Дело №2-319/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 октября 2018 года г.Бирюч
Красногвардейский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Никулиной Т.В.
при секретаре Винниковой Л.В.
с участием истицы Чуриловой Р.М., ответчика Колесникова В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чуриловой Р.М. и Колесникова А.М. к Колесникову В.М. и Колесниковой Ф.Д. о восстановлении срока для принятия наследства,
у с т а н о в и л:
<данные изъяты> 2010 года в <данные изъяты> умер К.М.А., <данные изъяты> года рождения. В связи с его смертью открылось наследство. Завещание он не оставил. Его наследниками по закону являются: жена - Колесникова Ф.Д., проживавшая вместе с ним, дочь – Колесникова (Чурилова) Р.М., сыновья – Колесников А.М. и Колесников В.М. В шестимесячный срок наследники не обратились к нотариусу с заявлением о принятии наследства. В связи с фактическим принятием наследства нотариус Толстых О.А. приняла заявление от Колесникова В.М., который был зарегистрирован в домовладении отца и фактически принял наследство. Он постоянно проживает в домовладении наследодателя, расположенном по адресу: <данные изъяты>, производит в нем ремонт. Заявления от Чуриловой Р.М. и Колесникова А.М. нотариус не приняла в связи с пропуском шестимесячного срока для принятия наследства.
Чурилова Р.М. (житель <данные изъяты>) и Колесников А.М. (житель <данные изъяты>) инициировали в суде иск к Колесникову В.М. о восстановлении срока для принятия наследства. В качестве соответчика к участию в деле привлечена Колесникова Ф.Д., которая была зарегистрирована в домовладении и проживала в нем вместе с мужем. В качестве уважительной причины пропуска срока истцы сослалась на то, что считали все имущество после смерти отца принадлежащим матери - Колесниковой Ф.Д., которая фактически приняла наследство. В связи с болезнью с 2014 года она проживает у истицы. Лишь в середине 2018 года узнали, что брат оформляет наследство, поэтому обратились к нотариусу, но у них заявление не приняли из-за пропуска срока.
В судебном заседании Чурилова Р.М., являясь также представителем Колесникова А.М., поддержала исковые требования и дала пояснения, соответствующие тексту искового заявления. Подтвердила, что они с братом - Колесниковым А.М. наследство фактически не принимали, препятствий в обращении к нотариусу с заявлением о принятии наследства не было. О необходимости соблюдения шестимесячного срока для принятия наследства не знала. К нотариусу и в суд обратились, узнав, что их брат - Колесников В.М подал заявление о принятии наследства. Была осведомлена, что брат постоянно зарегистрирован в жилом доме, проживал там, а примерно с 2014 года постоянно живет, производит в доме капитальный ремонт. У нее имеется свое жилье.
Ответчик Колесников В.М. иск не признал. В пояснениях и письменных возражениях на иск указал, что с рождения зарегистрирован в домовладении родителей, проживал с ними, после смерти отца фактически принял наследство. С 2013-2014 года живет в доме один. С родителями была договорённость, что он будет жить в доме, поэтому он его ремонтировал, покупал в дом мебель, затратил средств около 1 млн руб. Истцы давно живут отдельно от родителей, у них не было препятствий для принятия наследства в установленный законом срок, они знали, что он живет в доме и делает там ремонт. Сами они никаких действий в отношении наследственного имущества, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, не предпринимали. В августе 2018 года обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства, поскольку газовая служба потребовала надлежаще оформленные документы на дом. Считает, что наследственное имущество должно принадлежать лишь ему и матери.
Колесникова Ф.Д. и нотариус Толстых О.А. в судебное заседание не явились, возражений на иск не представили, в соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Выслушав объяснения сторон, исследовав обстоятельства дела по представленным ими доказательствам, суд полагает в удовлетворении иска отказать по следующим основаниям.
В силу ст.1113 ГК РФ со смертью гражданина открывается наследство. В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (ст.1112 ГК РФ).
Согласно ст.1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием.
Принятие наследства наследниками осуществляется в шестимесячный срок со дня открытия наследства путем подачи заявления нотариусу или фактическим принятием наследства (ст.ст.1153-1154 ГК РФ). В случае пропуска срока принятия наследства наследник вправе обратиться в суд с заявлением о его восстановлении.
В соответствии со ст. 1155 ГК РФ суд вправе восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что он обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
Свидетельством о смерти подтверждается, что <данные изъяты> 2010 года в <данные изъяты> умер К.М.А., <данные изъяты> года рождения. В связи с его смертью в соответствии со ст.1113 ГК РФ открылось наследство.
Объяснениями сторон, копией свидетельства о заключении брака, материалами наследственного дела, подтверждается, что Колесников М.А. завещание не оставил, его наследниками по закону являются: жена Колесникова Ф.Д., дочь – Колесникова (Чурилова) Р.М., сыновья – Колесников А.М. и Колесников В.М.
В соответствии со ст.1152 ГК РФ истцы - Чурилова Р.М. и Колесников А.М. должны были принять наследство в шестимесячный срок со дня смерти К.М.А. путем обращения с заявлением к нотариусу или фактическим принятием наследства, однако этого не сделали.
Согласно справке администрации <данные изъяты> сельского поселения на момент смерти К.М.А. проживал в <данные изъяты>, имел в собственности жилой дом с земельным участком. Вместе с ним на момент смерти в доме были зарегистрированы и проживали: жена – Колесникова Ф.Д. и сын – Колесников В.М., что указывает на фактическое принятие ими наследства.
Факт проживания Колесникова В.М. в домовладении наследодателя подтверждается также копиями из похозяйственных книг администрации <данные изъяты> сельского поселения.
Из материалов наследственного дела к имуществу К.М.А., представленного нотариусом Толстых О.А., видно, что оно было заведено на основании заявления Колесникова В.М. от 20 августа 2018 года. В заявлении указаны дата смерти и данные наследодателя - К.М.А., наследники, среди которых значатся истцы и ответчики, состав наследственного имущества - жилой дом и земельный участок по адресу: <данные изъяты>. От Колесниковой Ф.Д. заявление поступало.
Колесников В.М. представил нотариусу справку администрации <данные изъяты> сельского поселения от 14.08.2018, подтверждающую, что в шестимесячный срок после смерти отца он фактически принял наследство.
Истцы не представили нотариусу аналогичные справки, подтверждающие фактическое принятие наследства.
Имеются письма нотариуса в адрес истцов о том, что ими пропущен шестимесячный срок принятия наследства, в связи с чем для восстановления срока необходимо обратиться в суд.
Объяснениями сторон, материалами дела подтверждается, что истица Чурилова Р.М. проживает в <данные изъяты>, Колесников А.М. - в <данные изъяты>. Каких-либо действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, они не предпринимали, с заявлением о принятии наследства в шестимесячный срок к нотариусу также не обратились. При этом факт смерти отца им был достоверно известен, они также знали о регистрации и фактическом проживании ответчика в жилом доме, о принадлежности имущества отцу. Препятствий получить юридическую консультацию по вопросу реализации наследственных прав у них не было. Ссылки истицы на то, что она считала все имущество принадлежащим матери в связи с фактическим принятием ею наследства, не основаны на законе.
Согласно ст. 1155 ГК РФ суд вправе восстановить пропущенный шестимесячный срок для принятия наследства, но лишь при наличии уважительных причин и при условии, обращения в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
В п.40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" разъяснено, что требования о восстановлении срока принятия наследства и признании наследника принявшим наследство могут быть удовлетворены лишь при доказанности совокупности следующих обстоятельств:
а) наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил указанный срок по другим уважительным причинам. К числу таких причин следует относить обстоятельства, связанные с личностью истца, которые позволяют признать уважительными причины пропуска срока исковой давности: тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п. (ст.205 ГК РФ), если они препятствовали принятию наследником наследства в течение всего срока, установленного для этого законом. Не являются уважительными такие обстоятельства, как кратковременное расстройство здоровья, незнание гражданско-правовых норм о сроках и порядке принятия наследства, отсутствие сведений о составе наследственного имущества и т.п.;
б) обращение в суд наследника, пропустившего срок принятия наследства, с требованием о его восстановлении последовало в течение шести месяцев после отпадения причин пропуска этого срока. Указанный шестимесячный срок, установленный для обращения в суд с данным требованием, не подлежит восстановлению, и наследник, пропустивший его, лишается права на восстановление срока принятия наследства.
Таким образом, положения п. 1 ст. 1155 ГК РФ и разъяснения по их применению предоставляют суду право восстановить наследнику срок принятия наследства только в случае, если наследник представит доказательства, что он не только не знал об открытии наследства - смерти наследодателя, но и не должен был знать об этом по объективным, не зависящим от него обстоятельствам. Другой уважительной причиной пропуска срока принятия наследства, влекущей возможность его восстановления судом являются обстоятельства, связанные с личностью истца.
В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истцами не представлено доказательств того, что в силу каких-либо объективных причин они не знали и не должны были знать о смерти наследодателя. Заблуждение относительно принадлежности имущества к таковым не относится.
По данному делу не усматривается также уважительных причин, связанных с личностью наследников (тяжелая болезнь, неграмотность, беспомощное состояние), препятствующих своевременному принятию наследства. Истица Чурилова Р.М. имеет среднее специальное образование, Колесников А.М. – высшее образование. Незнание гражданско-правовых норм о сроках и порядке принятия наследства, на что ссылалась истица, согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ не относится к числу уважительных причин.
При таких обстоятельствах законных оснований для восстановления срока на принятие наследства, предусмотренных ст.1155 ГК РФ, по данному делу не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Чуриловой Р.М. и Колесникова А.М. к Колесникову В.М. и Колесниковой Ф.Д. о восстановлении срока для принятия наследства – отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляции в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы через Красногвардейский районный суд.
Судья
Мотивированное решение изготовлено 30 октября 2018 года.
Судья