к делу №12-7/15 г.
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Славянск-на-Кубани, ул.Красная,32 02 февраля 2015 года
Судья Славянского городского суда Краснодарского края Радионов А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Коновалова А.В. на постановление начальника государственной ветеринарной инспекции ветеринарного надзора и контроля «Славянский» Перевалова В.М. от 22.12.2014 о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Коновалов А.В. обратился в суд с жалобой на постановление начальника государственной ветеринарной инспекции ветеринарного надзора и контроля «Славянский» Перевалова В.М. от (...) о привлечении его к административной ответственности по ч.3 ст.10.8 КоАП РФ.
Из содержаний жалобы следует, что 03.12.2014 заместителем Славянского межрайонного прокурора вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.3 ст.10.8 КоАП РФ, на основании которого 22.12.2014 постановлением начальника отдела государственной ветеринарной инспекции, ветеринарного надзора и контроля «Славянский» он привлечен к административной ответственности и назначен штраф в сумме 30000 рублей. В соответствии со статьями 5,6 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и частью 2 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством РФ, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов РФ. В силу подпункта 49 п.2 ст.26.3 ФЗ от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта РФ, относится решение вопросов организации на территории субъекта РФ мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту «ц» п.2 ст.26.11 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ в собственности субъекта РФ могут находиться скотомогильники (биотермические ямы). Вопросы создания скотомогильника законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться РФ и субъект РФ. Возможности нахождения скотомогильников (биотермических ям» в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ» не предусматривает. Согласно статьям 1 и 2 Закона Краснодарского края от 26.12.2005 №976-КЗ «О наделении органов местного самоуправления в Краснодарском крае государственными полномочиями по поддержке сельскохозяйственного производства, организации проведения в Краснодарском крае мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных» государственный полномочия в Краснодарском крае по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Органы местного самоуправления осуществляют государственные полномочия по организации проведения в Краснодарском крае мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, в части обустройства в поселениях мест захоронения биологических отходов (скотомогильников, биотермических ям) либо уничтожения биологических отходов в специальных печах. Решением администрации СГП Славянского района учреждено МКУ «Общественно-социальный центр Славянского городского поселения Славянского района». К видам уставной деятельности учреждения относится содержание и уборка общегородских территорий, уборка несанкционированных свалок. В целях утилизации биологических отходов в 2014 году администрацией Славянского городского поселения заключен договор с ООО «Кубанская экологическая компания». Назначено лицо, ответственное за сбор биологических отходов с территории Славянского городского поселения. Считает, что в нарушение ст.26.1 КоАП РФ не были выяснены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Частью 3 статьи 10.8 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов. Объектом правонарушения, предусмотренного названной статьей, является ветеринарная безопасность территории РФ, животный мир, здоровье людей. Объективная сторона - выражается в противоправных действиях (бездействии) граждан, должностных лиц и юридических лиц, не исполняющих требование вышеуказанных правил либо уклоняющихся от их исполнения. Требования к сбору, утилизации и уничтожению биологических отходов установлены в «Ветеринарно-санитарных правилах сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утвержденных Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 №13-7-2/469, которые являются обязательными для исполнения владельцами животных. Приказом Госветуправления Краснодарского края от 25.11.2013 №246 «Об утверждении рекомендаций по сбору, временному хранению, транспортировке и утилизации биологических отходов на территории Краснодарского края» утвержден алгоритм действий при образовании и обнаружении биологических отходов на территории Краснодарского края. Согласно указанному приказу, при обнаружении биологических отходов на несанкционированных свалках необходимо организовать на место выезд специалистов органа местного самоуправления МО и госветслужбы для определения способа утилизации и возможности установления собственника биологических отходов. Биологические отходы, обнаруженные 02.11.2014, были уничтожены в этот же день, что подтверждается актом. При вынесении постановления, лицо, принявшее решение о привлечении к административной ответственности, не выяснило как долго биоотходы находились на территории СГП, также не были установлены меры, предпринимаемые местной администрацией для устранения выявленного нарушения. Вопрос об установлении собственника биологических отходов вообще не рассматривался. Кроме того, в нарушение положений ст.ст. 28.5, 28.7, 28.3 КоАП РФ постановление о возбуждении административного дела было вынесено по истечении месяца со дня обнаружения административного правонарушения. Постановление о проведении административного расследования представлено не было. На основании изложенного просит отменить постановление начальника государственной ветеринарной инспекции ветеринарного надзора и контроля «Славянский» Перевалова В.М. от 22.12.2014 о привлечении его к административной ответственности по ч.3 ст.10.8 КоАП РФ, производство по делу прекратить.
В судебном заседании Коновалов А.В., его представитель Карпусенко О.В. просили суд жалобу удовлетворить по изложенным в ней доводам.
Начальник государственной ветеринарной инспекции, ветеринарного надзора и контроля «Славянский» Перевалов В.М. возражал против удовлетворения жалобы, полагая, что обжалуемое постановление вынесено законно и обоснованно.
Суд, выслушав участников процесса,исследовав материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующим выводам.
01.11.2014 Славянской межрайонной прокуратурой с привлечением отдела государственной ветеринарной инспекции, ветеринарного надзора и контроля «Славянский» проведена проверка соблюдения ветеринарного законодательства, устанавливающего меры профилактики и ликвидации инфекционных заболеваний на территории поселений Славянского района, в ходе которой при осмотре обочины дороги в районе очистных сооружений на юго-западной окраине г.Славянск-на-Кубани в районе АЗС «Ростнефть» выявлены биологические отходы. На протяжении 200-250 метров по обочинам дороги, ведущей к очистным сооружениям, разбросаны головы, кости, внутренние органы животных, помещенные в полиэтиленовые мешки, а также находящиеся непосредственно на почве, ввиду чего 03.12.2014 заместителем Славянского межрайонного прокурора вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 10.8 КоАП РФ, в отношении должностного лица - главы Славянского городского поселения Славянского района Коновалова А.В.
Постановление с материалами проверки направлено для рассмотрения начальнику отдела государственной ветеринарной инспекции, ветеринарного надзора и контроля «Славянский» ГУ «Управление ветеринарии Краснодарского края» Перевалову В.М.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом установлено, что на момент проверки 02.11.2014 на территории Славянского городского поселения МО Славянский район установлен факт ненадлежащей организации и проведения сбора и утилизации биологических отходов. При осмотре обочины дороги в районе очистных сооружений на юго-западной окраине г.Славянск-на-Кубани в районе АЗС «Ростнефть» выявлены биологические отходы. На протяжении 200-250 метров по обочинам дороги, ведущей к очистным сооружениям, разбросаны головы, кости, внутренние органы животных, помещенные в полиэтиленовые мешки, а также находящиеся непосредственно на почве. Ввиду нарушения положений п.п. 1.4, 1.7, 1.8, 6.10 «Ветеринарно-санитарных правилах сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утвержденных Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 №13-7-2/469 глава администрации Славянского городского поселения Славянского района Коновалов А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 10.8 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В подтверждение указанных в обжалуемом постановлении обстоятельств представлена справка от 02.11.2014, составленная старшим помощником Славянского межрайонного прокурора и начальником отдела государственной ветеринарной инспекции, ветеринарного надзора и контроля «Славянский» по результатам проведения проверки мест несанкционированного сбора биологических отходов Славянского городского поселения МО Славянский район. На фототаблице, являющейся приложением к указанной справке, зафиксированы разбросанные по обочинам дороги биологические отходы.
В силу статьи 72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
На основании статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация определена как обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Исходя из этого, правовое регулирование Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ не может быть распространено на оборудование и содержание скотомогильников администрациями муниципальных образований, а оборудование и содержание скотомогильников при указанных в заявлении обстоятельствах не может быть отнесено к вопросам местного значения муниципального образования в рамках участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования, организации и осуществления мероприятий по защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Таким образом, изложенная в обжалуемом постановлении ссылка должностного лица на подп. 8 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", который относит к вопросам местного значения поселения участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, не состоятельна.
Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.
Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает.
Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в силу пункта 6.10 указанных Ветеринарно-санитарных правил может быть возложена только на местную администрацию и руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.
Указанная правовая позиция изложена в Определениях Верховного Суда РФ от 27.02.2010 №32-В10-4 и от 26.10.2011 №59-В11-9.
Пункт 3 ст.19 ФЗ от 06.10.2003 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» устанавливает, что отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта РФ.
Согласно статьям 1 и 2 Закона Краснодарского края от 26.12.2005 №976-КЗ «О наделении органов местного самоуправления в Краснодарском крае государственными полномочиями по поддержке сельскохозяйственного производства, организации проведения в Краснодарском крае мероприятий по предупреждению и ликвидаций болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных» государственные полномочия в Краснодарском крае по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий имеют право получать финансовое обеспечение государственных полномочий за счет субвенций, предоставляемых из краевого бюджета.
Законом Краснодарского края от 18.12.2013 №2850-КЗ (в ред. 22.12.2014) «О краевом бюджете на 2014 год на плановый период 2015 и 2016 годов», о распределении субвенций на 2014 год бюджетам муниципальных районов (городских округов) на осуществлении отдельных государственных полномочий в части обустройства скотомогильников, биотермических ям) либо уничтожения биологических отходов в специальных печах (крематорах), были выделены денежные средства, в том числе в сумме 160 тысяч рублей администрации МО Славянский район.
Таким образом, полномочия для обустройства скотомогильников либо биотермических ям администрации Славянского городского поселения не передавались, ввиду чего должностное лицо, вынесшее постановление, пришел к ошибочным выводам о том, что главой администрации Славянского городского поселения нарушены требования п. 6.10 «Ветеринарно-санитарных правилах сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 04.12.1995 313-7-2/469.
В соответствии с пунктами 1.4, 1.7 и 1.8 названных ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, нарушение которых вменяется главе администрации Славянского городского поселения, обязанность по доставке биологических отходов для переработки или захоронения (сжигания) возлагается, в том числе, на службу коммунального хозяйства местной администрации. Уничтожение биологических отходов путем захоронения в землю категорически запрещается. Категорически запрещается сброс биологических отходов в бытовые мусорные контейнеры и вывоз их на свалки и полигоны для захоронения.
Решением администрации Славянского городского поселения Славянского района учреждено МКУ «Общественно-социальный центр Славянского городского поселения Славянского района», к одному из видов уставной деятельности которого отнесено содержание и уборка общегородских территорий, уборка несанкционированных свалок, а кроме того в целях утилизации биологических отходов администрацией заключен договор с ООО «Кубанская экологическая компания» и назначено ответственное лицо за сбор биологических отходов с территории Славянского городского поселения Славянского района.
В целях недопущения на территории Славянского городского поселения Славянского района распространения биологических отходов в газете «Вечерний Славянск» от 03.05.2014 №9 была размещена информация об ответственном лице за сбор биологических отходов на территории городского поселения с указанием его номера телефона (л.д.18).
Требования к сбору, утилизации и уничтожению биологических отходов установлены в «Ветеринарно-санитарных правилах сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», которые являются обязательными для исполнения владельцами животных независимо от способа ведения хозяйства, а также организациями, предприятиями (в дальнейшем организациями) всех форм собственности, занимающимися производством, транспортировкой, заготовкой и переработкой продуктов и сырья животного происхождения (п.1.1 Правил).
Приказом Госветуправления Краснодарского края от 25.11.2013 №246 «Об утверждении рекомендаций по сбору, временному хранению, транспортировке и утилизации биологических отходов на территории Краснодарского края» утвержден алгоритм действий при образовании и обнаружении биологических отходов на территории Краснодарского края. Согласно этому Приказу, при обнаружении биологических отходов на несанкционированных свалках необходимо организовать на место выезд специалистов органа местного самоуправления муниципального образования Краснодарского края и госветслужбы для определения способа утилизации и возможности установления собственника биологических отходов. В случае невозможности установления собственника, вывоз биологических отходов к месту утилизации организуется органом местного самоуправления муниципального образования (п.1, пп.б п.2 раздела II).
Материалы дела об административном правонарушении не содержат сведений о результатах административного расследования по выявлению лиц, вывезших биологические отходы в место их обнаружения 02.11.2014 в районе очистных сооружений на юго-западной окраине г.Славянск-на-Кубани.
В соответствии с упомянутым Приказом №246 администрацией Славянского городского поселения с участием ГБУ «Ветуправление Славянского района» обнаруженные биологические отходы были уничтожены, о чем составлен акт на сжигание от 04.11.2014 (л.д.23). То есть администрацией Славянского городского поселения были предприняты все необходимые действия по организации проведения сбора и утилизации отходов. Доказательства причастности главы администрации Славянского городского поселения Славянского района к нарушениям п.1,4, 1.7, 1.8 ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов материалы дела не содержат.
Согласно ч.1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Действия главы администрации Славянского городского поселения Коновалова А.В. квалифицированы по ч.3 ст.10.8 КоАП РФ как нарушение ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.
Объективная сторона рассматриваемого административного правонарушения выражается в противоправных действиях (бездействии) граждан, должностных лиц и юридических лиц, не исполняющих требования вышеназванных правил либо уклоняющихся от их исполнения. Учитывая, что при рассмотрении жалобы таких действий (бездействия) со стороны главы Славянского городского поселения Славянского района установлено не было, обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7, п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Жалобу главы Славянского городского поселения (...) Коновалова А.В. удовлетворить.
Постановление начальника отдела государственной ветеринарной инспекции, ветеринарного надзора и контроля «Славянский» Перевалова В.М. от 22.12.2014 о привлечении к административной ответственности должностного лица - главы Славянского городского поселения Славянского района по ч.3 ст. 10.8 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в размере 30000 рублей отменить, производство по делу прекратить.
Решение может быть обжаловано лицами, указанными в ст.ст. 25.1-25.5 КоАП РФ, а также должностным лицом, указанным в ч.5 ст. 30.9 КоАП РФ, в административную коллегию Краснодарского краевого суда через Славянский городской суд Краснодарского края в течение 10 суток со дня получения его копии.
Копия верна:
Согласовано: судья Радионов А.А.