Решение от 18.05.2017 по делу № 2-1247/2017 (2-12541/2016;) от 23.09.2016

Изготовлено в окончательной форме 30 мая 2017 года

Дело № 2-1247/2017     18 мая 2017 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Выборгский районный суд г. Санкт-Петербурга в составе

Председательствующего судьи Кирсановой Е.В.

с участием помощника природоохранного прокурора Борискина А.Ю.

при секретаре Куропаткиной В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Природоохранного прокурора г. Санкт-Петербурга, выступавшего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга об обязании совершить определенные действия

У С Т А Н О В И Л:

Природоохранный прокурор г. Санкт-Петербурга, с учетом уточнения исковых требований обратился в суд с иском к Администрации Выборгского район об обязании в 120-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить доступ к береговой полосе водного объекта-реки Каменки, на территории общего пользования в районе моста через реку Каменку со стороны земельного участка с кадастровым номером №, путем ликвидации (демонтажа) забора (ограды), препятствующего свободному доступу к водному объекту (р. Каменка) и идущего от ограды моста до неразграниченного земельного участка, на котором расположен объект недвижимости с кадастровым номером №. В обоснование иска указывал на то, что Природоохранной прокуратурой совместно с Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности проведена проверка по факту ограничения свободного доступа к береговой линии и самовольного занятия береговой полосы у Суздальских озер и реки Карповки, было установлено отсутствие доступа к береговой полосе р. Каменка вдоль участка, расположенного между двумя земельными участками с кадастровыми номерами № и № по адресу Санкт-Петербург ул. Староорловская д.56, данный участок не сформирован, государственная собственность не разграничена, в ходе выхода в адрес установлено, что забор, который препятствует доступу к береговой линии находится на территории общего пользования установить лицо, которое возвело данное ограждение в ходе проверки не удалось, к полномочиям Администрации районов отнесено осуществление распоряжения расположенными на территории района земельными участками, находящимися в государственной собственности Санкт-Петербурга и государственная собственность которые не разграничена, в части осуществления действий по освобождению указанных земельных участков от движимого имущества третьих лиц, незаконно использующих их.

Представитель истца в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме, подтвердил обстоятельства, изложенные в материалах дела, поддержал ходатайство о вынесении частного определения в адрес администрации района по факту ненадлежащей организации работы по профилактике и выявлению правонарушений в сфере соблюдения законодательства об охране окружающей среды.

Представитель Администрации Выборгского района в суд явился, исковые требования не признавала, пояснила, что выявить лиц, установивших данное ограждение не представилось возможным, при этом Администрацией предпринимаются все действия в рамках возложенных на нее полномочий, возражала против удовлетворения ходатайства о вынесении частного определения.

Представитель 3 лица Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности в суд явился, поддержал требования прокурора, а также доводы, изложенные в отзыве.

Выслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Природоохранной прокуратурой г. Санкт-Петербурга совместно с Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности по обращению ФИО6 направленного в адрес Прокуратуры по факту ограничения свободного доступа к береговой полосе Суздальских озер в Выборгском районе 27.04.2016 г. были установлены случаи ограничения свободного доступа к береговой полосе водных объектов- Суздальских озер и реки Каменки.

В районе моста через реку Каменка со стороны земельных участков по адресам: Староорловская ул. д.49 (кадастровый №), Береговая ул. д.1 лит.А (кадастровый №) установлено «глухое» ограждение, перекрывающее доступ к водотоку. На противоположной стороне по Староорловской ул. от земельного участка по адресу: Санкт-Петербург ул. Староорловская д.54 (кадастровый номер №) до моста через реку Каменка установлено ограждение из металлопрофиля, высотой более 2-х метров, препятствующее свободному доступу к водному объекту.

Данное ограждение находится между двумя земельными участками с кадастровыми номерами № и № по адресу Санкт-Петербург ул. Староорловская д.56. Данный участок не сформирован, государственная собственность не разграничена, что подтверждается сведениями, полученными из Управления Росреестра.

Согласно ч. 1 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования. Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

Таким образом, законом установлен открытый доступ граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе, следовательно, береговая полоса реки Каменка, в силу закона является общедоступной, как и сам водный объект, что означает право каждого пребывать на любой части береговой полосы.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 25 ЗК РФ, которым предусмотрено, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Вместе с тем, согласно пункту 1 статьи 26 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Земельного кодекса Российской Федерации, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Согласно ч. 1 ст. 262 ГК РФ, граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка.

При этом факт самовольного занятия части земельного участка вдоль участка, расположенного по адресу Санкт-Петербург ул. Староорловская д. 56 подтверждается материалами дела.

В соответствии с положениями статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

В соответствии с п. 1.1. Положения об администрациях районов Санкт-Петербурга, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.08.2008г. №1078, Администрация района Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, проводящим государственную политику Санкт-Петербурга и осуществляющим государственное управление на территории района Санкт-Петербурга

К задачам Администрации относится осуществление мер по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности, общественного порядка на территории района; реализация мероприятий по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности на территории района в соответствии с действующим законодательством; обеспечение организации благоустройства (п.2.1.1, 2.3.9,2.4.3).

В полномочия администрации районов входит кроме прочего издание распоряжения и приказы в соответствии с компетенцией Администрации; взаимодействие в установленном порядке с органами государственной власти Российской Федерации, Санкт-Петербурга, других субъектов Российской Федерации, иными государственными органами Российской Федерации, Санкт-Петербурга, других субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, другими муниципальными органами, организациями, должностными лицами и гражданами (п.3.1.1,3.1.3).

На администрацию также возлагается обязанность контролировать в установленном порядке проведение работ, которые могут повлиять на уровень благоустройства района (п. 3.4.67); организовывать благоустройство территории Санкт-Петербурга в части обеспечения выявления самовольно размещенных элементов благоустройства на земельных участках, расположенных на территории района, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга и (или) государственная собственность на которые не разграничена, в случае, если территория, земельный участок не находятся во владении третьих лиц и их содержание не относится к полномочиям исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга или органов местного самоуправления (п. 3.4.67-1); осуществлять управление и распоряжение имуществом, находящимся в государственной собственности Санкт-Петербурга и расположенным на территории района, в случаях, установленных правовыми актами Правительства Санкт-Петербурга, в том числе: распоряжение расположенными на территории района земельными участками, находящимися в государственной собственности Санкт-Петербурга и (или) государственная собственность на которые не разграничена, в части осуществления действий по освобождению указанных земельных участков от движимого имущества (в том числе элементов благоустройства) третьих лиц, незаконно использующих земельные участки (в том числе демонтаж, хранение, возврат правообладателю) (п. 3.8.2-1), направлять в соответствующий исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга сведения о нарушениях установленного порядка использования земельных участков (п. 3.8.6), представлять соответствующему исполнительному органу государственной власти Санкт-Петербурга сведения о нарушении имущественных прав государства, принимать меры к устранению нарушений имущественных прав государства, предусмотренные действующим законодательством (п. 3.8.8).

Представителем Администрации Выборгского района не оспаривается тот факт, что до момента рассмотрения дела мер по освобождению земельного участка в целях устранения ограничения свободного доступа к береговой полосе водного объекта не принято.

В материалы дела представлена выписка из государственного контракта №0172200004617000012-0066898-01 от 02.05.2017 г. по факту выполнения работ по освобождению земельных участков на территории Выборгского района Санкт-Петербурга от имущества третьих лиц в 2017 г. (л.д.110)

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что наличие ограждения в береговой полосе создает препятствия для свободного прохода граждан к водному объекту и нарушает режим использования земельного участка в пределах береговой полосы водного объекта, являющейся частью его водоохраной зоны, а также нарушает права неопределенного круга лиц в отношении самовольно занятой территории общего пользования, Администрацией района не реализованы задачи в части обеспечения и защиты прав свобод человека и гражданина, а потому находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению. Учитывая положения ст.45 ГПК РФ обращение прокурора с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц является правомерным.

Ходатайство Прокурора о вынесении частного определения в отношении Администрации Выборгского района суд не находит подлежащим удовлетворению. Согласно статье 226 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вынесение частного определения является правом, а не обязанностью суда, оснований для его вынесения по настоящему делу суд не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 120 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░░░░░░ (░░░░░░), ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ (░. ░░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-1247/2017 (2-12541/2016;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Природоохранный П. С.
Ответчики
Администрация Выборгского раона СПб
Другие
Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности г. СПб
Суд
Выборгский районный суд Санкт-Петербурга
Судья
Кирсанова Елена Владимировна
Дело на сайте суда
vbr.spb.sudrf.ru
23.09.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.09.2016Передача материалов судье
27.09.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.09.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.09.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.11.2016Судебное заседание
08.12.2016Судебное заседание
30.01.2017Судебное заседание
07.03.2017Судебное заседание
17.04.2017Судебное заседание
18.05.2017Судебное заседание
30.05.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.05.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.05.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее