Решение по делу № 2-1028/2024 от 23.04.2024

Дело № 2-1028/2024

    

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 июня 2024 года г. Комсомольск-на-Амуре

Ленинский районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в составе председательствующего судьи Вальдес В.В.,

при секретаре судебного заседания Лушниковой О.Ю.,

с участием истца ФИО1, представителей ответчика ФИО5, ФИО4, представителей третьих лиц ФИО7, ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к муниципальному автономному учреждению культуры дополнительного образования «Детская музыкальная школа» о признании права на выплату единовременного пособия, взыскании единовременного пособия, компенсации за нарушение срока выплаты денежных средств, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ

ФИО1 обратилась в суд с иском к муниципальному автономному учреждению культуры дополнительного образования «Детская музыкальная школа» (далее – МАУК ДО «Детская музыкальная школа») о признании права на выплату единовременного пособия, взыскании единовременного пособия, компенсации за нарушение срока выплаты денежных средств, компенсации морального вреда.

В обоснование исковых требований ФИО1 указала о том, что с ДД.ММ.ГГГГ работала в музыкальной школе в должности преподавателя по классу фортепиано. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ -лс уволена в связи с выходом на пенсию по старости на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных мерах социальной поддержки педагогических работников и дополнительных мерах социальной поддержки и стимулирования отдельных категорий обучающихся» предусмотрена выплата единовременного пособия в размере трех должностных окладов (тарифных ставок) при выходе на пенсию по старости и стаже педагогической деятельности 25 лет и более. Во исполнение <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -па утверждено Положение о выплате единовременного пособия при выходе на пенсию работникам муниципальных образовательных учреждений культуры дополнительного образования детей городского округа «<адрес>», согласно которому выплата единовременного пособия осуществляется по основному месту работы одновременно с окончательным расчетом по заработной плате при увольнении «Получателя» при выходе на пенсию по старости или инвалидности. ДД.ММ.ГГГГ истцом подано заявлением об увольнении и выплате единовременного пособия, однако при увольнении единовременное пособие выплачено не было.

На основании вышеизложенного, уточнив исковые требования, ФИО1 просит суд признать за ней право на единовременное пособие в размере трех должностных окладов, взыскать с МАУК ДО «Детская музыкальная школа» единовременное пособие в размере <данные изъяты>, компенсацию за несвоевременную выплату денежных средств на день вынесения решения суда, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>.

Определением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены отдел культуры администрации <адрес>, администрация <адрес>.

Определением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено министерство культуры <адрес>.

В судебном заседании ФИО1 настаивала на удовлетворении исковых требований.

Представитель ответчика МАУК ДО «Детская музыкальная школа» ФИО5 исковые требования признала в части, пояснила о том, что право ФИО1 на выплату единовременного пособия при увольнении ответчик не оспаривает, однако в связи с отсутствием финансирования выплата до настоящего времени не произведена.

Представитель ответчика МАУК ДО «Детская музыкальная школа» ФИО4 пояснила о том, что трудовые права ФИО1 со стороны МАУК ДО «Детская музыкальная школа» не нарушены, поскольку выплата единовременного пособия при увольнении производится за счет средств краевого бюджета, данная выплата является дополнительной мерой социальной поддержки государства в лице <адрес>. Поскольку положения ст. 140 Трудового кодекса Российской Федерации ответчиком нарушены не были, оснований для взыскания компенсации морального вреда не имеется.

Представитель третьего лица отдела культуры администрации <адрес> ФИО6 исковые требования не признала, поскольку денежные средства на выплату ФИО1 единовременного пособия при увольнении из краевого бюджета не поступали. Отделом культуры неоднократно направляются заявки на дополнительное финансирование.

Представитель третьего лица администрации <адрес> ФИО7 полагала, что оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 не имеется. Согласно п. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> отдельными государственными полномочиями <адрес> по предоставлению отдельных гарантий прав граждан в сфере образования» финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет субвенций местным бюджетам из краевого бюджета. Согласно п.п. 2, 3 приложения к постановлению администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -па, финансирование расходов по выплате единовременного пособия при выходе на пенсию «Получателя» осуществляется по мере поступления субсидий из краевого фонда софинансирования расходов на оплату труда работников бюджетной сферы <адрес>. Выплата единовременного пособия осуществляется по основному месту работы одновременно с окончательным расчетом по заработной плате при увольнении «Получателя» при выходе на пенсию по старости или инвалидности. Вместе с тем согласно <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О краевом бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» субсидии для бюджетов субъектов РФ на выплату региональных социальных доплат к пенсиям на 2024 год заложены. В свою очередь отделом культуры <адрес> неоднократно в 2023- 2024 годах направлялись уведомления о доведении лимитов на данную категорию граждан в министерство культуры <адрес>, что подтверждается документально. В целях обеспечения выплат единовременного пособия в размере трех должностных окладов в 2023 году были направлены документы по потребности на общую сумму <данные изъяты>. Однако лимиты были доведены в размере <данные изъяты>. На 2024 год заявлена потребность в размере <данные изъяты>, однако лимиты были доведены в размере <данные изъяты>.

В судебное заседание представитель третьего лица министерства культуры <адрес> не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствии.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя третьего лица.

Согласно письменным пояснениям министерства культуры <адрес> министерство в рамках реализации государственной программы <адрес> «Развитие социальной защиты населения <адрес>», утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -пр, ответственным исполнителем которой является министерство социальной защиты <адрес>, является соисполнителем мероприятия «Повышение доступности и качества государственных социальных услуг в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения» и осуществляет выплату единовременного пособия педагогическим работникам муниципальных образовательных организаций при выходе на пенсию по старости и стаже педагогической деятельности 25 лет на основании <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> отдельными государственными полномочиями <адрес> по предоставлению отдельных гарантий прав граждан в сфере образования». Ежегодно при формировании краевого бюджета на очередной финансовый год министерству на обеспечение выплат единовременных пособий педагогическим работникам муниципальных образовательных организаций в сфере культуры доводится предельный объем финансирования в размере <данные изъяты>. Указанный объем распределяется в соответствии с заявками муниципальных образований <адрес>. Так по городу Комсомольску-на<адрес> прогнозная потребность в ассигнованиях на обеспечение указанных выплат согласно заявке от ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты>. Доведен объем бюджетных ассигнований на 2024 год в пределах выделенных средств краевого бюджета в объеме <данные изъяты>. Дефицит средств составил <данные изъяты>. Общая потребность в дополнительных бюджетных ассигнованиях по министерству на указанные цели на 2024 год составила <данные изъяты>. Выделение дополнительных средств осуществляется в рамках исполнения краевого бюджета с учетом информации муниципальных образований о наличии потребности. Министерством при уточнении <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О краевом бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» совместно с министерством социальной защиты <адрес> и министерством финансов <адрес> будет проведена работа по выделению дополнительных бюджетных ассигнований на реализацию вышеуказанных полномочий.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации все работодатели (физические лица и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

На основании ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

В соответствии со ст. 140 Трудового кодекса Российской Федерации при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в указанный в настоящей статье срок выплатить не оспариваемую им сумму.

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных мерах социальной поддержки педагогических работников и дополнительных мерах социальной поддержки и стимулирования отдельных категорий обучающихся» (далее - <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ) установлены дополнительные меры социальной поддержки педагогических работников краевых государственных образовательных организаций, подведомственных исполнительному органу <адрес>, осуществляющему государственное управление в сфере образования, краевых государственных организаций, осуществляющих обучение, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и муниципальных образовательных организаций (далее - педагогические работники), а также дополнительные меры социальной поддержки и стимулирования отдельных категорий обучающихся.

Пунктом 2 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что педагогическим работникам устанавливается дополнительная мера социальной поддержки в виде выплаты единовременного пособия в размере трех должностных окладов (тарифных ставок) при выходе на пенсию по старости и стаже педагогической деятельности 25 лет и более.

Согласно пункту 3 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ порядок и условия предоставления педагогическим работникам дополнительных мер социальной поддержки, предусмотренных в части 1 настоящей статьи, определяются <адрес>.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -пр утверждено Положение о порядке и об условиях предоставления педагогическим работникам краевых государственных образовательных организаций, подведомственных исполнительному органу <адрес>, осуществляющему государственное управление в сфере образования, краевых государственных организаций, осуществляющих обучение, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и муниципальных образовательных организаций дополнительных мер социальной поддержки.

В соответствии с п.п. 3.1, 3.2, 3.4 Положения право на получение единовременного пособия при выходе на пенсию по старости или инвалидности (далее - единовременное пособие при выходе на пенсию) имеют педагогические работники, имеющие стаж педагогической деятельности 25 лет и более и увольняющиеся с педагогической должности из организации, осуществляющей образовательную деятельность, по собственному желанию в связи с выходом на пенсию по старости. Выплата единовременного пособия при выходе на пенсию осуществляется в размере трех должностных окладов (тарифных ставок), установленных педагогическому работнику на дату увольнения. Выплата единовременного пособия при выходе на пенсию производится одновременно с окончательным расчетом по заработной плате при увольнении в связи с выходом на пенсию по старости или инвалидности.

Во исполнение <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -па утверждено Положение о выплате единовременного пособия при выходе на пенсию работникам муниципальных образовательных учреждений культуры дополнительного образования детей городского округа «<адрес>».

В соответствии с пунктом 3 Положения выплата единовременного пособия осуществляется по основному месту работы одновременно с окончательным расчетом по заработной плате при увольнении «Получателя» при выходе на пенсию по старости или инвалидности.

Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принята на работу в Детскую музыкальную школу Комсомольского-на-Амуре отдела культуры Горисполкома на должность преподавателя по классу фортепиано.

ДД.ММ.ГГГГ между муниципальным автономным образовательным учреждением культуры дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа» <адрес> и ФИО1 заключен трудовой договор , в соответствии с условиями которого ФИО1 принята на должность преподавателя второй квалификационной категории. Датой начала работы указано ДД.ММ.ГГГГ год.

Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ размер должностного оклада ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ установлен в размере <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 подано заявление об увольнении с ДД.ММ.ГГГГ в связи с выходом на пенсию по старости, а также заявление о выплате единовременного пособия в связи с увольнением как работнику муниципального образовательного учреждения в размере трех должностных окладов.

Заявления зарегистрированы ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ -лс трудовой договор с ФИО1 расторгнут и она уволена с ДД.ММ.ГГГГ в связи с выходом на пенсию (по старости) на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации.

Выплата единовременного пособия при увольнении ФИО1 не произведена.

ДД.ММ.ГГГГ МАУК ДО «Детская музыкальная школа» в отдел культуры администрации <адрес> направлен пакет документов на выплату ФИО1 единовременного пособия в размере трех должных окладов при выходе на пенсию по старости и стаже педагогической деятельности 25 лет и более в размере <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> в министерство культуры <адрес> направлена заявка о выделении дополнительного объема бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на выплату единовременного пособия, предусмотренного <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах социальной поддержки работников образовательных учреждений и дополнительных гарантиях права на образование отдельным категориям обучающихся» в размере <данные изъяты>, в том числе ФИО1 в размере <данные изъяты>.

До настоящего времени выплата единовременного пособия ФИО1 не произведена.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, учитывая, что ФИО1, имеющая стаж педагогической деятельности более 25 лет, уволена из организации, осуществляющей образовательную деятельность, по собственному желанию в связи с выходом на пенсию по старости, суд приходит к выводу о признании за ФИО1 права на выплату единовременного пособия, установленную пунктом 2 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ .

Учитывая, что выплата единовременного пособия ФИО1 не произведена, суд приходит к выводу о взыскании с МАУК ДО «Детская музыкальная школа» в пользу ФИО1 единовременного пособия в размере <данные изъяты>.

В силу положений ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от начисленных, но не выплаченных в срок сумм и (или) не начисленных своевременно сумм в случае, если вступившим в законную силу решением суда было признано право работника на получение неначисленных сумм, за каждый день задержки начиная со дня, следующего за днем, в который эти суммы должны были быть выплачены при своевременном их начислении в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Таким образом, в связи с нарушением установленного срока выплаты единовременного пособия в соответствии с положениями ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежит взысканию денежная компенсация в размере <данные изъяты> 50, исходя из следующего расчета: <данные изъяты> х 139 дней (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) х 1/150 х 16 %.

Доводы представителей ответчика и третьих лиц об отсутствии вины МАУК ДО «Детская музыкальная школа» в нарушении срока выплаты истцу причитающихся ей при увольнении спорных сумм ввиду недостаточного финансирования из краевого бюджета не могут быть приняты во внимание судом, поскольку в силу ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации обязанность по выплате денежной компенсации за задержку выплат, причитающихся работникам, возникает независимо от наличия вины работодателя. Соответственно, причины нарушения ответчиком срока выплаты истцу сумм при увольнении и источник финансирования представителя нанимателя правового значения не имеют и не освобождают последнего от обязанности выплаты сумм с уплатой процентов (денежной компенсации).

Рассматривая требования ФИО1 о взыскании компенсации морального вреда, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Согласно разъяснениям, изложенным в абз. 2 п. 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).

Поскольку факт нарушения трудовых прав работника на своевременную и в полном объеме выплату сумм, причитающихся при увольнении, установлен в ходе судебного разбирательства, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, характер допущенного ответчиком нарушения трудовых прав истца и длительность такого нарушения, значимость нарушенного права для истца, которая является пенсионером, состояние здоровья истца, степень вины ответчика, степень причиненных истцу нравственных страданий, а также учитывая требования разумности и справедливости, суд приходит к выводу о взыскании в пользу ФИО1 компенсации морального вреда в размере <данные изъяты>.

Недостаточное финансирование на выплату единовременного пособия при увольнении не освобождает ответчика от предусмотренных работнику законом выплат и не свидетельствует об отсутствии его вины в причинении истцу морального вреда.

В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. ст. 333.19, 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования городского округа «<адрес>» в размере <данные изъяты>.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л

исковые требования ФИО1 к муниципальному автономному учреждению культуры дополнительного образования «Детская музыкальная школа» о признании права на выплату единовременного пособия, взыскании единовременного пособия, компенсации за нарушение срока выплаты денежных средств, компенсации морального вреда – удовлетворить.

Признать за ФИО1 право на выплату единовременного пособия в размере трех должностных окладов при выходе на пенсию в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных мерах социальной поддержки педагогических работников и дополнительных мерах социальной поддержки и стимулирования отдельных категорий обучающихся».

Взыскать с муниципального автономного учреждения культуры дополнительного образования «Детская музыкальная школа» (ИНН <данные изъяты> КПП <данные изъяты>, ОГРН <данные изъяты>) в пользу ФИО1 (паспорт <данные изъяты>, выдан ОВД <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, СНИЛС <данные изъяты>) единовременное пособие в размере <данные изъяты>, компенсацию за нарушение срока выплаты денежных средств в размере <данные изъяты>, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>.

Взыскать с муниципального автономного учреждения культуры дополнительного образования «Детская музыкальная школа» в доход бюджета муниципального образования городского округа «<адрес>» государственную пошлину в размере <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Ленинский районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья В.В. Вальдес

2-1028/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Бекетова Нина Александровна
Ответчики
Муниципальное автономное учреждение культуры дополнительного образования "Детская музыкальная школа"
Другие
Трубникова Иванне Вячеславовна
Кротова Наталья Викторовна
Отдел культуры администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края
Екимова Юлия Анатольевна
Кузнецова Наталья Алексеевна
Министерство культуры Хабаровского края
Администрация города Комсомольска-на-Амуре
Суд
Ленинский районный суд г. Комсомольск-на-Амуре
Дело на сайте суда
leninsky.hbr.sudrf.ru
23.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.04.2024Передача материалов судье
24.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.05.2024Подготовка дела (собеседование)
07.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.05.2024Судебное заседание
18.06.2024Судебное заседание
25.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее