ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Мордовия Тамаров Юрий Павлович, рассмотрев 22 июля 2024 г. в г. Саранске Республики Мордовия жалобу заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава СОСП по Республике Мордовия ГМУ ФССП России Максимовой Л.В. на решение судьи Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 5 июня 2024 г.,
установил:
решением судьи Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 5 июня 2024 г. постановление врио заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава СОСП по Республике Мордовия ГМУ ФССП России Максимовой Л.В. от 26 марта 2024 г. № 153 (далее – постановление от 26 марта 2024 г.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации Краснослободского муниципального района Республики Мордовия (далее – Администрация) отменено, производство по делу прекращено по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения врио заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава СОСП по Республике Мордовия ГМУ ФССП России Максимовой Л.В. от 26 марта 2024 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации Краснослободского муниципального района Республики Мордовия, отменено.
Заместитель начальника отделения – заместитель старшего судебного пристава СОСП по Республике Мордовия ГМУ ФССП России Максимова Л.В. обратилась в Верховный Суд Республики Мордовия с жалобой на указанное решение судьи, в которой просила его отменить, ссылаясь на то, что вывод судьи об отсутствии вины Администрации является неправильным, поскольку: решение Краснослободского районного суда Республики Мордовия по делу № 2-357/2021 не ставит обязанность Администрации по предоставлению У.Д.А. жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений в зависимость от выделения субвенций из республиканского бюджета; недостаточное финансирование не является основанием, исключающим административную ответственность Администрации; возложенная на органы местного самоуправления обязанность по обеспечению детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений не ставится в зависимость от наличия или отсутствия достаточных финансовых средств, либо иных условий; Администрацией не доказано, что неисполнение решения суда было вызвано чрезвычайными и непредотвратимыми обстоятельствами; совершенное Администрацией правонарушение посягает на институт судебной власти, порядок принудительного исполнения вступивших в законную силу судебных актов, а также защиту жилищных прав граждан. Направление Администрацией обращений о выделении денежных средств для исполнения решения суда не свидетельствует о принятии со стороны Администрации реальных исчерпывающих мер к исполнению решения суда.
В судебное заседание представитель Администрации Краснослободского муниципального района Республики Мордовия, заместитель начальника отделения – заместитель старшего судебного пристава СОСП по Республике Мордовия ГМУ ФССП России Максимова Л.В., потерпевший У.Д.А. не явились.
Извещение о времени и месте судебного заседания произведено надлежащим образом, сведения о причинах неявки и ходатайства об отложении разбирательства дела отсутствуют, представитель Администрации Краснослободского муниципального района Республики Мордовия представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.
При таких обстоятельствах и в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях считаю возможным рассмотрение дела в отсутствие указанных лиц.
Проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность обжалуемого судебного постановления, прихожу к следующему.
Из материалов дела усматривается, что постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Республике Мордовия Лопатиной Н.В. от 7 июня 2023 г. на основании исполнительного листа Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 15 мая 2023 г. серии ФС № 026373309 возбуждено исполнительное производство № 20130/23/13028-ИП в отношении Администрации Краснослободского муниципального района Республики Мордовия, предмет исполнения: обязать Администрацию Краснослободского муниципального района Республики Мордовия предоставить У.Д.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в г. Краснослободск Краснослободского муниципального района Республики Мордовия общей площадью не менее 33 кв.м., а в случае невозможности предоставления указанного жилого помещения в границах г. Краснослободск Краснослободского муниципального района Республики Мордовия с согласия У.Д.А. предоставить ему специализированное жилое помещение в другом населенном пункте Краснослободского муниципального района Республики Мордовия. Также установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии настоящего постановления (л.д. 50-51, 52).
Постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Республике Мордовия Лопатиной Н.В. от 13 июля 2023 г. с должника Администрации Краснослободского муниципального района Республики Мордовия взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей в связи с неисполнением в установленный срок требования, содержащегося в исполнительном документе (л.д. 53).
Постановлением судебного пристава-исполнителя СОСП по Республике Мордовия ГМУ ФССП России Курниковой Е.В. от 22 февраля 2024 г. должнику Администрации Краснослободского муниципального района Республики Мордовия установлен новый срок исполнения требований исполнительного документа до 12 марта 2024 г. (л.д. 54).
Протоколом об административном правонарушении от 13 марта 2024 г. Администрации Краснослободского муниципального района Республики Мордовия вменялось, что она, в установленный судебным приставом-исполнителем срок до 12 марта 2024 г., не исполнила требования исполнительного листа Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 15 мая 2023 г. серии ФС № 026373309 (л.д. 48 оборот - 49).
Постановлением от 16 марта 2024 г. Администрация Краснослободского муниципального района Республики Мордовия признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей (л.д. 58 оборот - 61).
Представлением заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава СОСП по Республике Мордовия ГМУ ФССП России Максимовой Л.В. от 26 марта 2024 г. установлена обязанность принять меры по устранению выявленных нарушений по исполнению требований судебного пристава-исполнителя в рамках исполнительного производства № 20130/23/98013-ИП об исполнении требований исполнительного листа Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 15 мая 2023 г. серии ФС № 026373309 (л.д. 61 оборот-62).
Отменяя данное постановление и прекращая производство по делу, а также отменяя вышеуказанное представление, судья районного суда пришёл к выводу об отсутствии вины Администрации Краснослободского муниципального района Республики Мордовия в совершении административного правонарушения, которое выразилось в неисполнении содержащегося в исполнительном документе требования.
Данный вывод судьи соответствует обстоятельствам дела и основан на правильном применении закона.
В соответствии с частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, - влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно пункту 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате:
принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам, в том числе соглашений о межмуниципальном сотрудничестве для совместного развития инфраструктуры, стороной которых является городской округ;
принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий;
заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями.
В силу пункта 3 данной статьи расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзаце третьем пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации), исполняются за счёт и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьёй 140 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктами 1-3 статьи 2 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 г. № 32-З «О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органам местного самоуправления передаётся следующее государственное полномочие Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот, лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, включающее:
формирование и ведение муниципального списка детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями;
приобретение и строительство жилых помещений для включения в специализированный жилищный фонд в целях обеспечения детей-сирот, лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями;
предоставление жилых помещений детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот на основании заключенных договоров найма специализированного жилого помещения в порядке, установленном Правительством Республики Мордовия;
Пунктом 1 статьи 6 данного Закона Республики Мордовия установлено, что финансовое обеспечение государственного полномочия, передаваемого органам местного самоуправления настоящим Законом, осуществляется за счёт субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных образований из республиканского бюджета Республики Мордовия.
Таким образом, Администрация Краснослободского муниципального района Республики Мордовия не имеет права обеспечить исполнение вышеуказанного решения суда за счёт средств местного бюджета, поскольку данное исполнение связано с реализацией государственных полномочий и должно осуществляться исключительно за счёт средств республиканского бюджета Республики Мордовия.
В целях исполнения судебных решений ввиду недостаточности размера поступающих субвенций Администрация направляла Министру строительства и архитектуры Республики Мордовия, Председателю Правительства Республики Мордовия ходатайства с просьбой о дополнительном выделении денежных средств на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа (л.д. 22-23, 25-26).
29 января 2024 г. между Министерством строительства и архитектуры Республики Мордовия и Администрацией Краснослободского муниципального района Республики Мордовия было заключено соглашение № 13 о предоставлении субвенций из республиканского бюджета Республики Мордовия бюджету Краснослободского муниципального района Республики Мордовия в 2024-2026 годы по осуществлению государственных полномочий Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (л.д. 14-21).
Согласно сообщению Министерства строительства и архитектуры Республики Мордовия в ответ на обращение Администрации от 3 апреля 2024 г. № 858, Законом Республики Мордовия от 21 декабря 2023 г. № 102-З «О внесении изменений в Закон Республики Мордовия «О республиканском бюджете Республики Мордовия на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» на осуществление государственных полномочий Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда предусмотрено финансирование на 2024 год в размере 9 417,4 тыс. руб. для обеспечения жильём 4 детей-сирот, на 2025 год в размере 9 420,6 тыс. руб. для обеспечения жильём 4 детей-сирот, на 2026 год в размере 11 778,9 тыс. руб. для обеспечения жильем 5 детей-сирот (л.д. 27).
С учётом данных обстоятельств, прихожу к выводу о том, что в установленные судебным приставом-исполнителем сроки для добровольного исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования о предоставлении У.Д.А. жилого помещения, Администрация не была обеспечена за счёт средств республиканского бюджета Республики Мордовия денежными средствами, необходимыми для исполнения решения суда по предоставлению У.Д.А. жилого помещения, при этом ею были приняты необходимые меры для обеспечения исполнения данного решения суда.
В связи с этим следует, что вина Администрации Краснослободского муниципального района Республики Мордовия в совершении административного правонарушения отсутствует.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.
По этим основаниям отклоняются доводы жалобы.
Таким образом, обжалуемое судебное постановление является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9, 30.12 – 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 5 ░░░░ 2024 ░., ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░