№ 2-105/2025(2-635/2024)
УИД 44RS0014-01-2024-001367-07
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 февраля 2025 года
Островский районный суд (п. Судиславль) Костромской области в составе:
председательствующего судьи Гурова А.В.,
при секретаре Григорьевой Э.А.,
с участием прокурора Судиславского района Шугайкина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Судиславского района к МОУ «Фадеевская НОШ» о возложении обязанности принять комплекс мер, направленных на обеспечение безбарьерной среды в здании образовательной организации для людей с ограниченными возможностями здоровья,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Судиславского района Костромской области обратился в суд с указанным иском, мотивируя его тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства об образовании, в том числе, в части защиты прав инвалидов, несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья, в ходе которой, в деятельности муниципального образовательного учреждения «Фадеевская начальная общеобразовательная школа» (далее - МОУ «Фадеевская НОШ»), выявлены нарушения законодательства.
Проверкой установлено, что в нарушение требований действующего законодательства, в здании МОУ «Фадеевская НОШ», расположенном по адресу: <адрес> отсутствовали информирующие тактильные таблички для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно- точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения перед входами в блоки общественных уборных.
В связи с выявленными нарушениями директору МОУ «Фадеевская НОШ»
09.12.2024 внесено представление, с требованиями оборудовать здание МОУ «Фадеевская НОШ» информирующими тактильными табличками для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно- точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения перед входами в блоки общественных уборных, которое 17.12.2024 рассмотрено, признано обоснованным, 1 должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности, однако мер, направленных на устранение выявленных нарушений закона, не принято.
Просит суд обязать МОУ «Фадеевская НОШ» в срок до 31.03.2025 принять комплекс мер, направленных на оборудование здания образовательной организации информирующими тактильными табличками для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно- точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения перед входами в блоки общественных уборных.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика – директор МОУ «Фадеевская НОШ Судиславского муниципального района Костромской области» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежаще, просит дело рассмотреть в отсутствие представителя, из представленного отзыва на исковое заявление следует, что исковые требования обоснованны, возражений по иску не имеет.
Представитель третьего лица - администрации Судиславского муниципального района Костромской области, в судебное заседание не явился.
Выслушав явившиеся стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» государственная политика и правовое
регулирование отношений в сфере образования основывается, в том числе, на принципе обеспечения права каждого человека на образование, недопустимости дискриминации в сфере образования.
Согласно ст. 2 Федерального закона от № 181-ФЗ «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 181-
ФЗ) под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных
государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии с п.п. 1, 6 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ
федеральные органы государственной власти, органы государственной власти
субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно- правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в том числе:
условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.
Согласно абз. 1 ст. 19 Федерального закона № 181-ФЗ государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения.
Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, также бесплатного высшего образования (абз. 3).
В соответствии с пп. «е» п. 3 Приказа Минобрнауки России от 09.11.2015 №
309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов
объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а так же оказания им при
этом необходимой помощи» руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, в том числе, надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование
обходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также
подписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, полненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
Согласно п. 6.5.3 «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденного Приказом Минстроя России № 904/пр от 30.12.2020 (далее – СП 13330.2020), 6.5.3 технические средства информации и сигнализации в местах массового посещения должны обеспечивать посетителям объекта возможности однозначной идентификации объектов и мест посещения, получения информации о размещении и назначении функциональных элементов, об ассортименте и характере предоставляемых услуг, надежной ориентации в пространстве, своевременного предупреждения об опасности в экстремальных ситуациях, положении путей эвакуации и т.п.
Пунктом 6.5.9 СП 59.13330.2020 установлено, что информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно- точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема:
перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения;
перед входами в универсальные кабины уборных и блоки общественных уборных (6.3.6).
Постановлением Правительства РФ от 28.05.2021 № 815 утвержден перечень
зональных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Перечень национальных стандартов и сводов правил).
Пункт 38 Перечня национальных стандартов и сводов правил устанавливает
обязательными к исполнению пункты 6.3.6, 6.5.3, 6.5.9 СП 59.13330.2020.
По мнению суда, отсутствие в образовательном учреждении информирующих тактильных табличек для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно- точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения, нарушают права инвалидов в доступности объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а так же оказания им при этом необходимой помощи.
В соответствии с ч. 2 ст.206 ГПК Российской Федерации при вынесении решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных средств, если указанные действия не могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.
Ответчик иск признал.
Признание иска ответчиком и удовлетворение вследствие этого исковых требований не противоречит закону и не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц.
Более того, по мнению суда, это полностью соответствует материалам дела, представленным истцом доказательствам, и может способствовать более быстрому и бесконфликтному разрешению спора. В связи с этим, суд считает необходимым принять признание иска ответчиком.
В силу ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
При этом, согласно ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в мотивировочной части такого решения может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
В соответствии со ст. 103 ч. 1 ГПК Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины.
Согласно п. 2 ст. 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации, суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить от государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями…
С учетом тяжелого финансового положения, суд считает возможным освободить ответчика от уплаты госпошлины.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199,39,173 ГПК Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░ ░░░░ ░░ 31.03.2025 ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░- ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ (░. ░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 21.02.2025.