Решение от 20.02.2025 по делу № 2-105/2025 (2-635/2024;) от 26.12.2024

№ 2-105/2025(2-635/2024)

УИД 44RS0014-01-2024-001367-07

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 февраля 2025 года                                

Островский районный суд (п. Судиславль) Костромской области в составе:

председательствующего судьи Гурова А.В.,

при секретаре Григорьевой Э.А.,

с участием прокурора Судиславского района Шугайкина А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Судиславского района к МОУ «Фадеевская НОШ» о возложении обязанности принять комплекс мер, направленных на обеспечение безбарьерной среды в здании образовательной организации для людей с ограниченными возможностями здоровья,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Судиславского района Костромской области обратился в суд с указанным иском, мотивируя его тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства об образовании, в том числе, в части защиты прав инвалидов, несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья, в ходе которой, в деятельности муниципального образовательного учреждения «Фадеевская начальная общеобразовательная школа» (далее - МОУ «Фадеевская НОШ»), выявлены нарушения законодательства.

Проверкой установлено, что в нарушение требований действующего законодательства, в здании МОУ «Фадеевская НОШ», расположенном по адресу: <адрес> отсутствовали информирующие тактильные таблички для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно- точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения перед входами в блоки общественных уборных.

В связи с выявленными нарушениями директору МОУ «Фадеевская НОШ»
09.12.2024 внесено представление, с требованиями оборудовать здание МОУ «Фадеевская НОШ» информирующими тактильными табличками для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно- точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения перед входами в блоки общественных уборных, которое 17.12.2024 рассмотрено, признано обоснованным, 1 должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности, однако мер, направленных на устранение выявленных нарушений закона, не принято.

Просит суд обязать МОУ «Фадеевская НОШ» в срок до 31.03.2025 принять комплекс мер, направленных на оборудование здания образовательной организации информирующими тактильными табличками для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно- точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения перед входами в блоки общественных уборных.

В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика – директор МОУ «Фадеевская НОШ Судиславского муниципального района Костромской области» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежаще, просит дело рассмотреть в отсутствие представителя, из представленного отзыва на исковое заявление следует, что исковые требования обоснованны, возражений по иску не имеет.

Представитель третьего лица - администрации Судиславского муниципального района Костромской области, в судебное заседание не явился.

Выслушав явившиеся стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» государственная политика и правовое
регулирование отношений в сфере образования основывается, в том числе, на принципе обеспечения права каждого человека на образование, недопустимости дискриминации в сфере образования.

Согласно ст. 2 Федерального закона от № 181-ФЗ «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 181-
ФЗ) под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных
государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии с п.п. 1, 6 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ
федеральные органы государственной власти, органы государственной власти
субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно- правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в том числе:

условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.

Согласно абз. 1 ст. 19 Федерального закона № 181-ФЗ государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения.

Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, также бесплатного высшего образования (абз. 3).

В соответствии с пп. «е» п. 3 Приказа Минобрнауки России от 09.11.2015 №
309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов
объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а так же оказания им при
этом необходимой помощи» руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, в том числе, надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование
обходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также
подписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, полненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Согласно п. 6.5.3 «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденного Приказом Минстроя России № 904/пр от 30.12.2020 (далее – СП 13330.2020), 6.5.3 технические средства информации и сигнализации в местах массового посещения должны обеспечивать посетителям объекта возможности однозначной идентификации объектов и мест посещения, получения информации о размещении и назначении функциональных элементов, об ассортименте и характере предоставляемых услуг, надежной ориентации в пространстве, своевременного предупреждения об опасности в экстремальных ситуациях, положении путей эвакуации и т.п.

Пунктом 6.5.9 СП 59.13330.2020 установлено, что информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно- точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема:

перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения;

перед входами в универсальные кабины уборных и блоки общественных уборных (6.3.6).

Постановлением Правительства РФ от 28.05.2021 № 815 утвержден перечень
зональных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Перечень национальных стандартов и сводов правил).

Пункт 38 Перечня национальных стандартов и сводов правил устанавливает
обязательными к исполнению пункты 6.3.6, 6.5.3, 6.5.9 СП 59.13330.2020.

По мнению суда, отсутствие в образовательном учреждении информирующих тактильных табличек для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно- точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения, нарушают права инвалидов в доступности объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а так же оказания им при этом необходимой помощи.

В соответствии с ч. 2 ст.206 ГПК Российской Федерации при вынесении решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных средств, если указанные действия не могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено.

В соответствии со ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.

Ответчик иск признал.

Признание иска ответчиком и удовлетворение вследствие этого исковых требований не противоречит закону и не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц.

Более того, по мнению суда, это полностью соответствует материалам дела, представленным истцом доказательствам, и может способствовать более быстрому и бесконфликтному разрешению спора. В связи с этим, суд считает необходимым принять признание иска ответчиком.

В силу ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

При этом, согласно ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в мотивировочной части такого решения может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

В соответствии со ст. 103 ч. 1 ГПК Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины.

Согласно п. 2 ст. 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации, суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить от государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями…

С учетом тяжелого финансового положения, суд считает возможным освободить ответчика от уплаты госпошлины.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199,39,173 ГПК Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░ ░░░░ ░░ 31.03.2025 ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░- ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ (░. ░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 21.02.2025.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-105/2025 (2-635/2024;)

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Судиславского района Шугайкин А.В.
Ответчики
Муниципальное общеобразовательное учреждение Фадеевская начальная общеобразовательная школа Судиславского муниципального района Костромской области
Другие
Администрация Судиславского муниципального района Костромской области
Суд
Островский районный суд Костромской области
Судья
Гуров Александр Валерьевич
Дело на сайте суда
ostrovsky.kst.sudrf.ru
26.12.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.12.2024Передача материалов судье
27.12.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.12.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.12.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.02.2025Судебное заседание
21.02.2025Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.02.2025Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.02.2025
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее