Дело №2а-530/2020
УИД 32RS0012-01-2020-000537-26
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
14 августа 2020 года г.Карачев, Брянской области
Карачевский районный суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Приходько Р.Н.,
при секретаре Егоренковой Е.А.,
с участием представителя административного истца МУП «Карачевский городской водоканал» по доверенности Сафронова Р.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Муниципального унитарного предприятия «Карачевский городской водоканал» к Карачевскому районному отделу судебных приставов УФССП России по Брянской области, УФССП России по Брянской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец - МУП «Карачевский городской водоканал» обратился с указанным административным иском, ссылаясь на то, что на основании исполнительного листа, выданного на основании решения Карачевского районного суда Брянской области от 14.04.2016г. по делу №2-353/2016 судебным приставом-исполнителем 19.08.2019г. в отношении должника МУП «Карачевский городской водоканал» возбуждено исполнительное производство №26106/19/32013-ИП об обязании МУП «Карачевский городской водоканал» в срок до 01.12.2016г. выполнить мероприятия на территории ЗСО первого пояса скважины б/н ГВК 15204565, расположенной в н.п. Куприно, Карачевского района, Брянской области, а именно: территорию первого пояса данной скважины спланировать для отвода поверхностного стока за ее пределы, оградить, озеленить, дорожку к данной скважине покрыть твердым материалом.
Согласно определению Карачевского районного суда Брянской области от 07.10.2019г. МУП «Карачевский городской водоканал» была предоставлена отсрочка исполнения судебного решения сроком до 01.03.2020г.
Ввиду тяжелого финансового положения к указанному сроку исполнить решение суда не представляется возможным. В настоящее время решение суда исполнено частично: осуществлена планировка отвода поверхностного стока за пределы 1 пояса ЗСО, произведены работы по герметичному закрытию оголовок водозабора. Администрацией Карачевского района на обустройство первого пояса ЗСО в н.п.Куприно заложена необходимая для исполнения решения суда денежная сумма. Согласно Ведомственной целевой программе «Обеспечение устойчивого функционирования и развития системы водоснабжения и водоотведения на территории МО «Карачевский район» обустройство 1 пояса ЗСО будет закончено не позднее 31.12.2020г.
На момент подачи иска МУП «Карачевский городской водоканал» обратился в Карачевский районный суд Брянской области с заявлением об отсрочке исполнения решения суда до 31.12.2020г.
13.04.2020г. судебным приставом-исполнителем Карачевского РО СП УФССП России Гореловой Н.В. вынесено постановление №32013/20/19133 о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
В отношении МУП «Карачевский городской водоканал» возбуждено 16 аналогичных исполнительных производств. Бремя по уплате дополнительных штрафных санкций приведет к закрытию унитарного предприятия.
В связи с частичным исполнением судебного решения, принятием необходимых мер для исполнения решения суда в полном объеме, с учетом тяжелого финансового положения административного истца (наличия задолженности по обязательным платежам и санкциям) и его потребности в финансировании большого объема работ по обустройству первого пояса ЗСО 16 скважин в населенных пунктах на территории Карачевского района, с учетом социально-значимой деятельности предприятия, просит освободить МУП «Карачевский городской водоканал» от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Карачевского РО СП Гореловой Н.В. от 13.04.2020г. №31013/20/19133 по исполнительному производству №26106/19/32013-ИП.
В судебном заседании представитель административного истца МУП «Карачевский городской водоканал» по доверенности Сафронов Р.М. административное исковое заявление поддержал и настаивал на его удовлетворении по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, ссылаясь на то, что МУП «Карачевский городской водоканал» осуществляет социально значимую деятельность, связанную с жизнеобеспечением населения Карачевского района, при этом предприятие находится в тяжелом финансовом положении.
Представители административных ответчиков УФССП России по Брянской области, Карачевского районного отдела судебных приставов УФССП России по Брянской области, заинтересованные лица: судебный пристав-исполнитель Горелова Н.В., Брянский природоохранный прокурор в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ неявка лица, участвующего в деле, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде.
При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя административного истца МУП «Карачевский городской водоканал» по доверенности Сафронова Р.М., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 3 статьи 363 КАС РФ, если порядок разрешения судом вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства и в силу закона подлежащих рассмотрению судом, не установлен в настоящей главе (в частности, об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания), эти вопросы разрешаются по правилам, установленным частью 2 статьи 358 настоящего Кодекса, регламентирующим порядок рассмотрения заявлений об отсрочке, рассрочке исполнения судебного акта, об изменении способа и порядка его исполнения.
При этом вышеуказанные положения КАС РФ не содержат требования о рассмотрении заявления об освобождении об взыскания исполнительского сбора судом, рассмотревшим дело, в связи с чем при разрешении вопроса о принятии административного искового заявления к производству суду надлежало руководствоваться общими правилами, установленными статьей 22 КАС РФ.
В соответствии с ч. 11 и ч. 12 ст. 30 Федерального закона от 02.10. 2007г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч.1 ст.105 Федерального закона от 02.10. 2007г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В силу ст.112 Федерального закона от 02.10.2007г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей.
Частью 7 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства.
Таким образом, Федеральный закон от 02.10.2007г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предоставляет должнику право оспорить постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора в судебном порядке (в случае, если должник полагает, что взыскание исполнительского сбора произведено незаконно).
В том случае, когда соответствующее постановление вынесено судебным приставом-исполнителем при наличии к тому законных оснований, должник вправе обратиться в суд с заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
Согласно ч.2 ст.112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001г. N13-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа. При этом должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Таким образом, вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом заявления должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
Как установлено в судебном заседании, в соответствии с решением Карачевского районного суда Брянской области от 14.04.2016г. по гражданскому делу №2-353/2016 удовлетворены исковые требования Брянского природоохранного прокурора Брянской области в защиту неопределенного круга лиц жителей Карачевского района, Брянской области и лиц, временно пребывающих на его территории.
Суд обязал МУП «Карачевский городской водоканал» в срок до 01.12.2016 г. выполнить мероприятия на территории ЗСО первого пояса 1 скважины, расположенной в н.п. Куприно, скважина б/н ГВК 15204565 Карачевского района, Брянской области, а именно: территорию первого пояса данной скважины спланировать для отвода поверхностного стока за ее пределы, оградить, озеленить, дорожку к данной скважине покрыть твердым материалом.
Вышеуказанное решение суда вступило в законную силу 17.05.2016г.
19.08.2019г. судебным приставом-исполнителем Карачевского РОСП УФССП по Брянской области в отношении должника МУП «Карачевский городской водоканал» области возбуждено исполнительное производство №26106/19/32013-ИП. Должнику предоставлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
13.04.2020г. в связи с невыполнением требований исполнительного документа судебным приставом-исполнителем Карачевского района Брянской области вынесено постановление №32013/20/19133 о взыскании с должника-администрации Карачевского района исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
В силу части 6 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», должник вправе в порядке, установленном Законом об исполнительном производстве, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с разъяснениями, данными в п.74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015г. N50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного ч.3 ст.112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания.
Из материалов дела следует, что определением Карачевского районного суда Брянской области от 07.10.2019г. предоставлена отсрочка исполнения решения Карачевского районного суда от 14.04.2016 г. по гражданскому делу №2-353/2016 по иску Брянского природоохранного прокурора Брянской области в защиту неопределенного круга лиц жителей Карачевского района Брянской области и лиц, временно пребывающих на его территории к МУП «Карачевский городской водоканал» об обязании выполнения мероприятий по первому поясу ЗСО подземного источника водоснабжения - до 01.03.2020г.
Определением Карачевского районного суда Брянской области от 25.05.2020г. предоставлена отсрочка исполнения решения Карачевского районного суда от 14.04.2016 г. по гражданскому делу №2-353/2016 до 31.12.2020г., поскольку судом установлено, что МУП «Карачевский городской водоканал» предприняты меры по частичному исполнению решения суда по гражданскому делу №2-353/2016.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 21.04.2020 г. основным видом деятельности МУП «Карачевский городской водоканал» является распределение воды для питьевых и промышленных нужд.
Согласно выписке операций по лицевому счету МУП «Карачевский городской водоканал» (по состоянию на 23.04.2020г.) остаток денежных средств на счете - 6 423,81 руб.
Согласно требованию Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Брянской области №66389 по состоянию на 10.07.2020г. за МУП «Карачевский городской водоканал» числится общая задолженность в сумме 3 502 297,66 руб., в том числе по налогам - 3 105 666,81 руб.
Согласно требованию №68250 по состоянию на 31.07.2020г. за данным МУП «Карачевский городской водоканал» числится задолженность в сумме 3 954 048, 26 руб., в том числе по налогам 3 786 665, 57 руб.
Как следует из материалов дела, в срок, установленный для добровольного исполнения, требования исполнительного документа административным истцом не исполнены, при этом не представлены доказательства того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Таким образом, постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора является законным.
Однако, с учетом потребности предприятия в финансировании большого объема работ по обустройству первого пояса ЗСО 16 скважин в населенных пунктах на территории Карачевского района по решениям Карачевского районного суда Брянской области, тяжелого финансового положения предприятия (в том числе, наличия задолженности по обязательным платежам и санкциям в пользу Межрайонной ИФНС №5 по Брянской области), социально значимой деятельности предприятия (обеспечение водоснабжения и водоотведения потребителей на обслуживаемой территории) и тех обстоятельств, что предприятием принимались меры к исполнению требований исполнительного документа, решение суда исполнено частично, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление МУП «Карачевский городской водоканал» подлежит удовлетворению частично, с уменьшением размера исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя Карачевского РО СП УФССП России по Брянской области от 13.04.2020г. №32013/20/19133 по исполнительному производству №26106/19/32013-ИП на ? от размера, установленного данным постановлением, то есть до 37500 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Муниципального унитарного предприятия «Карачевский городской водоканал» к Карачевскому районному отделу судебных приставов УФССП России по Брянской области, УФССП России по Брянской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора удовлетворить частично.
Уменьшить размер исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя Карачевского РО СП УФССП России по Брянской области от 13.04.2020г. №32013/20/19133 в рамках исполнительного производства №26106/19/32013-ИП на ? от размера, установленного данным постановлением, то есть до 37 500 рублей.
В удовлетворении остальной части административного иска Муниципального унитарного предприятия «Карачевский городской водоканал» отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Карачевский районный суд Брянской области.
Председательствующий . Р.Н. Приходько