Дело № 2-143/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Островское 19 июня 2018 года
Островский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Громовой А.Н.,
с участием: помощника прокурора Островского района Костромской области
Гречишкина М.Г.,
представителя ответчика МКОУ «Гуляевская начальная общеобразовательная школа» - Ремизовой И.А.,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора -администрации Островского муниципального района Костромской области - Кравчук Н.М.,
при секретаре Козыревой С.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Островского района Костромской области, выступающего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Гуляевская начальная общеобразовательная школа» (далее - МКОУ «Гуляевская НОШ») об обязании оборудовать помещение учреждения, расположенное по <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ каналом передачи тревожных сообщений в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационный центр «Службы 112»,
установил:
Прокурор Островского района Костромской области обратился в Островский районный суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Гуляевская начальная общеобразовательная школа» (далее- МКОУ «Гуляевская НОШ») об обязании оборудовать помещение учреждения, расположенное по <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ кнопкой экстренной (тревожной) сигнализации с выводом на пульт охранной организации.
В обоснование заявленных требований прокурор ссылается на то, что прокуратурой Островского района проведена проверка соблюдения законодательства об образовании, об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, законодательства в сфере противодействия терроризму, об обеспечении антитеррористической защищенности в деятельности МКОУ «Гуляевская НОШ». В ходе проверки установлено, что образовательной организацией допускаются нарушения требований Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
Ссылаясь на положения ч.6 и ч.7 ст.28, ч.1 ст.41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон от 10.04.2000 № 51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования», п.5 ст.2, ч.3.1 ст.5, п.3 и п.6 ст.3 Федерального закона «О противодействии терроризму», подп. «д», «е» п.21 Концепции противодействия терроризма в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 г., п.21 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 года № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)», п.22 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 года № 1235 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», п.п. 1-2 ч.13 ст.30 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», п.6.48 "СП 118.13330.2012*. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009", утв. Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/10, Приказ Рособразования от 11.11.2009 года № 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений», указал, что на момент проверки в образовательной организации не установлена кнопка экстренной (тревожной) сигнализации с выводом на пульт охранной организации.
В связи с тем, что осуществление деятельности образовательного учреждения при отсутствии кнопки экстренной сигнализации не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области противоправных действий в отношении обучающихся, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц и несовершеннолетних учащихся на охрану жизни и здоровья, прокурор обращается с настоящим заявлением в суд.
В ходе судебного разбирательства помощник прокурора Островского района представил уточненные исковые требования, просил суд обязать МКОУ «Гуляевская начальная общеобразовательная школа» оборудовать помещение учреждения, расположенное по <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ каналом передачи тревожных сообщений в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационный центр «Службы 112» /при наличии технической возможности/.
Представитель ответчика- директор МКОУ «Гуляевская НОШ» Ремизова И.А. исковые требования признала, пояснила, что денежные средства на установку кнопки экстренной (тревожной) сигнализации с выводом на пульт охранной организации в бюджете МКОУ «Гуляевская НОШ» в 2018 году не предусмотрены. Срок до ДД.ММ.ГГГГ является достаточным для устранения допущенного нарушения. Составлена смета, подана заявка на установку канала передачи тревожных сообщений. Численность учащихся 22 человека, обучающихся на дому- 14, персонал школы-10 человек. Кроме того, пояснила, что в кабинете заведующей имеется экстренная кнопка безопасности, которая выведена на Островский СРЦ, доступ к кнопке имеется.
Представитель администрации Островского муниципального района суду Кравчук Н.М. пояснила, что оборудование помещения МКОУ «Гуляевская НОШ» каналом передачи тревожных сообщений в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационный центр «Службы 112» нецелесообразно учитывая количество учащихся. Кроме того нормы законодательства на которые ссылается прокурор носят рекомендательный характер.
Исследовав материалы гражданского дела, выслушав помощника прокурора, представителя третьего лица, суд приходит к следующему.
Из Устава МКОУ «Гуляевская НОШ» и Лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ на образовательную деятельность следует, что основным предметом деятельности учреждения является реализация образовательных программ дошкольного, начального общего образования.
В ходе судебного разбирательства установлено, что прокуратурой Островского района Костромской области была проведена проверка соблюдения законодательства об образовании, об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, законодательства в сфере противодействия терроризму, об обеспечении антитеррористической защищенности в деятельности МКОУ «Гуляевская НОШ», в ходе которой установлено, что образовательной организацией допускаются нарушения требований Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
Из информации заведующей отделом образования администрации Островского муниципального района Семёновой О.А. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что здание МКОУ «Гуляевская НОШ» не оснащена кнопкой экстренной (тревожной) сигнализации с выводом на пульт охранной сигнализации.
Данное обстоятельство представителем ответчика в ходе рассмотрения дела не оспаривалось.
В соответствии с п.2 ч.6 и ч.7 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно п.8 ч.1 ст.41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя: обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с Федеральным законом от 10.04.2000 N 51-ФЗ "Об утверждении Федеральной программы развития образования" основными направлениями развития в области государственных и социальных гарантий обучающимся являются: разработка и реализация системы мер охраны жизни и здоровья обучающихся; введение в действие нормативных правовых актов, направленных на защиту личных и имущественных прав обучающихся в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); создание условий, обеспечивающих охрану жизни, сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование их здорового образа жизни.
В соответствии с п.6 ст.3 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Согласно ч.3.1 ст.5 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Согласно подпункту «д» пункта 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 г., одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
В силу п. 21 Постановления Правительства РФ от 25.03.2015 N 272 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)" антитеррористическая защищенность мест массового пребывания людей обеспечивается путем, в том числе :.. д) оборудования мест массового пребывания людей необходимыми инженерно-техническими средствами.
Согласно п. 22 Постановления Правительства РФ от 07.10.2017 N 1235"Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории опасности осуществляются мероприятия, в том числе :.. д) оснащение объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны и поддержание их в исправном состоянии, оснащение бесперебойной и устойчивой связью объектов (территорий).
В соответствии с частью 13 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований:
1) в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий;
2) в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Согласно пункту 6.48 "СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009" утвержденного Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года N 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности организаций образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации
Исходя из содержания пункта 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.
В силу положений статьи 28 названного Закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами (пункт 2 части 3).
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (пункт 2 части 6).
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (часть 7).
Приказом Рособразования от 11 ноября 2009 года N 2013 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" (пункты 4-5) руководителям подведомственных образовательных учреждений предписано принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности; органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений (в первую очередь - учреждений с постоянным пребыванием детей) современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников).
Исходя из положений действующего законодательства, суд приходит к выводу, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности, в том числе по оборудованию здания школы каналом передачи тревожных сообщений в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационный центр «Службы 112», является обязанностью образовательного учреждения.
Обязанность оборудовать здание образовательного учреждения каналом передачи тревожных сообщений в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационный центр «Службы 112», подтверждается также ведомственным актом, не носящим нормативного характера, но обязательным для исполнения учреждениями, подконтрольными Министерству образования и науки РФ (Письмо Минобрнауки РФ от 04.06.2008 г. N 03-1423 "О методических рекомендациях" (вместе с "Методическими рекомендациями по участию в создании единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений Российской Федерации").
Выполнение обязанности оборудовать здание образовательного учреждения каналом передачи тревожных сообщений в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии РФ (вневедомственной охраны) или в ситуационный центр «Службы 112» направлено на обеспечение безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности. Отсутствие данного канала передачи тревожных сообщений в образовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, так как не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении обучающихся.
Допрошенный в качестве специалиста ФИО1 пояснил, <данные изъяты> что в Островском районе Костромской области имеется техническая возможность для устройства канала передачи тревожных сообщений. Технические требования к каналу передачи тревожных сообщений в службу 112 законодательством не предусмотрены. Канал передачи тревожных сообщений может быть организован путем подключения с помощью сети Интернет либо через оператора мобильной связи. В случае экстренной ситуации ответственное должностное лицо образовательного учреждения может нажать кнопку передачи тревожных сообщений и сигнал поступит в дежурную часть Росгвардии РФ по Костромской области, где на экране монитора высвечивается надпись о месте тревоги и сотрудник информирует либо ближайшее отделение Росгвардии, либо при отсутствии такого отделения отдел полиции. Отсутствие каналов передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел в школьном образовательном учреждении отрицательно сказывается на обеспечении комплексной безопасности лиц, пребывающих в этом учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, что, в свою очередь, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения и может способствовать совершению противоправных действий в отношении несовершеннолетних воспитанников. Перед заключением договора об устройстве канала передачи тревожных сообщений специалисты Росгвардии осуществляют проверку наличия сети Интернет и устойчивости мобильной связи. В случае неустойчивости как сети Интернет, так и сигнала мобильной связи в заявке на установку канала передачи тревожных сообщений может быть отказано.
Оценивая представленные по делу доказательства и разрешая данный спор, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Островского района, выступающего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Гуляевская начальная общеобразовательная школа» об обязании оборудовать помещение учреждения каналом передачи тревожных сообщений в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационный центр «Службы 112», подлежат удовлетворению.
Выявленные нарушения действующего законодательства, указанные в заявлении прокурора, нашли свое прямое подтверждение в суде путем исследования доказательств и не оспаривались представителем ответчика.
В своей совокупности доказательства выявленных нарушений достаточны, достоверны, взаимно дополняют друг друга, подтверждают выявленные нарушения и обоснованность заявленных требований прокурором.
В соответствии с требованиями части второй ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае если эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Согласно пункту 11 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 19.12.2003 года № 23 «О судебном решении» решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств.
С учетом изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований и необходимости обязания ответчика совершить определенные действия с указанием в резолютивной части решения срока, в течение которого эти действия ответчиком должны быть выполнены. Вместе с тем в решении суд полагает необходимым указать на обязание совершить указанные действия при наличии для этого технической возможности.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 206 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Гуляевская начальная общеобразовательная школа» оборудовать помещение учреждения, расположенное по <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ каналом передачи тревожных сообщений в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационный центр «Службы 112» /при наличии технической возможности/.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Островский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья А.Н.Громова