Судья Ибрагимов Р.С. Дело № 66а-363/2020
(номер дела в суде первой инстанции 3а-533/2019)
ЧЕТВЕРТЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нижний Новгород | 26 февраля 2020 года |
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего | Ходус Ю.А., |
судей | Мироновой Н.В., Рогожиной Е.В., |
при секретаре | Левиной М.Ю., |
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Азык» к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков
по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 15 ноября 2019 года,
заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Мироновой Н.В., судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,
установила:
административный истец общество с ограниченной ответственностью «Азык» (далее ООО «Азык», общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков.
В обоснование требований, изложенных в административном исковом заявлении, ООО «Азык» указало, что общество является собственником земельных участков (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей), с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> квадратных метров; с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> квадратных метров; с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> квадратных метров; с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> квадратных метров, расположенных по адресу: <адрес>.
Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года № 2846-р утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта города Казани) по состоянию на 1 января 2015 года.
Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами №, №, № и № внесена в Единый государственный реестр недвижимости 6 февраля 2019 года и определена филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Татарстан на основании вышеназванного распоряжения по состоянию на 6 февраля 2019 года в размере 22 104 784 рублей 70 копеек, 126 458 рублей 70 копеек, 4 504 478 рублей 50 копеек и 29 593 296 рублей 40 копеек соответственно.
Административный истец оплачивает земельный налог в зависимости от кадастровой стоимости земельного участка. Указанная кадастровая стоимость земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, в связи с чем нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку влечет увеличение его налоговых обязательств, в частности по уплате земельного налога, исчисляемой на основании кадастровой стоимости земельных участков.
В подтверждение своих доводов общество с ограниченной ответственностью «Азык» представило отчет, выполненный обществом с ограниченной ответственностью <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ об оценке рыночной стоимости земельных участков с кадастровым номером №, №, № и №.
Согласно отчету, рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 6 февраля 2019 года определена в размере 2 728 400 рублей, 17 200 рублей, 611 100 рублей и 3 199 900 рублей соответственно.
ООО «Азык» обратилось в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением, в котором просит: определить кадастровую стоимость: земельного участка с кадастровым номером №, равной его рыночной стоимости в размере 2 728 400 рублей, по состоянию на 6 февраля 2019 года; земельного участка с кадастровым номером №, равной его рыночной стоимости в размере 17 200 рублей, по состоянию на 6 февраля 2019 года; земельного участка с кадастровым номером №, равной его рыночной стоимости в размере 611 100 рублей, по состоянию на 6 февраля 2019 года; земельного участка с кадастровым номером №, равной его рыночной стоимости в размере 3 199 900 рублей, по состоянию на 6 февраля 2019 года.
Впоследствии административный истец уточнил исковые требования и просил: определить кадастровую стоимость: земельного участка с кадастровым номером №, равной его рыночной стоимости в размере 3 156 860 рублей, по состоянию на 6 февраля 2019 года; земельного участка с кадастровым номером №, равной его рыночной стоимости в размере 20 124 рублей, по состоянию на 6 февраля 2019 года; земельного участка с кадастровым номером №, равной его рыночной стоимости в размере 716 820 рублей, по состоянию на 6 февраля 2019 года; земельного участка с кадастровым номером №, равной его рыночной стоимости в размере 3 652 748 рублей, по состоянию на 6 февраля 2019 года.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 15 ноября 2019 года административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Азык» было удовлетворено.
Определена кадастровая стоимость земельных участков (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей), с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> квадратных метров; с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> квадратных метров; с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> квадратных метров; с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> квадратных метров, расположенных по адресу: <адрес>, указав их равной рыночной стоимости по состоянию на 6 февраля 2019 года в размере 3 156 860 рублей, 20 124 рублей, 716 820 рублей и 3 652 748 рублей соответственно.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2019 года, а также учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, то есть с 6 февраля 2019 года, на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 30 мая 2019 года.
С решением Верховного Суда Республики Татарстан от 15 ноября 2019 года не согласилось Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, предъявив апелляционную жалобу, в которой содержится требование об отмене упомянутого решения, и принятию нового решения об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, указано, что суд, удовлетворяя требования административного истца, определил кадастровую стоимость спорных земельных участков заключением экспертизы, проведенной в рамках данного административного дела. Заявитель жалобы полагает, что суд дал неверную оценку заключению судебной экспертизы, не согласен с выводами экспертизы, так как заключение составлено с нарушением Федерального закона № 135-ФЗ от 29 июля 1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральным стандартам оценки. Заявитель жалобы полагает, что экспертное заключение имеет ряд неустранимых недостатков и не может быть положено в основу решения, а именно: эксперт определял корректировки на основании удельных показателей кадастровой стоимости, что является нарушением закона об оценочной деятельности, поскольку перед экспертом ставился вопрос о величине рыночной стоимости земельных участков, а не кадастровой; нарушена методология оценочной деятельности; экспертом некорректно проанализирован сегмент рынка; некорректно подобраны аналоги. Неверная оценка доказательств, допущенная судом, послужила причиной неверного определения обстоятельств, имеющих значение для дела.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе Министерства, административным истцом представлены возражения о их необоснованности и законности судебного решения.
Общество с ограниченной ответственностью «Азык», Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан; ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»; Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан; Исполнительный комитет муниципального образования «пгт.Балтаси» Балтасинского муниципального района Республики Татарстан в судебном заседании суда апелляционной инстанции не присутствовали, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, путем направления судебного извещения с уведомлением, о причинах неявки в суд апелляционной инстанции судебную коллегию в известность не поставили, при указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии со ст. 310 части 2 пунктов 1-4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушений такого характера не было допущено судом первой инстанции при рассмотрении административного дела по административному исковому заявлению ООО «Азык».
Из материалов дела следует и установлено судом, что ООО «Азык» является собственником земельных участков (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей), с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> квадратных метров; с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> квадратных метров; с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> квадратных метров; с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> квадратных метров, расположенных по адресу: <адрес> (л.д. 14-17 т.1).
Являясь собственником земельных участков, административный истец обязан уплачивать земельный налог, исходя из размера кадастровой стоимости земельных участков, находящихся у него в собственности.
Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан № 2846-р от 25 ноября 2015 года «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта г.Казани)» утверждена кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января 2015 г.
Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами №, №, № и № определена в связи с переводом указанных земельных участков в состав земель населенных пунктов в соответствии с п.2.1.3 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменений категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 года № 222 с применением среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости, равного 980,30 руб.\кв.м, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан № 2846-р от 25 ноября 2015 года «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта г.Казани)» (л.д. 211 т.1 акт определения кадастровой стоимости земельных участков).
Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами №, №, № и № внесена в Единый государственный реестр недвижимости 6 февраля 2019 года и определена филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Татарстан на основании вышеназванного распоряжения по состоянию на 6 февраля 2019 года в размере 22 104 784 рублей 70 копеек, 126 458 рублей 70 копеек, 4 504 478 рублей 50 копеек и 29 593 296 рублей 40 копеек соответственно.
Аналогичные сведения о кадастровой стоимости земельных участков содержатся в выписках из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости (л.д. 18-21 т.1).
Таким образом, ООО «Азык», являясь собственником земельных участков с кадастровыми №, №, № и №, производит оплату земельного налога, рассчитываемого с использованием кадастровой стоимости земельных участков.
Административным истцом ООО «Азык» представлен отчет выполненный обществом с ограниченной ответственностью «Экономичная Быстрая Оценка Собственности» № 449-Н от 27 мая 2019 года об оценке рыночной стоимости земельных участков с кадастровым номером №, №, № и №, согласно которому, рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 6 февраля 2019 года определена в размере 2 728 400 рублей, 17 200 рублей, 611 100 рублей и 3 199 900 рублей соответственно (л.д. 27-136 т.1), что свидетельствует о существенном превышении действительной рыночной стоимости земельных участков над кадастровой стоимостью, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.
30 мая 2019 года административный истец обращался с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости названных земельных участков в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Татарстан, решением которой, от 21 июня 2019 года ООО «Азык» было отказано в удовлетворении заявления в связи с несоответствием Отчета от ДД.ММ.ГГГГ № «Об оценке рыночной стоимости земельных участков», выполненного оценщиком ФИО6, требованиям законодательства и методологии оценочной деятельности Российской Федерации (л.д. 22-25 т.1).
Данные обстоятельства явились поводом для обращения ООО «Азык» в суд за разрешением административного спора.
Принимая решение об определении рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами №, №, № и № суд установил, что она равна, 3 156 860 рублей, 20 124 рублей, 716 820 рублей и 3 652 748 рублей соответственно по состоянию на 6 февраля 2019 года. Кроме того, суд учел, что представленный административным истцом отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, однако рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами №, №, № и № по состоянию на 6 февраля 2019 года в отчете № от 27 мая 2019 года определена неправильно.
Суд также пришел к выводу, что заключение судебной экспертизы от 11 октября 2019 года №, выполненной экспертом <данные изъяты> ФИО7, соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о судебной-экспертной деятельности, содержит результаты анализа наиболее эффективного использования земельных участков, исследования сегмента рынка, корректировки к объектам-аналогам проведены по наиболее существенным ценообразующим факторам, подтверждено ссылками на достоверные источники или материальные формулы, приведенные расчеты являются верными.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции считает выводы суда первой инстанции правильными, так как они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, которые подтверждены относимыми и допустимыми доказательствами, правильно оцененными судом, при этом, суд верно применил нормы материального права.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1 статьи 66 Земельного Кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
В силу части 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно части 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее ФЗ № 135-ФЗ) под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 24.11 ФЗ № 135-ФЗ для целей настоящего Федерального закона под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя: принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (статья 24.18 ФЗ № 135-ФЗ).
Пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28) указано, что с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Давая толкование приведенным нормам материального права в их совокупности, и разъяснениям по их применению, судебная коллегия приходит к выводу, что ООО «Азык», являясь собственником земельных участков, вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, так как земельный налог исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка, в том числе по основанию, связанному с установлением в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Частью 1 статьи 62 КАС РФ предусмотрено, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 указано, что по делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
Обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Следовательно, при разрешении указанного административного дела, на административном истце лежала обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №, №, № и № по состоянию на 6 февраля 2019 года, а на административном ответчике лежала обязанность доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости данных земельных участков, представленных ООО «Азык».
В соответствии со статьей 59 частями 1 и 2 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В качестве доказательств допускаются объяснения лиц, участвующих в деле, и показания свидетелей, полученные в том числе путем использования систем видеоконференц-связи, а также письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов.
Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости должно соответствовать требованиям статьи 125 настоящего Кодекса.
Помимо документов, указанных в статье 126 настоящего Кодекса, к административному исковому заявлению прилагаются: отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости. (часть 1, часть 2 подпункт 4 КАС РФ).
Исходя из приведенных норм административного процессуального законодательства, отчет об оценке, составленный на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, является одним из доказательств, которое предоставляется административным истцом, в подтверждение рыночной стоимости объекта недвижимости, в отношении которого оспаривается его кадастровая стоимость.
При этом, исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности) (пункт 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28).
ООО «Азык» в качестве доказательства, подтверждающего рыночную стоимость земельных участков с кадастровыми номерами №, №, № и №, был представлен отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков №-Н от ДД.ММ.ГГГГ, выполненный оценщиком <данные изъяты> ФИО6, (л.д. 27-136 т.1), в соответствии с отчетом, рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами №, №, № и № на 6 февраля 2019 г. составляет - 2 728 400 рублей, 17 200 рублей, 611 100 рублей и 3 199 900 рублей соответственно.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции была назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту <данные изъяты>» ФИО7
В соответствии с заключением экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ, выполненной экспертом <данные изъяты> ФИО7, действительная рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами №, №, № и №, определенная с применением сравнительного подхода, по состоянию на 6 февраля 2019 года составила 3 156 860 рублей, 20 124 рублей, 716 820 рублей и 3 652 748 рублей соответственно (л.д. 7-60 т.2).
Правила оценки доказательств по административному делу изложены в статье 84 КАС РФ, в соответствии с которой, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (части 1 и 2 названной статьи).
Заключение эксперта (комиссии экспертов) не является для суда обязательным и оценивается судом по правилам, установленным статьей 84 настоящего Кодекса (часть 8 статьи 82 КАС РФ).
Вопреки доводам, изложенным в апелляционной жалобе, суд первой инстанции правильно оценил заключение экспертизы, верно указал, что оно является относимым, допустимым и достоверным доказательством.
Как следует из заключения экспертизы, рыночная стоимость земельных участков на 6 февраля 2019 г. была определена сравнительным подходом к оценке, то есть основанном на получении стоимости объекта оценки путем сравнения оцениваемого объекта с объектами-аналогами (пункт 12 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденный приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 297, далее ФСО № 1).
В п. 10 ФСО № 1 указано, что объект-аналог - объект, сходный по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость.
В соответствии с пунктом 13 ФСО № 1 сравнительный подход рекомендуется применять, когда доступна достоверная и достаточная для анализа информация о ценах и характеристиках объектов-аналогов. При этом могут применяться как цены совершенных сделок, так и цены предложений.
Согласно п. 22 Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО № 7)", утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 сентября 2014 г. № 611 (далее - ФСО № 7) при применении сравнительного подхода к оценке недвижимости оценщик учитывает следующие положения:
а) сравнительный подход применяется для оценки недвижимости, когда можно подобрать достаточное для оценки количество объектов-аналогов с известными ценами сделок и (или) предложений;
б) в качестве объектов-аналогов используются объекты недвижимости, которые относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и сопоставимы с ним по ценообразующим факторам. При этом для всех объектов недвижимости, включая оцениваемый, ценообразование по каждому из указанных факторов должно быть единообразным;
в) при проведении оценки должны быть описаны объем доступных оценщику рыночных данных об объектах-аналогах и правила их отбора для проведения расчетов. Использование в расчетах лишь части доступных оценщику объектов-аналогов должно быть обосновано в отчете об оценке;
г) для выполнения расчетов используются типичные для аналогичного объекта сложившиеся на рынке оцениваемого объекта удельные показатели стоимости (единицы сравнения), в частности цена или арендная плата за единицу площади или единицу объема.
Из исследовательской части заключения экспертизы следует, что земельные участки с кадастровыми номерами №, №, № и № расположены в пгт Балтаси на окраине поселка, подъезд осуществляется с автодороги регионального значения, окружающая застройка – здания производственно-складского назначения, индивидуальные жилые дома; имеется возможность подключения к необходимым коммуникациям (электроснабжение, водоснабжение, канализация, газоснабжение); площадью: 22 549 кв.м, 129 кв.м, 4 595 кв.м, 30 188 кв.м, имеет удельный показатель кадастровой стоимости 980,30 рубль\кв. м., относится к землям населенных пунктов, для размещения производственной базы. Участки с кадастровыми номерами №, №, № не застроены. На участке с кадастровым номером № расположены здания и сооружения производственной базы.
Судебной коллегией по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции также установлено, что для определения рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами №, №, № и № в рамках метода сравнения продаж были исследованы земельные участки, семь аналогов, имеющие аналогичное объектам экспертизы разрешенное использование, расположенные в малых городах и поселках городского типа Республики Татарстан с августа 2018 года по февраль 2019 года, площадь. Диапазон цен на земельные участки промышленного назначения в малых городах и поселках городского типа Республики Татарстан составил от 125 руб.\кв.м до 214 руб.\ кв.м, в зависимости от площади и расположения относительно крупного населенного пункта. Среднее значение составило 168 руб.\ кв.м.
Оценивая заключение экспертизы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что экспертом при проведении экспертизы были подобраны и использованы объекты-аналоги, отнесенные к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка, экспертом был применен метод корректировки, а также были использованы типичные для аналогичного объекта сложившиеся на рынке оцениваемого объекта удельный показатель стоимости, а именно: цена за единицу площади. Кроме этого, эксперт для сравнения использовал объекты-аналоги, имеющие схожую площадь, местоположение с оцениваемыми земельными участками.
Следовательно, вывод суда первой инстанции о достоверности, относимости такого доказательства, как заключение экспертизы является верным.
В связи с изложенным, суд первой инстанции правильно определил рыночную стоимость земельных участков с кадастровыми номерами №, №, № и № в размере 3 156 860 рублей, 20 124 рублей, 716 820 рублей и 3 652 748 рублей соответственно на 6 февраля 2019 г., то есть на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 указано ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращения этого лица в Комиссию.
Материалами дела подтверждается, что ООО «Азык» обратился с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Татарстан 30 мая 2019 года (л.д. 22 т.1), следовательно, вывод суда первой инстанции и решение о том, что датой подачи заявления ООО «Азык» о пересмотре кадастровой стоимости является 30 мая 2019 года является верным.
Для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (абзац второй пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28).
Учитывая, что ООО «Азык» 30 мая 2019 года подал заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков, верным является решение о том, что сведения о кадастровой стоимости, установленные решением Верховного Суда Республики Татарстан от 15 ноября 2019 года, применяются для целей, предусмотренных законодательством РФ, с 1 января календарного года, в котором административным истцом подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, то есть с 1 января 2019 года, а также учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, то есть с 6 февраля 2019 года, на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Нарушений норм административного процессуального законодательства, которые могли бы повлечь отмену принятого решения, судом первой инстанции допущено не было, нормы материального права судом применены верно, в связи с изложенным и руководствуясь п. 1 ст. 309 КАС РФ Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции,
определил:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 15 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 35 КАС РФ, через Верховный Суд Республики Татарстан.
Председательствующий
Судьи