 2 и 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:
- об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
- об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
- об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 – 30.8 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ №№ 12-10/2024, 12-11/2024 ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 02/24 ░░ 19.03.2023 ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 2 ░░. 8.31, ░. 3 ░░. 8.32 ░░░░ ░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 01/23 ░░ 19.03.2023 ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ /░░░░░░░/ ░.░. ░░░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ -