Дело № 2-248/2024
УИД 75RS0№-64
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 августа 2024 года с. Чара
Каларский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Шагеевой О.В.,
при секретаре Десятовой И.В.,
с участием помощника прокурора Каларского района Забайкальского края Жижура М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Каларского района в интересах неопределенного круга лиц к К.А.А. о возложении обязанности пройти флюорографическое обследование,
УСТАНОВИЛ:
истец обратился в Каларский районный суд Забайкальского края с вышеуказанным исковым заявлением, мотивируя тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства о здравоохранении, в ходе которой установлено, что ответчик состоит на учете в ГУЗ «Каларская ЦРБ» с диагнозом ВИЧ-инфекция. В 2024 г. в указанном лечебном учреждении ответчик профилактический медицинский осмотр в виде флюорографии легких или рентгенографии органов грудной клетки не проходил. Согласно информации ЧУЗ «РЖД-Медицина» ответчик также соответствующий медосмотр в 2024 г. не проходил, что является нарушением с его стороны ст. 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ, ч. 1 и ч. 4 ст. 8 Федерального закона «О предупреждении распространения туберкулеза в РФ» от 18.06.2001 г. № 77-ФЗ, ч. 9 приказа Минздрава России от 21.03.2017 г. № 124н «Об утверждении порядка и сроков проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза». Таким образом, ответчик игнорирует прохождение обследования в установленные сроки и нарушает права неопределенного круга лиц на охрану здоровья. Просит суд обязать ответчика в целях выявления туберкулеза проходить профилактические осмотры граждан в виде флюорографии легких или рентгенографии органов грудной клетки два раза в год.
В судебном заседании установлено.
Помощник прокурор Каларского района Забайкальского края Жижура М.В. настаивает на исковых требованиях по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик К.А.А. явку в судебное заседание не обеспечил, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается распиской, просит рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. ).
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, ГУЗ «Каларская ЦРБ» о дате, месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, направил в адрес суда ходатайство о рассмотрении в свое отсутствие (л.д. ).
В соответствии с п. 3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ) суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Суд, выслушав пояснения помощника прокурора Каларского района, изучив и проанализировав материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 18.06.2001 N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" профилактика туберкулеза - комплекс мероприятий, направленных на предупреждение возникновения, распространения туберкулеза, а также раннее его выявление.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 18.06.2001 N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" законодательство в области предупреждения распространения туберкулеза в Российской Федерации состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 18.06.2001 N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области предупреждения распространения туберкулеза в Российской Федерации относятся: проведение в Российской Федерации государственной политики в области предупреждения распространения туберкулеза; разработка и принятие нормативных правовых актов, направленных на предупреждение распространения туберкулеза; определение порядка оказания противотуберкулезной помощи гражданам на территории Российской Федерации; осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в области предупреждения распространения туберкулеза и организация мероприятий по предупреждению распространения туберкулеза; организация государственного эпидемиологического мониторинга туберкулеза; формирование, утверждение и реализация федеральных целевых программ в области предупреждения распространения туберкулеза; разработка правил, нормативов, требований и государственных стандартов в области предупреждения распространения туберкулеза; разработка и организация системы оказания противотуберкулезной помощи федеральными специализированными медицинскими учреждениями; обеспечение государственного надзора за производством, хранением и транспортировкой противотуберкулезных вакцин и иммунобиологических лекарственных средств для ранней диагностики туберкулеза, их качеством, эффективностью и безопасностью; организация государственного статистического наблюдения в области предупреждения распространения туберкулеза; осуществление иных предусмотренных законодательством Российской Федерации в области предупреждения распространения туберкулеза полномочий.
В соответствии с п. 4 ст. 8 Федерального закона от 18.06.2001 N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" в целях выявления туберкулеза периодически проводятся профилактические медицинские осмотры граждан, порядок и сроки проведения которых устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 9 Порядка и сроков проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2017 года N 124н "Об утверждении порядка и сроков проведения профилактических медицинских осмотров в целях выявления туберкулеза" сроки проведения профилактических осмотров в отношении отдельных групп граждан определены приложением к настоящим порядку и срокам.
Согласно приложению к порядку и срокам проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2017 года N 124н "Об утверждении порядка и сроков проведения профилактических медицинских осмотров в целях выявления туберкулеза" профилактическим медицинским осмотрам в целях выявления туберкулеза подлежат два раза в год лица с ВИЧ-инфекцией.
В силу п. п. «г» п.8 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2017 года N 124н профилактические осмотры представляют собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, свидетельствующих о наличии туберкулеза, с применением следующих методов обследования в зависимости от возраста, у взрослых – это флюорография легких или рентгенография органов грудной клетки (легких).
Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" одним из принципов охраны здоровья является принцип приоритета профилактики в сфере охраны здоровья.
В судебном заседании установлено, что ответчик К.А.А. состоит на учете в ГУЗ «Каларская ЦРБ» с диагнозом ВИЧ-инфекция, в 2024 г. в ГУЗ «Каларская ЦРБ» на дату 20.06.2024 г. флюорографическое обследование органов грудной клетки не проходил (л.д. 6).
Согласно информации ЧУЗ «РЖД-Медицина» ответчик в данном лечебном учреждении также флюорографическое обследование органов грудной клетки в 2024 г. не проходил, дата последнего флюорографического обследования 09.01.2023 г. (л.д. 7).
Таким образом, судом установлено, что ответчик игнорирует положения вышеуказанных нормативно-правовых актов о прохождении профилактический медицинский осмотр в целях выявления туберкулеза 2 раза в год.
Уклоняясь от прохождения регулярного обследования с периодичностью, предусмотренной нормативными правовыми актами, ответчик ставит под угрозу, как свое личное здоровье, так и здоровье окружающих их граждан.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В данном случае обращение прокурора в суд в интересах неопределенного круга лиц обусловлено необходимостью обеспечения конституционного права граждан на охрану здоровья.
Туберкулез является инфекционным заболеванием, вызываемым микробактериями туберкулеза. Данное заболевание может протекать в активной и заразной форме, в связи с чем, туберкулез является социально опасным заболеванием. Несвоевременное прохождение медицинских осмотров в целях выявления туберкулеза гражданами, освобожденными из мест лишения свободы, нарушает право неопределенного круга лиц на охрану здоровья.
На основании вышеизложенного суд считает необходимым исковые требования прокурора к К.А.А. удовлетворить и обязать его проходить профилактические осмотры граждан в виде флюорографии легких или рентгенографии органов грудной клетки два раза в год.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Сумма государственной пошлины при подаче иска неимущественного характера для физических лиц составляет 300 рублей (п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ).
Таким образом, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей в доход местного бюджета, так как прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц – граждан и прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины по гражданским делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора Каларского района к К.А.А. удовлетворить.
Обязать К.А.А. (ИНН №) в целях выявления туберкулеза проходить профилактические осмотры граждан в виде флюорографии легких или рентгенографии органов грудной клетки два раза в год.
Взыскать с К.А.А. (ИНН №) государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано (опротестовано) в Забайкальский краевой суд через Каларский районный суд Забайкальского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Каларского районного суда Забайкальского края О.В. Шагеева
Решение в окончательной форме принято 03 сентября 2024 года