№88а-15183/2021
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Челябинск 13 сентября 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Савельевой Л.А.,
судей Ладейщиковой М.В., Ермолаевой Л.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кузнецова Александра Васильевича на решение Чебаркульского городского суда Челябинской области от 17 августа 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 26 августа 2021 года по административному делу №2а-1028/2021 по административному иску Кузнецова Александра Васильевича о признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии Чебаркульского района Челябинской области об отказе в регистрации кандидатом на должность Главы Травниковского сельского поселения, возложении обязанности зарегистрировать кандидата, опубликовать решение о регистрации кандидата,
заслушав доклад судьи Ладейщиковой М.В. об обстоятельствах дела, доводах кассационной жалобы, представителя регионального отделения ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «РОДИНА» - Скокова С.К., выслушав заключение прокурора Таскаевой А.А., судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Решением совета депутатов Травниковского сельского поселения шестого созыва №44 от 30 июня 2021 года назначены выборы главы Травниковского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области на 19 сентября 2021 года.
Решением территориальной избирательной комиссии Чебаркульского района от 04 августа 2021 года №24/213-5, на которую возложены полномочия избирательной комиссии Травниковского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области, Кузнецову А.В., выдвинутому избирательным объединением региональное отделение ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «РОДИНА» в Челябинской области, отказано в регистрации кандидатом на должность Главы Травниковского сельского поселения на основании подпункта «б» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Кузнецов А.В. обратился в суд с административным иском об отмене вышеуказанного решения территориальной избирательной комиссии Чебаркульского района.
В обоснование заявленных требований административный истец указывал, что законных оснований для отказа в регистрации его кандидатом на должность Главы Травниковского сельского поселения у избирательной комиссии не имелось, поскольку 16 июля 2021 года в территориальную избирательную комиссию было направлено извещение о проведении 19 июля 2021 года заседания Совета регионального отделения ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «РОДИНА», то есть с соблюдением положений подпункта «в» пункта 1 статьи 27 Закона РФ «О политических партиях».
Решением Чебаркульского городского суда Челябинской области от 17 августа 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 26 августа 2021 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, направленной 03 сентября 2021 года в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Кузнецов А.В. просит указанные судебные акты отменить, принять новое решение об удовлетворении административного иска. Указывает на неправильное применение норм материального права: Закон РФ «О политических партиях», положения которого не содержат правил исчисления сроков для извещения избирательной комиссии о мероприятии по выдвижению кандидата. Судом необоснованно не применена статья 190 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающая исчисление начала срока.
Судом апелляционной инстанции не дана оценка правомерности участия Колобаева М.С. на основании доверенности, выданной председателем избирательной комиссии Чебаркульского района, а также, председателя территориальной избирательной комиссии Чебаркульского района Петровой Т.Б.
От территориальной избирательной комиссии Чебаркульского района поступили письменные возражения на кассационную жалобу, в которой просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения.
Все участники извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению кассационных жалобы, представления.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции определила рассмотреть дело при данной явке.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, доводы кассационной жалобы, возражений на нее, заслушав представителя заинтересованного лица, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 указанного федерального закона, иных требований, предусмотренных названным федеральным законом, иным законом.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата выдвинутого политической партией, является несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях".
Пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" предусмотрено, что решения о выдвижении структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии. При этом подпунктом "в" пункта 1 статьи 27 названного Федерального закона закреплена обязанность регионального отделения политической партии извещать избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления, не позднее чем за один день до дня проведения мероприятия при его проведении в пределах населенного пункта, в котором расположена избирательная комиссия, и не позднее чем за три дня до дня проведения мероприятия при его проведении за пределами указанного населенного пункта и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия.
Оставляя требования административного истца без удовлетворения, суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав законодательство, регулирующее спорное правоотношение, пришли к правильному выводу о том, что территориальная избирательная комиссия Чебаркульского района приняла мотивированное решение №24/213-5 в пределах предоставленных ей полномочий и компетенции, это решение соответствует требованиям законодательства.
Доводы кассатора о соблюдении срока по извещению избирательной комиссии о проведении мероприятия, связанного с выдвижением кандидата не позднее, чем за три дня до дня проведения мероприятия, подлежат отклонению.
Положения пункта 2 статьи 11.1 Федерального закона №67-ФЗ определено, что если какое-либо действие может (должно) осуществляться не позднее чем за определенное количество дней или за определенное количество дней до дня наступления какого-либо события, то соответственно последним днем или днем, когда данное действие может (должно) быть осуществлено, является день, после которого остается указанное в настоящем Федеральном законе количество дней до дня наступления соответствующего события.
Из системного анализа положений подпункта "в" пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях" и части 2 статьи 11.1 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" следует, что избирательное объединение региональное отделение ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «РОДИНА» было обязано известить территориальную избирательную комиссию Чебаркульского района (с полномочиями избирательной комиссии Травниковского сельского поселения Чебаркульского муниципального района) о проведении мероприятия, связанного с выдвижением своего кандидата на должность Главы Травниковского сельского поселения, не позднее 15 июля 2021 года.
Административным истцом не оспаривается факт направления в адрес избирательной комиссии извещения об указанном выше мероприятии только 16 июля 2021 года. Следовательно, положения Федерального закона №95-ФЗ не соблюдены.
Утверждение автора жалобы о необходимости исчисления сроков при направлении извещения в порядке подпункта "в" пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях" по правилам статьи 190, пункта 1 статьи 194 Гражданского кодекса Российской Федерации не основано на законе.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии полномочий председателя территориальной избирательной комиссии Чебаркульского района Павловой Т.Б. на оформление доверенности Колобаеву М.С. для представления интересов в судах, не влекут отмену судебных актов, поскольку не основаны на законе.
Указания в решении суда первой инстанции, апелляционном определении местом проведения заседания по вопросу выдвижения кандидата на должность Главы Чебаркульского района Челябинской области «город Чебаркуль» вместо правильного «город Челябинск», является опиской, не может служить основанием для отмены постановленных судами первой и апелляционной инстанций процессуальных документов, подлежит исправлению в порядке статьи 184 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Учитывая, что выводы, изложенные в судебных постановлениях судов первой и апелляционной инстанций, соответствуют обстоятельствам административного дела, нормы материального и процессуального права применены правильно, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Чебаркульского городского суда Челябинской области от 17 августа 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 26 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кузнецова Александра Васильевича без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Мотивированное кассационное определение в полном объеме принято 14 сентября 2021 года.
Председательствующий
Судьи