Дело № 3а-54/2021
УИН 12 OS 0000-01-2021-000021-35
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город Йошкар-Ола 25 августа 2021 года
Верховный Суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Халиулина А.Д.,
при секретаре Медведеве Э.Н.,
с участием представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью «<...>» И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «<...>» к Правительству Республики Марий Эл, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Марий Эл, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «<...>» (далее – ООО «<...>») обратилось в суд с административным исковым заявлением к Правительству Республики Марий Эл, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Марий Эл (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра»), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл, в котором просило установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <№>, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 17 декабря 2016 года, ссылаясь на то, что является собственником указанного объекта недвижимости. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость этого объекта недвижимости по состоянию на 17 декабря 2016 года составляет <...>, что значительно превышают его рыночную стоимость в размере <...> рублей, определенную независимым оценщиком. Несоответствие кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика земельного налога.
В отзыве на административное исковое заявление ФГБУ «ФКП Росреестра» указывает, что является ненадлежащим административным ответчиком в данном споре, так как удовлетворение требований административного истца сводится к реализации в судебном порядке его права на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое филиалом не оспаривается. Кадастровая стоимость спорного земельного участка определена ФГБУ «ФКП Росреестра» в порядке статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» путем умножения значения УПКС соответствующего кадастрового квартала, который содержится в материалах государственной кадастровой оценки, утвержденной постановлением Правительства Республики Марий Эл от 20 июня 2013 года № 199 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Марий Эл», равного 10891 рубль 47 копеек, на площадь земельного участка 7393 кв.м.
В судебном заседании представитель административного истца ООО «<...>» И. представил уточнение к административному исковому заявлению, просил с учетом результатов судебной экспертизы установить кадастровую стоимость спорного объекта недвижимости по состоянию на 17 декабря 2016 года равной его рыночной стоимости в размере <...> рубля.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения административного дела извещены, об отложении рассмотрения дела не просили, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы административного дела, заслушав объяснения представителя административного истца, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
Кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях.
На основании статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Согласно положениям статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами публичной власти федеральной территории, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца третьего части 11 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: 1) недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; 2) установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Судом установлено, что ООО «<...>» является собственником объекта недвижимости – земельного участка, общей площадью 7393 кв.м, кадастровый <№>, расположенного по адресу: <адрес> (т. 1, л.д. 21-23).
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <№> в размере <...> внесены в Единый государственный реестр недвижимости 1 июля 2019 года. Кадастровая стоимость указанного земельного участка определена по состоянию на 17 декабря 2016 года на основании удельных показателей кадастровой стоимости, утвержденных постановлением Правительства Республики Марий Эл от 20 июня 2013 года № 199 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Марий Эл», введенных в действие с 1 января 2018 года (т. 1, л.д. 213).
Не согласившись с величиной кадастровой оценки земельного участка, административный истец обратился для определения его рыночной стоимости к оценщику.
Согласно отчету № 139/20 от 18 ноября 2020 года об оценке рыночной стоимости указанного земельного участка, выполненному оценщиком ООО «<...>» М. рыночная стоимость объекта по состоянию на 17 декабря 2016 года составляет <...> рублей (т. 1, л.д. 33-167).
2 декабря 2020 года ООО «<...>» обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Решением Комиссии от 17 декабря 2020 года № 385 заявление ООО «<...>» о пересмотре кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости отклонено в связи с нарушениями пунктов 5, 11 ФСО № 3, пунктов 11, 11в, 22а, 22б ФСО № 7 (т. 1, л.д. 27-30).
Как разъяснено в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Судом по ходатайству представителя административного истца по настоящему делу назначена судебная экспертиза для определения достоверности, правильности оценки рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, проверки соответствия отчета № 139/20 от 18 ноября 2020 года об оценке требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и определения рыночной стоимости объекта, в отношении которого определена кадастровая стоимость.
Согласно заключению от 30 июня 2021 года, выполненному экспертом общества с ограниченной ответственностью «<...>» Л. отчет <№> от <дата> об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка, составленный оценщиком ООО «<...>» М., не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Рыночная стоимость указанного объекта недвижимости в отчете № 139/20 от 18 ноября 2020 года определена неправильно. Действительная рыночная стоимость данного объекта по состоянию на 17 декабря 2016 года составляет <...> рубля.
В силу статьи 62, части 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 данного Кодекса в совокупности с другими доказательствами по делу.
Оснований не доверять выводам эксперта Л. у суда не имеется, так как они обоснованы и мотивированы. Экспертиза была назначена судом, эксперт предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объеме.
Эксперт Л. имеет высокую квалификацию и необходимый стаж работы в области оценочной и экспертной деятельности. Заключение эксперта соответствует требованиям частей 1, 2 и 3 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, требованиям, предъявляемым к содержанию отчета об оценке объекта недвижимости, предусмотренным статьей 11 Закона об оценочной деятельности, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов.
Доказательств и доводов, опровергающих выводы эксперта о рыночной стоимости объекта недвижимости, и сведений о его рыночной стоимости в ином размере административными ответчиками не представлено.
На основании изложенного суд приходит к выводу об установлении кадастровой стоимости земельного участка общей площадью <...> кв.м, кадастровый <№>, расположенного по адресу: Р. <адрес> равной рыночной, определенной заключением эксперта от 30 июня 2021 года по состоянию на 17 декабря 2016 года в размере <...> рубля.
Пунктом 15 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки, и настоящим пунктом. В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
Согласно статье 24.20 Закона об оценочной деятельности кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости, в зависимости от оснований их определения применяются, в частности, с 1 января года, в котором в бюджетное учреждение подано заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, на основании которого принято решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, но не ранее даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет (пункт 6 части 1 статьи 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»).
В силу пункта 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
установить кадастровую стоимость земельного участка общей площадью <...> кв.м, кадастровый <№>, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 17 декабря 2016 года в размере <...> (семь миллионов восемьсот сорок три тысячи девятьсот семьдесят три) рубля.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости считать 2 декабря 2020 года.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Верховный Суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья А.Д. Халиулин
В окончательной форме решение принято 30 августа 2021 года.